Сложные ставки ссудных процентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сложные ставки ссудных процентов



Если после очередного интервала начисления доход (т. е. начисленные заданный интервал проценты) не выплачивается, а присоединяется к денежной сумме, имеющейся на начало этого интервала, для определения наращенной суммы применяют формулы сложных процентов. Сложные ссудные проценты в настоящее время являются весьма распространенным видом применяемых в различных финансовых операциях процентных ставок.

Пусть i с - относительная величина годовой ставки сложных ссудных процентов; k н.с.- коэффициент наращения в случае сложных процентов; j - номинальная ставка сложных ссудных процентов (ее определение будет дано в дальнейшем).

Если за интервал начисления принимается год, то по прошествии первого года наращенная сумма в соответствии с формулой (12.10) составит:

Еще через год это выражение применяется уже к сумме:

и так далее. Очевидно, что по прошествии лет наращенная сумма составит:

Множитель наращения k н.с.соответственно будет равен:

При начислении простых процентов он составил бы:

Если срок ссуды в годах не является целым числом, множитель наращения определяют по выражению:

где n = n a + n b;

n a - целое число лет:

n b - оставшаяся дробная часть гола.

На практике в данном случае часто предпочитают пользоваться формулой 12.22 с соответствующим нецелым показателем степени. Но нужно иметь в виду, что исходя из сущности начисления процентов этот способ является приблизительным, и погрешность при вычислениях будет тем больше, чем больше значения входящих в формулу величин. Следует учитывать, что приблизительный метод дает меньший, чем в действительности, результат.

При N интервалах начисления наращенная сумма в конце всего периода начисления составит:

Если все интервалы начисления одинаковы (как и бывает обычно на практике) и ставка сложных процентов одна и та же, формула (12.25) принимает вид:

Начисление сложных процентов может осуществляться не один, а несколько раз в году. В этом случае оговаривается номинальная ставка процентов j - годовая ставка, по которой определяется величина ставки процентов, применяемой на каждом интервале начисления.

При т равных интервалах начисления и номинальной процентной ставке j эта величина считается равной j / m.

Если срок ссуды составляет лет, то аналогично (12.21) получаем выражение для определения наращенной суммы:

Здесь mn - общее число интервалов начисления за весь срок ссуды.

Для целого числа периодов начисления используется формула сложных процентов (12.21), а для оставшейся части - формула простых процентов (12.10).

В нашей стране в настоящее время наиболее распространено начисление процентов по полугодиям, поквартальное и ежемесячное (иногда интервалом начисления может быть и день). Такие проценты, начисляемые с определенной периодичностью, называются дискретными.

В мировой практике часто применяется также непрерывное начисление сложных процентов (т. е. продолжительность интервала начисления стремится к нулю, а m - к бесконечности).

В этом случае для вычисления наращенной суммы служит выражение:

Для расчетов можно использовать формулу:

Очевидно, что непрерывный способ начисления процентов дает максимальную величину наращенной суммы при прочих равных условиях (т.е. при одинаковых п, j, Р).

Также из формулы (12.22) имеем:

а из формулы (12.28)

Применяя операцию логарифмирования к обеим частям формулы (12.22). получаем:

Подобным же образом из формулы (12.24) получаем

Организация долгосрочного кредитования базируется на трех основополагающих принципах: обеспеченности, срочности, платности. Коммерческий банк кредитует только такие мероприятия, которые имеют реальные сроки окупаемости и наличие источников возврата кредита, обеспечивают окупаемость финансируемых вложений в более короткие сроки, чем среднеотраслевые сроки окупаемости. Банковский кредит, в отличие от бюджетного финансирования, позволяет повысить эффективность инвестиционных мероприятий и в целом ряде случаев может оказаться более приемлемым и удобным методом мобилизации денежных средств на длительные сроки, чем выпуск корпоративных акций или размещение облигационных займов.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение экономическим категориям «эффект» и «эффективность».

2. Какие три вида эффекта может дать внедрение инноваций?

3. Что означает экономическая эффективность инноваций?

4. Какие основные характеристики производства изменяют инновации?

5. Перечислите типы показателей эффективности инноваций, которые используют в производственной сфере?

6. Какие ситуации характерны дли экономической эффективности нововведений затратного и ресурсного типов?

