Провал «христианской» психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Провал «христианской» психологии



 

Однако, в наше время церковь принимает психо-терапию более открыто, чем когда-либо. Если хри-стианские средства массовой информации являются барометром церкви, то в христианстве происходит тревожный сдвиг. Христианское радио, например, когда-то бывшее оплотом библейской доктрины и христианской музыки, захлестнули радиобеседы со слушателями на темы популярной психологии и пси-


 


 

 

Нуждается ли Бог в психиатрах?

хотерапии. Проповедь Слова Божьего стала немодной. Любимцами верующих становятся психологи и ду-шепопечители. А христианское радио стало мощным рекламным орудием для пропаганды психологии, вы-качивая деньги миллиардами.

 

Таким образом, церковь проглатывает сильные дозы психологической догмы, принимая мирскую «мудрость», и пытается освятить её, называя христи-анской. При этом в христианстве устанавливаются новые фундаментальные ценности. Появилась новая причудливая фраза: «Психическое и эмоциональное здоровье». Это не библейская концепция, хотя многие, похоже, приравнивают её к духовной полноте. Грех называют болезнью, чтобы люди думали, что он тре-бует лечения, а не покаяния. Укоренившийся грех на-зывают плохой привычкой или зависимостью, и многие предполагают, что решение здесь — медицин-ское вмешательство, а не нравственное исправление.

 

Человеческие методы, скорее всего, принимаются духовно слабыми — теми, кто поверхностен или не-сведущ в Библейской истине и кто не готов стать на стезю страданий, ведущую к духовной зрелости и более глубокому общению с Богом. Печальный итог в том, что эти люди остаются незрелыми, будучи удерживаемыми самонавязанной зависимостью от некоторых псевдохристианских методов или психо-логического шарлатанства, которые, на самом деле, заглушают реальный рост.

 

Чем больше мирская психология влияет на цер-ковь, тем дальше люди отходят от Библейского взгляда на проблемы и их решения. Постепенно пси-хотерапевты устраняют Слово, главное Божье сред-ство благодати (1 Кор. 1:21; Евр. 4:12). Попечитель-ство, которое оказывают эти профессионалы, часто


 


 

 

Наша достаточность во Христе

просто губительно. Не так давно я с ужасом слушал по радио, как психолог-христианин в прямом эфире, отвечая на звонки слушателей, давал советы, как выра-жать свой гнев психотерапевту посредством непри-личного жеста. «Вперёд! — сказал он звонившему. — Это честное выражение ваших чувств. Не пытайтесь укрыть ваш гнев внутри».

 

«А как насчёт моих друзей? — спросил звонив-ший. — Должен ли я так же реагировать по отноше-нию к ним, когда недоволен?»

 

«Конечно, почему нет! — ответил этот душепопе-читель. — Вы можете отвечать так каждому, когда захотите. Кроме тех, кто, как вы считаете, этого не поймет, — они не будут хорошими психотерапевтами для вас». Это пересказ, но у меня есть кассета с записью всей программы, и то, что этот душепопечитель гово-рил, было намного откровеннее, даже неприлично, чтобы излагать на бумаге.

 

На той же неделе я услышал ещё одну популярную христианскую передачу, предлагавшую прямое душе-попечительство радиослушателям по всей стране. Одна женщина позвонила и сказала, что у неё уже многие годы проблема с вынужденным прелюбодея-нием, и что она чувствует себя бессильной изменить своё поведение.

 

Душепопечитель высказал предположение, что её поведение — своего рода ответный удар, результат ран, нанесенных ей пассивным отцом и агрессивной матерью. «К восстановлению нет легкого пути, — сказал ей этот психотерапевт. — Ваша проблема про-сто так не уйдёт. Это укоренившаяся зависимость, а такие вещи требуют длительного душепопечитель-ства. Потребуются годы психотерапии для преодо-ления вашей потребности в незаконных половых


 


 

 

Нуждается ли Бог в психиатрах?

