Северо-кавказская творческая организация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Северо-кавказская творческая организация



СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«КУЛЬТУРНО-МАССОВЫЙ ЦЕНТР ПО СКФО»

Образовательный центр «Умка»

Вокальное отделение

 

Согласовано: Вице-президент СКТО «Культурно-массовый центр по СКФО»,преподаватель по эстрадному вокалу   Л. Н. Меренкова ______________________     «____»________________________20____г. Утверждаю: Президент СКТО «Культурно-массовый центр по СКФО», лауреат международных конкурсов     ____________________В. М.Сусанин     «____»____________________20___г.
   

 

 

ПРОГРАММА

по учебному предмету

Эстрадный вокал

 

 

Срок обучения: 4 года

Срок реализации программы: 4 года

 

2015 г.

г. Пятигорск

 

 

Структура программы учебного предмета

СОДЕРЖАНИЕ:
Наименование раздела: Страница:
I. Пояснительная записка  
II. Содержание учебного предмета  
III. Требования к уровню подготовки обучающихся  
IV. Формы и методы контроля, система оценок  
V. Методическое обеспечение учебного процесса  
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы  

 

 

 

I. Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Эстрадный вокал» дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства разработана преподавателем эстрадного вокала: Л. Н. Меренкова в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации программы в области искусств в детских школах искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ru)

Возраст поступающих в первый класс – от шести с половиной лет.

1. Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей

учащихся, и направлена на:

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,

духовно-нравственного развития детей;

- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку наиболее одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы.

2. Эстрадный вокал - одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Сольное исполнение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения учащихся. Однако, все это может быть достигнуто, если имеет место педагогически грамотное обучение. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения курса вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. За время обучения по данной образовательной программе дети, разучивая и исполняя, знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса отечественными и зарубежными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира. Кроме того, приобретают опыт сценического выступления.

3. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и

направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на

дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки сольного исполнительства.

4. Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья

детей. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.

5. Ансамблевое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов уроки вокала должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

 

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и бинарных занятий. Проведение занятий в такой форме позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о вокальном исполнительстве, формирование практических умений и исполнительских навыков, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

• создание условий для художественного образования, эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей;

• формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и

потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

• воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой

самодеятельности.

• приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков сольного

пения, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с

необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

• приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств

выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемоймузыкальной терминологии;

• воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого пения, стремления к

практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков вокального мастерства.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

• требования к уровню подготовки учащихся;

• формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

• методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы

«Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются

следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение певческих навыков);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода,

творчества:

Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное

формирование у учеников осознанного стилевого восприятия вокального произведения.

Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения.

Описание материально-технических условий реализации

Учебного предмета

Реализация программы учебного предмета «Сольное пение» обеспечивается:

• доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки,

звуковой аппаратуре, аудио и видеозаписям;

• учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6

кв.м., оснащенными роялями или пианино.

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания,

своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями,

учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и

противопожарным нормам, нормам охраны труда.

12. Срок реализации учебного предмета - для детей, поступивших в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до десяти лет - составляет 4 года по специальности «Сольное пение»;

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольное пение»:

Таблица 1

Виды учебной нагрузки Срок обучения /класс  
4 года обучения (1-4классы)  
Максимальная учебная нагрузка (на весь период обучения)    
Количество часов на аудиторные занятия 34 x 2 34 x 2 34 x 2 34 x 2
Общее количество часов на аудиторные занятия    
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)        
           

13. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность 1 урока – 35 минут в 1 классе, 40 минут – в 2,3,4 классах.

14. Цель и задачи учебного предмета «Эстрадный вокал»:

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о вокальном исполнительстве, формирование практических умений и исполнительских навыков, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи:

- Образовательные: максимально возможное развитие музыкальных способностей и вокально-хоровых навыков исполнительства, формирование художественно-эстетических вкусов, навыка чтения хоровых партитур, пение в ансамбле.

- Развивающие: развитие навыков как самостоятельного, так и коллективного творчества, поиск новых творческих ориентиров.

- Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, ответственности, база для развития творческого мышления, активность и свобода коммуникаций, общая культура.

II. Содержание учебного предмета

Срок обучения 4 года.

Годовые требования по классам.

Годовые требования

Учебная программа по предмету «Эстрадный вокал» рассчитана на 4 года. В

распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от освоения певческой установки, дыхания, нотной грамоты до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета «Эстрадный вокал» соответствует направленности

общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.

Годовые требования разработаны с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся. Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

 

Первый год обучения

1. Певческие установки.

