Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений поведения детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений поведения детей.



Коррекция недостатков в поведении ребенка происходит в совместной деятельности взрослых и детей, в ходе которой осуществляется обучение, воспитание и развитие его личности (знания, нор­мы поведения, опыт социально одобряемого поведения). Для реализации этой задачи в методическом арсенале учителя имеется система специфических и неспецифических методов.

Используя специфические методы, учитель осуществляет коррекционное воздействие непо­средственно на недостатки в поведении ребенка:

1. Упражнение. В учебной деятельности младших школьников и вне ее взрослые создают специальные учебно-воспитательные ситуации. Участвуя в них ребенок упражняется в правильном повелении (н-р. вести себя спокойно, доброжелательно), уясняет содержание желательного поведе­ния и превращает его в привычное. Однако упражнениями нельзя злоупотреблять, т.к. они могут привести к вспышкам агрессивности, стремлению сделать все наоборот.

2. Наказание как способ предупреждения и нежелательного поведения. Наказание может быть эффективным, при соблюдении следующих условий:

- наказывать нужно как можно реже, только в случае явной целесообразности:

- о наказании сообщается спокойным тоном, подчеркивая, что наказывается поступок, а не личность;

- после наказания поступок и само наказание предают забвению:

- наказания не должны носить массовый характер: каждое наказание следует строго индиви­дуализировать.

С помощью неспецифических методов коррекционное воздействие направляется косвенно-на личность в целом, содержание и смысл деятельности ребенка, на характер отношений с взрослыми и сверстниками. Выделяют 3 группы методов:

4. Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений поведения детей.

Коррекция недостатков в поведении ребенка происходит в совместной деятельности взрослых и детей, в ходе которой осуществляется обучение, воспитание и развитие его личности (знания, нор­мы поведения, опыт социально одобряемого поведения). Для реализации этой задачи в методическом арсенале учителя имеется система специфических и неспецифических методов.

Используя специфические методы, учитель осуществляет коррекционное воздействие непо­средственно на недостатки в поведении ребенка:

1. Упражнение. В учебной деятельности младших школьников и вне ее взрослые создают специальные учебно-воспитательные ситуации. Участвуя в них ребенок упражняется в правильном повелении (н-р. вести себя спокойно, доброжелательно), уясняет содержание желательного поведе­ния и превращает его в привычное. Однако упражнениями нельзя злоупотреблять, т.к. они могут привести к вспышкам агрессивности, стремлению сделать все наоборот.

2. Наказание как способ предупреждения и нежелательного поведения. Наказание может быть эффективным, при соблюдении следующих условий:

- наказывать нужно как можно реже, только в случае явной целесообразности:

- о наказании сообщается спокойным тоном, подчеркивая, что наказывается поступок, а не личность;

- после наказания поступок и само наказание предают забвению:

- наказания не должны носить массовый характер: каждое наказание следует строго индиви­дуализировать.

С помощью нееиеннфических методов коррекционное воздействие направляется косвенно-на личность в целом, содержание и смысл деятельности ребенка, на характер отношений с взрослыми и сверстниками. Выделяют 3 группы методов:

I.Методы изменения деятельности детей:

I) Введение новых видов деятельности:

а) музыка и музыкотерапия (сочинительство, импровизации, ритмические авиже-ния под музыку) благотворно влияют на детей, имеющих нейродинамические рас­стройства. С помощью муз. ритма можно установить равновесие в деятельности нерв­ной системы ребенка, урегулировать поведение (успокоить возбужденных, растормо­шить заторможенных). Подбор музыки осуществляется на основе темпа и лада (быст­рая и медленная, мажорная и минорная музыка);

б)литература, библио терапия. Литературные произведения воспринимаются ре­бенком не как вымысел, а как особая реальность. Необходимо учитывать: доступность языка изложения, понятность героя книги ребенку, max сходство ситуации произведе­ния с актуальной жизненной ситуацией ребенка. Высказывая отношение к персона­жам, дети учатся понимать не только поступки героем, но и свои собственные, полу­чают представление об иных способах поведения, имеют возможность сравнить свои эмоции с эмоциями других людей:

