Теория системного проектирования. Метод дизайн — программ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория системного проектирования. Метод дизайн — программ



В связи с постановкой и реализацией крупных социальных и народнохозяйственных целевых программ в отечественном дизайне сложилась ситуация, потребовавшая иных подходов к дизайн-деятельности. Новая теоретическая концепция начала складываться в конце 1970-х и получила стройное воплоще­ние в 80-е годы. Она базировалась на использовании систем­ного подхода к изучению и моделированию сложных объек­тов и многокомпонентных систем. Но системный подход использовался несколько в ином плане, чем это было отраже­но в идеях системного проектирования конца 1950-х — сере­дины 60-х годов (см. подраздел 3.7).

Практикам и теоретикам все яснее становилось, что вопрос о внедрении методологии системного подхода в дизайне, о развитии дизайна систем нельзя решать изолировано от нете­ряющей своей актуальности проблемы повышения художест­венного уровня дизайна. С последней проблемой тесно связан вопрос об эстетическом качестве всей предметной среды, о ее человеческой, культурной значимости [14].

Цели, задачи, функции, содержание и способы организа­ции деятельности по решению крупномасштабных задач, ком­плексному повышению качества промышленных изделий и предметной среды жизнедеятельности определяются терми­ном «дизайн-программа». Дизайн-программа — конкретная практическая форма реализации системного дизайна. Этот метод соединяет в целостный процесс разработку эстетико-художественной концепции сложного социально-культурного объекта с разработкой програмно-целевой организации систе­мы деятельности по реализации разработанного проекта [29]. В структуру дизайн-программы входят четыре блока (рис. 23А), каждый из которых представляет особый срез ди­зайн-программы: проблемно-целевой, концептуальный, орга­низационно-управленческий, проектно-конструкторский. Проблемно-целевой блок содержит формулировку пробле­мы, цели и задачи программы, а также краткий анализ и оцен­ку исходного состояния проблемы, формулировку конечных проблемных результатов и сроков из реализации. Концептуа­льный блок содержит описание основного замысла и подхода к решению проблемы, обобщенной и целостной программной модели комплексного объекта, задающей принципиальные его характеристики (типологические, функциональные, мор­фологические, технологические) и, в самых общих чертах, ор­ганизационную стратегию по достижению конечных целей. Организационный блок дает характеристику конкретных и детально разработанных форм, методов и порядка организа­ции и управления разработкой программы и контроля за ее ре­ализацией, а также перечень необходимых организацион­но-хозяйственных мероприятий. Проектный блок охватывает вопросы всего комплекса заданий, мероприятий и решений по проектированию комплексного объекта, поэтапно, на всех стадиях формирования и выполнения дизайн-программы, вплоть до промышленной организации проекта.

Дизайн-программа предусматривает создание целостных фрагментов предметной среды жизнедеятельности человека, являясь эффективным средством повышения качества про­мышленной продукции, совершенствования ее ассортимента, снижения себестоимости и, одновременно, повышения эф­фективности ее производства.

Проектируя предметные совокупности, образующие сис­темы, дизайнер не только задает программу их функциониро­вания в системе, но и в рамках программного подхода сам раз­рабатывает наиболее эффективные формы собственной деятельности, т.е. проектирования.

Определенным средством, методом решения поставлен­ных проектных задач является моделирование потребитель­ских ситуаций. Основным в этом выступает художественное моделирование, художественный метод. Одновременно ди­зайнер использует и структурно — функциональный анализ, и социологические исследования, и семиотические модели [30].

Наряду с визуально-графическими средствами дизайнер при­меняет пространственно-пластические средства, моделируя связи в системе «человек — объект — среда» (рис. 23Б). При этом он должен владеть методом театрально-драматургиче­ской режиссерской организации «действия», т.е. прогнозиру­емых и моделируемых жизненных социокультурных процес­сов. «Сценирование» в дизайне означает воображаемое воссоздание целостного образа проектируемого сложного объекта, которого пока нет в реальности.

 

 


Проблемы предпринимательской деятельности в сфере дизайна. Маркетинг и менеджмент в сфере дизайна.

12.1.

О бизнесе в сфере дизайна


Создание дизайн-проектов будущих интерьеров - это деятельность, которая требует далеко не только дизайнерских навыков, как могут подумать начинающие. Если вы уже имеете опыт предоставления подобных услуг, то вам наверняка известно что важную роль играют следующие возможности и навыки:
- способность создания такой модели бизнеса, которая позволила бы вам максимально увеличить обороты доходов при минимуме затрат сил;
- способность формирования собственной команды соисполнителей;
- способность производства грамотного авторского надзора за исполнением проекта;
- связи с поставщиками отделочных материалов, декора и мебели;
- специальные технические знания и навыки, которые позволят грамотно распределять сантехническое оборудование, источники света и отопительные приборы...