Теория и практика: Правильное положение корпуса и головы поющего как основа для выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов.

Необходимость постоянного внутреннего (со стороны ученика) и визуального

контроля за положением корпуса и головы. Выработка вокально-правильной дикции и артикуляции. Певческая позиция при работе и исполнении музыкального произведения.

2. Работа над звуком.

Теория и практика: Основы звукообразования в эстрадном пении.

Понятие «опертого» звука, необходимости работы брюшного пресса.

Свобода и раскрепощенность голосового аппарата - непременное условие красивого голосоведения.

3. Работа над дыханием.

Теория и практика: Практическое освоение различных типов дыхания – грудное, брюшное, реберно-диафрагмальное.

Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох.

Особенности диафрагмального дыхания как наиболее рационального.

4. Певческий диапазон.

Теория и практика: Грудной и головной резонаторы, их влияние на окраску звука.

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и

грудного регистров.

5. Координация между слухом и голосом.

Теория и практика: Чистота интонации - результат правильной координации

голосового аппарата. Упражнения для выработки правильной певческой позиции.

Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата. Влияние зажимов мышц тела на интонацию. Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов.

6. Дефекты голоса.

Теория и практика: Горловой и носовой призвуки, осиплость тембра, форсирование

звука. Причины возникновения дефектов. Упражнения на устранение дефектов.

Примерный репертуарный список

В. Петренко «Пони»

В. Гаврилин «Кто у нас хороший?»

Ю. Чичков «Осень»

Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!»

А. Филиппенко «Гуси»

А. Парцхаладзе «Веселый парень»

А. Филиппенко «Веселый музыкант»

Е. Тиличеева «Береза»

Е. Тиличеева «Листья золотые»

Е. Тиличеева «Корова»

Е. Тиличеева «Утка»

Е. Тиличеева «Балалайка»

Е. Тиличеева «Барабан»

Е. Тиличеева «Праздничная»

К. Макаров «Ромашка»

Б. Савельев «Если добрый ты»

Н. Найденова «Белые фонарики»

А. Пахмутова «Жили-были»

Е. Тиличеева «Колыбельная»

Т. Попатенко «Бобик»

Т. Попатенко «Солнышко»

Рус.н.п. «Как у наших у ворот»

Рус.н.п. «Жил на свете комарочек»

Укр.н.п. «Ой, в лесу есть калина»

Укр.н.п. «Выйди, выйди солнышко»

И.С. Бах «За рекою старый дом»

А. Кудряшов «Гав-гав»

Л. Абелян «На велосипеде»

Л. Абелян «Я умею рисовать»

Л. Абелян «Утренняя песенка»

И. Брамс «Домовой»

А. Рыбников «Песня папы Карло»

Б. Савельев «Позабудем все, что было»

В. Шаинский «Облака»

А. Лядов «Зайчик»

А. Лядов «Петушок»

В. Калинников «Мишка»

Обр. Г. Лобачева «Васька – кот»

 

Второй год обучения

1. Певческие установки.

Теория и практика: Правильное положение корпуса и головы поющего как основа для выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов.

Необходимость постоянного внутреннего (со стороны ученика) и визуального

контроля за положением корпуса и головы. Выработка вокально-правильной мимики и артикуляции. Необходимость донесения до слушателя четкого и выразительного слова. Певческая позиция при работе и исполнении музыкального произведения.

2. Работа над звуком

Теория и практика:

Свобода и раскрепощенность голосового аппарата - непременное условие красивого голосоведения. Освоение различных штрихов, видов вокального туше.

Выработка спокойного раскрепощенного положения гортани при различных типах атаки и звуковедения.

3. Работа над дыханием.

Теория и практика:

Практическое освоение различных типов дыхания: грудное, брюшное, реберно-

диафрагмальное. Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох.

Особенности диафрагмального дыхания, как наиболее рационального.

Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше.

Дыхание при стаккато, упражнения для развития реберно-диафрагмального дыхания – усложненные, с подключением мышц брюшного пресса.

4. Певческий диапазон.

Теория и практика:

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и

грудного регистров. Тембральное выравнивание певческого диапазона.

Работа над соединением грудного и головного регистров.

Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному

регистру.

Дефекты голоса.

Теория и практика:

Горловой и носовой призвуки, осиплость тембра, форсировка звука.

Причины возникновения дефектов

Упражнения на устранение дефектов.

При особо упорных случаях - консультация фониатра

Работа над звуком.

Теория и практика:

Закрепление различных штрихов, видов вокального туше.

