Виды и формы уроков литературного чтения в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и формы уроков литературного чтения в начальной школе



Уроки литературы различаются по видам и формам. Вид урока определяется целями урока и видом деятельности учеников и учителя.

ВИДЫ УРОКОВ:

I. ВВОДНЫЕ уроки (В.У.)

В.У. открывает изучение темы или тематического раздела. Поскольку в большинстве программ разделы организуются по тематическому принципу, то целью вводного урока становится подготовка детей к восприятию произведений определенной тематики, пробуждения у них интереса к этой теме, оживление их личных впечатлений, повторение уже имеющихся у них сведений и знаний, необходимых для изучения произведений данной тематической группы. Отобранный учителем материал к этому уроку должен носить обобщенный характер и формировать у учеников общее представление о произведении.

Данный материал должен отвечать 2-м ТРЕБОВАНИЯМ:

1. Должен вытекать из уже изученного детьми (теоретико-литературными знаниями, личного опыта ребенка).

2. Открыть детям перспективу работы; то новое, что им предстоит узнать. И тем самым создавать проблемную ситуацию ко всем урокам темы. На вводном уроке ребенок осознает, что ему предстоит сделать, чему научиться, что узнать?

Обязательное использование наглядности (портреты писателей, репродукции картин, аудиозаписи муз. произведений или актерского чтения.

II. Урок ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

- первичный синтез;

- анализ;

-вторичный синтез

III. Урок РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Эти уроки могут проводиться, как в процессе изучения темы или раздела, так и по его завершении. Цель уроков развития речи зависит от того, какие речеведческие знания и умения формировались при изучении литературных произведений, или, какие еще предстоит сформировать. Учебным материалом для этих уроков может быть изученное литературное произведение или ряд произведений, сюжетные картинки, личный опыт учеников, чужой или собственный текст для редактирования.

Деятельность учителя на уроке развития речи:

1, Подготовка и настрой учеников на работу над сочинением- создание мотивации для речевой деятельности.

2, Помощь ученикам в формировании замысла сочинения и его основной мысли.

3. Помощь в отборе материалов для сочинения, составление плана.

4. Проверка сочинений и рекомендации по совершенствованию текста.

5. При редактировании текста учитель подбирает материалы для работы, отмечает недостатки и нацеливает учеников на необходимость редактирования текста.

IV. ОБОБЩАЮЩИЙ урок

Уроки проводятся после изучения темы или раздела и призваны подвести итоги, т.е. активизировать и закрепить в сознании учеников новые знания, умения. Приемы работы и т.д. Материалом для таких уроков могут стать самостоятельно прочитанные книги по теме, задания, направленные на активизацию памяти, на развитие логического и творческого мышления. Это может быть и контр. Работа, выявляющая уровень литературного развития учеников.

Деятельность учителя на уроках обобщения.

1. Подбор дидактического материала, заданий для детей.

2. Создание мотивов для учебной деятельности.

3. Анализ детских работ и корректировка дальнейшей учебной деятельности.

На уроке учитель задает вопросы, формулирует задания, обобщает ответы учеников. Помогает им сформулировать выводы, оценивает их деятельность.

Деятельность учеников на уроке обобщения:

Самостоятельные ответы на вопросы и самостоятельное выполнение заданий, анализ собственной деятельности и попытки её обобщения.

ФОРМЫ уроков ЛИТЕРАТУРЫ:

Форма уроков определяется деятельностью учителя, учеников и особенностями процесса получения или закрепления знаний и умений.

1. Традиционный УРОК-БЕСЕДА

2. УРОК-ИГРА:

На уроке литературы чаще всего используются дидактические, ролевые и театрализованные игры. Игровое начало присутствует в драматизации, инсценировании, устном иллюстрировании, выразительном чтении, т.е. во всех творческих приемах изучения литературного произведения.

Из дидактических игр самые популярные - сюжетные: путешествие или маршрутные игры по станциям.

Ролевые игры характеризуются тем, что школьник для себя выбирает определенную роль и выполняет действие в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека. В ролевой игре различают сюжет и содержание.

Сюжет -это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре.

Содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношения между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

Театрализованные игры - игра как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию и протекающую в обозначенных временных и пространственных характеристиках.

3. Урок ЭКСКУРСИЯ-ПУТЕШЕСТВИЕ.

4. Урок-ИССЛЕДОВАНИЕ.

Имитируя исследовательскую деятельность, мы помогаем мл. школьникам освоить элементы литературоведческого анализа. (Например: Изучив два произведения, выявить черты сходства и различия).

5. Урок ТВОРЧЕСТВА- это сочинение собственных литературных произведений.(Он отличается от урока развития речи).

 

Вопрос 7(окр. мир)

Контроль и оценка результатов обучения интегративного курса «Окружающий мир».

Диагностика более широкое понятие, чем контроль и она предполагает анализ и коррекцию деятельности учителя на основании результатов, полученных при контроле.

Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций.

Социальная функция проявляется в требованиях ГОСТа к уровню образованности школьников. Таким образом, систе­ма контроля служит инструментом оповещения государства и заинтересованных людей (родителей, учеников, учителей и др.) о состоянии и проблемах образования в данном обществе.

Образовательная функция определяет результат сравне­ния ожидаемого результата обучения с действительным. Учитель может оценить эффективность применяемых им форм, методов и средств обучения, проанализировать, какое содержание следует расширить, а какое исключить из учеб­ной программы.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования готовности к самоконтролю, как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности. Пра­вильно организованный контроль помогает выработке поло­жительных мотивов учения, снижает страх перед контроль­ными работами.

Эмоциональная функция проявляется в том, что оценка всегда вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Она может как вдохновить ребенка, так и огорчить его, снизить самооценку, записать в отстающие. Для реализа­ции этой функции учитель должен быть готов разделить эмо­циональную реакцию ученика (радоваться успехам, огорчать­ся при неудачах), выражать уверенность в том, что результат учебы может быть изменен к лучшему. Это будет предпосыл­кой того, что ученик спокойно примет оценку учителя, про­анализирует ошибки, наметит пути их устранения.

Информационная функция является основой планирова­ния и прогнозирования. Анализ неудачных результатов по­может наметить пути улучшения учебного процесса.

Функция управления важна для развития самоконтроля школьника, умения правильно оценивать свою деятельность и принимать оценку педагога. Учителю она помогает осуще­ствить корректировку учебного процесса.

При проверке знаний учащихся следует соблюдать опре­деленные требования.

1. Осуществление всесторонней и систематической про­верки знаний и умений. Это приучает школьников регуляр­но готовиться к урокам, формирует более прочные знания.

2. Учет индивидуальных особенностей школьников.

3. Разнообразие форм и методов проверки.

4. Создание атмосферы доброжелательности и творчества во время проверки.

5. Проверка прежде всего программного материала. Контроль за знаниями должен способствовать развитию

умственных способностей и волевых качеств детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.197.26 (0.007 с.)