... и самое главное:
- навыки уверенного общения с клиентами;
- способность отстоять свои права Исполнителя проекта;
- способность взыскать с недобросовестного Заказчика стоимость проекта.


Почему я говорю, что это самое главное?
Дело в том. что именно от ваших отношений с клиентом напрямую зависит размер вашего дохода.
Клиент - в большинстве своем - это обыватель, который никогда не сталкивался с вопросом оценки интеллектуального труда. Именно поэтому он яро боится переплатить, а также старается выжать максимум выгоды из вложенных средств. Понять его можно, но ведь и вы - работаете не за спасибо и не за признание! Признание - это хорошо, но любой труд должен быть оплачен, в первую очередь, звонкой монетой!
Но проблема в том, что для большинства заказчиков, труд - это когда разгружают вагоны, варят трубы или хотя бы метут двор. Чужой интеллектуальный труд как-то не выглядит.... тяжелым. Видимо, потому что чужой:-)

В общем, в результате - мы имеем то что имеем: множественные проблемы, связанные с тем, что заказчик артачится, не хочет платить полностью или частично. Но ведь Дизайнер, извините, - не проститутка! Он ни в коем случае не должен работать с мыслью "заплатит или не заплатит?". Дизайнер - это элитная профессия, он должен приступать к работе, будучи на 100% уверенным в благоприятном исходе отношений с Клиентом.

Что должен знать каждый Дизайнер, чтобы уверенно противопоставлять свои интересы интересам Заказчика?

1. Подробно и во всех нюансах разбираться в договоре с Клиентом. Кстати! Договор с Клиентом необходимо заключать ВСЕГДА! Это - основное правило успешной работы. Но более того - мало просто заключить договор. Важно также, повторюсь, в нем прекрасно разбираться!

2. Знать общий механизм работы. То есть речь идет об общем порядке заключения договора, выполнения работы, сдачи работы и оплаты проекта. Данных механизм прост лишь в общих чертах, а на практике появляется множество нюансов.

3. Знать подробный механизм взыскания с заказчика задолженности по договору. Причем, речь идет здесь не только о судебном взыскании. Существуют также способы взыскания, которые быстры и позволяют избежать суда. И само собой, они законны. Иные я не рассматриваю.

Вот - минимальный "джентельменский набор" для спокойной и уверенной работы дизайнера.

Максимально подробно все эти вопросы разбираются в курсе "Дизайнер - Заказчик. Подводные камни, решение проблем".

ДБ-43

 

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

13.1.

Техника как древнейший вид деятельности человека с момента своего возникновения является уникальным средством преобразования всей действительности. Исторически цивилизация возникла на Земле на основе преобразующей деятельности человека и общества. Именно преобразование среды, природы, самого человека и человеческого общества лежит также в основе развития культуры и цивилизиции.

Культура как процесс реализации духовных ценностей выражает вечное стремление человечества к постоянному освоению-преобразованию действительности, и она как поприще проявления сущностных сил человека отражает также его становление, самоутверждение как субъекта культуры. Или, иначе выражаясь, культура — это процесс, связанный с «работой» сознания, его активностью для удовлетворения духовных потребностей и реализации духовных ценностей, на основе которого формируются определенные взгляды, идеи, учения людей об окружающей действительности и самих себе и создаются духовные ценности, что составляет духовное богатство или духовную культуру общества.

Культура общества включает в себя как материальную, так и духовную сферы, но и в материальной культуре воплощены духовные силы человека. Культура же личности преимущественно есть его духовная культура, культура его души; культура как мера гуманизации человека, человеческих отношений должна проявляться в таких основных сферах духовной культуры, как познание, художественное творчество и нравственное поведение.