Техники нефорсированного форте и опертого пиано.

Принципы портаменто и глиссандо.

Работа над кантиленой.

Филирование звука.

Работа над дыханием.

Теория и практика:

Закрепление дыхательных навыков на мышечном уровне.

Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше.

Дыхание при стаккато.

Упражнения для развития реберно-диафрагмального дыхания усложненные с

подключением мышц брюшного пресса.

Певческий диапазон.

Теория и практика:

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и

грудного регистров.

Тембральное выравнивание певческого диапазона.

Работа над соединением грудного и головного регистров.

Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному

регистру.

Год обучения

Сл. П. Синявского «Мой щенок»

А. Аренский «Комар один, задумавшись»

А. Аренский «Там вдали, за рекой»

А. Аренский «Расскажи, мотылек»

А. Флярковский «Что такое Родина?»

А. Фларковский «Какой чудесный я»

Е. Клыпина «Первоапрельская»

Е. Клыпина «Лисенок»

Е. Клыпина «Дружба»

Бойцов «От зари до заката»

Руск. н.п. обр. А. Луканина «Со вьюном я хожу»

Руск.н.п. обр. М. Балакирева «Хороводная»

Удмурская н.п. «Ты куда, дружок, ходил»

Ц. Кюи «Осень»

Л. Бетховен «Сурок»

С. Крыпа – Шушарина «Чайная песенка»

А. Кудряшов «Вовка с нашего двора»

Н. Глушкова «Снежинка»

Н. Глушкова «В поселок прилетел мороз»

В. Гергик «Вечерняя песня»

Е. Крылатов «Ласточка»

М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни»

В. Шаинский «Чунга – чанга» из м.ф. «Катерок»

Год обучения

Руск. н.п. «У зори-то, у зореньки» обр. А. Юрлова

Руск.н.п. «Ах ты, ноченька»

Руск.н.п. «Уж как пал туман»

Руск.н.п. «Как в лесу, лесу – лесочке»

Американская «В еселый мельник»

А. Аренский «Спи, дитя мое, усни»

П. Булахов «Солнце из тумана стало выходить»

Ц. Кюи «Зима»

С. Крупа – Шушарина «Лиловая песня»

А. Кудряшов «Веселые нотки»

Н.Глушкова «Колыбельная»

С. Соснина «Нотные бусинки»

С. Турлянский «День рождения»

А. Варламов «Красный сарафан»

Н. Римский – Корсаков «Тихо вечер догорает»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы по учебному предмету «Эстрадный вокал» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

• навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,

ансамблевое исполнение);

• умений использовать выразительные средства для создания художественного

образа;

• умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных

жанров и стилей;

• знаний основ музыкальной грамоты;

• знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном

искусстве;

• знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

• навыков публичных выступлений;

• навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-

просветительской деятельности образовательной организации.

 

 

Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать

знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Итоговая аттестация по учебному предмету «Сольное пение» проводится в форме дифферинцированного зачета.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень

освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием

оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 2

Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива
4 («хорошо») регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора
3 («удовлетворительно») нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий
2 («неудовлетворительно») пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям

Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Итогом обучения по программе является:

активное участие воспитанников в концертной деятельности,

участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, в том числе российского и

международного;

Учащийся должен знать:

- музыкальную грамоту;

- разнообразные стили в музыке;

- правила работы над техническими трудностями, встречающимися в произведениях;

-музыкальные термины, встречающиеся в изучаемых произведениях.

Учащийся должен уметь:

- исполнять выученные вокализы, упражнения, музыкальные

произведения;

- передавать характер музыки;

- самостоятельно читать с листа;

- транспонировать;

- анализировать музыкальные формы, изучаемых произведений;

- различать разнообразные стили;

- самостоятельно разбирать новые музыкальные произведения.

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«КУЛЬТУРНО-МАССОВЫЙ ЦЕНТР ПО СКФО»

Образовательный центр «Умка»

Вокальное отделение

 

Согласовано: Вице-президент СКТО «Культурно-массовый центр по СКФО»,преподаватель по эстрадному вокалу   Л. Н. Меренкова ______________________     «____»________________________20____г. Утверждаю: Президент СКТО «Культурно-массовый центр по СКФО», лауреат международных конкурсов     ____________________В. М.Сусанин     «____»____________________20___г.
   

 

 

ПРОГРАММА

по учебному предмету

Эстрадный вокал

 

 

Срок обучения: 4 года

Срок реализации программы: 4 года

 

2015 г.

г. Пятигорск

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.178 с.)