Объект ПП - человек, который меняется и развивается в условиях процессов обучения и воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект ПП - человек, который меняется и развивается в условиях процессов обучения и воспитания.



Объект ПП - человек, который меняется и развивается в условиях процессов обучения и воспитания.

Образование как процесс и как результат

Образование рассматривается как процесс т.к оно имеет целеположенность, предметность, результат, оно имеет динамику и происходит постепенно. Образование как результат - т.к заявляет себя в виде способности личности адаптироваться, социализироваться и интегрироваться в систему общественных отношений. (конспект)

Как процесс — это освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.

Образование как результат — характеристика достигнутого уровня образованности.

Образование как процесс реализуется в образовательной системе, совокупности преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов и сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Этот процесс протекает, результат достигается, а система функционирует не сама по себе, а посредством специфической человеческой деятельности — педагогической деятельности. От качества педагогической деятельности во многом зависят характер и эффективность образования. Очевидно, что педагогическую деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, в известной мере средства массовой информации. В первом случае — это деятельность профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую сознательно или неосознанно осуществляет каждый человек по отношению к другим и к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием

 

Содержание, формы и характеристика пед деятельности

Пед. деятельность обусловлена процессами обучения и воспитания

Представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, и выступает как основа его саморазвития и самосовершенствования

Характеристики – целеположенность, мотивированность, предметность

Специфическая характеристика пед.деятельности – продуктивность

Уровни продуктивности:

1. Репродуктивный – педагог умеет пересказать то, что знает (непродуктивный).

2. Адаптивный – умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории (малопродуктивный).

3. Локально моделирующий – педагог владеет стратегиями обучения знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса (формирует пед. цель, отдает отчет о результате, отбирает систему и последовательность включения учащихся в уч.-позн.деят; среднепродуктивный)

4. Системно моделирующий знания – владеет стратегиями формирования системы знаний, навыков, умений (продуктивный)

5. Системно моделирующий деятельность и поведение – владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности, его потребностей в самовоспитани, самообразовании, саморазвитии (высокопродуктивный)

Формы пед.деятельности – урок, лекция, семинар, зачет, практикум, тренинг

Содержание:

• Предмет – организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими социокультурного опыта как основы и условия развития

• Средства – научные (теоретические и эмпирические) знания, на основе которых формируется тезаурус обучающихся

• Способы передачи социо-культурного опыта – объяснение, показ, совместная работа с обучающимися, практика, тренинги

• Продукт – индивидуальный опыт ученика (оценивается на экзамене)

• Результат – личностное, интеллектуальнее развитие обучающегося, совершенствование, становление его как личности и субъекта учебной деятельности (диагностируется сопоставлением качеств ученика в начале и конце бучения)

• Цели

• Мотивация

 

11. Возрастные и психологические характеристики субъектов обучения и системе образования (характеричтики младшего школьника)

 

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ее рамках, осваивая новые способы умственных действий и операций: анализ, синтез, обобщение, классификацию и др. Именно в учебной деятельности осуществляются основные отношения младшего школьника с обществом и в ней же формируются основные качества его личности (самосознание и самооценка, мотивация достижения успехов, трудолюбие, самостоятельность, представления о морали, творческие и другие способности) и познавательных процессов (произвольность, продуктивность), а также его отношение к себе, к миру, обществу, окружающим людям.

Это общее отношение проявляется через отношение ребенка к учению, учителю, товарищам, школе в целом. У младшего школьника изменяется иерархия авторитетов: наряду с родителями значимой фигурой становится учитель, и в большинстве случаев его авторитет оказывается даже выше, поскольку он организует ведущую для младших школьников учебную деятельность, является источником получаемых знаний. Поэтому в спорах младшего школьника с родителями одним из главных аргументов с его стороны становится ссылка на точку зрения учителя («А учительница сказала так!»).