в)рисование и рисуночна я терапия:

- собственно рисование направлено и па выработку навыков рисования, и на пре­одоление недостатков, научение способам управления своим поведением. Задания гн-перактнвным детям: продолжить рисовать начатое, не меняя сюжет: дорисовать до конца определенную деталь: перечислить нарисованное и пр. Агрессивных детей «ус­покаивают» с помощью цветового воздействия («Нарисуешь то, что захочешь, но сна­чала закрась лист зеленой краской»). Детям инертным, вялым, осторожным дают задания на развитие фантазии, на смешивание красок, использование больших поверх­ностей. Для детей с нарушениями общения, не умеющим делать Ч.-Л. совместно, испытывающим страхи показано совместное рисование, когда создается совместный сюжет, но у каждого - своя история.

- упражнения с изобразительным материалом (краски, бумага, пластилин, мел). С гиперактнвнымн детьми не следует использовать краски, пластилин, мел (это ведет к размазыванию, разбрызгиванию, разбрасыванию). Лучше предложить среднего раз­мера листы бумаги, карандаши, фломастеры, задающие организованную деятельность. Детям эмоционально зажатым, наоборот. - предлагают краски, мел. большие листы бумаги, требующие свободных широких движений.

2) Изменение содержания деятельности:

а) литературная деятельность: увеличение доли самостоятельного чтения, поощ­рение различных форм литературного творчества.

б) кукло терапия. Ребенок «оживляет» куклу, и постепенно его поведение меняется (неусидчивые становятся внимательными, замкнутые - более открытыми).

3) Изменение смысла деятельности. Игра - деятельность, в которой ребенок эмоционально и интеллектуально осваивает систему отношений, правила поведения, обретает опыт сотрудничества, усваивает аде­кватные способы поведения в проблемных ситуациях. При выполнении роли образец! поведения, содержащийся в игре, является одновременно эталоном, с которым ребенок

сравни вает свои поступки.

II.Методы изменения отношений:

I I) Личный пример взрослого и сверстника. Для младшего школьника образец подражания - взрослый, его слова, чувства, поступки. По сверстник тоже может стать при­мером, поэтому целесообразнее иногда не указывать на плохое поведение ребенку, а обратить его внимание на сверстника, который справился с недостатками или ведет себя хорошо.

2) Игнорирование поведения ребенка - иногда лучший способ пресечь нежелательное поведение ребенка. Через несколько попы ток он поймет, что с помощью капризов цель i не достигается, и перестанет капризничать по любому поводу.

3) «Разрешение на поведение» прямо противоположен. Взрослый может действовать: парадоксально: вместо игнорирования или пресечения выходки ребенка,онпоощряет

ее. просит повторить или присоединяет к ней весь класс. Эффект в том, что нежела­тельное поведение, став разрешенным, теряет привлекательность, и ребенок отказыва­ется от нею.

4) Изменение (повышение) статуса ребенка в коллективе. Несмотря на негативное поведение."на ребенка накладывается ответственное разовое или постоянное поруче­ние (приготовить наглядное пособие, провести физминутку). Повышение статуса зако­номерно вынуждает ребенка изменить свое поведение в соответствии с ролью.

5) Педагогическая поддержка, когда взрослые отказываются от критики в адрес ребен ка, его поведения и неуспешных действий, а поощряю т инициативу

III.Методы изменения компонентов образовательной системы

1) Режим школьной жизнедеятельности ребенка должен быть гибким, учитывающим неожиданные, нестандартные ситуации. Работа по коррекции недостатков должна; встраиваться в общую структуру образовательного процесса: заполнение свободных: мину) до и после уроков, на переменах, время для дневного сна. прогулки. Её цель - поведение ребенка в процессе учебной деятельности на всех ее этапах. 2) Личность учителя. Педагог должен: - учитывать возрастные и индивидуально типо­логические особенности личностного развития детей: - использовать современные ме­тоды диагностики, профилактики и коррекции недостатков поведения: - уметь созда­вать коррекционно-развивающую воспитательную среду, чтобы выявить сильные сто­ро ны р ебенка, реал изовать его творческий потенциал.

Вопрос 22



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.01 с.)