7. Охарактеризуйте показатели эффективности инвестиционного проекта.

8. Назовите статистические методы оценки эффективности.

9. Перечислите динамические показатели опенки эффективности.

Тренировочные задания

Задача 12.1. На осуществление инновационного проекта выдана на полгода по простой ставке процентов 20% годовых ссуда в размере 50 000 тыс. руб. Определить наращенную сумму.

Задача 12.2. Кредит для осуществления инновационного проекта выдается на полгода по простой учетной ставке 15%. Рассчитать сумму. получаемую заемщиком, и величину дисконта, если требуется возвратить 20 000 тыс. руб.

Задача 12.3. Первоначальная вложенная сумма в инновационный проект равна 200 тыс. руб. Определить наращенную сумму через 5 лет при использовании простой и сложной ставок процентов в размере 18% годовых. Провести расчет также для случаев, коша проценты начисляются по полугодиям, поквартально, непрерывно.

Задача 12.4. Для реализации инновационного проекта кредит в размере 10 000 тыс. руб. выдан 2 марта до 11 декабря под 18% годовых, год високосный. Определить размер наращенной суммы для различных вариантов (обыкновенного и точного) расчета процентов.

Тестовые задания

1. Научно-техническая эффективность означает:

1.1. Что результат, получаемый в ходе вложения ресурсов (денежных, материальных, информационных, рабочей силы) в новый продукт или операцию (технологию), обладает определенным полезным эффектом (выгодой).

1.2. Результат, способствующий удовлетворению потребностей человека и общества.

1.3. Создание научно-технической продукции (прирост информации) в процессе научного труда.

2. Социальная эффективность означает:

2.1. Что результат, получаемый в ходе вложения ресурсов (денежных, материальных, информационных, рабочей силы) в новый продукт или операцию (технологию), обладает определенным полезным эффектом (выгодой).

2.2. Результат, способствующий удовлетворению потребностей человека и общества.

2.3. Создание научно-технической продукции (прирост информации) в процессе научного труда.

3. Экономическая эффективность означает:

3.1. Что результат, получаемый в ходе вложения ресурсов (денежных, материальных, информационных, рабочей силы) в новый продукт или операцию (технологию), обладает определенным полезным эффектом (выгодой).

3.2. Результат, способствующий удовлетворению потребностей человека и общества.

3.3. Создание научно-технической продукции (прирост информации) в процессе научного труда.

4. Размер эффекта от реализации инноваций проявляется в:

4.1. Продуктовом значении (улучшение качества и рост товарного ассортиментов);

4.2. Технологическом значении (рост производительности труда и улучшение его условий);

4.3. Функциональном значении (рост эффективности управления);

4.4. Социальном значении (улучшение качества жизни);

4.5. Все ответы верны.

5. Показатель эффективности затратного типа представляет собой

5.1. Отношение результата инноваций к величине совокупного живого и овеществленного труда (цена инноваций), которое было потреблено.

5.2. Отношение результата к величине примененных производственных ресурсов в стоимостном выражении.

5.3. Нет правильного ответа.

6. Суммарная прибыль определяется как:

6.1. Разность совокупных стоимостных результатов и затрат, вызванных реализацией проекта.

6.2. Усредненная величина чистой прибыли, получаемой участником проекта в течение года.

6.3. Нет правильного ответа.

7. Статистические методы оценки эффективности включают определение:

7.1. Суммарной прибыли, среднегодовой прибыли, бухгалтерской рентабельности инвестиций и расчет периода окупаемости инвестиций;

7.2. Чистой приведенной стоимости, рентабельности инвестиций и дисконтируемого срока окупаемости.

8. Динамические показатели оценки эффективности включают определение:

8:1. Суммарной прибыли, среднегодовой прибыли, бухгалтерской рентабельности инвестиций и расчет периода окупаемости инвестиций;

8.2. Чистой приведенной стоимости, рентабельности инвестиций и дисконтируемого срока окупаемости.

Итоги по главе 12

Эффективность (вектор) показывает направленность изменения производственного отношения (положительное или отрицательное). Эффект (величина вектора) - планируемый или полученный результат.

