Виды ахд по объектам, предметной области и полноте их изучения и механизации работ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды ахд по объектам, предметной области и полноте их изучения и механизации работ.



По аспектам исследования выделяют:

Финансовый анализ. Осн. назнач-е — изуч-е, диагн-ка и прогноз-е финн. сост-я предпр-я и выявл-е резервов по­выш-я его устойч-ти. На уровне предпр-я его проводят финн. службы, внешн. Финн. анализ пров-ся бан­ками, аудит-ми фирмами, инвесторами и т.д.

Операционный (технико-эконом-й) анализ связ. с оценкой и прогноз-м результатов операц-й деят-ти пред­пр-я, выявл-м резервов увел-я вып. прод-и, из­мен-я ее стр-ры, совершенст-я техники, технологии и ор­ганиз-и произв-ва.

Соц.-эконом-ий анализ изуч. взаимосвязь соц-х и эконом-х процессов, их влияние друг на друга и на эконом-е рез-ты хоз-й деят-ти. Его проводят эконо­м-е службы предпр-я и вышестоящих органов упр-я, социолог-е лаборатории, статист-ие органы и т.п.

Экономико-статист-й анализ примен-ся статист-ми органами для изуч-я массовых обществ-х явл-й на раз­ных уровнях управл-я — предпр-я, отрасли, региона.

Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окру­ж. среды, эконом-е службы предпр-я. Он исследует взаимод-е эколог-х и эконом-х процессов, связ-х с сохр-м и улучш-м окруж.среды и затр-ми на экологию.

Маркетинговый анализ примен-ся службой маркетинга пред­пр-ия или объедин-я для изуч-я внешн. среды функциони­р-я предпр-я: рынков сырья и сбыта гот. Прод-и, ее конкурентоспос-ти, спроса и предлож-я, коммерч-го рис­ка, формир-я ценовой пол-ки, разработки тактики и страте­гии маркет-й деят-ти.

Инвестиционный анализ исп-ся для разработки программы и оценки эффект-ти инвестиц-ой деят-ти субъектов хоз-я.

Функционально-стоимостный анализ исслед-т ф-ии, кот. Вып-т объект, и методы их реализ-и. Его осн. назнач-е - выявить ненужные ф-ии объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвид-и ненужных узлов, деталей, упрощ-я конструкции изд-я, замены матер-в и т.д.

Логистический анализ, с пом. кот. исслед-ся товарные потоки, начин-ся от поставщиков сырья, проход-е ч/з предпр-е и за­канч-ся у покупателей.

В завис-ти от методики изучения объектов различают:

Качеств-й анализ - это способ исслед-я, основ-й на качеств-х сравнит-х характ-х и экспертных оценках исслед-х явл-й и проц-в.

Колич-й (факторный) анализ осн. на количеств-х сопоставл-ях и исслед-и степ. чувствит-ти эконом-х явл-й к измен-ю различн. факторов.

Экспресс-анализ предст-т собой способ диагн-ки сост-я экон-и предпр-я на осн. типичн. признаков, харак­т-х для опред-х эконом-х явл-й. К примеру, если темпы роста валовой прод-и опережают темпы роста тов-й прод-и, то это свидет-т о росте остатков незаверш-го произв-ва. Если темпы роста тов-й прод-и выше темпов реализ-и прод-и, то это признак затоварив-я (работы на склад).

Фундаментальный анализ предст-т собой углубленное, ком­плексное исслед-е сущности изуч-х явл-й с исп-м математ-го аппарата и др.о сложного инструмен­тария.

Маржинальный анализ это метод оценки и обоснов-я эффек­т-ти управл-х реш-й в бизнесе на осн-и причинно-следств-й взаимосв. объема продаж, себест-ти и при­были, и деления затрат на пост-е и переем-е. С его пом. опред-ся безубыточн. объем продаж, критич-я сумма по­ст-х расх., критич-й уровень переем-х расходов на ед. прод-и, критич-й уровень отпускной цены, при ко­т. предпр-е будет иметь нулевой финанс. рез-т, что имеет важное знач-е в управл-й деят-ти.

Экономико-математич-й анализ позволяет выбрать наиболее оптим-й вар-т реш-я экон-й задачи, выявить резервы повыш-я эффект-ти произв-ва за счет более полно­го исп-я имеющихся производств-х рес-в.

В завис-ти от содержания программы анализ может быть комп­лексным (деят-ть предпр-ия изуч-ся всесторонне) и тема- тическим (изуч-ся только отд-е стороны деят-ти, представл-е в опред-й момент наибольш. интерес: ис- польз-е матер-х рес-в, производств-я мощн. предпр-я, сниж-е себест-ти прод-и и пр.).

