Материальная культура Средневековья и эпохи возрождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материальная культура Средневековья и эпохи возрождения.



 

КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Понятие средних веков

«Средние века» — эпоха, которая началась после античности и закончилась наступлением Нового времени, то есть буржуазного порядка, капиталистической экономики. Продолжительность Средних веков около десяти столетий. Название дано мыслителями итальянского Возрождения, которые верили, что возрождают культуру античной Греции и Древнего Рима. Концом средневековья и одновременно началом Нового времени является серия буржуазных революций, начавшаяся восстанием в Нидерландах в конце XVI века и продолженная революциями в Англии (XVII век) и во Франции (XVIII век).
В последние века рассматриваемого периода в Западной Европе в сфере духовной жизни прошли важнейшие процессы: Возрождение (Ренессанс), результатами которого стали возникновение и становление европейского гуманизма и революционные преобразования художественной культуры; религиозная реформация, создавшая «дух капитализма»; в самом последнем, XVIII столетии, Просвещение, в значительной степени сформировавшеерационализм и подготовившее позитивизм. Все эти процессы происходят в Средние века, завершают эту эпоху; они готовят буржуазные революции. Однако, из-за их громадной значимости они будут рассмотрены отдельно.
Внутри Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:
- раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X — XI веков);
- Высокое (Классическое) Средневековье, от X-XI веков до примерно XIV века;
- Позднее Средневековье, XIV и XVI века.
Раннее Средневековье — время, когда в Европе тоже происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых врваров (от латинского barba — борода), которые уже со второго века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях её провинций. Это закончилось, как уже сказано, падением Рима.
При этом варвары принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и религии на всей территории Римской империи; после падения империи распространение христианства продолжалось. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.
Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского Запада. Возникла Священная Римская Империя. Позднее (900 год) Священная Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды.
Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались поселения европейцев. С севера постоянно совершали пиратские набеги скандинавские викинги. С юга совершали набеги и захваты мусульмане. С востока налетали мадьяры — венгры, которые сравнительно недавно поселились в Восточной Европе, на Дунае, и тоже начинали медленно строить свое государство. Раздробленная на мелкие уделы Европа жила в постоянном напряжении и страхе, угроза грабежей и разбоев существенно замедляла экономическое развитие.
В период классического, или высокого, Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С X века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государство вошли в орбиту западной культуры.
Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды — театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы, как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе».
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Так, крестьяне Западной Европы добились для себя большей свободы и более высокого уровня жизни. Прежняя феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких» сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Это неизбежно привело к так называемому Возрождению, или Ренессансу. Наряду с этим специфическое положение христианской церкви в средневековом обществе сделало неминуемыми и перемены в самой христианской религии и церкви. Все это готовило конец Средних веков, переход к Новому времени в Европе как неизбежному итогу развития средневековой культуры.

 

Хозяйственная культура средневековой Европы

Основой этой культуры было, конечно, сельское хозяйство. Товарное производство было развито очень слабо, то есть селяне сами делали почти все необходимое для жизни, очень малую часть выращенного продавая и мало что покупая на стороне.
В городах производство было ремесленным. Главная особенность такой организации в том, что каждое изделие с начала и до конца делает один человек. Иначе говоря, ремесленное производство не знало глубокого операционного разделения труда, хотя в нем вполне оформилось разделение по видам продукции, по технологии.
Труд ремесленников и крестьян осуществлялся вручную, хотя орудия труда постепенно становились все более совершенными и разнообразными. Использовались и некоторые механизмы, приспособления, правда, известные еще с античности. Наиболее важные из них — мельницы, водяные и ветряные. Если в античности они применялись далеко не повсеместно, то в Средние века в Европе они получают широкое распространение начиная с ХI -ХIV веков (Ле Гофф, с. 184-212). То же можно сказать о плуге и некоторых мелких орудиях труда, таких, как рубанок.
В целом техническая оснащенность хозяйства в Средние века была крайне низкой. Ручные орудия труда преобладали над механизмами, сельскохозяйственный инвентарь был попросту убогим, вследствие чего была низка производительность труда в городах и очень невысокой была урожайность полей. Поэтому было невысоким и качество производимых изделий. И строили в Средние века плохо: здания, прежде всего церкви, часто рушились. Постоянно нужно было что-то ремонтировать, переделывать, перестраивать. Большинство шедевров средневековой архитектуры стоит ныне только благодаря ремонтам и реставрациям последующих столетий (Ле Гофф, с. 206-207). Тем не менее, техника в это время пусть и медленно, но развивалась, прежде всего за счет распространения приспособлений и механизмов.

