Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Провал «христианской» психологии
Однако, в наше время церковь принимает психо-терапию более открыто, чем когда-либо. Если хри-стианские средства массовой информации являются барометром церкви, то в христианстве происходит тревожный сдвиг. Христианское радио, например, когда-то бывшее оплотом библейской доктрины и христианской музыки, захлестнули радиобеседы со слушателями на темы популярной психологии и пси-
Нуждается ли Бог в психиатрах? хотерапии. Проповедь Слова Божьего стала немодной. Любимцами верующих становятся психологи и ду-шепопечители. А христианское радио стало мощным рекламным орудием для пропаганды психологии, вы-качивая деньги миллиардами.
Таким образом, церковь проглатывает сильные дозы психологической догмы, принимая мирскую «мудрость», и пытается освятить её, называя христи-анской. При этом в христианстве устанавливаются новые фундаментальные ценности. Появилась новая причудливая фраза: «Психическое и эмоциональное здоровье». Это не библейская концепция, хотя многие, похоже, приравнивают её к духовной полноте. Грех называют болезнью, чтобы люди думали, что он тре-бует лечения, а не покаяния. Укоренившийся грех на-зывают плохой привычкой или зависимостью, и многие предполагают, что решение здесь — медицин-ское вмешательство, а не нравственное исправление.
Человеческие методы, скорее всего, принимаются духовно слабыми — теми, кто поверхностен или не-сведущ в Библейской истине и кто не готов стать на стезю страданий, ведущую к духовной зрелости и более глубокому общению с Богом. Печальный итог в том, что эти люди остаются незрелыми, будучи удерживаемыми самонавязанной зависимостью от некоторых псевдохристианских методов или психо-логического шарлатанства, которые, на самом деле, заглушают реальный рост.
Чем больше мирская психология влияет на цер-ковь, тем дальше люди отходят от Библейского взгляда на проблемы и их решения. Постепенно пси-хотерапевты устраняют Слово, главное Божье сред-ство благодати (1 Кор. 1:21; Евр. 4:12). Попечитель-ство, которое оказывают эти профессионалы, часто
Наша достаточность во Христе просто губительно. Не так давно я с ужасом слушал по радио, как психолог-христианин в прямом эфире, отвечая на звонки слушателей, давал советы, как выра-жать свой гнев психотерапевту посредством непри-личного жеста. «Вперёд! — сказал он звонившему. — Это честное выражение ваших чувств. Не пытайтесь укрыть ваш гнев внутри».
«А как насчёт моих друзей? — спросил звонив-ший. — Должен ли я так же реагировать по отноше-нию к ним, когда недоволен?»
«Конечно, почему нет! — ответил этот душепопе-читель. — Вы можете отвечать так каждому, когда захотите. Кроме тех, кто, как вы считаете, этого не поймет, — они не будут хорошими психотерапевтами для вас». Это пересказ, но у меня есть кассета с записью всей программы, и то, что этот душепопечитель гово-рил, было намного откровеннее, даже неприлично, чтобы излагать на бумаге.
На той же неделе я услышал ещё одну популярную христианскую передачу, предлагавшую прямое душе-попечительство радиослушателям по всей стране. Одна женщина позвонила и сказала, что у неё уже многие годы проблема с вынужденным прелюбодея-нием, и что она чувствует себя бессильной изменить своё поведение.
Душепопечитель высказал предположение, что её поведение — своего рода ответный удар, результат ран, нанесенных ей пассивным отцом и агрессивной матерью. «К восстановлению нет легкого пути, — сказал ей этот психотерапевт. — Ваша проблема про-сто так не уйдёт. Это укоренившаяся зависимость, а такие вещи требуют длительного душепопечитель-ства. Потребуются годы психотерапии для преодо-ления вашей потребности в незаконных половых
Нуждается ли Бог в психиатрах? связях». Затем он посоветовал звонившей найти цер-ковь, которая будет терпеть её, пока она будет выби-раться из «мучительных ран», «побуждавших» её впа-дать в блуд.