ВИДЫ АХД ПО ВРЕМЕНИ ИЗУЧЕНИЯ, ПОВТОРЯЕМОСТИ, СТЕПЕНИ ОХВАТА, ИСПОЛНИТЕЛЯМ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ.

По признаку времени различ-т перспективный, или предвари­тельный (до соверше-я хоз-х опер-й), и ретроспектив­ный, или последующий АХД (после соверш-ия хоз-х опе­р-й).

Перспект-й анализ необх. для обоснов-я планов и управленч-х реш-й. Ретроспект-й (историч-й) анализ исп-ся для изуч-я тенденций развития предпр-я, конт­роля за выполн-м принятых планов и диагностики его сост-я. Перспект-й и ретроспект-й анализ тесно связ. м/у со­бой. Без ретросп-о невозможно сделать персп-й.

Ретроспект-йанализ делится на оперативный и итоговый.

Оперативный проводится сразу после соверш-я хоз-х опер-й или измен-я ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Его цель – операт-но выяв­л. недостатки и воздейств-ть на хоз-е процессы.

Итоговый анализ пров-ся за отч.период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деят-ть предпр-я изуч-ся комплексно и всесторонне по отчетным данным за соотв-й период. Это обеспеч-т более полную оценку деят-ти предприятия по использ-ю имеющ-ся возмож­н-й.

Итоговый и операт-й анализ взаимосв-ны и дополн-т друг друга. Они дают возм-ть руков-ву предпр-я не т-ко оперативно ликвид-ть недостатки в процессе работы, но и ком­плексно обобщать достиж-я, рез-ты деят-ти за соответ­ств-е периоды времени, разрабат-ть меропр-я, направл-е на повыш-е ее эффект-ти.

В завис-ти от временного горизонта перспект-й анализ де­лится на краткосрочный (до одного года) и долгосрочный (свыше года). Краткоср-й прогнозный анализ исп-ся для выработки так­тич-й, а долгоср-й – стратегич-й политики предпр-я в области бизнеса. Второй вид менее детализир-н, чем первый, но иг­рает более значит-ю роль: если выбрана правильн. стратегия раз­в-я предпр-я, тогда легче принимать тактич-е реш-я.

В завис-ти от субъектов (пользователей анализа) различают внутренний анализ (который проводится непоср-но на предпр-и для нужд оперативного, кратко- и долгосрочного управл-я производств-й, коммерческой и финансовой деят-ю) и внешний анализ (кот. проводится на основании финанс-й и, статистич-й отчетности органами хозяйств-го управл-я, банками, финанс-ми органами, акционерами, инвесторами и т.д.).

В завис-ти от степени охвата изучаемых объектов анализ де­лится на сплошной (при кот. выводы делаются после изучения всех без исключ-я объектов) и выборочный (при кот. выводы делаются на основе рез-в обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналит-й процесс и выработку управленч-х реш-й по рез-там анализа).

По пространственному признаку различают внутрифирменный (изуч-ся деят-ть т-ко исследуемого предпр-я и его структ-х подразделений) и межфирменный анализ (сравнивают­ся рез-ты деятельности двух предприятий или более).

Межфирменные сравнения проводятся с целью:

• показать руководству, как соотносятся рез-ты работы своего предприятия и аналогичных предприятий;

• привлечь внимание руководства к сильным и слабым сторонам бизнеса;

• дать руководству объективную базу для оценки эффект-ти функционирования предприятия и внесения корректив в его стра­тегическую и тактическую политику.

Самое последнее достижение в области межфирменного сравни­тельного анализа - бенчмаркинг. Это система раннего предупрежде­ния о назревающих проблемах, основанная на исследовании дости­жений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в Других отраслях.

 

МЕТОД И МЕТОДИКА АХД

Специфические для различн. наук спо­собы подхода к изучению своего предмета (в т.ч. и АХД) ба­зируются на всеобщем диалектическом методе познания, положения которого и обусловливают характерные черты АХД. Он исходит из того, что все явления и процессы необх. рассматривать в постоянном движении, изме­нении, развитии.

Использ-е диалектического метода в АХД означает, что изуч-е хоз-й деят-ти предпр-й должно проводиться с учетом всех взаимосвязей. Значит, чтобы понять и правильно оценить то или другое эконом-е явл-е, необх. изучить все взаи­мосвязи и взаимозависимости с другими явл-ми.

Важной методологич-й чертой анализа явл-ся и то, что он способен нет-ко устан-ть причинно-следств-е связи, но и давать им колич-ю характер-ку, т.е. обеспеч-ть измере­ние влияния факторов на рез-ты деят-ти. Это делает диаг­ноз сост-я экономики более точным, а рекоменд-и по его ре­з-там более обоснов-ми.