связях». Затем он посоветовал звонившей найти цер-ковь, которая будет терпеть её, пока она будет выби-раться из «мучительных ран», «побуждавших» её впа-дать в блуд.

 

Что это за совет? Во-первых, душепопечитель дал женщине разрешение не торопиться с послушанием ясному повелению Священного Писания: «Избегайте блуда» (1 Кор. 6:18; см. также 1 Фес. 4:3). Во-вторых, он обвинил её родителей и оправдал её месть по отноше-нию к ним. В-третьих, он как бы предположил, что она может избавляться от своего греха постепенно, — несомненно, под воздействием психотерапии.

 

Более того, он ясно сказал людям, слушавшим его интервью по всей стране, что у него нет реальной уве-ренности в силе Духа Святого мгновенно преобразо-вать сердце и поведение человека. Хуже того, он побу-дил церкви быть терпимыми к греху блуда в человеке, пока не начнет действовать психотерапия.

 

Сравните совет этих душепопечителей с удивитель-ной простотой текста Гал. 5:16: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Действи-тельно ли мы считаем, что годы психотерапии могут привести человека к моменту, когда он будет посту-пать по Духу? Конечно, нет, если психотерапевт реко-мендует неприличные жесты, безразличие к покаянию и церковь, терпеливо относящуюся к хронической безнравственности! Такому душепопечительству нет библейского оправдания — наоборот, оно абсолютно противоречит Слову Божьему. Апостол Павел писал коринфянам предать прелюбодея сатане, отлучив его от церкви (1 Кор. 5:1-13).

 

Я благодарен Богу за людей в церкви, которые, при наставлении других, основываются на Слове Божьем. Я благодарен за благочестивых душепопечителей, ко-


 

 


 

 

Наша достаточность во Христе

торые побуждают страдающих людей молиться и ука-зывают им на Писание, на Бога и на полноту Его источников для всех их нужд.

 

Но я не возражаю против тех, кто использует здра-вый смысл или общественные науки, как полезную платформу для наблюдателя, чтобы взглянуть на че-ловеческое поведение и разработать средства, могу-щие помочь людям научиться контролировать своё поведение. Это может быть полезно как первый шаг к настоящему духовному лечению. Но мудрый душе-попечитель понимает, что вся поведенческая терапия заканчивается снаружи — далеко от подлинных реше-ний реальных нужд души, которые разрешаются толь-ко во Христе.

 

С другой стороны, я не терплю тех, кто превозносит психологию выше Священного Писания, ходатайства и совершенной достаточности нашего Бога. И я не поддерживаю людей, которые желают смешивать пси-хологию с Божественными источниками и продавать эту микстуру как духовный эликсир. Их методология сводится к молчаливому признанию, что источники, дарованные нам Богом во Христе, на самом деле недо-статочны для удовлетворения наших самых глубоких нужд и исцеления нашей порочной жизни.

 

Сам Бог не высоко ценит советников, говорящих, что они представляют Его, но вместо этого уповаю-щих на человеческую мудрость. В Иов. 12:17-20 ска-зано:

 

Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми. Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их; князей лишает достоинства и низ-вергает храбрых; отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла.


 


 

 

Нуждается ли Бог в психиатрах?

Божья премудрость настолько превосходит чело-веческую, что даже самые знаменитые советники из людей становятся посмешищем. Стихи 24-25 допол-няют:

 

[Он] отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути: ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные.

 

 

Если кому приходилось переносить безумство со-ветников с благими намерениями, так это был Иов. Неуместные, бесполезные советы друзей приносили ему столько же горя, сколько и атаки сатаны, которые он терпел.

