См. учебник А.Г.Важенин стр. 122-123 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

См. учебник А.Г.Важенин стр. 122-123



Классификации и тенденции развития современных научных направлений.

26.Понятие и структура религии.

См.учебник А.Г.Важенин стр. 128-129

ДОПОЛНЕНИЯ

Религия – это явление общественной жизни, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории.

Общеобязательные элементы религии следующие:

1) признание духовного надмирового Начала — Бога — при чиной бытия всего существующего, в том числе и человека;

2) признание за человеком способности к общению, едине нию с Богом, которое осуществляется через веру. Вера — это не только убежденность в существовании Бога, но и особый образ жизни религиозного человека, соответствующий догмам и запо ведям исповедуемой религии;

3) признание человека не просто биологическим, а в первую очередь духовным существом, обладающим бессмертной душой. Поэтому во всех религиях всегда содержится учение о загробном, посмертном существовании человека.

Таким образом, религия — это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов.

Религия представляет собой сложную систему взаимодействующих элементов. Структура любой религиозной системы включает сознание, деятельность, организационные структуры, религиозный опыт.

Религиозное сознание

Религиозное сознание включает в себя представления, учения, верования, доктрины и другие компоненты. Ключевым феноменом религиозного сознания является вера. Вера является духовным стержнем человека, представляет собой познавательную способность и психологическое явление. Как базисное доверие к Богу, миру, жизни вообще вера не зависит от рационально-логических обоснований.

Религиозная картина мира описывается посредством особого священного языка. Религиозные представления и ценности выражаются иносказательно, посредством мифов и символов. Для религий, сформировавшихся в период письменных цивилизаций, характерна разработка и кодификация Священного Писания, которое играет фундаментальную роль в религиозных традициях.

Центральную роль в развитых религиозных учениях играют концепции творения (креация), спасения (сотериология), завершения мира (эсхатология).

Религиозная деятельность

Религиозная деятельность проявляется в культовых и вне- культовых видах. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ, который является средством сплочения религиозной группы. Целью культа является коммуникация с сакральным миром, воспроизведение религиозных образов, идей и символов, продуцирующих соответствующие переживания.

В ходе совершения культовых действий происходит определенная динамика психологических состояний. К видам культовой практики относятся ритуальные действия, богослужение, обряды, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества. В процессе культового действа звучат тексты Священного Писания, молитвы, песнопения. К культовым средствам относятся храмовая архитектура, живопись, скульптура, музыка, различные предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священническое облачение). Средства и способы культовой деятельности имеют символическое значение. Важное значение имеет почитание священных мест и объектов. Выделяются специальные сакральные области и структуры, отделенные от обычного пространства физическими, ритуальными и психологическими барьерами.

К внекультовой деятельности относится теологическая разработка и систематизация религиозного учения, преподавание богословских дисциплин, участие в работе религиозных структур, административная деятельность, миссионерство й пропаганда религиозных взглядов.

Религиозные организации и институты

Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность, включающую разнообразные структуры. Строение религиозной организации определяется традицией, нормами церковного права и уставом, апостольскими правилами и др.

Типология религиозных организаций:

К основным видам религиозных организаций относится церковь, секта, деноминация.

Церковь представляет собой широкое объединение, принадлежность к которому, как правило, определяется традицией. Церковь построена по иерархическому принципу и характеризуется открытым членством. Члены церкви делятся на духовенство и мирян.

Секта возникает как оппозиционное по отношению к другим религиозным направлениям течение. Для членов секты характерны претензии на исключительность своей веры, психология избранности и тенденция изоляционизма. Лидерство в секте устанавливается по харизматическому принципу.

Для деноминации свойственен акцент на «избранности» членов, признается возможность духовного возрождения каждого верующего. Действует принцип строго контролируемого членства, предписывается особая активность в религиозной сфере. Деноминациям присуща четкая организация. Примерами деноминаций в Республике Беларусь могут быть такие крупные протестантские объединения, как Объединенная церковь христиан веры евангельской. Союз евангельских христиан-баптистов.

Религиозный опыт

Под религиозным опытом понимается ощущение и осознание контакта с иной, божественной реальностью.

Переживание религиозного опыта, как правило, захватывает ум, эмоции, ценности и отношения человека, включает ощущение чуда, святости и глубины, может быть связано с усвоением нового миропонимания.

