Сущность, понятие и значение налоговых проверок как основной формы налогового контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, понятие и значение налоговых проверок как основной формы налогового контроля



Моментом создания налоговых органов Российской Федерации принято считать 21 ноября 1991 года, когда Указом Президента РФ №218 была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ.

К концу 1993 года в системе Госналогслужбы России возникла потребность в модернизации налоговых органов. Необходимость её проведения была обусловлена следующими объективными факторами:

– непрерывным усложнением налоговой системы;

– возрастанием объёмов нагрузки на инспекторов территориальных налоговых органов;

– ограничениями на объёмы финансирования налоговых органов.

В феврале 1996 года Концепции модернизации налоговой службы была утверждена руководителем Госналогслужбы России.

Процесс модернизации налоговой службы, начавшийся ещё в 1996 – 1998 годах, продолжается до сих пор, при этом можно выделить два его основных этапа.

На первом этапе модернизации налоговых органов Государственная налоговая служба России была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам в соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. №1635.

К 2001 году, когда Правительством РФ было принято решение о необходимости дальнейшего развития налоговых органов, уже существовала единая централизованная система этих государственных учреждений, адекватных соответствующим административно – территориальным единицам РФ. В эту систему входили налоговые инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления (Инспекции МНС России), региональные налоговые органы (Управления МНС России по субъектам РФ) и центральный налоговый аппарат (МНС РФ). Кроме того, в эту систему были привнесены коррективы за счёт создания специализированных межрайонных и межрегиональных налоговых инспекций.

Налоговые органы, проведя масштабные исследования по оценке уровня издержек налогового администрирования и результативности деятельности территориальных инспекций, вынуждены были констатировать следующие негативные моменты:

– организация системы налоговых органов не в полной мере отвечает стоящим перед ней задачам;

– чрезмерная сеть небольших налоговых инспекций, контролирующих незначительные суммы налоговых поступлений, приводит к существенному росту административных издержек, к увеличению соотношения административно – управленческого персонала к общему числу работающих;

– отсутствие типовых моделей организации районных налоговых инспекций с типовыми функциональными обязанностями затрудняет управление ими.

Устранение данных моментов было предусмотрено Федеральной целевой программой развития налоговых органов на 2002 – 2004 гг. (Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2001 г. №888), наметившей на среднесрочную перспективу основные цели и задачи их модернизации.

В качестве основных целей Программы на среднесрочную перспективу определены:

– совершенствование контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью обеспечения стабильного поступления налогов и сборов, сокращения размеров потерь, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей;

– изменение приоритетов в работе налоговых органов всех уровней с целью улучшения обслуживания налогоплательщиков, расширения сферы предоставляемых им услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязанностей;

– повышение эффективности функционирования налоговой системы за счёт внедрения новых информационных технологий, оснащения современными системами ведения технологических процессов и оперативными средствами управления, оптимизации затрат и развития ресурсного обеспечения.

Начало второму этапу модернизации налоговых органов было положено Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в который были внесены существенные изменения и дополнения Указом Президента РФ от 20 мая 2004 года №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Во исполнение этого Указа Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу России.

Выделяются два уровня: уровень центрального аппарата ФНС России и уровень региональных и местных органов или инспекций. Первым элементом на федеральном уровне должна стать функциональная реорганизация налоговой службы, повышающая эффективность работы и тем самым позволяющая перераспределить ресурсы на рост на повышение качества налогового контроля. Главными задачами функциональной реорганизации на этом уровне должны стать повышение эффективности, усиление внутреннего контроля, стандартизация правил и процедур, используемых в рамках каждого из основных функциональных направлений работы, единых на всей территории РФ.

Реализация второго уровня модернизации охватывает отдельные региональные инспекции, которые играют роль пилотных. Их главная задача – усиление эффективности работы по следующим функциональным направлениям: регистрация и учёт налогоплательщиков, ведение карточек лицевых счетов, обработка деклараций, налоговые проверки, информационные услуги налогоплательщикам.

Таким образом, процесс модернизации налоговых органов призван решить следующие основные задачи:

– переход на функциональную типовую структуру налоговых органов и организация типовых рабочих мест;

– массовое обучение руководителей инспекций, технологов, системных администраторов;

– аттестация сотрудников на знание инструкций на рабочие места;

– создание учебных классов, полное техническое оснащение инспекций, модернизация локальных вычислительных сетей;

– создание телекоммуникационной связи инспекций с Управлениями ФНС России по субъектам РФ;

– внедрение автоматизированных процедур камеральной налоговой проверки;

– внедрение программного комплекса «Система ЭОД местного уровня»;

– внедрение бесконтактных форм взаимодействия с налогоплательщиками при сдаче отчётности;

– регистрация юридических лиц с технологией «одного окна»;

– создание в структуре инспекций специализированных отделов по работе с налогоплательщиками;

– обеспечение доступа налогоплательщиков к персональным ресурсам расчётов с бюджетом, результатам камеральных и выездных налоговых проверок;

– проведение сверок расчётов в электронном виде с получением юридически значимых актов сверки.

В современных условиях модернизация налоговых органов Российской Федерации предполагает переход от фискального органа, главной задачей которого является обеспечение максимальных поступлений налоговых платежей в бюджет, к становлению их как сервисного ведомства, от имени государства осуществляющего формирование цивилизованных отношений с налогоплательщиками в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов.

 

2.2 Виды и содержание налоговых проверок

Важнейшим направлением процесса модернизации налоговых органов Российской Федерации является их информатизация, главная цель которой заключается в повышении эффективности деятельности налоговых органов за счёт внедрения информационных технологий и оснащения современными техническими средствами, а также в повышении качества обслуживания налогоплательщиков.

При этом на первый план выходят не традиционные количественные параметры информатизации, такие, как число компьютеров, серверов, а направления создания перспективных технологий поддержки ключевых рабочих процессов налогового администрирования на основе информационного сервиса, обеспечивающего принципиально новый стиль организации труда налогового инспектора.

Основным инструментом автоматизации работы ФНС России является автоматизированная информационная система (АИС) «Налог», которая развёрнута во всех регионах России. Число универсальных рабочих мест достигает нескольких десятков тысяч. Эта система имеет многоуровневую иерархическую структуру, в ней используются разнородные программно – аппаратные средства разных производителей.

В деятельности налоговых органов применяются следующие программные средства:

– общее (системное) программное обеспечение;

– специальное программное обеспечение.

К общему (системному) программному обеспечению относят:

– операционные системы рабочих мест (Windows XP) и серверов (Windows 2003, 2007);

– офисное программное обеспечение (Word, Excell, PowerPoint);

– средства управления базами данных.

К специальному программному обеспечению относятся:

– система электронной обработки данных (СЭОД);

– система электронного документооборота (СЭД);

– программно – информационный комплекс (ПИК) «Кадры»;

– ПИК «Суды»;

– ПИК «Свод»;

– программный комплекс (ПК) «Приём – регион».

Используемые в деятельности налоговых органов программные продукты позволяют в разы снизить их материальные и трудовые затраты, что, безусловно, положительно сказывается на эффективности их работы и качестве обслуживания налогоплательщиков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.009 с.)