Младший школьник, имея новую жизненную позицию, сталкивается с рядом трудностей. В самом начале школьного обучения для большинства детей основной трудностью является необходимость волевой саморегуляции поведения: им очень трудно просидеть весь урок на одном месте и все время внимательно слушать учителя, соблюдать все дисциплинарные требования. Кроме того, существенные изменения претерпевает режим дня: ребенку теперь приходится рано вставать, а по возвращении домой – отводить время на выполнение домашних заданий. Необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их рационально расходовать свои силы. Задача родителей – организовать ребенку новый распорядок дня, а учебная программа должна быть составлена так, чтобы постоянно поддерживать у ребенка интерес к учению и больше задействовать его непроизвольное внимание, чем произвольное. Младшие школьники еще не умеют рационально организовывать свой труд, в этом им необходима помощь взрослых. Со временем возникают и другие трудности: первоначальная радость знакомства со школой может смениться апатией и безразличием. Обычно это результат повторяющихся неудач ребенка в преодолении сложностей учебной программы. Учителю особенно важно в этот период не упустить из поля своего внимания каждого ученика.

К концу начальной школы ученик уже начинает проявлять себя не только как субъект учения. Он вступает в активное межличностное взаимодействие, у него появляются собственные мнения и точки зрения, отличающиеся от позиции значимых взрослых. Это внутренние показатели его перехода в подростковый возраст, а внешний критерий – переход из начальных классов в средние.

 

12. Возрастные и психологические характеристики субъектов обучения и системе образования (характеричтики подростка)

 

Подросток как субъект учебной деятельности характеризуется тем, что для него она перестает быть ведущей, хотя и остается основной, занимая большую часть его времени.

Для подростка ведущей становится общественная деятельность, осуществляемая в рамках других видов деятельности: организаторской, культурной, спортивной, трудовой, неформального общения. Во всех этих видах деятельности подросток стремится утвердить себя как личность, стать общественно значимым человеком. Он принимает на себя разные социальные роли, учится строить общение в разных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений. Учебная деятельность становится для подростка одним из видов осуществляемой активности, способных обеспечить его самоутверждение и индивидуализацию. Подросток проявляет себя в учебе, выбирает одни средства и способы ее осуществления и отвергает другие, предпочитает одни учебные предметы и игнорирует другие, определенным образом ведет себя в школе, стремясь обратить на себя внимание в первую очередь сверстников, добивается более равноправной позиции в отношениях с учителями. Таким образом он утверждает себя, свою субъектную исключительность и индивидуальность, стремясь чем-то выделиться.

Учебная мотивация у подростка уже представляет собой единство познавательных мотивов и мотивов достижения успехов. Учебная деятельность включается в его общую активность, направленную на вхождение в общество, усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому содержание учебного материала для подростков обязательно должно отражать общий контекст современности: мировой культуры, общественно-экономических и жизненно-бытовых отношений. Если подросток не будет чувствовать связи преподаваемого предмета с реальной жизнью, он скорее всего усомнится в его необходимости лично для себя и не станет прикладывать заметных усилий для его усвоения.

Меняется и отношение подростка к получаемым отметкам и вообще к успеваемости: если в начальной школе успеваемость была главным критерием успешности сверстника и ценности его личности, то в средних классах учащиеся уже в состоянии оценить личностные качества друг друга и свои собственные безотносительно учебной успеваемости. Сама успеваемость может снизиться как по «любимым», так и по «нелюбимым» предметам не только в силу изменения эмоционального отношения к отметкам и снижения их субъективной значимости, но и потому, что у подростков появляется множество новых увлечений, конкурирующих с учебой и оставляющих на нее все меньше времени.

У подростка изменяется и отношение к авторитету взрослых. Сама по себе позиция взрослого как учителя теперь вовсе не означает безоговорочного принятия его авторитета. У подростка авторитет надо заслужить, хотя авторитет взрослых еще долгое время остается реальным фактором в его жизни, ведь он остается школьником, находящимся на иждивении родителей, и у него еще недостаточно развиты личностные качества, позволяющие жить и действовать самостоятельно.