Эффективность инноваций непосредственно определяется их способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем, структур. Размер эффекта от реализации инноваций непосредственно проявляется в следующих значениях: а) в продуктовом (улучшение качества и рост товарного ассортиментов): б) технологическом (рост производительности труда и улучшение его условий): в) функциональном (рост эффективности управления); г) социальном (улучшение качества жизни).

Внедрение инноваций может дать три вида эффекта:

• социальный;

• научно-технический;

• экономический.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования" и общепринятыми международными стандартами финансово-экономического анализа проектов различают следующие группы показателей эффективности инвестиционного проекта:

• показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

• показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;

• показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта.

Источниками финансирования инноваций являются:

• бюджетные ассигнования;

• средства специальных внебюджетных фондов;

• финансовые ресурсы коммерческих структур (инвестиционных компаний и банков, страховых обществ, ФПГ и т.п.);

• собственные средства промышленных хозяйствующих субъектов;

• частные сбережения.

Внешние источники финансирования инноваций формируются за счет банковских кратко- и долгосрочных займов, выпуска акций, коммерческих кредитов, прямых иностранных инвестиций. Среди этих источников банковские кредиты составляют 60-90% всех внешних финансовых поступлений.

В банковском кредитовании применяются ставки простых и сложных ссудных процентов.

Простые ставки ссудных (декурсивных) процентов применяются обычно в краткосрочных финансовых операциях, когда интервал начисления совпадает с периодом начисления (и составляет, как правило, срок менее одного года) или когда после каждого интервала начисления кредитору выплачиваются проценты.

Сложные процентные ставки по прошествии каждого интервала начисления применяются к сумме долга и начисленных за предыдущие интервалы процентов.

Банковский кредит, в отличие от бюджетного финансирования, позволяет повысить эффективность инвестиционных мероприятий и в целом ряде случаев может оказаться более приемлемым и удобным метолом мобилизации денежных средств на длительные сроки, чем выпуск корпоративных акций или размещение облигационных займов.

Изучив материалы данной главы, студент должен ЗНАТЬ:

> определение эффективности инноваций;

> методы оценки эффективности инноваций

и УМЕТЬ:

• оценивать эффективность инноваций.

Контрольные задания по главам

Глава 1

Задача 1. В условиях дефицита энергетических ресурсов внедрение энергосберегающих оконных технологий позволяет сэкономить до 50% энергии. В скором времени одной из основных проблем станет дефицит ресурсов - энергии и воды. Таким образом, необходимо находить решения по снижению расхода энергии в целом по зданию. Уже есть технологии, при использовании которых энергозатраты уменьшаются на 70%. В первую очередь это касается окон и светопрозрачных фасадов, потому что через них теряется более половины энергии. Окно с использованием теплоотражаюших стекол уменьшает теплопотери на 30%. Сейчас также можно добавить звукоизоляцию, защиту от взлома, огнестойкие стекла - и на рынке появится новый хороший продукт.

Выберите правильный ответ на каждый из следующих вопросов.

1.1. По области применения данная инновация:

а) управленческая,

б) организационная,

в) социальная,

г) промышленная.

1.2. По степени интенсивности данная инновация:

а) «бум»,

б) равномерная,

в) слабая,

г) массовая.

1.3. По результативности данная инновация:

а) высокая,

б) низкая,

в) средняя.

Задача 2. Финны готовятся к тому, что основным источником энергии для их экономики станет биотопливо. Это произойдет лет через 20, когда нефть и газ значительно подорожают. В Финляндии построен самый большой в мире завод по переработке биомассы и выработке энергии из биоотходов - Alholmens Krafl. Производство работает на отходах деревообрабатывающей отрасли, которые собираются и упаковываются машинами Timberjack. Мощность завода - 1,3 ТВт/ч электроэнергии и 0,6 ТВт/ч тепловой энергии. Финские ученые полагают, что будущее энергетики - это производство энергии из более широкого спектра биологических отходов, а также из этанола, получаемого как естественным путем, так и искусственным. В Финляндии уже запускаются проекты по производству биотоплива. Так, ведущие финские компании Fortum Oil и Gas объявили о подготовке проекта по производству дизельного топлива на основе растительных и животных жиров путем обработки их водородом.

Выберите правильный ответ на каждый из следующих вопросов.

2.1. По области применения данная инновация:

а) управленческая,

б) организационная,

в) социальная,

г) промышленная.

