Результаты исследования непосредственного окружения компании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты исследования непосредственного окружения компании



 

Общий объем и характеристика рынка, потенциал его роста - Мамедова

 

Внутренний рынок демонстрирует рост на 10% в год, что позволяет его отнести к быстрорастущим рынкам. Так, в 2006 году рынок минеральных удобрений в России вырос на 10%. По прогнозам экспертов МХК "ЕвроХим", в ближайшие годы рост отечественного рынка минеральных удобрений сохранит тот же темп - 10-15% в год (52). На мировых рынках минеральных удобрений относительный рост невелик. Прирост прогнозируется на уровне 1,5-2,5% в год. Карбамид, амселитра, CAN, КАС составляют три четверти потребления азотных удобрений, карбамид - более половины рынка; прогнозируется опережающий рост потребления карбамида.[1] Мировые рынки сбыта азотных удобрений ОАО «Невинномысский Азот» будут расти темпами 0%-1,6% в год (46).

Производство минеральных удобрений - одна из самых экспортоориентированных отраслей российской экономики. За пределы России вывозится около четырех пятых всей продукции (более 20 млн. тонн) на сумму более 1,5 млрд. долларов. Главное преимущество производства азотных удобрений в России - это относительно низкая стоимость используемого в нем газа (в 5-6 раз ниже, чем для химических заводов в Западной Европе и США).

На каких рынках предстоит решать проблему внедрения новой стратегии развития компании? Проанализировать типичные региональные рынки.

85% продукции ОАО «Невинномысский Азот» идет на экспорт. Целевыми рынками для азотного бизнеса компании являются: Западная Европа, Центральная и Восточная Европа, РФ и страны СНГ, США и Латинская Америка.

Характеристика типичных рынков сбыта:

● Западная Европа: зрелый, сформировавшийся рынок. Ожидается, что потребление удобрений в долгосрочной перспективе будет стабильным, а в краткосрочной вырастет в результате возврата в оборот ранее неиспользованных земель (вследствие приостановки программы стимулирования сокращения посевных площадей).

● РФ, страны CНГ, Восточная Европа: после развала СССР потребление удобрений на данных рынках значительно сократилось (в 6-8 раз). В последние годы отрасль сельского хозяйства демонстрирует существенный рост, что отражается на росте потребления удобрений. Ожидается, что данная тенденция сохранится.

● Латинская Америка: будет продолжаться рост потребления всех видов азотных удобрений (карбамида, селитры, КАС) в связи с традиционной сельскохозяйственной активностью этих стран.

● США: зрелый, сформировавшийся, очень емкий рынок с большим потенциалом. Потребление карбамида и КАС будет расти, по селитре будет стабильным.

Анализ 5 сил конкуренции по Портеру - Сатыбалдиев

1. Потребители. Кто является основным потребителем товаров компании? Составить портрет целевой аудитории.

Основные группы покупателей: оптовые фирмы-перекупщики, клиенты товарно-сырьевых бирж (брокеры от лица оптовых покупателей), крупные агропромышленные производители. Основная форма продажи на внешнем рынке: биржевые контракты; на внутреннем – долгосрочные договора на поставку с руководителями крупных агропромышленных предприятий, районов и администраций аграрно-ориентированных субъектов Федерации; товарно-сырьевая биржа; собственные торгово-производственные подразделения (в стадии формирования). 100% собственной продукции ОАО «Невинномысский Азот» реализует в настоящее время через сбытовые каналы ОАО «МХК «ЕвроХим», поэтому проблема организации сбыта решается на другом уровне, практически без участия компании.

Имеют ли потребители большой выбор? Все удобрения делятся на 3 вида – минеральные, органические и бактериальные. В свою очередь, минеральные удобрения включают в себя несколько больших групп – фосфатные (фосфорные), азотные, калийные, комплексные. Наибольшая эффективность достигается при использовании сочетания различных удобрений. Однако именно азотные удобрения закладывают основу для интенсивного роста белковой массы. Существует как минимум 4 основных вида азотных удобрений. Учитывая многообразие видов и типов удобрений, следует признать, что потребители имеют достаточный выбор при формировании пакета закупок удобрений.

Откажутся ли потребители от продукта, если его цена слишком высока? Да, сельхозпроизводители могут перейти на другой вид удобрений.

Играет ли определяющую роль цена при выборе поставщика? Уровень мировых цен на рынке достаточно волатилен, поэтому предпочтение, скорее всего, будет отдано продукции с более низкой стоимостью, вне зависимости от бренда. Продукция всех производителей имеет аналогичные характеристики (как формула химического соединения), поэтому ценовой фактор играет определяющую роль.