 

Художественная культура

После падения Рима в 476 году развитие раннефеодальных обществ обусловило возникновение ряда довольно простых стилей в искусстве, которые в целом принято называть «варварскими»; они составляют пра-романский стиль. Эти стили, характеризуемые использованием «звериных» форм и комплексом характерных декоративных приемов, различны в каждом регионе. В Ирландии этот стиль называется «кельтским», в Англии «саксонским», во Франции Меровингским, в Испании Вестготским.
По имени франкского императора Карла Великого франкское искусство VIII и начала IX веков называют каролингским (от Каролюс, латинской формы имени Карла). Для обозначения возрождения искусства и классического образования при Карле Великом многие историки используют термин Каролингский Ренессанс.
В конце пра-романского периода наследие римского стиля смешивалось с византийскими; с ближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германскими; с кельтскими; с чертами стилей других северных племен. Различные комбинации этих влияний привели к возникновению в Западной Европе множества локальных стилей, которые, тем не менее, имеют сходные черты. Их часто объединяют под именем романского стиля.

Романский стиль

Название происходит от латинского слова romanus — римский и обозначает совокупность стилей в западноевропейском искусстве Х-ХII веков. Сходство локальных стилей в различных странах Западной Европы возникло как результат религиозного единства: мировоззрение и менталитет жителей этих стран определялись христианством. Христианство модифицировало национальные культуры; его решающее влияние (через церковь) наиболее очевидно в архитектуре, скульптуре и живописи. Кроме того, художественный стиль раннего Средневековья отличается духом воинственности, включая необходимость самозащиты от постоянно ожидавшихся нападений.
Основное количество сохранившихся принципиально важных памятников пра-романского и романского стиля являются архитектурными сооружениями. Это объясняется, в частности, и тем, что в 1000 году христианская церковь ожидала конец света, почему особенно усилилось церковное строительство. Наряду с этим активно возводились рыцарские замки. Собственно, как раз храмы и замки и стали наиболее типичными памятниками романского стиля.
Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными поддерживающими конструкциями). Главной причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий пра-романских зданий. Введение вольтовых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов. Здания романского стиля имеют простые, лаконичные геометрические формы и напоминают крепости (мощные стены, небольшое количество маленьких окон). Для украшения частое применялись колоннады античного ордера, остроконечные башенки — пинакли, скульптура. Скульптура романского стиля производит впечатление несовершенной, созданной неумелыми мастерами, так как она принципиально нереалистична.
Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников: колонны с абстрактными орнаментами, украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, как правило, сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В них не соблюдалась перспектива, фигуры были плоскими. Лица рисовались с преувеличенно большими глазами, как на византийских иконах. Позы искусственны, портретное сходство отсутствует. Короли и императоры изображались более крупными по размеру, чем более крупным, чем его вассалы и слуги, а самыми крупными — святые.
Пра-романские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. Иллюстрированные рукописи этой эпохи следуют образцам Византии и раннего христианства. К византийским и раннехристианским источникам добавились германские звериные мотивы и происходящие из Ирландии узоры сложного плетения, на основе которых были разработаны орнаменты высочайшего уровня.

Готический стиль

Готика, готический стиль возник и господствовал в западноевропейской художественной культуре непосредственно после романского. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года и распространилось по всей Европе в течение следующего столетия. Термин «готика» сегодня применяют к позднему, высокому или классическому средневековью. Готический стиль обслуживал прежде всего церковь. Период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.
Готический стиль наиболее ярко представлен в архитектуре.
Характерным признаком готического стиля стали ребристые своды. Средневековые церкви романского стиля имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть стены наружу, что могло обрушить здание. Чтобы держать такие своды, стены романских строений должны были быть толстыми и тяжелыми. В начале 12-го века каменщики разработали ребристые своды: стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Эти арки могли опираться просто на колонны, стены перестали быть несущими конструкциями. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция. Новый свод, который был тоньше и легче, позволил решить многие архитектурные проблемы. Толстые стены романской архитектуры сменились более тонкими; в них стало возможным устраивать обширные оконные проемы, так что нефы храмов стали освещаться очень ярко. В гигантские окна стали монтировать витражи из цветного стекла, усиливавшие впечатление праздничности, отличности от обыденной жизни.
Готический свод сообщил соборам общий характер легкости, устремленности ввысь. Храмы стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской Богоматери (начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Влияние французской готики быстро распространилось на Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным.
Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готическая скульптура в 12-м и начале 13-го века была по своему характеру преимущественно архитектурной. С XIV в. к украшениям готических соборов добавилась тончайшая резьба по камню, каменное кружево. Такой стиль иногда называют «пламенеющей готикой».
Готические соборы в средневековых европейских городах были самыми заметными, самыми красивыми сооружениями, что подчёркивало роль церкви в жизни и в культуре. Собор был украшением города, а значит, и символом его богатства. В дни религиозных праздников (а их в средние века было множество, и длились они часто не по одному дню) собор становился главным центром общественной жизни, куда горожане приходили на театрализованные представления.
Готическая эпоха закончилась в Италии в начале ХV века с приходом Ренессанса. В остальной части Европы готическое искусство и архитектура продолжали существовать в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке.

 

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.01 с.)