2.2. По степени интенсивности данная инновация:

а) «бум»,

б) равномерная,

в) слабая,

г) массовая.

2.3. По результативности данная инновация:

а) высокая,

б) низкая,

в) средняя.

Задача 3. Появился новый продукт на косметическом рынке - пластыри красоты, накладываемые на веки. Они представляют собой полоски (подушечки) из особого материала, пропитанного увлажняющим, противоотечным, питательным или другими средствами. Пластыри сглаживают мелкие морщинки и восстанавливают упругость кожи вокруг глаз, освежают уставшую кожу, снимают отечность. Время воздействия пластыря составляет от 10 до 30 мин. Пластыри быстро и эффективно приводят в порядок кожу вокруг глаз, что особенно актуально после бессонной ночи или в преддверии какого-то важного события. Пластырь абсолютно безопасен, очень компактен и имеет всего одно ограничение - возрастное: как и все активные косметические средства, его можно использовать только после 25-30 лет.

Выберите правильный ответ на каждый из следующих вопросов.

3.1. По причине возникновения данная инновация является:

а) реактивной,

б) стратегической.

3.2. По предмету и сфере приложения данная инновация является:

а) процессной,

б) продуктовой.

3.3. По характеру удовлетворяемых потребностей данная инновация является:

а) ориентированной на формирование новых потребностей,

б) ориентированной на существующие потребности.

Задача 4. Крупнейший игрок российского сотового рынка компания МТС запустила новую услугу i-mode. Сегодня i-mode - это целая «вселенная». Многофункциональные, стильные телефоны, огромные экраны, красочные, с широкой гаммой цветов и высоким разрешением. Помимо почты, новостей, картинок, мелодий и игр, здесь теперь «живут» анимосериалы, мобильное караоке, книги рецептов, бронирование мест в гостиницах и заказ билетов на концерты и многое другое.

Выберите правильный ответ для такой инновации на каждый из следующих вопросов.

4.1. По причине возникновения данная инновация:

а) реактивная,

б) стратегическая.

4.2. По предмету и сфере приложения инновация:

а) продуктовая,

б) рыночная,

в) инновация-процесс.

4.3. По характеру удовлетворяющих потребностей инновация:

а) ориентирована на существующие потребности,

б) ориентирована на формирование новых потребностей.

Глава 2

Задача 1. Имеются данные о спросе в течение года (таблица). Сделать прогноз спроса на I квартал следующего года.

Таблица

Постоянный уровень спроса со случайными отклонениями

Месяц                         Итого
Спрос, усл. ел.                          

Задача 2. Спрогнозировать объем реализации продукции с сезонным характером продаж по следующему алгоритму:

1. Определить тренд, наилучшим образом аппроксимирующий фактические данные (с использованием полиномиального тренда или комбинации тригонометрических функций).

2. Вычислить на основе фактических значений объемов продаж значения трендов, определить величины сезонной компоненты и скорректировать их на сезонность.

3. Провести верификацию прогноза.

4. Методом экспоненциального сглаживания получить прогноз объемов продаж.

В таблице представлены фактические данные по реализации продукции и показатели, рассчитанные по модели, которая будет использоваться для прогноза сбыта.

Таблица

Фактические и расчетные значения динамики сбыта продукции с сезонным характером продаж

Месяц Номер периода наблюдения, t Фактические данные по объемам продаж, тыс. руб. Расчетные (по линейному тренду) данные объема продаж, тыс. руб.
2004 год
Июнь     4786,012
Июль     6937,838
Август     3288,683
Сентябрь     2486,708
Октябрь     1938,956
Ноябрь     1792,051
Декабрь     2085,317
2005 год
Январь     2740,252
Февраль     3581,54
Март     4383,982
Апрель     4932,777
Май     5081,022
Июнь     4789,034
Июль     4134,973
Август     3293.921
Сентябрь     2491,014
Октябрь     1941,177
Ноябрь     1791,593
Декабрь     2082,302
2006 год
Январь     2735,488
февраль     3576,301

Задача 3. На основе заданной траектории численности работников и эволюционного значения валового продукта выполнить с помощью производственной функции целевой прогноз стоимости основных фондов.

1. На основе графиков сформулировать гипотезу о значениях

2.Рассчитать параметры производственной функции и сравнить их с гипотетическими.