27. Мировые и национальные религии.

В настоящее время в мире существует много религий, а также их классификаций. В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии.

(также см.учебник А.Г.Важенин, стр. 130-137)

Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. ТакГаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Христианство

Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.

Основные христианские идеи:

§ Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.

§ Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.

§ Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.

§ Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.

§ Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.

Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.

В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым. Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

Православие и католицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.

Протестантизм имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.

Ислам

Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек.

Основатель ислама Мухаммед — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман Коран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

§ произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;

§ совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);

§ соблюдение поста в месяц рамадан;

§ раздача милостыни бедным;

§ совершение паломничества в Мекку (хадж).

 

 

У некоторых современных народов мира сохранились национальные религии, каждая из которых соотносится с определенным этносом и существует в основном в границах определенного государства, а также в общинах национальной диаспоры.

Национальные религии – это религии, сложившиеся в рамках определенных государств или этнических общностей и не получившие заметного распространения у других народов.

Примерами национальных религий служат религии древних народов -ассирийцев, вавилонян, греков, египтян, кельтов, инков, римлян и т.д.

В настоящее время продолжают существовать немногие национальные религии: даосизм и конфуцианство в Китае, индуизм в Индии, синтоизм в Японии, иудаизм в Израиле и среди евреев, живущих в разных странах, зороастризм среди потомков древних иранцев, сохранившихся в Индии и Иране.

28. Понятие и концепции искусства. Искусствознание и эстетика.

Искусство – это разновидность духовной деятельности людей, вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и гармонии.

В отличие от других сфер общественной деятельности искусство удовлетворяет потребность человека в восприятии окружающей действительности в разных формах человеческой чувственности. Речь идет о специфической человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий объективного мира, предполагающей развитое творческое воображение.

Гераклит считал, что искусство подражает красоте в природе. По Платону, предметы – тени идей, искусство же подражает предметам и есть отражение отраженного (тень тени), то есть явление низшее. Поэтому доступ искусства в идеальное государство ограничен гимнами богам.

Для Аристотеля искусство – подражание действительности (мимесис). Две причины произвели искусство:

1) присущее людям с детства стремление к подражанию; 2) способность продуктов подражания всем доставлять удовольствие. «На что мы в действительности смотрим с отвращением, тончайшее изображение того мы рассматриваем с удовольствием» (Аристотель, «Поэтика»). Аристотель обосновывает принципы художественной правды: подражание воспроизводит не случайные явления, а вероятные (не факты, а то, что могло бы произойти; не случившееся, но вероятное предпочтительнее случившегося). Поэзия изображает цепь вероятных событий (даже если они никогда не происходили). История же воспроизводит единичные факты и события, часто лишь случайно связанные. По Аристотелю, искусство содержит больше философского и серьезного элемента, чем история; поэзия выше истории. В этих положениях – первая попытка выявить специфику искусства в сравнении с наукой.

Типы подражания: 1) подражание вещам «так, как они были или есть»; 2) «так, как о них говорят или думают»; 3) «какими они должны быть» (Аристотель, «Поэтика»).

Каждому роду искусства присуще, по Аристотелю, свое наслаждение. Так, наслаждение, доставляемое комедией, проистекает от зрелища смешного, которое не причиняет боли, веселит и развлекает. В основе наслаждения картиной – узнавание в изображении истинной природы вещей.

Аристотель признает воспитательную роль искусства, что отражает ситуацию в античном обществе, где искусство и право составляли основу воспитания. Обществу небезразлично направление воздействия искусства, поэтому допустимые в музыкальном воспитании инструменты, музыкальные лады, мелодичные системы должны контролироваться цензурой.

Аристотель («Политика») полагает, что музыка с помощью ритмов и мелодий подражает определенным состояниям души – гневу, кротости, мужеству. Формы музыки близки к естественным состояниям души. Испытывая печаль или радость от подражания действительности в музыке, человек привыкает глубоко чувствовать в жизни.