Существование человека как социального существа подразумевает его активное, преобразующее отношение к действительности, и вполне естественно, что это его существование развертывается на фоне «быть» и «иметь». Культура как средство и одновременно цель является поприщем, где проявляются эти важные качества человека. Человек, ориентированный преимущественно на обладание (иметь), рассматривает познание как «приобретение», как «аннексию». С его точки зрения, ценность познания зависит от ценности предмета, которым он овладевает (таким образом трасформацию человеческого бытия на примерах явлений повседневной жизни проанализировал Э. Фромм в работе «Иметь или быть»). С этих позиций подлинное познание отличается от мнимого знания тем, что первое имеет дело с подлинными предметами — подлинным бытием, идеями; второе же — с кажущейся действительностью, с небытием. Но наука, научное познание, выражая процесс становления человека, его «очеловечивания», является важным элементом духовной культуры, и мы имеем полное основание для того, чтобы не считать познание предмета и достижение истины «аннексией» этого предмета. Человеческое познание по своей природе социально; познание — это диалог с другими людьми, другими эпохами, ругими культурами; истинно познавательный интерес не имеет ничего общего с обладанием. Познание (как культура вообще) есть понимание в широком смысле — понимание предмета, природы, жизни. А понимание предполагает вслушивание, внимание к предмету. Поскольку познание предполагает понимание и диалог, постольку оно выражает сущность человека; подлинная познавательная деятельность способствует гуманизации человека, хотя она не может быть гарантией того, что результаты познавательной деятельности не будут использованы во вред человеку.

Практика общественной жизни человечества подтверждает, что связь между научно-техническим прогрессом и культурой, особенно с ее квинтэссенцией — нравственностью, носит далеко не однозначный, не прямолинейный характер. В связи с этим следует указать на то, что проблема взаимоотношения двух важнейших элементов духовной культуры — науки морали — вовсе не новая для философии и этики. Это одна из тех проблем, которые называют «вечными», традиционными. Проблема взаимоотношения науки (знания) и морали (нравственности) выдвигалась в число злободневных философских проблем на каждом крутом историческом повороте. Одна из первых четко фиксируемых постановок проблемы представлена в античной философии. Как известно, в работах софистов, Платона и Аристотеля намечена дихотомичность науки и морали (как учения о добродетелях и пороках), определено различие этих двух сфер духовной деятельности человека, их несовпадение и даже противоположность.

Размышляя об отрицательном влиянии современного научно-технико-индустриального прогресса на многие стороны человеческой жизни, следует обратить особое внимание на тенденцию нивелирования личности. В современном индустриально-прогрессивном мире развитие индустрии нуждается в человеке лишь как в производителе и потребителе. И поскольку производственные операции в основном выполняются машинами, постольку человек должен свестись к «служащему» и превратиться в «придаток» машины. Индустриальный прогресс, как отмечает профессор З. Какабадзе, нуждается, таким образом, исключительно в человеке как производителе и потребителе, все же остальные отношения и соответствующие особенности становятся лишними, «нерентабельными». Именно подобной нерентабельной особенностью оказывается индивидуальность человека: эффективное функционирование индустриальных организаций требует единой дисциплины и единого режима, единая же дисциплина и единый режим идеально осуществляются лишь при абсолютной однородности характеров, наклонностей, обычаев, вкусов, участвующих в этой организации индивидов. Функционирующая в бешеном темпе индустриальная машина не терпит никаких опасностей отклонения. Поэтому-то она принимает специальные меры для уравнивания, нивелирования личностей. Весьма характерно в этом отношении, что современные общественно-государственные учреждения с необычайным усердием занимаются «воспитанием» граждан по всеобщим стандартам и образцам. Уличная реклама, телевидение, журналы, газеты упорно внушают гражданам образцы, нормы и стандарты поведения, образования, одежды, квартирной обстановки. И нужно подчеркнуть, что граждане современных индустриальных обществ в этом отношении слишком «благовоспитанны» — каждый из них необычайно чувствителен к тому, что делают, как себя ведут, как одеваются, как отдыхают, как развлекаются и как обставляют квартиру, что читают другие, вернее, большинство других: каждый хочет во что бы то ни стало жить по всеобщим стандартам, по «моде». В результате всего этого люди постепенно теряют свое индивидуально- своеобразное лицо и превращаются в анонимно-безликую массу.

В условиях современного научно-технического прогресса, в эпоху беспрецедентного развития науки и техники еще более резко выявилась характерная для западного общества тенденция фетишизации рациональности или разума, которая часто доходит до иррационализма.

Индустриальный прогресс различными средствами и путями приводит к нивелированию личностей, что означает резкое падение «качества содержания» человеческой жизни. Ибо для человека в конечном итоге невыносимо чувство потери индивидуально-своеобразного лица, т.е. потери собственной «самости», превращения в безликую количественную единицу. Научно-технико-индустриальный прогресс, уравнивая и нивелируя личности, способствует внутреннему разобщению людей, ибо внутреннее обращение людей предполагает их различие и индивидуальное своеобразие.

13.2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.019 с.)