Уже в середине среднего школьного возраста большинство подростков сталкиваются с проблемой принятия решения о форме продолжения своего образования, поскольку профильная специализация классов в наши дни начинается, как правило, с восьмого класса. Поэтому к данному возрасту подросткам необходимо определиться в предпочтении учебных предметов того или иного цикла (физико-математического, естественно-научного или гуманитарного). Это подразумевает достаточную сформированность к 13-летнему возрасту системы устойчивых интересов и предпочтений. Кроме учебных интересов, подростки уже заметно отличаются друг от друга по ценностным ориентациям. Они могут в большей степени ориентироваться на ценности учения, трудовой деятельности, общественной занятости, межличностных отношений, материального благополучия, духовного развития и др. Эти ориентации определяют решения подростка о дальнейшей форме своего образования. При ориентации преимущественно на ценности учения подросток переходит в статус старшего школьника.

 

13. Возрастные и психологические характеристики субъектов обучения и системе образования (характеричтики старшеклассника)

 

Старшеклассник как субъект учебной деятельности специфичен тем, что он уже сделал определенный выбор продолжить учение. Его социальную ситуацию развития характеризует не только новый коллектив, возникающий при переходе в старшие классы или среднее специальное учебное заведение, но и главным образом направленность на будущее: на выбор профессии, дальнейшего образа жизни. Соответственно, в старших классах важнейшей для учащегося становится активность по поиску ценностных ориентаций, связанная со стремлением к автономии, правом быть самим собой, личностью, отличающейся от окружающих, даже самых близких.

Старшеклассник сознательно задумывается над выбором профессии и, как правило, стремится принимать решение об этом сам. Данное жизненное обстоятельство в наибольшей степени определяет характер его учебной деятельности: она становится учебно-профессиональной. Это проявляется в выборе учебного заведения, классов с углубленной подготовкой по необходимым предметам, предпочтении и игнорировании учебных предметов того или иного цикла. Последнее определяется уже не тем, что предмет «нравится» или не «нравится», как в подростковом возрасте, а тем, «нужен» он или «не нужен». В первую очередь старшеклассники уделяют внимание тем предметам, экзамены по которым придется сдавать при поступлении в выбранный вуз. У них меняется учебная мотивация, поскольку сама учебная деятельность в школе важна уже не сама по себе, а как средство реализации жизненных планов на будущее.

Основным внутренним мотивом учебной деятельности для большинства старшеклассников становится ориентация на результат – получение конкретных необходимых знаний; направленность учения на освоение знаний вообще, безотносительно их необходимости, характеризует в этом возрасте очень немногих. Соответственно, вновь меняется отношение к учебной успеваемости: она тоже выступает в качестве такого средства. Для старшеклассника полученная по «нужному» предмету отметка является показателем уровня имеющихся у него знаний и может сыграть свою роль при дальнейшем поступлении в вуз, поэтому учащиеся старших классов вновь начинают обращать особое внимание на получаемые отметки.

Основными предметами учебной деятельности старшеклассников являются организация и систематизация своего индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации, а также развитие самостоятельности и творческого подхода к решению учебных задач. В целом можно сказать, что старшеклассник учится не ради самого учения, а для чего-то более значимого, только ожидаемого в будущем.

Авторитет учителя для старшеклассника приобретает несколько иные свойства, чем для подростка: старшеклассник может считать, что он уже взрослый, «перерос» школу и ее требования, авторитет школы вообще может упасть до минимума. Но это не определяет для него уровень авторитета каждого учителя-предметника как специалиста и личности. Любой учитель может оказаться для старшеклассника авторитетным лицом, мнение которого для него ценно.

На основе стремления старшеклассника к самостоятельности у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные перспективы, формируется уровень притязаний. Правильная организация учебно-профессиональной деятельности во многом определяет становление выпускника школы как субъекта будущей трудовой деятельности.

 

Структура процесса обучения

Обучение – это двусторонний, целенаправленный процесс организации педагогом активной учебно-познавательной деятельности учащихся, в которой последние овладевают системой научных знаний, формируют практические умения и навыки, развивают творческие способности, вырабатывают нравственно-эстетические взгляды, научное мировоззрение.

 

Признаки процесса обучения:

1. Двусторонний характер.

2. Направленность на достижение конкретных целей (глобальной – всестороннее и гармоничное развитие личности, дидактической – усвоение учебного материала).

3. Совместная активная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество в процессе обучения).

4. Наличие педагогического руководства (учитель направляет, организовывает учебно-познавательную деятельность школьников, в этом смысле можно говорить о приоритетности роли учителя в процессе обучения).