По Аристотелю, произведение не может быть причислено к искусству только на основании метрического построения речи. Ритмом обладают и научные произведения. «Если издадут написанный размером какой-нибудь трактат по медицине или физике, то они обыкновенно называют его автора поэтом, а между тем у Гомера и Эмпедокла нет ничего общего, кроме метра, почему первого справедливо назвать поэтом, а второго скорее физиологом, чем поэтом» (Аристотель, «Поэтика»). Можно уложить в размер сочинения Геродота, но они останутся историей, а не станут поэзией, ибо их содержание не станет поэтическим. Характеризуя особенности содержания искусства, Аристотель разработал понятия: фабула («подражание действию», «сочетание фактов»), перипетия, узнавание; характер («то, почему мы действующих лиц называем какими-нибудь», то есть определенность; «то, в чем обнаруживается нравственный принцип»), композиция. Аристотель ввел деление персонажей на положительных и отрицательных: «подражатели подражают действующим (лицам), последние же необходимо бывают или хорошими или дурными».

В эпоху барокко Тассо, отталкиваясь от суждений Аристотеля, утверждал, что предмет искусства – человек.

По Буало, главный предмет искусства – красота государственной жизни, равная добру и целесообразности.

Французский аббат Дюбо в работе «Критические размышления о поэзии и живописи» (1719) искал пружины развития искусства в природе и объяснял изменения искусства изменениями воздуха.

Баумгартен художественное познание отличает от научного чувственной формой. Он опирается на концепцию Вольфа, согласно которой удовольствие возникает благодаря совершенству чувственно познаваемого. Вольф, а вслед за ним и Баумгартен различили низшую познавательную деятельность (постижение прекрасного искусством) – и высшую (постижение истины наукой). Баумгартен предвосхитил идею, позже полно выраженную Гегелем: логическое (понятийное) мышление выше художественного (образного).

И. Кант разделяет искусство на 1) приятное (низшая, неполноценная форма художественного творчества, связанная с практическими целями); 2) прекрасное (настоящее, не связанное с практическим интересом, эстетическое, изящное искусство, мерило которого – рефлектирующая способность суждения, а не чувственное ощущение; искусство как свободная игра человеческих познавательных способностей; это искусство гения).

Гердер полагал, что искусство меняется под воздействием изменений климата и в зависимости от национального характера народа.

Гегель считал, что мир есть отражение абсолютного духа. Познание мира – самопознание абсолютным духом себя. Оно проходит две ступени: низшая – художественное сознание, отражающее абсолютную идею; высшая – философское и религиозное сознание. Гегель видит в художественном творчестве не подражание природе, а процесс очищения вещи, запятнанной «случайностью и внешностью повседневного бытия». Гегель внес принцип историзма в понимание искусства и рассмотрел его в развитии. По Гегелю, искусство проходит три этапа:

Символическое искусство – начальная стадия познания абсолютного духа (идея оформилась в действительности, но еще не нашла соответствующей формы). В символическом искусстве форма преобладает над содержанием. Этим соотношением формы и содержания характеризуется: 1) символический этап развития искусства; 2) категория комического; 3) особо значимый для этого этапа вид искусства – архитектура, в которой материальное начало (форма) превалирует над духовным (содержание); полно воплощается в архитектуре Древнего Востока.

Дальнейший рост содержания (развитие духовного начала) и составляет суть истории искусства.

Классическое искусство (вторая стадия развития художественного сознания – античность) – возросшее духовное содержание приходит в соответствие с формой. Этим гармоничным соотношением формы и содержания характеризуется: 1) классический этап развития искусства; 2) ведущая категория классического искусства – прекрасное; 3) особо значимый для этого этапа вид искусства – скульптура, в которой материальная форма адекватна содержанию.

Духовное начало продолжает нарастать, и вскоре гармония содержания и формы нарушается. Классическое искусство, полное гармонии и красоты, по Гегелю, подобно прекрасной, быстро облетающей розе. Наступает новая стадия развития искусства – романтическое искусство.

Романтическое искусство (третья стадия – христианское искусство Средних веков, Возрождение, художественное творчество Нового времени) – духовное содержание превалирует над формой. Этим соотношением формы и содержания характеризуется: 1) романтический этап. развития искусства, 2) ведущая категория романтического искусства – возвышенное; 3) особо значимые для этого этапа виды искусства – живопись, которая дает лишь иллюзию предметов; музыка, в которой духовное содер­жание выражается как чувство через соотношение звуков и ритмов; поэзия, в которой происходит абсолютное проявление духа и освобождение его от материального. Христианское искусство сосредоточивается на внутреннем содержании (жизни духа), а не на форме. Это противоречит конкретно-чувственной природе искусства. Происходит отрицание искусством самого себя. Оно погибает, и наступает более высокая ступень познания духа. На смену искусству в XIX в. приходит философия – высшая форма самопознания абсолютного духа.