3. Верифицировать x ср с x расч, проверить адекватность.

4. Определить производительность труда, фондовооруженность, предельную производительность труда, выразить один ресурс через другой.

5. Выполнить целевой прогноз на основе траектории численности рабочих и эволюционного значения валового продукта в периоде упреждения. Численность снижается на 1% за период.

T Валовый выпуск X (t) Стоимость основных фондов F (t) Численность занятых в производстве L (t)
      9,2
      8,0
      7,5
      6,8
      5,5
      4.2
      3,0
      2,1

Задача 4. Имеются данные о спросе в течение года (таблица). Выполнить прогноз спроса на 1 квартал следующего года.

Таблица

Цикличное поведение спроса при случайных отклонениях

Месяц                         Итог
Спрос, усл. ед.                          

Глава 3

Задача 1. На разработку инновационной продукции организация планировала израсходовать 150 000 руб., фактически было затрачено на 25,5 % больше. Реализация продукции должна была составить 84 000 руб.. а фактически возросла на 2,4%. Определить показатели ресурсосбережения и расхода инвестиционных средств.

Задача 2. Фактическая себестоимость инновационной продукции составила 60 000 руб., при этом планируемая норма прибыли была 35%, планируемый объем продаж - 95 000 руб. Определить показатель исполнения маркетинговых прогнозов.

Задача 3. Планируемый объем продаж промышленного предприятия был 39 000 руб. Фактический объем продаж составил 43 500 руб. Чистая прибыль, полученная за счет реализации инновационной продукции, 72 000 руб., общий размер чистой прибыли, полученной предприятием при реализации всей продукции, 84 700 руб. Определить показатели исполнения маркетинговых прогнозов и результативности инновационного развития.

Задача 4. Известно, что объем проектно-конструкторских работ составил 19 000 руб., а объем работ, выполненный собственными силами организации, на 23,7% ниже. Определить показатель квалификации научных кадров.

Глава 4

Задача 1. Стоимость фирмы 28 млн. руб., гудвилл составляет 8,5 млн. руб., сумма добавочного капитала 2,5 млн. рублей. Определить сумму собственного капитала фирмы.

Задача 2. В распоряжении фирмы «Риф» находится 20 тыс. акций. Стоимость акций фирмы «Риф» на рынке 4 руб., стоимость акций компании «Гефест» на рынке 30 руб. Компания «Гефест» предложила выкупить акции фирмы «Риф» по 6 руб. Сколько акций выпустит компания «Гефест», чтобы обменять свои акции на акции фирмы?

Задача 3. Определить годовую чистую прибыль фирмы, если ее цена 12 млн. руб., стоимость активов 28 млн. руб., ставка банковского процента за кредит 25%.

Задача 4. Фирма была куплена за 30 млн. руб. Собственный капитал фирмы составляет 14 млн. руб. Стоимость основных фондов фирмы, учтенных в бухгалтерском балансе, 4 млн. руб. При переоценке основных фондов по рыночным ценам их расчетная стоимость составила 8 млн. руб. Определить стоимость нематериальных активов (гудвилла).

Глава 5

Задача 1. Определить затраты на реализацию стратегии инновационного развития предприятия на исследовательском этапе при разработке новой технологии, если известно, что расходы, связанные с ее разработкой, составили 130 тыс. руб., затраты на оплату труда - 21 тыс. руб., отчисления единого социального налога и страховых взносов от несчастных случаев на производстве - 12,4 тыс. руб., амортизационные отчисления - 19,8 тыс. руб., накладные расходы - 75,3 тыс. руб.

Задача 2. Определить общий размер затрат на реализацию стратегии инновационного развития предприятия при разработке улучшающей технологии, если известно, что затраты на исследовательском этапе равны 56,3 тыс. руб., на конструктивном - 78,4 тыс. руб., на концептуальном - 142,1 тыс. руб., на дистрибутивном - 112,6 тыс. руб.

Задача 3. Определить затраты на реализацию стратегии инновационного развития предприятия на конструктивном этапе при разработке улучшающей технологии, если известно, что расходы, связанные с созданием промышленного образца, составили 91 тыс. руб., оплата труда - 10 тыс. руб., отчисления единого социального налога и страховых взносов от несчастных случаев на производстве - 5,4 тыс. руб., амортизационные отчисления - 9,6 тыс. руб., накладные расходы - 33,5 тыс. руб.