Изуч-е и измер-е причинных связей в анализе можно осу­щ-ть методом индукции и дедукции. Способ исслед-я при­чинных связей с пом. логич-й индукции закл-ся в том, что исслед-е ведется от частного к общему, от причин к результатам. Дедукция - от общих фактов к частным, от результатов к причинам. Метод индукции применяется для комплексной оценки чувствительности всех показ-й к изменению отдельных факто­ров. С помощью дедукции исследуется весь комплекс факторов, фор­мирующих исследуемый результат.

Использ-е диалект-го метода в АХД означает, что кажд. процесс, кажд. эконом-е явл-е надо рассм-ть как систему, как совок-сть многих элем-в, связ-х м/у собой.Из этого вытекает необход-ть системного подхода к изу­ч-ю объектов анализа, что явл-ся еще одной его характерной чертой. Сист-й подход предусм-ет максим-ю детали­з-ю изуч-х явл-й и процессов на элементы (собственно ана­лиз), их систематиз-ю и синтез.

Т.о., метод АХД предст-т собой системное, комп­лексное изуч-е, измер-е и обобщ-е влияния факторов на рез-ты деят-ти предпр-я путем обработки спец-ми при­емами системы показат-й плана, учета, отчетности и других источн-в инфо- с целью повыш-я эффект-ти функцио­нир-я предпр-я.

В эконом. анализе методика — это совок-ть анали­тич-х способов и правил исслед-я экон-х явл-й и процессов хоз. деят-ти, подчиненных достиж-ю цели анализа.

Различают общую и частные методики анализа.

Общая методика - это система исслед-я, кот. в одинако­вой мере использ-ся при изуч-и различн. объектов эконом-го анализа в различн. отраслях экон-ки. Частные методики кон­кретизируют общую методику применительно к опред-м отраслям экон-ки, типам произв-ва, объектам исслед-я, видам анализа.

Важнейшим элементом методики АХД являются технические при­емы и способы анализа (инструментарий анализа). В АХД используется множество различн. способов. Среди них можно выделить:

-традиционные логические способы, которые широко примен-­ся и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (срав­нение, графический способ, балансовый, средних и относительных величин, аналитич-х группировок, эвристич-е методы реше­ния эконом-х задач на основ-и интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и др.);

- для изучения влияния факторов на рез-ты хозяйствования и подсчета резервовпримен-ся такие способы, как цепные подста­новки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного, выпуклого программирования, теория массового обслуживания, теория игр, ис­следования операций и др.

Применение тех или иных способов зави­сит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполн-я расчетов и т.д.

 

КЛАССИФ-Я ФАКТОРОВ И РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТ-ТИ ПРОИЗВ-ВА ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ, ОТНОШЕНИЮ К ОБЪЕКТУ ИССЛЕДОВАНИЯ, СУЩЕСТВЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ, ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТНОШЕНИЮ К ПЛАНУ.

По своей природе факторы раздел-ся на природно-климатические, социально-экономические и производственно-экономические.

Природно-климатические факторы оказ-т большое влияние на рез-ты деят-ти в с/х, добыв. промыш­л-ти, лесном хоз-ве и др. отраслях. Учет их влияния позвол-т точнее оценить рез-ты работы субъектов хозяйств-я.

К социально-экономическим факторам относ-ся жилищн. условия раб-в, организ-я культурно-массовой, спортивной и оздоровит-й работы на предприятии, общий уровень культуры и образов-я персонала и др. Они способств-т более полному исп-ю производств-х рес-в предпр-я и повыш-ю эффект-ти его работы.

Производственно-экономические факторы определ-т полноту и эффект-ть использ-я производств-х ресурсов предпри­ятия и конечные рез-ты его деят-ти.

По степени воздействия на рез-ты хоз. деят-ти факторы делятся на осн. и второстеп-е. Осн. фак­торы, в отличие от второстепенных, оказывают наиболее существ-е влияние на результативный показатель. Один и тот же фактор в завис-ти от обстоятельств может быть и осн., и второстеп-м. Умение выделить из разнообразия факторов главные, обеспечивает правильность выводов а основе результатов анализа.

По отношению к объекту исследования факторы классифиц-ся на внутренние и внешние, т.е. зависящие и не зависящие от деят-ти данного предпр-я. Осн. внимание при анализе должно уделяться исслед-ю внутр. факторов, на которые предпр-е может воздействовать.

По степени зависимости от субъекта хозяйствования факторы разделяют на объективные (не зависящие от воли и желания людей, например стихийное бедствие) и субъективные (зависящие от деятель-ности юридических и физических лиц).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.015 с.)