 

Поражает глубина, до которой может опуститься христианская психотерапия. Недавно местная газета поместила передовую статью о небольшой клинике на 34 койки, открывшейся в Южной Калифорнии с целью лечения «христиан, подверженных зависимости от секса». 12 (Я, однако, не понимаю, зачем такой клини-ке стационарное отделение с койками). По сообщению статьи клиника связана с большой и хорошо извест-ной протестантской церковью в той местности. Штат клиники состоит из специалистов, названных дирек-тором этого центра «настоящими первопроходцами в этой области [сексуальной зависимости]. Все они — образованные, признанные психотерапевты с сильной христианской ориентацией на терапию». 13

 

Достаточно ли крепка христианская ориентация этих психотерапевтов, чтобы они признали, что по-хотливость — это грех? Вероятно, нет. У нескольких сотрудников взяли интервью, и они последовательно использовали термины «болезнь», «проблема», «кон-фликт», «зависимое поведение», «лечение» и «тера-


 


 

 

Наша достаточность во Христе

пия». Слова с нравственными оттенками тщательно избегались. Грех и покаяние вообще не упоминались.

 

Хуже того, эти так называемые эксперты насмеха-лись с силы Слова Божьего преображать человеческое сердце и разрушать рабство греха блуда. Статья цити-ровала директора центра, объяснявшего, почему он верит, что его лечебный центр так важен для христиан: «Есть некоторые группы христиан, считающие, что всё, что необходимо человеку, — это Библия». 14

 

Это утверждение — отголосок неогностицизма. Унижая тех, кто верит в достаточность Библии, эти со-временные «безводные облака» (Иуд. 12) настаивают, что они причастны к высшему, более утонченному тайному познанию, имеющему реальный ответ на волнения человеческой души. Не пугайтесь их лживых утверждений. Не существует никакого высшего позна-ния, никакой скрытой истины, ничего, что могло бы изменить человеческое сердце, кроме вседостаточных источников, которые мы находим во Христе.

 

Любой душепопечитель, желающий угодить Богу и быть эффективным, должен видеть целью своих усилий познание человеком достаточности Христа. Взгляд, что человек способен сам решить свои про-блемы, или что люди могут помочь друг другу «психо-терапией» и другими человеческими средствами, отрицает доктрину о полной развращенности чело-века и его необходимость в Боге. Он меняет пре-образующее действие Святого Духа на бессильную человеческую мудрость.


 

 

Истина в мире теории



 

 

Освяти их истиною Твоею! Слово Твоё есть истина.

Иоан. 17:17

 

Знаменательно, что одним из библейских имен Христа является имя Чудный Советник (Ис. 9:6). Христос есть самый великий и мудрый Советник, к Которому мы можем обратиться за советом, и Слово Его есть источ-ник, из которого мы можем черпать Божественную мудрость. Что может быть прекраснее? Кстати, одним из наиболее славных аспектов идеальной достаточно-сти Христа является удивительный совет и великая мудрость, которые Он даёт в моменты отчаяния, смя-тения, страха, тревоги и печали. Он — единственный Советник.

 

Но это не должно умалять важность душепопечи-тельства друг о друге среди христиан. Церковь крайне нуждается в здравом библейском душепопечитель-стве. Я и на мгновение не стал бы оспаривать важную роль тех, кто имеет духовный дар предложить ободре-ние, утешение, совет, сострадание и помощь другим. Кстати, одной из реальных проблем, приведших к ны-нешнему нашествию неудачного душепопечитель-ства, стало то, что церкви не справились с задачей пре-доставления возможности людям в церкви послужить этими дарами для блага других. В нынешний сложный век стало труднее, чем когда-либо, найти время, необ-ходимое для того, чтобы внимательно выслушать людей, послужить им посредством личного сострада-тельного участия, или по-иному обеспечить близкое общение, необходимое для того, чтобы церковь как тело имела здоровье и силу.

 

Чтобы заполнить пробел, церкви обратились к пси-хологии, но психология не может помочь. Профес-сиональные психологи не могут заменить духовно


 


 

 

Наша достаточность во Христе

одаренных людей, и советы, даваемые психологами, не могут заменить библейскую мудрость и Божествен-ную силу. Более того, психология склонна подвергать человека влиянию врача-психотерапевта, тогда как те, кто развивает настоящие духовные дары, всегда на-правляют людей к вседостаточному Спасителю и Его вседостаточному Слову.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.022 с.)