Классификация функций в процессе управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация функций в процессе управления



Функция управления отвечает на вопрос – что необходимо делать в подсистеме управления, чтобы процесс управления мог протекать наиболее эффективно? Таким образом, функция – это еще не сама деятельность, а лишь потенциальные возможности деятельности. Процесс реализации функции и будет функционированием.

3 группы: общие функции управления, специальные функции управления, функции метауправления (функция самоменеджмента).

Классификация функций управления:

4. Общие функции управления

a. По элементам управления

i. Функция принятия решения

ii. Функция учёта

iii. Функция контроля

b. По этапам процесса управления

i. Функция планирования

ii. Функция организации

iii. Функция регулирования (или координации)

iv. Функция анализа

v. Функция актуализация (\активизации)

c. По продолжительности

i. Функции перспективного управления

ii. Функции текущего управления

iii. Функции оперативного управления

5. Специальные функции управления – показывают направления воздействия.

a. Подсистемы объекта управления

i. Социальная

ii. Техническая

iii. Организационная

iv. Экономическая

b. Процессы на объекте управления

i. Технические

ii. Экономические

c. По Направлениям деятельности организации

i. По функционированию

ii. По развитию

6. Функции мета управления – управления самим органом управления.

a. Специальные

b. Общие

Характерной особенностью общих функций управления является то,

4. Они всегда применяются комплексно по всему спектру деятельности организации, т.е. без этих функций я не могу осуществлять процесс управления.

5. Они не зависят от объекта управления

6. Они применимы к любым социально-экономическим системам и процессам, а также и к самой системе управления.

 

 

Структура управляющей и управляемой подсистем

Строительство состоит из 2 подсистем: управляющая подсистема и управляемая подсистема.

Управляемая подсистема по составу элементов и по отношению между ними включает социальную, организационную, техническую, экономическую подсистему.

Социальная подсистема включает исполнительские коллективы рабочих, исследователей, специалистов, не выполняющих функции управления.

Техническая подсистема включает вещественные элементы производства, средства производства и процессы, совершаемые при выпуске продукции. Средства производства представляют собой совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства

Организационная подсистема – совокупность форм и методов организации производства, она связывает все элементы производства в единое целое.

Экономическая подсистема – это комплект хозяйственных процессов и связей, которые необходимы для организации производства. Она включает основные оборотные средства, систему финансирования и кредитования и т.д.

В строительстве выделяют технологические процессы, процесс МТС, подготовки производства, управления машин и механизмов. ТП – это процессы непосредственной обработки предметов труда с целью изменения их форм и размеров для превращения их в готовую продукцию.

В строительстве 2 вида ТП:

1. по производству строительных материалов и деталей

2. по производству сооружения

Управляющая подсистема.

В строительстве подсистема имеет иерархическую структуру. Она включает несколько уровней управления. Мастер - прораб- начальник треста – и т.д. На каждом уровне управления функционируют определённые звенья управления. Каждый уровень имеет определённую структуру.

Основные элементы подсистемы – аппарат управления, средства и предметы труда.

Аппарат правления представляет собой совокупность работников, занятых в управлении. Это руководители, специалисты, технические исполнители. Руководители могут принимать решения, посредством которых они управляют. В зависимости от места есть руководители низового, среднего и высшего звена. У каждого руководителя есть специалисты, которые помогают подготавливать решение, и технические исполнители, которые работают непосредственно со средствами передачи информации.

1. Низовое звено – прорабы, начальники участков, мастера. Они не имеют аппарата управления и представляют свой подуровень сами.

2. Среднее звено - руководители трестов и организаций.

3. Высшее звено - руководители АО, департаментов.

Средства труда:

1. пассивные (здания, в которых находится аппарат управления).

2. активные – ПК, калькулятор

Предметом управленческого труда является информация. Продукцией управленческого труда являются управленческие решения, на основании которых осуществляются управляющие воздействия.

В зависимости от того, какую продукцию производит подсистема (и в каком количестве) будет разной сложность и структура.

Закон необходимого разнообразия.

В популярной форме закон необходимого разнообразия можно изложить следующим образом: на любую живую систему (организацию) внешняя среда оказывает самые разнообразные, как закономерно повторяющиеся, так и случайные воздействия. Чтобы удержать свою целостность и способность функционировать, система должна отвечать на каждое такое воздействие соответствующим противодействием, причем в нужный момент. При управлении организационными системами можно назвать три основных случая нарушения указанного закона:

1) когда первичная информация о воздействии среды не доходит до управляющего органа, доходит с опозданием или же не соответствует действительному положению вещей;

2) когда первичная информация имеется, но ее так много, что управляющий орган не успевает ее своевременно перерабатывать и принимать необходимые решения;

3) когда вся необходимая информация доходит, но управляющий орган из-за отсутствия соответствующих знаний (программ действия) не может ее правильно понять и принимает решения, неадекватные воздействию среды.