Задача 4. Определить общий размер затрат на реализацию стратегии инновационного развития предприятия при разработке новой технологии, если известно, что затраты на исследовательском этапе составили 105 тыс. руб., на конструктивном - 174 тыс. руб., на концептуальном - 309 тыс. руб., расходы, связанные с формированием нового рынка, равны 296 тыс. руб., оплата труда - 41 тыс. руб., отчисления единого социального налога и страховых взносов от несчастных случаев на производстве - 22 тыс. руб., амортизационные отчисления - 35 тыс. руб., накладные расходы - 123 тыс. руб.

Глава 6

Задача 1. Известно, что число занятых в сфере НИР и ОКР на начало года составляло 35 чел., в течение года было уволено 2 чел., принято на работу 5 чел. Средняя численность работников организации 205 чел. Какую стратегию целесообразно выбрать организации - лидера или последователя?

Задача 2. Среднегодовая стоимость производственных фондов основного производственного назначения 437 540 тыс. руб., общепроизводственного назначения - 753 624 тыс. руб., общехозяйственного назначения - 84 503 тыс. руб. Стоимость вновь введенных производственных фондов 631 255 тыс. руб. Оценить способность предприятия к освоению новых производств. Какую стратегию целесообразно выбрать предприятию?

Задача 3. Определить коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР. Стоимость оборудования опытно-приборного назначения 254 344 тыс. руб.. экспериментального назначения - 0,09 тыс. руб. Стоимость оборудования производственно-технического назначения 1 683 251 тыс. руб.

Задача 4. Постоянные издержки на выпуск новой продукции и продукции, изготовленной с использованием новой технологии, составили 11 088,48 тыс. руб.. переменные - 5463,4 тыс. руб. Планируемая норам прибыли 20%. Проанализировать способность предприятия к внедрению новой продукции.

Глава 7

Задача 1. Выясните, какая команда вносит наибольший вклад в успех финансово-промышленной группы, рассчитав коэффициент корпоративной эффективности, если затраты ФПГ составляют 33 619 тыс. руб., чистая прибыль ФПГ - 94 724 тыс. руб. Другие данные представлены в таблице.

Номер команды          
Затраты команды, тыс. руб.          
Чистая прибыль команды, тыс. руб.          

Задача 2. Вычислите прибыль финансово-промышленной группы. Данные представлены в таблице.

Номер предприятия        
Чистая прибыль ТЦ, млн. руб.        

Чистая прибыль, полученная управляющей компанией ФПГ при размещении свободных денежных средств, составляет 250 млн. руб.

Задача 3. Рассчитайте долю затрат каждой команды в затратах ФПГ, если затраты всей ФПГ составляют 42 891 тыс. руб. Данные приведены в таблице.

Номер команды      
Затраты команды, тыс. руб.      

Задача 4. Рассчитайте долю каждой команды в совокупной чистой прибыли финансово-промышленной группы, если чистая прибыль ФПГ составляет 2168 тыс. руб. Данные приведены в таблице.

Номер команды      
Чистая прибыль команды, тыс. руб.      

Глава 8

Задача 1. ОАО «Электропрод» - промышленное предприятие, специализирующееся на выпуске передвижных и стационарных источников энергообеспечения.

В настоящее время предприятие столкнулось со следующими трудностями:

• недостаток квалифицированного персонала, отток специалистов. В основном кадры формируются за счет людей, которые довольно долго работают на предприятии, и из молодежи, у которой отсутствует квалификация;

• моральный износ оборудования. Например, цех № 7 до сих пор работает с автоматами 1953 г. (год введения в эксплуатацию завода). На данный момент смене оборудования уделяется внимание, но это оставляет желать лучшего;

• из-за отсутствия высококвалифицированных специалистов и старости оборудования ОАО «Электропрод» только сравнительно недавно начало выпускать детали, которые собираются автоматически, и тем самым было упущено время;

• не развита сеть дилеров.

Причиной всех этих трудностей является главная проблема предприятия - низкая инновационная активность. Увеличение инновационной активности способствовало бы выходу из сложившейся ситуации.

