Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Высокое возрождение: неоплатонизм
Диалог античности и христианства, земного и небесного миров, реально чувственного бытия и совершенной духовности, начавшийся уже в сознании Петрарки и Боккаччо, так или иначе пронизывавший все разнохарактерные этапы и проявления ренессансной культуры, творчество каждого гуманиста и художника естественно увенчался синтезом Высокого Возрождения. Неоплатонизм потому сыграл ведущую роль в интеллектуальном оснащении ренессансного акмэ, что был особенно конструктивен и удобен для решения этой исторической задачи. Во второй половине и особенно в конце XV в. направление гуманистической мысли изменяется в сторону большего интереса к религии, отказа от гражданственных идей во имя идеала созерцания. Объясняется эта перемена новой политической ситуацией в Италии — «постепенным утверждением единовластных правителей». Человек, лишенный политической свободы ищет уединения, «свободы мудреца». Философской основой предпочтения идеала созерцания идеалу гражданской активности стал неоплатонизм. Начало новых настроений, связанных с «кризисом свободы», выражены в творчестве Аламанно Ринуччини, «приверженца гражданской жизни», который в условиях откровенно тиранического правления Лоренцо Медичи во Флоренции 70—80-х гг. XV в. «приходит к прославлению культуры как убежища, как созерцания, как размышления о смерти и приближения к смерти». Ринуччини трезво оценивал политическую реальность своего времени и ставил под сомнение целесообразность гражданской активности в условиях тирании. Влияние платонизма на итальянский гуманизм последних десятилетий XV в. было подготовлено изменениями в общественно-политической жизни; потребностями развития самой гуманистической мысли, активно осваивавшей новые сферы знания (антропологию, гносеологию, космологию); появившимися в этот период многочисленными переводами сочинений Платона и неоплатоников. Существенную роль в возбуждении интереса к этому направлению античной философской мысли сыграли византийские ученые — Георгий Гемист Плифон, Георгий Трапезундский, Виссарион, остро полемизировавшие по вопросу о превосходстве платонизма над аристотелизмом. Неоплатонизм, получивший широкое распространение во Флоренции, стал мощным идейным течением в гуманизме последних десятилетий XV— начала XVI в. Однако он не был единственным направлением ренессансной мысли этого времени: еще сохранял определенные позиции гражданский гуманизм — влияние его этико-политических идей заметно не только в творчестве Ландино, но также Полициано, Нези и ряда других гуманистов. Что же касается культа разума и знания, утверждения идеала созерцания, привнесенных неоплатонизмом в гуманистическую мысль, то их стимулировала выдвинутая реальностью той эпохи задача осмысления социальной роли ренессансной интеллигенции, общественного значения труда ученого. Понятие «созерцательной жизни» имело здесь не традиционное, средневековое, а гуманистическое наполнение: его определяло признание высокой ценности науки, знания, достигнутого усилиями самого человека во имя устроения его земного бытия.
Марсилио Фичино (1433-1599). Глава флорентийской Платоновской академии. Перевел с греческого на латинский многие сочинения Платона. Переосмыслил онтологические, гносеологические и антропологические проблемы христианской теологии с позиций платонизма. Это не возврат к христианству, а его синтез с античностью. Основа «ученой религии» (или «благочестивой философии») Фичино - в платоновской теологии с ее идеей единства духовного и чувственного мира. Бог — это всеобщая природа вещей, считал Фичино. Материю он рассматривал как одну из ступеней бытия, обладающую свойственными ей силой и качеством, хотя главной категорией его иерархической структуры бытия является душа, которая движет всем и дарует жизнь телам. Мировая душа — главное обозначение природы у Фичино. Его иерархическая структура бытия отображает естественный порядок вселенной, хотя Фичино и не дошел в своей теории до пантеизма, так как у него не бог растворяется в мире, а мир в боге. Неоплатонизм Фичино признавал не только обожествление мира, но и человека, которое достигается в его творчестве. В трактате «О христианской религии» он пытался примирить христианство со своим неоплатоническим гуманизмом и пришел к идее всеобщей религии, в которой христианство представляет лишь одну из ее форм, хотя, как он считал, и высшую. Это приводило к узаконению веротерпимости, к признанию