Практическая реализация условий формирования адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая реализация условий формирования адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности



 

В процессе реализации формирующего этапа нашей работы были выдвинуты основные методы, способствующие успешной реализации формирования адекватной самооценки младших школьников.

Исходя из данных, полученных в ходе изучения стиля педагогического общения классного руководителя, было выявлено, что применение авторитарного стиля в большей степени отрицательно влияет на самооценку учащихся, особенно с заниженным уровнем. Основываясь на данном факте, в ходе экспериментальной работы был использован демократический стиль педагогического общения с учащимися, основанный на принципе субъект-субъектного взаимодействия. В этой связи план урока был выстроен таким образом, что между педагогом и учащимися происходил диалог и постоянное активное взаимодействие, в ходе которого нередко использовался метод создания проблемных ситуаций. Проблемные ситуации активизировали личностные и индивидуальные особенности младших школьников, а также способствовали повышению субъективной роли каждого учащегося в процессе решения общей учебной задачи. В ходе реализации данного метода мы отметили, что ученики старались участвовать в решении учебной ситуации и свободно высказывали свою точку зрения, не боясь ошибиться, при этом придерживались основных правил поведения на уроке, а именно: учащиеся отвечали с места, но только подняв руку, общались в процессе решения учебной задачи, высказывали свое мнение в свободном обсуждении способов решения, но при этом не перебивая друг друга. Так, например, использование демократического стиля педагогического общения, выражавшегося во взаимоориентации между педагогом и классом в процессе проведения урока по технологии «Осенняя фантазия», позволило стимулировать творческую активность, инициативность и способность к самореализации учащихся. Урок был выстроен таким образом, что изначально перед учащимися предоставлялась конкретно сформулированная задача, которая заключалась в создании творческой аппликации, однако форма реализации данной работы полностью зависела от личных способностей каждого ученика. В результате, учащиеся успешно справились с данной работой и смогли предоставить полностью готовую аппликацию на тему «Осенняя фантазия», при этом учащиеся параллельно взаимодействовали с учителем в процессе всего урока на основе принципа демократического общения. В ходе личного наблюдения было выявлено, что учитель старался уделить внимание работе каждого ученика, при этом в открытой форме не указывал на конкретные ошибки и недочеты в жесткой форме, а старался предложить различные альтернативы создания форм и деталей для аппликации. Также педагог положительно отзывался на помощь учащихся в процессе работы над аппликацией.

C целью формирования адекватной самооценкой у учащихся с заниженным уровнем наиболее эффективным являлось создание ситуации успеха. В процессе проведения учебных занятий по литературному чтению использовался прием «Эврика», суть которого заключалась в том, что перед учащимися создавалась такая ситуация, в ходе которой ученики самостоятельно могли приходить к выводу и раскрывали собственный потенциал и личностные качества. На основе данного приема в ходе нашего урока ученикам было предложено воплотить образ главного героя литературного произведения М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб» через создание художественной иллюстрации. В результате урока и использования данного приема в контексте создания ситуации успеха, учащиеся успешно справились с формой творческого задания по литературному чтению. Данное задание было предложено учащимся в качестве домашней работы, поэтому процесс создания образа главного героя был рассчитан на несколько дней, соответственно, учащиеся тщательно смогли продумать образ главного героя и передать это различными средствами художественной выразительности, которые заранее были записаны и проанализированы вместе с учащимися на уроке.

Особое внимание было обращено к ученику с заниженной самооценкой, которое выражалось в проявлении бо̀льшего интереса со стороны педагога к процессу создания образа главного героя, а также наблюдение педагогом за ходом выполнения работы с целью предотвращения возможных ошибок. В ходе наблюдения было замечено, что ученик с большим интересом вникал в процесс выполнения предложенного задания. На заключительном этапе данного урока состоялась демонстрация и обсуждение выполненных работ учащихся, и особое внимание было уделено работе ученика с заниженным уровнем самооценки, которое выражалось положительной оценкой и похвалой. Также мы просили детей оценить работы товарищей, предварительно научив их делать это тактично и оценивать по определенным правилам. В результате проделанной работы мы сделали вывод о том, что ученики хорошо справились с формой оценивания работ своих товарищей и смогли выделить наиболее успешно выполненные работы у Агеевой М., и Химатовой С.