Что это за совет? Во-первых, душепопечитель дал женщине разрешение не торопиться с послушанием ясному повелению Священного Писания: «Избегайте блуда» (1 Кор. 6:18; см. также 1 Фес. 4:3). Во-вторых, он обвинил её родителей и оправдал её месть по отноше-нию к ним. В-третьих, он как бы предположил, что она может избавляться от своего греха постепенно, — несомненно, под воздействием психотерапии.
Более того, он ясно сказал людям, слушавшим его интервью по всей стране, что у него нет реальной уве-ренности в силе Духа Святого мгновенно преобразо-вать сердце и поведение человека. Хуже того, он побу-дил церкви быть терпимыми к греху блуда в человеке, пока не начнет действовать психотерапия.
Сравните совет этих душепопечителей с удивитель-ной простотой текста Гал. 5:16: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Действи-тельно ли мы считаем, что годы психотерапии могут привести человека к моменту, когда он будет посту-пать по Духу? Конечно, нет, если психотерапевт реко-мендует неприличные жесты, безразличие к покаянию и церковь, терпеливо относящуюся к хронической безнравственности! Такому душепопечительству нет библейского оправдания — наоборот, оно абсолютно противоречит Слову Божьему. Апостол Павел писал коринфянам предать прелюбодея сатане, отлучив его от церкви (1 Кор. 5:1-13).
Я благодарен Богу за людей в церкви, которые, при наставлении других, основываются на Слове Божьем. Я благодарен за благочестивых душепопечителей, ко-
Наша достаточность во Христе торые побуждают страдающих людей молиться и ука-зывают им на Писание, на Бога и на полноту Его источников для всех их нужд.
Но я не возражаю против тех, кто использует здра-вый смысл или общественные науки, как полезную платформу для наблюдателя, чтобы взглянуть на че-ловеческое поведение и разработать средства, могу-щие помочь людям научиться контролировать своё поведение. Это может быть полезно как первый шаг к настоящему духовному лечению. Но мудрый душе-попечитель понимает, что вся поведенческая терапия заканчивается снаружи — далеко от подлинных реше-ний реальных нужд души, которые разрешаются толь-ко во Христе.
С другой стороны, я не терплю тех, кто превозносит психологию выше Священного Писания, ходатайства и совершенной достаточности нашего Бога. И я не поддерживаю людей, которые желают смешивать пси-хологию с Божественными источниками и продавать эту микстуру как духовный эликсир. Их методология сводится к молчаливому признанию, что источники, дарованные нам Богом во Христе, на самом деле недо-статочны для удовлетворения наших самых глубоких нужд и исцеления нашей порочной жизни.
Сам Бог не высоко ценит советников, говорящих, что они представляют Его, но вместо этого уповаю-щих на человеческую мудрость. В Иов. 12:17-20 ска-зано:
Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми. Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их; князей лишает достоинства и низ-вергает храбрых; отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла.
Нуждается ли Бог в психиатрах? Божья премудрость настолько превосходит чело-веческую, что даже самые знаменитые советники из людей становятся посмешищем. Стихи 24-25 допол-няют:
[Он] отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути: ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные.
Если кому приходилось переносить безумство со-ветников с благими намерениями, так это был Иов. Неуместные, бесполезные советы друзей приносили ему столько же горя, сколько и атаки сатаны, которые он терпел.
