Европейская культура хvii века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейская культура хvii века



XVII век — время, когда после великих географических открытий XV-XVI вв. европейцы начали осваивать всю Землю. Эпоха Возрождения внесла в их сознание идеалы гуманизма с принципами жизнелюбия и оптимизма, верой в возможность разумного переустройства и совершенствования мира. На севере Европы (Нидерланды и Англия) осуществились первые буржуазные революции.
Всё это коренным образом изменило мировоззрение, систему ценностей, менталитет европейцев. Особенно быстро и последовательно прошли эти перемены в Англии. Протестантская трудовая этика поощряла производительный труд, торговлю и богатство, требовала развивать индивидуальность. Протестантизм стимулировал свободу личности, рыночные отношения, предпринимательскую активность.
Всем гражданам Англии были гарантированы политические свободы. Новые знания, особенно научные, свободно распространялись, порождали изобретательность и установки на принятие изменений. Возрастающий спрос на промышленную продукцию вынуждал искать новые технологии. На «узких местах» производства появляются технические новшества, повышающие производительность труда, что предвещало промышленный переворот.
В западной Европе в ХVII веке общественная мысль обретает всё большую независимость от религии. И хотя влияние христианской религии и церкви было достаточно весомым и они практически не ослабляли своих позиций, в западноевропейском обществе все более ощутимы проявления светской культуры.
Наступление новой культуры было обозначено и стремительно разворачивающейся революцией в научной культуре, вначале проявившей себя в математике и механике, а затем в естествознании. Чтобы понять уровень науки того времени, достаточно назвать следующие имена: Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон, Лейбниц. Здесь тоже кардинально изменились принципы деятельности. В Средние века наука испытывала очень сильное давление со стороны церкви, хозяйственная культура не предъявляла к ней практически почти никаких требований. Парадигма научного исследования несла отпечаток схоластики, так что источником знания считались не столько эксперименты, сколько Священное писание, рукописи древних мудрецов («чем древнее, тем истиннее») и даже магические трактаты и опыт магов. Алхимия, как известно, была связана с магией очень тесно.
В Новое время господствующим стал подход, сформулированный Френсисом Бэконом. Он доказывал, что единственным источником знания в науке может быть только опыт, научный эксперимент. Поэтому его часто называют родоначальником опытной науки Нового времени. Теперь человек уже не был только наблюдателем явлений и процессов природы, он становился её испытателем.
В ХVII веке интенсивно развивалась европейская философская культура. Р. Декарт создает свою рационалистическую теорию и критерием истины признает разум. Ф. Бэкон вводит новую парадигму научного познания, сформулировав при этом своё знаменитое «Знание — сила!». Это позволяет называть XVII в. временем становления рационализма. И. Ньютон доказывает с помощью опытов основные положения натурфилософского материализма. Т. Гоббс и Дж. Локк обосновывают основные положения политической культуры буржуазного общества. Дж. Локк утверждал суверенитет народа, доказывал необходимость конституционного правительства, свободы и равных прав для всех. Локк также доказывал необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и «федеративную». Он считается одним из основателей буржуазного либерализма.
В европейской художественной культуре ХVII века формируются национальные школы искусства — французская, итальянская, испанская, фламандская и др. Возникают и расцветают художественные стили барокко, рококо и классицизма, появляются предпосылки реализма.