5. Обучение возможно только при условии взаимосвязи преподавания и учения (несмотря на то, что в предыдущем положении подчеркивается роль учителя в процессе обучения). В связи с этим важной характеристикой современного процесса обучения является единство и паритетность преподавания и учения.

 

Процесс обучения представляет собой целостную систему деятельности учителя и учащихся, которая имеет свою структуру.

 

Внешняя структура обучения рассматривается как две стороны данного процесса:

1. Деятельность педагога по организации учебно-познавательной работы учащихся ( преподавание).

2. Непосредственно учебно-познавательная деятельность обучающихся (учение).

 

Внутренняя структура, характеризуется в единстве, с двух сторон: со стороны обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Существуют несколько компонентов внутр структуры:

 

• Целевой - организация обучения связана, прежде всего, с четким определением его цели учителем, принятием и осмысление этих целей учащихся.

Обучающая деятельность учителя: Определение целей и задач учебно-познавательной деятельности школьников, донесение их до сознания учащихся.

Учебно-познавательная деятельность учащихся: Осознание определенных учителем образовательных целей и работа по их достижению.

 

• Потребностно-мотивационный:

Обучающая деятельность учителя: Формирование потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся посредством применения активных методов обучения, развитие интереса учащихся к учению.

Учебно-познавательная деятельность учащихся: Развитие мотивов и потребности в собственном учении, в познании.

 

• Содержательный

Обучающая деятельность учителя: Определение содержания учебного материала по предмету на основании существующих образовательных стандартов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников, обстоятельств учебного процесса.

Учебно-познавательная деятельность учащихся: Изучение содержания образования по предметам, его восприятие, осмысление, запоминание и применение на практике

 

• Деятельностно-операционный

Обучающая деятельность учителя: Организация учебно-познавательной деятельности школьников (изложение, объяснение учебного материала, организация видов работ осмыслению, закреплению, повторению, обобщению изученного, проверка, оценка зун(ов) и т.д.).

Учебно-познавательная деятельность учащихся: Осуществление цикла учебных, познавательных действий (восприятие учебного материала, его осмысление, запоминание, применение на практике, повторение и обобщение, действия по самоконтролю и самооценке результатов учения).

 

• Эмоционально-волевой

Обучающая деятельность учителя: Формирование у школьников положительного отношения к учению, воли к преодолению трудностей в учении посредством организации педагогического общения, прогрессивных технологий обучения, собственного положительного примера.

Учебно-познавательная деятельность учащихся: Проявление позитивного (положительного) отношения к познанию, учению, волевых усилий в учебе.

 

• Контрольно-регулировочный

Обучающая деятельность учителя: Организация системного контроля за результатами учебно-познавательной деятельности школьников посредством наблюдения, проверки домашних заданий, письменных и устных, опросов, контрольных работ, программированного контроля и т.д.

Учебно-познавательная деятельность учащихся: Самоконтроль, корректировка на основе его результатов и на основе результатов контроля педагога собственной учебной деятельности.

 

• Оценочно-результативный

Обучающая деятельность учителя: Оценивание результатов учебно-познавательной деятельности учащихся в виде выставления отметок, формулировки оценочных суждений, похвалы или порицания.

Учебно-познавательная деятельность учащихся: Самооценка результатов своей учебной деятельности, которая реализуется как адекватное понимание успехов либо пробелов, срывов в учебной работе.

 

Все названные структурные компоненты в единстве представляют процесс обучения как сложную систему, они взаимосвязаны, поэтому недооценка педагогом или устранение хотя бы одного компонента из данной системы приводит к снижению результативности обучения, а «выпадение» на практике нескольких компонентов разрушает процесс обучения, делает его неэффективным вообще, что отрицательно сказывается на личностном развитии школьников.

Разница между процессом обучения и учебным процессом, в том, что учебный процесс касается обучения в конкретном учебном учреждении.

 

26. Общая характеристика самостоятельной работы учащихся в образовательной системе

 

Под самостоятельной работой в дидактике понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на классных и внеклассных занятиях или дома без непосредственного участия учителя, но по его заданиям (А.А. Миролюбов).