Поражает глубина, до которой может опуститься христианская психотерапия. Недавно местная газета поместила передовую статью о небольшой клинике на 34 койки, открывшейся в Южной Калифорнии с целью лечения «христиан, подверженных зависимости от секса». 12 (Я, однако, не понимаю, зачем такой клини-ке стационарное отделение с койками). По сообщению статьи клиника связана с большой и хорошо извест-ной протестантской церковью в той местности. Штат клиники состоит из специалистов, названных дирек-тором этого центра «настоящими первопроходцами в этой области [сексуальной зависимости]. Все они — образованные, признанные психотерапевты с сильной христианской ориентацией на терапию». 13
Достаточно ли крепка христианская ориентация этих психотерапевтов, чтобы они признали, что по-хотливость — это грех? Вероятно, нет. У нескольких сотрудников взяли интервью, и они последовательно использовали термины «болезнь», «проблема», «кон-фликт», «зависимое поведение», «лечение» и «тера-
Наша достаточность во Христе пия». Слова с нравственными оттенками тщательно избегались. Грех и покаяние вообще не упоминались.
Хуже того, эти так называемые эксперты насмеха-лись с силы Слова Божьего преображать человеческое сердце и разрушать рабство греха блуда. Статья цити-ровала директора центра, объяснявшего, почему он верит, что его лечебный центр так важен для христиан: «Есть некоторые группы христиан, считающие, что всё, что необходимо человеку, — это Библия». 14
Это утверждение — отголосок неогностицизма. Унижая тех, кто верит в достаточность Библии, эти со-временные «безводные облака» (Иуд. 12) настаивают, что они причастны к высшему, более утонченному тайному познанию, имеющему реальный ответ на волнения человеческой души. Не пугайтесь их лживых утверждений. Не существует никакого высшего позна-ния, никакой скрытой истины, ничего, что могло бы изменить человеческое сердце, кроме вседостаточных источников, которые мы находим во Христе.
Любой душепопечитель, желающий угодить Богу и быть эффективным, должен видеть целью своих усилий познание человеком достаточности Христа. Взгляд, что человек способен сам решить свои про-блемы, или что люди могут помочь друг другу «психо-терапией» и другими человеческими средствами, отрицает доктрину о полной развращенности чело-века и его необходимость в Боге. Он меняет пре-образующее действие Святого Духа на бессильную человеческую мудрость.
Истина в мире теории
Освяти их истиною Твоею! Слово Твоё есть истина. Иоан. 17:17
Знаменательно, что одним из библейских имен Христа является имя Чудный Советник (Ис. 9:6). Христос есть самый великий и мудрый Советник, к Которому мы можем обратиться за советом, и Слово Его есть источ-ник, из которого мы можем черпать Божественную мудрость. Что может быть прекраснее? Кстати, одним из наиболее славных аспектов идеальной достаточно-сти Христа является удивительный совет и великая мудрость, которые Он даёт в моменты отчаяния, смя-тения, страха, тревоги и печали. Он — единственный Советник.
Но это не должно умалять важность душепопечи-тельства друг о друге среди христиан. Церковь крайне нуждается в здравом библейском душепопечитель-стве. Я и на мгновение не стал бы оспаривать важную роль тех, кто имеет духовный дар предложить ободре-ние, утешение, совет, сострадание и помощь другим. Кстати, одной из реальных проблем, приведших к ны-нешнему нашествию неудачного душепопечитель-ства, стало то, что церкви не справились с задачей пре-доставления возможности людям в церкви послужить этими дарами для блага других. В нынешний сложный век стало труднее, чем когда-либо, найти время, необ-ходимое для того, чтобы внимательно выслушать людей, послужить им посредством личного сострада-тельного участия, или по-иному обеспечить близкое общение, необходимое для того, чтобы церковь как тело имела здоровье и силу.
Чтобы заполнить пробел, церкви обратились к пси-хологии, но психология не может помочь. Профес-сиональные психологи не могут заменить духовно
Наша достаточность во Христе одаренных людей, и советы, даваемые психологами, не могут заменить библейскую мудрость и Божествен-ную силу. Более того, психология склонна подвергать человека влиянию врача-психотерапевта, тогда как те, кто развивает настоящие духовные дары, всегда на-правляют людей к вседостаточному Спасителю и Его вседостаточному Слову.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.022 с.) |