В первом случае сбой в управлении возникает из-за недостатка или недостоверности информационных связей в системе; во втором – из-за недостаточного быстродействия управляющего органа; в третьем – из-за того, что информационное разнообразие или профессиональная компетентность органа управления оказывается меньше необходимого уровня разнообразия.

 

Закономерности управления

Под закономерностями управления понимают объективные, необходимые, устойчивые и существенные отношения, которые определяют развитие и функционирование систем управления.

1. Целенаправленность выражает отношения между целью и деятельностью организации по достижению этой цели. Цели должна быть подчинена вся деятельность управления. В зависимости от того, какое значения придаёт цели организация, выделяют следующие виды управления:

a. ситуационное управление

b. программное

c. целевое

d. программно-целевое

В первом случае система и процесс управления ориентированы на процесс производства, поэтому в этом случае предприятие не придаёт особого значения цели. Решение принимают в зависимости от сложившейся ситуации.

Во втором случае вначале разрабатывается подробная программа действий, которая распределяется по исполнителям с указанием последовательности. Совокупность таких заданий, ведущих к поставленной цели, называют программой. Программа и план в этом случае разные понятия. Управление организацией осуществляется на основании программы, и на основании этого осуществляется управляющее воздействие.

При целевом управлении независимо от масштаба и характера организации цель играет ведущую роль и определяет характер всех управляющих воздействий.

При программно-целевом управлении участие в строительстве принимают много организаций.

Целевое управление – это своеобразная форма построения процесса управления, которая характеризуется определяющим и активным влиянием цели на весь процесс производства.

Так как целей в организации много, то они классифицируются:

1. по периодам времени

a. стратегические

b. тактические

c. оперативные

2. в зависимости от области

a. экономические

b. социальные

c. инновационные

3. по приоритетности

a. с высоким

b. с низким

c. со средним

4. по повторяемости

a. разовые

b. постоянно решаемые

5. по отношениям с внешней средой

a. внешние

b. внутренние

2. Оптимальность. Оптимальность управления выражает отношения между целью управления и затратами на их достижения. Оптимальное – это такое управление, которое обеспечивается с минимальными затратами труда и ресурсов, в соответствии выбранными критериями и ограничениями. При этом в качестве ограничений могут приниматься сроки ввода объекта в эксплуатацию, качество и т.д.

Оптимальное управление нужно рассматривать как управление, обеспечивающее выпуск заданной строительной продукции при наименьшей производительности труда. Оптимальность, как закономерность управления требует от органа управления находить такие решения, которые бы обеспечили рациональное и экономное использование всех видов ресурсов, включая рабочую силу, материальные ресурсы, технику, энергию, финансы и т.д.

3. Управляемость. Управляемость выражает соотношение между управляющей способностью органа управления и сложностью объекта управления. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть орган управления. Управляемость можно нормировать, потому при создании и проектировании систем управления используют так называемые нормы управляемости. В нормах управляемости устанавливается, каким количеством специалистов или отделов может управлять тот или иной орган управления. Из этой закономерности вытекает ряд следствий:

1. нельзя с помощью простых органов управления управлять сложными объектами, поэтому призывы упрощать аппарат должны быть обоснованы.

2. поскольку управляющая способность подсистемы зависит от численности аппарата управления, то необходимо добиваться его оптимальной численности, в противном случае у организации увеличиваются накладные расходы.

3. так как управляющая система имеет иерархическую структуру, то необходимо устанавливать оптимальное количество уровней или ступеней управления; при необоснованном увеличении числа уровней, с одной стороны, увеличивается численность аппарата управления, а с другой стороны, усложняется процесс принятия решения, и наоборот.

4. Соотносительность управляющей и управляемой подсистемы. Суть этой закономерности состоит в следующем: если меняется сложность, структура, виды деятельности, то это обязательно должно отразиться в структуре управляющей подсистемы.

5. Пропорциональность производства и управления. Эта закономерность реализуется с помощью непрерывного поддержания соотношения между подразделениями объекта управления и между подразделениями отделов управляющей подсистемы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.012 с.)