Имеются ли какие-нибудь объективные предпосылки к падению спроса? В обозримом будущем ни в России, ни в мире падения спроса не прогнозируется.

Таким образом, влияние потребителей на продукцию ОАО «Невинномысский Азот» можно оценить как умеренное.

Поставщики.

Основным сырьем для производства азотных удобрений является природный газ. Его стоимость за 2002-2005 гг. в мире уже выросла в 2 раза, вызвав соответствующее увеличение издержек производителей азотных удобрений. Для сохранения рентабельности зарубежные компании были вынуждены увеличить отпускную цену на свою продукцию. Благодаря неослабевающему спросу на азотные удобрения и вере потребителей в дальнейший рост цен на газ, мировая цена на удобрения выросла в 3 раза. Поскольку российские предприятия закупают газ значительно дешевле, чем иностранные производители, а продают свои удобрения по мировым ценам, их и без того высокая рентабельность выросла. Однако в силу выравнивая цен на внутрироссийском и мировом рынке, поставщики газа в лице подразделений ОАО «Газпром» являются ключевой силой отрицательного воздействия на ОАО «Невинномысский Азот».

Кроме того, ключевым факторам роста цен на мировом рынке является тенденция рост цен на нефть, которые достигли уже своего исторического максимума в 100 долл. за баррель. А так как цены на природный газ практически жестко привязаны к стоимости нефти, то цены в мире в целом, и в Европе и США в частности, в нефтяном эквиваленте будут следовать за растущими ценами на нефть. Это означает и повышение внутренних цен на природный газ для ОАО «Невинномысский Азот», так как стратегия ОАО «Газпром» и Правительства РФ направлена на сближение внутрироссийских и мировых цен.

Другой элемент конечной стоимости азотных удобрений – транспортные расходы. Все профильные заводы в России строились во времена СССР и были ориентированы на внутренний рынок, поэтому сейчас оказались слишком далеко от портов и, учитывая ежегодное повышение тарифов на перевозки, вынуждены тратить значительные средства на транспортировку минеральных удобрений по железной дороге и уплату таможенных сборов. Только в пределах России из-за низкой весовой стоимости азотных удобрений транспортные расходы автоматически увеличиваются на 15-25%. В некоторой мере это относится и к ОАО «Невинномысский Азот», чье производство размещено на расстоянии около 500 км от основного порта юга России – Новороссийска.

Поставщики сырья, на которого приходится не менее 10% всех поставок ТМЦ для ОАО «Невинномысский Азот» в общем объеме поставок: ООО "Ставропольрегионгаз", ОАО "Ставропольское акционерное общество энергетики и электрификации".

Прогнозируемый рост тарифов на электроэнергию обусловлен использованием природного газа при генерировании электрической энергии на предприятиях электроэнергетики.

Имеют ли поставщики возможность повышать цены? Да, цены повышаются в соответствии с договоренностями Правительства РФ и ОАО «Газпром»; РАО «ЕЭС», Региональными энергетическими комиссиями и Государственной антимонопольной службой.

Имеет ли компания возможность сменить основного поставщика? Нет.

Имеет ли компания ограничить власть поставщика путем интеграции его в собственную структуру? Существующие законы не позволяют присоединить поставщиков газа в структуру ОАО «Невинномысский Азот» (ОАО «МХК «ЕвроХим»), что не дает возможности воспользоваться преимуществами обратной вертикальной интеграции в качестве стратегии развития бизнеса.

Влияние поставщиков – сильное, имеющее первостепенное значение для формирования отпускной цены и конкурентоспособности продукции ОАО «Невинномысский Азот».

Аналогичная продукция.

Существуют ли аналогичные продукты, которые будут покупать потребители, что ограничит потенциал продукции фирмы? Аналогов нет, так все минеральные соединения подчинены законам природы и имеют определенную химическую формулу. Например, по основному функциональному назначению аммиак синтетический является сырьем при производстве азотсодержащих удобрений. В процессе потребления потребитель не имеет возможность заменить аммиак синтетический никаким другим товаром. Таким образом, продуктовые границы товарного рынка ограниченны единственным товаром «аммиак синтетический». Соответственно, любая другая продукция ОАО «Невинномысский Азот» – карбамид, аммиачная селитра и пр. – не имеет аналогов среди химических соединений и по-своему уникальна. Она может быть заменена конечным потребителем на другие удобрения с потерей функциональных свойств, присущих именно азотным удобрениям.

Существует ли риск появления точной копии продукта? Точная копия продукции ОАО «Невинномысский Азот» в виде таких же азотных удобрений выпускается большим количеством фирм - отечественных и иностранных конкурентов. Сила воздействия аналогичной продукции – нейтральная, в отличие от непосредственных конкурентов, чье воздействие существенно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.007 с.)