Условия формирования адекватной самооценки в учебной деятельности младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия формирования адекватной самооценки в учебной деятельности младших школьников



 

Для того, чтобы разобраться в условиях, которые влияют на формирование адекватной самооценки в учебной деятельности младших школьников, необходимо проанализировать понятие учебной деятельности.

В педагогической литературе В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин определяют учебную деятельность как «процесс, в котором получение знаний, овладение соответствующими способами являются главной и осознаваемой целью субъекта обучения, без которой становится невозможным овладение другими видами человеческой деятельности» [12, с. 118; 46, с. 55;]. Результатом учебной деятельности является научение.

Говоря о младших школьниках, стоит упомянуть, что учебная деятельность становится ведущей в данный период обучения, которая изначально включает в себя овладение основными знаниями и умениями, необходимых для дальнейшей деятельности учеников. Учебная деятельность младших школьников состоит из: мотивов, учебных задач, учебных действий, а также действий контроля и оценки. Ее роль заключается в том, что она опосредует целую систему отношений ребенка с окружающим миром, а также формирует отдельные качества ребенка и его личность в целом [7, с. 29].

Говоря о формировании личности ребенка, необходимо упомянуть, что становление личности происходит путем формирования самооценки, которая закладывается у младшего школьника уже к 7 годам и начинает активно выражаться в его учебной деятельности. Ребенок в младшем школьном возрасте на начальном этапе обучения уделяет большое внимание своим интеллектуальным возможностям, соответственно, определенные неуспехи в результатах или непроявленное внимание к достижениям со стороны окружающих могут отрицательно сказаться на самооценке младшего школьника.

С приходом в школу ребенок начинает придавать большое значение результатам своей деятельности, которое выражается в проявлении интереса к оценочной системе. Соответственно, определенные успехи и неудачи в учебной деятельности, учительская оценка результатов его деятельности начинают определять самооценку младшего школьника. Как правило, дети по-разному реагируют на ошибки, допущенные в ходе свое работы. Одни могут самостоятельно разобраться в своих ошибках и адекватно отреагировать на определенные замечания учителя, другие дети могут испытывать затруднения или страхи на соответствующие замечания в свой адрес. Именно личное отношение к собственным ошибкам, неудачам, промахам выступают одним из главных показателей самооценки ребенка, проявляющаяся в первую очередь в учебной деятельности.

Поскольку ребенок в младшем школьном возрасте не в состоянии в полной мере идентифицировать свою деятельность и самого себя, в результате чего ребенок формирует мнение о себе исходя из результатов учебной деятельности. Ребенок с адекватной самооценкой способен анализировать свои ошибки и воспринимать объективные замечания в свой адрес со стороны учителя. Однако в начальной школе большинство детей еще не способы объективно смотреть на себя и видеть ошибки в результатах своей деятельности, поэтому учителю необходимо создавать определенные условия, способствующие формированию адекватной самооценки в учебной деятельности.

Самооценка младшего школьника будет сформирована как более адекватная при реализации следующих педагогических условий:

Стиль педагогического общения всех участников образовательного процесса, включая педагога и учащихся, учеников между собой и родителями будет демократичным и основан при принципах уважения к личности ученика.

Самое понятие стиля включает в себя методы и совокупность приемов в определенном виде работы или деятельности. Соответственно, стиль педагогического общения подразумевает под собой особенности взаимодействия между педагогом и учащимися в процессе всего обучения.

Общепризнанная классификация в педагогике подразделяет на авторитарный, демократический и попустительский стили общения. (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, В.В. Шпалинский, М.Ю.Кондратьев и др.) [18, с. 163; 38, с. 568]. Соответственно, демократический стиль подразумевает под собой процесс сотрудничества между участниками образовательного процесса, при котором педагог в большей степени нацелен на повышение субъективной позиции каждого ученика и включение каждого к решению определенных задач. Главная особенность данного стиля заключается во взаимной ориентации всех учеников в процессе межличностного взаимодействия. В ходе открытых обсуждений конкретных задач, учащиеся вместе с учителем приходят к конкретному решению. Прежде всего, педагог в ходе данного стиля общения проявляет положительное отношение ко всем ученикам, адекватно оценивает их возможности, достижения и поражения, что прямо закладывает основу для формирования адекватной самооценки младшего школьника.

Одним из главных принципов организации педагогической работы с детьми является уважение личности ребенка в совокупности с объективным уровнем требовательности к нему. Данную позицию раннее выдвигал А.С. Макаренко, считавший, что к человеку нужно предъявлять как можно больше требований, но вместе с тем, больше уважения к нему. Реализация такого принципа также сочетается с принципом опоры на положительные качества и сильные стороны ученика, способствующий на формирование объективного представления ребенка о своих возможностях и способствующий становлению адекватной самооценки младшего школьника.

Следующим условиемявляется сформированность на достаточном уровне навыков учебной деятельности младшего школьника. Исходя из того, что учебная деятельность является ведущей для младшего школьника, необходимо формировать самооценку, используя весь потенциал данного вида деятельности, в результате чего самооценка будет выступать неким процессом для выполнения различных учебных задач. Соответственно, важно научить младших школьников грамотно формулировать свои цели, планировать деятельность, анализировать ее результаты и выстраивать совместно с учителем способы корректировки различных видов деятельности, что предполагает необходимость овладения структурой контрольно-оценочного действия. Таким образом, ребенок, который в достаточной мере овладел соответствующими навыками, способен на объективном уровне оценивать самого себя и свою деятельность исходя из того, что обладает определенным набором учебных действий, необходимых для выполнения образовательных задач, и способен ставить перед собой те цели, которые соответствуют его уровню способностей и возможностей.