В. Белинский отмечал зависимость содержания художественных произведений от содержания жизни народа.

Марксизм из совокупности общественных факторов, определяющих развитие искусства как формы общественного сознания, выделял в качестве первопричины экономику (способ производства) и подчеркивал, что искусство – отражение действительности, имеющее познавательное и воспитательное значение.

Французский теоретик И. Тэн (вторая половина XIX в.) считал, что общественные настроения и нравы создают «духовную температуру», определяющую развитие художественного сознания, так же как физическая температура определяет развитие флоры и фауны.

Гюйо полагал, что искусство – функция общественного организма.

Л. Выготский показал, что искусство несет не обыденные, а художественные, «умные» эмоции. Они социальны и выражают и закрепляют исторический опыт отношений. Это всегда положительные эмоции, доставляющие эстетическое наслаждение, и существуют они только в художественной системе. Не освоив эту систему, ничего нельзя ни понять, ни пережить в искусстве.

Искусствознание и эстетика.

см. учебник А.Г.Важенин, стр. 139.

 

29. Взаимосвязь искусства и морали, искусства и религии.

 

См. учебник А.Г.Важенин, стр. 139- 140(взаимосвязь искусства и морали) и стр. 140-142 (искусства и религии).

30. Понятие, эволюция и черты современного образования.

Образование составляет важный и необходимый институт общества. Оно имеет целью передачу накопленных знаний и опыта молодому поколению. Если бы образования не существовало, каждому новому поколению пришлось бы заново приобретать те знания, которые уже были получены их предками.

Образование представляет собой процесс целенаправленного воздействия обучающего на обучаемого с целью привития последнему новых для него знаний.

В процессе образования происходит развитие человека, закладываются основы формирования личности. Обучаемый не просто усваивает новый учебный материал, но и анализирует его, делает выводы, обменивается ими со своими товарищами, отстаивает свою точку зрения.

Эволюцию образования (см. учебник А.Г.Важенин, стр. 144-145)

Чертами, характеризующими современное образование, являются:

1. Гуманизация образования как ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует право выбора индивидуального пути развития человека.

2. Гуманитаризация как ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

3. Дифференциация как ориентация системы образования на понимание личностью знания как ценности (достояния личности).

4. Диверсификация как широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

5. Стандартизация как ориентация образовательной системы на реализацию, прежде все­го, государственного образовательного стандарта.

6. Многовариантность как создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение раз­вития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей и другое.

7. Системность как условие формирования междисциплинарных и межотраслевых связей.

8. Многоуровневость как организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованно­сти, который соответствует возможностям и ин­тересам человека.

9. Фундаментализация как усиление взаимосвязи теоретической и практической под­готовки человека к современной жизнедеятельности.

10. Информатизация образования как широкое и все более массовое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.

11. Индивидуализация как учет и развитие индивидуальных особенностей личности.

12. Непрерывность как процесс постоянного образования самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

13. Быстрота и многомерность как возможность получения облегченных вариантов бы­строго, адаптирующегося знания; как формирование базового ядра, способного притягивать и удерживать определенные знания, умения, навыки.

14. Интеграция как возможность освоения образовательных программ разного уровня, разного качества, разного содержания как внутри страны, так и за рубежом.

15. Трансформация как переход от знания «культа идеи гуманизма» к «знанию продукту».

Вопрос №31 Образовательные уровни и типы учебный заведений. Системы обучения.

Государственные образовательные стандарты профессионального образования,в отличие от стандартов общего образования, имеют более сложную структуру. В их составе три части:

1.Общаячасть - в ней устанавливаются основныепринципы организации профессионального образования определенного уровня.

2. Перечень направлений и специальностей подготовки.

3. Специальная часть- содержит требования, предъявляемые к подготовке по конкретным направлениям и специальностям.