 

Задачи:

• сознательное и прочное усвоение знаний по предмету;

овладение способами и приемами самообразования;

развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний.

Виды сам.работы:

 

Обучающие (развитие интереса к изучаемому материалу, помогает выделить пробелы в знаниях);

Тренировочные (состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. выработывает основные умения и навыки, создает базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении нужна помощь учителя/доп.материала/книг);

Закрепляющие (показывают, насколько прочно усвоен учебный материал, по итогу препод может выяснить сколько времени необходимо для усвоения или повторения материала);

Повторительные

Развивающие (докладики, на уроках- задачи на исследование чего-либо);

Творческие (даются нестандартные ситуации требующие несколько способов решения/творч с.р предполагает высокий уровень самостоятельности);

Контрольные (гл.функц = контроль)

 

Дидактическиетребования к сам.работе:

1. Целенаправленность.

2. Должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно (ток без фанатизма, содержание и объем должны быть посильны обучающимся)

3. Формирование у учащихся простейших навыков сам.работы;

4. Заданияв с.р. не должны выполняться по шаблону (применение знаний в новой ситуации);

5. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс (это вырабатывает твердые умения и навыки);

6. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.

 

И ндивидуально-психологические детерминанты самостоятельной работы:

 

Самостоятельная работа обусловливается индивидуально-психологическими и личностными особенностями обучающегося как ее

субъекта. К таким психологическим детерминантам прежде всего относится саморегуляция. В общем контексте собственно психологической теории саморегуляции (О.А. Конопкин, А.К. Осницкий) были определены моменты предметной саморегуляции, соотносимые с организацией самостоятельной работы.

В целях развития саморегуляции у учащихся должны быть:

• сформированы целостная система представлений о своих возможностях и умениях их реализовать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания.

• уметь моделировать собственную деятельность;

• умение оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий и умение корректировать свои действия;

также саморегуляция включает в себя представление человека о нормах взаимоотношений с другими людьми, правилах обращения с предметами труда. При этом подчеркивается важная для организации самостоятельной работы мысль о том, что всем названным представлениям обучающегося должны соответствовать уже сформированные у него в учебной классной работе навыки и умения.

 

Технология организации С.Р. включает в себя три компонента:

 

Целевой компонент: Основаниями для отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом (ГОС), и конкретизация целей по разделам дисциплины. Кроме того, пели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к дальнейшему самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.

 

Содержательный: Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются ГОС, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ). Индивидуально-психологические особенности учеников (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности). При этом важную роль играет подборка учебного материала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения.

 

Контрольно - корректировочный: Включает тщательный отбор средств контроля, определение эталон, разработку индивидуальных форм контроля.

 

Специфика пед общения

[Деятельностный подход] о. – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Д.подход – 1. неразрывность общественных и межличностных отношений, 2. Единство общения и деятельности

Единство общения и деятельности → стороны социального бытия человека, явления связи «род-вид», т.е. общение – вид деятельности.

Коммуникативный подход позволяет предоставить схему педагогического взаимодействия во всем многообразии ее звеньев (источник, ситуация, канал связи, обратная связь) – используется современной педагогикой. К.п. устанавливает связь говорящего и слушателей, но не вскрывает природу взаимодействия, характер активности субъектов – анализ потребностей, мотивов, елей и задач деятельности, особенности субъектов (на основе деят. подхода)

Стороны общения:

- Коммуникативная – обмен информацией

- Интерактивная – регуляция взаимодействия между партнерами и декодирование ими знаковых (верб.,неверб.) систем общения

- Перцептивная – «прочтение» собеседника (сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия)

А.А.Леонтьев: о. – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного средствами контакта между людьми, связанными друг с другом в психологическом отношении

Характеристики о.: контактность, ориентированность, направленность, семиотическая специализация и степень опосредованности, ориентация общения, психологическая динамика

Педагогическое общение – форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников

одновременно реализует все функции общения (см.стороны), используя всю совокупность вербальных, изобразительных, символических, кинетических средств

П. о. – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности ученика

Специфика п. о. – 1. полиобъектная направленность

П. о направлено на само взаимодействие обучающихся в елях их личностного развития и организацию освоения учебных занятий, формирование на этой основе творческих умений →