других религиозных культов как выражения истины. Всеобщая религия сводилась к всеобщей мудрости, что давало повод для оправдания и античной философии. Теория флорентийского неоплатонизма подрывала официальную католическую религию. Главную роль в теории познания Фичино играют категории света, красоты, души и любви, что придает его философии эстетическую, отчасти даже мистическую окраску. Человек, по мысли Фичино, постигает истину в любовном экстазе, порожденном красотой чувственно воспринимаемой реальности; красоту ее выявляет излучаемый в мир божественный свет. Наслаждение красотой чувственного мира не исключает рационального пути к истине через самопознание человеческой души, несущей в себе изначальные идеи вещей. Отсюда у Фичино и нравственный идеал созерцания, самососредоточения. Величие человека гуманист видит в самодостаточности его собственного опыта для познания всего сущего, в свободе от внешнего мира. Анализ идей Фичино позволяет говорить не о возврате этого мыслителя и многих его последователей к средневековой религиозности, а о новом, гуманистическом подходе к проблемам христианской теологии, который удаляет его от ортодоксальной доктрины церкви. Нельзя не видеть свободомыслия в теории «всеобщей религии» Фичино, главный тезис которой — во всех вероисповеданиях и культах проявляется единая истина. Этот тезис перечеркивал идею исключительности христианства; к тому же вела и мысль Фичино о равенстве религии и философии.
Односторонние истолкования Возрождения - его модернизация или медиевизация, подчеркивание в нем христианского или "языческого", средневекового или античного начала, - неверны. Возрождение - это встречное движение и взаимопронизывание всяких крайностей, диалог неба и земли... Возникавший в результате ренессансный синтез неизбежно распирался внутренним давлением, которое предопределило его историческую недолговечность. Не в этом ли сложном совпадении гармонии и драматического перепутья, не в этом ли впечатлении завершенности того, что принципиально не может быть завершенным, и состоит привлекательность для нас Возрождения? Возрождение стремилось одновременно освободить и возвысить природную реальность человеческого существования, а в плане культурно-генетическом - увидеть себя, как в двух зеркалах, в античности и христианстве. Натурализм освобождал, но угрожал возвышению. Спиритуализм возвышал, но мешал освобождению. Поэтому в ренессансное творчество они включались с тяготением к тому, чтобы стать атрибутами друг для друга. Но это - только самая общая равнодействующая типа культуры, только ее координатные оси, между которыми располагалось богатое эмпирическое разнообразие Возрождения. Причем отчасти на раннем этапе преобладала "освободительная" тенденция к секуляризации, антикизации; на втором же этапе достигла зрелости тенденция к "героической" идеализации и обожествлению человека. Однако и на первом этапе виден пафос этической сублимации, христианские мотивы не исчезают, а только переносятся на светскую почву. Скажем, и у Боккаччо, и у Салютати, и у Мазаччо и Донателло легко обнаружить обе тенденции, а главное - движение к их синтезу. С другой стороны, Высокое Возрождение, доведя до конца мифологизацию и спиритуализацию, сделало их предметом именно освобожденную, вещную, земную реальность, удержав в преображенном виде завоевания раннего Возрождения, "открытие" природы и античности. Следовательно, при понятных различиях между началом Возрождения, когда прежде всего важно было расчистить место строительства новой культуры от средневековых привычек мышления, обратившись к натурализму и античности, - и зрелой порой, когда можно было прийти к "новым идеалам величия, торжественности и декора", - на любых этапах и в любых частных, подчас противоположных феноменах Возрождения давал себя знать общий исходный духовный импульс. Возрождение не "порывает" с христианством, и не "возвращается" к античности, и не остается христианским, средневековым, и не становится языческим или внерелигиозным. Оно порывает с тем и другим и возвращается к тому и другому, придавая им особый смысл, не совпадающий уже с античностью и христианством как таковыми (как конкретно-законченными и довлеющими себе, тотальными состояниями европейской духовной истории), но и никоим образом не осознанно-отчужденный (т.е. превращающий их в чисто культурные образы, в объект изучения - это случится лишь в XVIII – XIX вв.).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.007 с.) |