Построить «дерево целей» ОАО «Электропрод» на основе приведенных данных.

Задача 2. На основе приведенных в таблице данных построить «дерево решений» и с его помощью определить срок выпуска инновационной продукции.

Таблица

Выплаты при возможных сроках наступления массового спроса на инновационную продукцию

Вариант решения о переходе к массовому производству инновационной продукции Выплаты при возможных сроках наступления массового спроса на инновационную продукцию и их вероятность, млн. у.е.
Немедленно (0,2) Через год (0,5) Через 2 года (0,3)
Перейти немедленно     -6
Перейти через год      
Перейти через 2 года      

Задача 3. У предприятия есть три альтернативы будущей инновационной политики:

• инновационно активная;

• инновационно пассивная;

• компромиссная.

В перспективе возможны следующие сценарии развития внешней среды:

• рост покупательной способности населения и иностранной конкуренции (С1), вероятность наступления - 0,5;

• неизменная покупательная способность и конкурентная ситуация (С2), вероятность наступления - 0,3;

• снижение покупательной способности вследствие роста инфляции при неизменной конкуренции (С3), вероятность наступления - 0,2.

Экспертным путем получен прогноз прибыльности применения различных типов инновационной политики предприятия (таблица).

Таблица

Прогноз прибыльности использования инновационной политики предприятия
при различных сценариях развития рынка, усл. ед.

Политика Сценарий и его вероятность
С1 (0,5) С2 (0,3) С3 (0,2)
Инновационно активная      
Инновационно пассивная      
Компромиссная      

Применив теорию игр, выбрать оптимальную инновационную политику фирмы по совокупности критериев.

Задача 4. Проанализировать инновационную политику известного вам предприятия и построить для него дерево целей.

Глава 9

Задача 1. Имеются следующие данные о деятельности предприятия: постоянные издержки равны 72 тыс. руб. в год; переменные издержки - 197 тыс. руб.; объем выпуска продукции предприятия в отчетном году составил 320 тыс. руб. Определить годовой объем безубыточных продаж многопродуктового предприятия.

Задача 2. Чему равны постоянные издержки предприятия, если известно, что переменные издержки предприятия в прошлом году равны 205 тыс. руб.; объем выпуска продукции тогда же 400 тыс. руб.; годовой объем безубыточных продаж предприятия 160 тыс. руб.

Задача 3. Известны следующие данные о деятельности предприятия: цена продукта - 140 руб.; удельные переменные операционные издержки - 70 руб.; постоянные расходы, вызванные освоением продукта, 540 тыс. руб. Необходимо определить, каким на втором году выпуска должен быть объем безубыточного выпуска и продаж планируемого к освоению продукта.

Задача 4. Чему равны постоянные издержки предприятия, если известно, что удельные переменные операционные издержки равны 105 руб.; цена продукта - 285 руб.; объем безубыточного выпуска и продаж планируемого к освоению продукта равен 4253,5 натуральной единицы измерения количества планируемого к освоению продукта.

Глава 10

Задача 1. При проведении исследования нового продукта получены данные, приведенные в таблице.

Группа проектов Средняя сумма вкладов, затрат, вложений, тыс. руб. Число проектов Число неудач
       
       
       

Определить меру риска как наиболее ожидаемый плановый результат.

Задача 2. Предварительный расчет показывает, что наиболее ожидаемый доход от проекта составит 880 тыс. руб., но точность подсчетов (стандартное отклонение, колеблемость) равна 35%. Определить меру риска как пессимистическую оценку возможного результата.

Задача 3. Научно-техническая лаборатория разработала новый навигационный прибор. Затраты на проведение исследований и испытаний составили 40 тыс. руб. К навигационному прибору проявили интерес две компании, которые были готовы внедрить новшество и купить его за 65 тыс. руб. Себестоимость нового прибора для производителя составила 30 тыс. руб. Вероятность того, что компании купят или не купят прибор, одинакова: 50: 50.

Возможные результаты инновационной деятельности, (тыс. руб.)

 

 

Варианты стратегий каждой компании Стратегия 1-й компании
Купит Не купит
Стратегия 2-й компании Купит +65 +30
Не купит +30 -40

Определить ожидаемый доход от инновации и уровень риска, рассчитав дисперсию и колеблемость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1053; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.15 с.)