П. о. направлено на 1. Учебное взаимодействие 2. Обучающихся (их актуальное состояние, перспективы развития) 3. Предмет освоения (усвоения) → органическое сочетание элементов личностно, социально и предметно ориентированного общения

2. обучающая функия, которая включает в себя воспитывающую, т.к. образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер

Брудной А.А: обучающая функция может быть соотнесена с трансляционной, ее проявлением. Трансляционная присуща всем формам научения (игра, бытовое взаимодействие), реализуется в специально организованном процессе любого уровня образовательной системы (дошк., шк., вуз)

+ Функция облегчения, фасилитации общения

учитель – фасилитатор общения – помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть

Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная и поддерживающая контакт атмосфера общения облегчает педагогическое взаимодействие, способствует самоактуализации ученика и его развитию

→ Пед. общение – обучающая, воспитывающая, фасилитативная функцииХарактеристика особенностей социальной ситуации развития личности. Влияние соц ситуации развития на процесс обучения

 

Образование как система

 

Образование как воспроизведение культуры не могло не сфор­мироваться как определенная система, внутри которой дифферен­цируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обуче­ния, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы.

Основные характеристики образовательной системы:

Образование как социаль­ный институт есть сложная система, включающая разные эле­менты и связи между ними: подсистемы, управление, организа­цию, кадры и т.д. Эта система характеризуется целью, содержа­нием, структурированными учебными программами и плана­ми, в которых учитываются предыдущие уровни образования и про­гнозируются последующие. Системообразующей (или смыслообразующей) составляющей образовательной системы является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требу­ет и ожидает общество на данном этапе его исторического развития.

Образование как система включает в себя понятие педагоги­ческой системы, по Н.В. Кузьминой. Педагогическая система мо­жет рассматриваться как соотносимая с образовательным процес­сом подсистема в общей системе образования. Она, в свою оче­редь, имеет свои подсистемы, в целом характеризуясь пятью струк­турными элементами (цель, учебная информация, средства ком­муникации, учащиеся и педагоги).

Образование как система может рассматриваться в трех из­мерениях:

 

— социальный масштаб рассмотрения, т.е. образование в ми­ре, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, об­щественного, светского, клерикального и т.д. образования;

 

— ступень образования (дошкольное, школьное с его внут­ренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура);

 

— профиль образования: общее, специальное (математичес­кое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональ­ное, дополнительное.

С этих позиций образование как систему в целом, можно ха­рактеризовать следующим образом:

— образование как система может быть светским или кле­рикальным, государственным, частным, муниципальным или фе­деральным;

— образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возраст­ной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тре­мя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, уни­верситеты, академии. Каждая ступень имеет свои организаци­онные формы обучения — урок, лекция, семинар и т.д. и спе­цифические формы контроля — опрос, зачет, экзамен и т.д.;

— образование как система может характеризоваться преем­ственностью уровней, управляемостью, эффективностью, на­правленностью;

— образовательная система имеет качественную и количест­венную характеристику, специфическую для своих подсистем;

— образование как система определяется одновременно функ­ционированием и развитием согласно принципу дуальности, в терминах А.И. Субетто, Н.А. Селезневой [206].

Все эти показатели, будучи социально-экономическими и об­щепедагогическими, при внимательном рассмотрении выявля­ют и собственно психолого-педагогические аспекты. Они за­ключаются в ответах на вопросы: как сам человек (ребенок) или его родители, представив всю иерархию ступеней системы об­разования, могут сделать правильный выбор; как внутри каж­дой образовательной структуры (младшая, средняя, старшая сту­пени школьного, гимназического, лицейского образования) от­ражается специфика ее ступеней по отношению к субъекту обу­чения — обучающемуся; как предыдущий уровень подготовки в одной структуре может обеспечить комфортное продолжение образования в другой; каковы критерии эффективности дейст­вия каждой из них; каковы механизмы управления системами, определение специфики этого управления при помощи тестовых батарей достижений и т.д.

 

Объект ПП - человек, который меняется и развивается в условиях процессов обучения и воспитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.124 с.)