Барокко в художественной культуре Нового времени

Термин «барокко», вообще говоря, обозначает искусство Европы и ее латиноамериканских колоний в ХVII и первой половине XVIII столетий. В более узком смысле барокко — наиболее характерный из стилей, созданных в этот период в Италии и Фландрии вскоре после 1600 г. Барокко доминировало в итальянском искусстве и архитектуре до возрождения классики в середине XVIII столетия и повлияло на развитие искусства всех других европейских стран. Стиль барокко связан, прежде всего, с Питером Паулем Рубенсом и Джованни Лоренцо Бернини.
Название «барокко» — «причудливый», «странный» — было дано искусству этого периода в конце XVIII столетия, когда сам стиль уже вышел из моды. Слово происходит, скорее всего, от французского и португальского barocco, означающего неправильной формы жемчуг. Он часто использовался в чрезвычайно причудливых украшениях периода Постренессанса; ювелиры всё еще используют термин в этом значении.
Искусствоведы в конце XVIII столетия использовали его в значении «абсурдный», «преднамеренный», «гротеск» — другими словами, экстравагантный вызов классическим правилам. Однако с ходом веков историки искусства начали более объективно смотреть на искусство прошлого, и термин «барокко» перестал быть уничижительным. К началу ХХ столетия сначала специалисты, а затем и более широкий круг любителей искусства убедились, что художники и архитекторы барокко не только не заблуждались, но обогатили европейскую художественную культуру оригинальным вкладом.
Наиболее яркие, величественные и впечатляющие шедевры искусства барокко находится в римско-католических странах. Это не случайно: между стилем барокко и Римско-католической церковью существовала тесная ассоциация, даже определённая идеологическая связь. Католическая церковь в это время сопротивлялась поднимающемуся протестантству и научному прогрессу. Она подчёркивала свои традиционные духовные доктрины и начинала интенсивную миссионерскую деятельность. Для обеих целей требовалось яркие и неотразимые образы. Создать их и были призваны художники и архитекторы барокко. Этот стиль мог порождать захватывающие визуальные эффекты, реалистически представлять сверхъестественные существа. Творцы барокко могли также возводить роскошные дворцы для монархов и других светских магнатов, стремящихся поразить своих подданных (и друг друга) своей мощью и богатством. Вследствие связей с авторитарными режимами в церкви и в государстве барокко лучше всего вписывался в общества, придерживавшиеся католических традиций — в Италии, Испании и центральной Европе. В более прогрессивных обществах северной Европы (включая Францию) искусство барокко встретилось с некоторым сопротивлением.

Основные особенности

При всём его динамизме стиль барокко не был абсолютно нов в том смысле, как были в своё время новы готическое искусство или кубизм. Формально он был очень многим обязан искусству и архитектуре ренессанса и переходной стадии, маньеризму; на него также влияла античность. Классические ордеры архитектуры и идеализированная человеческая фигура – особенности как искусства барокко, так и названных более ранних стилей. Сильная связь существует также между барочными и ренессансными (но не маньеристскими) методами представления действительности. Ряд типично барочных черт (например, прогибающиеся внутрь фасады и овальные в плане участки) встречались в искусстве прошлого как побочные линии, хотя и в слаборазвитой форме. Точно так же имел прецеденты барочный иллюзионизм. Полностью новых форм в барокко было создано не много; возможно, наиболее важной из них была двойная кривая — искривлённая внутрь по краям, наружу в середине. Она использовалась в фасадах, дверных проемах и в мебели. Что было ново во всех этих случаях, так это способы использования форм или применения методов.
Основные характеристики барокко выглядят следующим образом. В архитектуре, помимо уже упомянутых, первичные особенности — витые колонны и фантастические фронтоны. Барочный фронтон может варьироваться многими способами, например, прерываясь в центре, сворачивая наклонные стороны в свитки, искривляя их в вертикальном плане. В скульптуре широко используются трепещущие драпировки, реалистические подробности, использование в одной и той же работе бронзы, белого и цветного мрамора, иногда и других материалов. В живописи главные особенности — расписные потолки, смелые ракурсы и новый, мощный тип реализма, получаемый в основном с помощью света и тени.
В изобразительных искусствах всё более и более усиливалась эмоциональность. В крупных архитектурных произведениях, типа гробниц и интерьеров церквей, два или больше видов искусств часто использовались совместно для достижения всеобщего эффекта, который назвали барочным Gesamtkunstwerk (нем. «полным», «тотальным» произведением искусства).
Барокко — стиль большого богатства и гибкости, производящий впечатление как в произведениях грандиозного масштаба, так и в маленьком эскизе маслом или рисунке пером. Общедоступный и сложный, он мог использоваться в равной степени для дидактических целей и для художественного оформления.

 

КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.178.207 (0.007 с.)