Государственные образовательные стандарты дополнительногопрофессионального образованияутверждаются Министерством образования для определенной категории обучающихся. Например, приказом Министерства от 31 июля 2000 г. утвержден Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. Он устанавливает структуру и перечень направлений данного вида образования, основные требования к образовательным программам и реализующим их учреждениям, а также нормативы учебной нагрузки слушателей.

В зависимости от вида образования выделяют общеобразовательные и профессиональные программы,

Общеобразовательные программы призваны обеспечить социализацию личности. Они направлены на формирование общей культуры личности, создание основы для сознательного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Общеобразовательные программы, в свою очередь, с учетом уровня образования подразделяют на программы дошкольного, начального общего, основного общего исреднего (полного) общего образования. Они реализуются в образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и являются преемственными. Это означает, что каждая последующая программа базируется на предыдущей. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучениюна следующей ступени общего образования. Например, если обучающийся на ступени начального общего и основного общего образования не освоил программы учебного года и имеет академическую задолженность по двум и более предметам, он может быть оставлен на повторное обучение, переведен в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагога либо продолжить обучение в форме семейного образования. Выбор одного из названных вариантов осуществляют родители или иные законные представители.

IIрофессиональные образовательные программы направлены на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней и обеспечивают подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессиональногообразования. Профессиональные образовательные программы реализуются только в учреждениях профессионального образования.

Как общеобразовательные, так и профессиональные образовательные программы бывают основными и дополнительными. Основная образовательная программасодержит обязательный минимум, соответствующий государственному образовательному стандарту, дополнительные образовательные программыобеспечивают образовательные потребности граждан, общества и государства. Они представляют собой содержание учебной дисциплины, которая расширяет, углубляет или обновляет содержание дисциплин, включенных в основные образовательные программы.

3. Уровни и формы получения образования. В образовательном законодательстве понятие уровеньиспользуется для характеристики образовательных программ (ст. 9 Закона «Об образовании»), образовательных цензов (ст. 27). В ст. 46 предусматривается, что договор о предоставлении платных образовательных услуг должен, помимо прочих условий, определять также уровень образования. Образовательный уровень (ценз)- минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом, и допустимая граница нижнего уровняосвоения этогообъема, содержания.В Российской Федерации установлено шесть образовательных уровней (цензов):

· основное общее;

· среднее (полное) общее;

· начальное профессиональное;

· среднее;

· высшее;

· послевузовское профессиональное образование (п. 5 ст. 27)

Достижение того или иного образовательного ценза обязательно подтверждается соответствующими документами. Освоение определенного образовательного уровня - необходимое условие для продолжения обучения в государственном и муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования. Наличие профессиональных образовательных цензов - условие для допуска к определенным видам деятельности, к занятию определенных должностей. Уровень образования определяется уровнем реализуемой образовательной программы. В подсистеме общего образования выделяют следующие уровни образования:

· дошкольное;

· начальное общее;

· основное общее;

· среднее (полное) общее

Подсистема профессионального образования включает следующие уровни образования:

· начальное;

· среднее;

· высшее

· послевузовское.

Особую подсистему образует дополнительное образование,но оно не входит в структуру уровней образования, поскольку призвано обеспечить дополнительные образовательные потребности граждан, общества и государства.

Дошкольное образование преследует цели воспитания детей раннего возраста, охраны и укрепления их здоровья, развития индивидуальных способностей детей и подготовки их к обучению в школе

Общее образование включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное, основное и среднее (полное).

Начальное общее образование — база для получения основного общегообразования,которое (должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования.

Среднее (полное) общее образование нацелено на развитие в обучающихся интереса к познанию окружающего мира, их творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. На этой ступени обучения вводятся дополнительные предметы по выбору самого обучающегося в целях реализации его интересов, способностей и возможностей. Таким образом осуществляется первичная профессиональная ориентация школьников.

Начальное профессиональное образование обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного или полного общего образования.

Среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Базой для его получения могут быть основное или полное общее и начальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование направлено на подготовку к переподготовку специалистов соответствующего уровня. Оно может быть получено на базе среднего (полно) образования, среднего профессионального образования. Основные образовательные программы высшего образования реализуются непрерывно и по ступеням. Ступени вы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.130.165 (0.096 с.)