Еще одним немаловажным условием является создание ситуации успеха в

ученик способен продемонстрировать свои потенциальные способности и возможности на сформированном уровне. Наиболее действенным использованием ситуации успеха будет использование дифференцированного метода в сочетании с репродуктивным, проблемно-поисковым и творчески-воспроизводящим методов обучения на уроке. Применение дифференцированного подхода является необходимым в учебной ситуации исходя из того, что каждый ученик отличается определенным уровнем способностей, индивидуальными чертами, проявляющихся в учебной деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы предоставить каждому ученику проявить свои возможности, свою индивидуальность, а также сформировать уверенность в своих силах, которая необходима для формирования адекватной самооценки ребенка [11, с. 307].

Особое место также занимает метод создания воспитывающих ситуаций, сущность которого заключается в том, что создается проблемная ситуация, в процессе решения которой ученик свои поведением определяет уровень развития личностных качеств. В роли таких качеств могут быть: способность к коммуникации с другими учениками, моральные качества и др. Поэтому основная задача этого метода-определить уровень развития конкретных качеств у ученика в совокупности с формированием и дальнейшим развитием этих качеств. В современном образовательном процессе выделяют несколько видов воспитывающих ситуаций [15, с.18]

- проверочная, которая направлена на диагностику определенных качеств у ученика;

- воспитывающая, направленная на воспитание нравственных убеждений;

-контролирующая и закрепляющая, которая направлена на закрепление положительных воздействий поведения.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что метод воспитывающих ситуаций весьма необходим для формирования нравственных и личностных качеств учащихся, позволяющий регулировать деятельность и поведение младших школьников.

Формированию адекватной самооценки также будут способствовать приемы самооценивания и взаимооценивания. Сочетание приемов самооценивания и взаимооценивания в учебной деятельности позволяет младшему школьнику проводить анализ результатов собственной деятельности и оценку своих качеств, способностей в совокупности с приемом взаимооценивания, который имеет интерактивный характер и позволяет учащимся оценивать сильные и слабые стороны работ своих товарищей, следовательно, младшие школьники анализируют продвижение в результатах собственной деятельности. Взаимооценивание позволяет рассмотреть ученику свои ошибки и при возможности корректировать их, в результате чего учащийся начинает осознавать важность и необходимость процесса оценивания и оценки. Однако учителю заранее необходимо выдвинуть определенные критерии, по которым ученики будут проводить оценивание работ друг друга. Кроме этого, во избежание конфликтных ситуаций, необходимо донести до учащихся, что важно оценивать работы и результаты друг друга, а не личность самого ученика, в совокупности с личной симпатией или антипатией к нему.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что на формирование адекватного уровня самооценки младших школьников влияет ряд определенных факторов. Для того, чтобы факторы, влияющие на самооценку, играли положительную роль, необходимо соблюдать определенные условия, такие как:

-использование демократического стиля домашнего воспитания и педагогического общения между педагогом и учеником, основанный на уважении к личности ребенка;

-формирование на достаточном уровне навыков учебной деятельности;

-использование методов создания воспитывающих ситуаций и ситуаций успеха при обеспечении дифференцированного подхода, влияющие на формирование адекватного уровня самооценки.

Все это в конечном итоге позволит воспитать личность способную адекватно оценивать свои возможности и достижения, тем самым защищая себя от поражения и чрезмерной переоценки своих заслуг, уверенную, стремящуюся достижению реально поставленных целей, способную к самореализации.

Выводы по первой главе

 

В результате вышеизложенной информации можно сделать вывод о том, что самооценка является неотъемлемой частью развития личности человека, определяющая уровень его притязаний и отношение к самому себе.

Адекватная самооценка позволяет объективно соотносить свои способности и возможности в соответствии с ситуацией, воспринимать адекватную критику окружающих и сопоставлять ее со своей внутренней оценкой, ставить достижимые цели и задачи в соответствии со своими возможностями, а также предвидеть общественную реакцию на результат собственной деятельности.

При неадекватной самооценке отсутствует объективное представление о своих возможностях, при которой человек сталкивается с препятствиями как в профессиональной, так и в личностной сферах; искажается восприятие окружающего мира, при котором отсутствует адекватное оценивание ситуаций и в большей степени присутствует эмоциональный компонент. Нормальный уровень самооценки выражается в объективном оценивании личности своих реальных возможностей или невозможностей чего-либо. Завышенная самооценка выражается в искаженном и переоцененном представлении личности о своих достоинствах и возможностях. Заниженная самооценка проявляется в неадекватном занижении потенциала и необъективной оценке личностных качеств субъекта. На формирование самооценки также влияют различные факторы, к которым относятся: стиль домашнего воспитания и непосредственное мнение родителей о ребенке, наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценка учителя, взаимоотношения в коллективе и собственный жизненный опыт.

Исходя из этих факторов выделяются условия, влияющие на становление адекватной самооценки, такие как: демонстрация учителем демократического стиля общения и стиля взаимодействия с учащимися и всеми участниками образовательного процесса, сформированность на достаточном уровне навыков учебной деятельности младших школьников, использование учителем эффективных методов таких как: метод воспитывающих ситуаций, метод создания ситуации успеха, а также использование приемов самооценивания и взаимооценивания, самоконтроля и взаимоконтроля в учебной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.20 (0.009 с.)