В процессе формирования адекватной самооценки у учащихся с завышенным и заниженным уровнем был использован метод применения воспитывающих ситуаций. Для учеников с завышенной и прогрессирующей завышенной самооценкой была организована воспитывающая ситуация выбора. В данной ситуации, учащиеся оказывались перед необходимостью выбора определенный действий и решений в процессе выполнения математических задач на индивидуальных карточках для каждой из групп. Так, например, нужно было выбрать один из четырех вариантов решения задачи в виде уравнения. Целью создания данной ситуации являлось: проследить за поведением учащихся в микрогруппе (по 3 человека); как учащиеся взаимодействуют между собой в процессе разработки решения по каждой задаче; кто из учеников смог уступить право вынесения готового решения, либо наоборот-коллективно или самостоятельно справлялись с заданиями, не принимая во внимание мнение своих соучастников. Стоит заметить, что распределение учащихся по группам не зависело от уровня успеваемости и личных способностей каждого ученика. Подводя итог проведенной работы можно сделать вывод о том, что в каждой из двух сформированных групп, учащиеся коллективно пытались выполнить задание, однако несколько учеников пытались предложить другую форму записи решения, но при этом, никто из учащихся серьезно не принимал во внимание мнение менее значимых участников группы. В свою очередь педагог подвел итоги данной работы в каждой из микрогрупп и прокомментировал варианты решения задачи каждого ученика, при этом стараясь проговорить ошибки и недочеты каждого ученика и подкорректировать алгоритм решения задач.

Для ученика с заниженным уровнем самооценки была создана воспитывающая ситуация персональной исключительности. Целью создания данной ситуации является формирование у ученика готовности к учебно-познавательной деятельности и уверенности в собственных способностях и возможностях. Ученику предоставлялось творческое задание по технологии с конкретно сформулированной целью в форме «Только ты сможешь это сделать», «Никто, кроме тебя, не может это сделать» и т.д. Соответственно, ученик, который знает, что только он способен выполнить данную работу, принимается за нее и старается проявить все свои личностные способности. В ходе проведения урока по технологии, ученику было предложено придумать шаблоны для аппликации к теме урока. Подводя итог проведенной работы было установлено, что поначалу, ученик сталкивался с трудностями в процессе выбора формы и вида шаблона для аппликации, однако затем стал чувствовать себя более уверенным в результате внешней поддержки педагога, и, в конечном итоге, смог предоставить готовые шаблоны для аппликации по теме урока.

Кроме всех вышеперечисленных условий формирования адекватной самооценки, также необходимым условием и элементом педагогического процесса являлось использование приемов само и взаимооценивания учащихся как с завышенной самооценкой, так и с заниженной. Прием самооценивания активно включался на различных этапах выполнения самостоятельных заданий, с помощью которых учащиеся могли дать оценку своей деятельности как в словесной, так и в балльно-рейтинговой форме. Также прием взаимооценивания нередко использовался как одна из форм закрепления учебного материала в балльно-рейтинговой форме. Стоит заметить, что учащиеся хорошо знали все критерии оценивания, поэтому работы были объективно оценены в соответствии с определенными правилами и не вызывали больших затруднений. Например, на одном из уроков по окружающему миру учащимся было предложено проверить тестовую работу своих товарищей. В результате было выявлено, что ученики довольно быстро справились с проверкой самостоятельных работ и в итоге были получены результаты тестирования в виде 8 отличных работ, 14 хороших и 3 удовлетворительных.

Подводя итог нашей практической реализации по всем вышеперечисленным условиям, можно сделать вывод о том, что большинство педагогических условий были полностью реализованы в ходе проведения уроков, такие как: использование демократического стиля общение, создание ситуаций успеха для учащихся с заниженным уровнем самооценки и применение воспитывающей ситуации персональной исключенности, а также использование приемов само и взаимооценивания. В результате было выявлено, вышеперечисленные условия были успешно реализованы в учебной деятельности, поскольку учащиеся полностью справлялись с поставленными задачами и целями в контексте каждого условия, и кроме этого, создание ситуаций успеха и использование воспитывающих ситуаций персональной исключенности, поспособствовали развитию адекватной самооценки у учащихся с заниженным уровнем.

Однако в процессе работы над воспитывающей ситуации выбора было выявлено, что большинство учащихся не смогли успешно реализовать совместную работу в микрогруппах, поскольку ранее данная форма работы не была реализована классным руководителем, соответственно учащиеся испытывали трудности при коллективном взаимодействии в процессе решения общей учебной задачи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.007 с.)