Процесс воспитания физических качеств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс воспитания физических качеств



Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью и подвижностью в суставах. Знание соответствующих закономерностей позволит учителю найти правильное соотношение в работе над техникой физического упражнения и количественным результатом, определить возрастные границы для наиболее эффективного развития каждой качественной особенности, установить оптимальную меру комплексности в развитии качественных особенностей.

 

Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость и подвижность в суставах.

 

Оба термина -- «двигательные» и «физические» качества - правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности.

 

С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин «физические качества». Наконец, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций физиологического и психологического регулирования (проявление воли человека), употребляется третий термин -- «психомоторные качества».

 

Двигательные качества принято делить на относительно самостоятельные группы: скоростные качества, силовые и т. п. Однако у ряда качеств наблюдаются сходные психофизиологические механизмы, поэтому все более очевидной становится искусственность выделения силы, быстроты, выносливости, ловкости как относительно самостоятельных качественных особенностей (прежде всего это относится к ловкости). Поиск общих компонентов и механизмов проявления различных качеств приводит к их дифференциации, уточнению состава.

 

Некоторые качества, считавшиеся раньше простыми, теперь разделяются на ряд все более простых и относительно независимых друг от друга. В настоящее время невозможно дать законченную классификацию, а тем более точно сослаться на механизмы проявления различных качеств.

 

Тем не менее ясно, что каждое двигательное качество независимо от сложности структуры включает ряд компонентов, одни из которых отражают строение двигательного аппарата и тела в целом, а другие -- особенности функционирования регулирующих систем. Например, ловкость (включая и точность движений) в большей мере обусловлена центральнонервными влияниями, чем морфологическими и биохимическими компонентами; проявление же силы и быстроты в значительной мере зависит от морфологического компонента (роста, веса), от биохимических и гистологических перестроек в мышцах и в организме в целом.

 

Среди компонентов, составляющих двигательные качества, следует различать общие и специальные. Общие присущи нескольким двигательным качествам (например, волевое качество настойчивости или терпеливости при различных видах проявления выносливости). Специальные компоненты обусловливают специфичность какого-либо одного качества. Благодаря наличию общих компонентов может происходить перенос тренированности одного качества на другие. Следует также иметь в виду, что развитие одних компонентов может привести к торможению других, поэтому развитие одного качества может привести к снижению уровня проявления другого.

 

Целесообразно различать простые и сложные двигательные качества. К последним относится, например, ловкость, меткость. Непременным компонентом некоторых из них являются психические качества (например, в меткости -- качество глазомера). Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свойство специфичности (ловкость баскетболиста неравнозначна ловкости гимнаста).

 

Двигательные качества в процессе физического воспитания развиваются. Иногда говорят о воспитании двигательных качеств, но «воспитание» -- это понятие, употребляемое в педагогике по отношению к человеку в целом, формированию новых черт личности, не заданных от рождения. Качественные особенности двигательных действий в своей элементарной форме имеются даже у новорожденного ребенка и проявляются в безусловных рефлексах. Поэтому для двигательных качеств более подходит термин «развитие», обозначающий в самом широком смысле изменения, происходящие в организме, а в более узком смысле -- улучшение, развитие того, чем обладает человек.

 

Развитие двигательных качеств протекает по фазам. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются, В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других -- «диссоциация физических качеств» [1]. Один из известных механизмов такого явления -- антагонизм между анаэробными и аэробными процессами: развитие одних замедляет развитие других, и наоборот.

 

Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохронностью (разновременностью). Это значит, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества -- в 13-15 лет, силовые -- в 25-30 лет и т. д.).

 

Разнонаправленность изменения двигательных качеств проявляется особенно в период полового созревания. В этот период резко увеличиваются темпы развития скоростно-силовых качеств, а координация движений, дозирование параметров движения останавливаются в развитии либо несколько регрессируют. Это связано с изменением нейродинамики: ростом возбуждения, подвижности нервных процессов, стимулирующих проявление скоростно-силовых качеств и тормозящих координационные возможности.

 

Развития силы

Основные средства для развития силы:

– Упражнения с внешним отягощением, в качестве которого используются мешки с песком, гантели, штанги и прочие инструменты.

- Упражнения с сопротивлением (резина, эспандеры и проч.)

- Упражнения с использованием веса собственного тела (приседания, подтягивания и проч.)

- Упражнения с использованием веса партнера.

 

Режим дня

7.00—7.05

Подъем, уборка постели

7.05—7.15

Утренняя гимнастика

7.15—7.35

Умывание, закаливающие процедуры

7.35—8.05

Завтрак

8.05—8.10

Ходьба на занятие

8.15—11.30

Учебные занятия

11.30—12.00

Обед

12.00—15.20

Учебные занятия

15.20—16.30

Прогулка на свежем воздухе, отдых, полдник

16.30—18.00

Занятия в спортивной секции или самостоя­тельные занятия физическими упражнениями (3—5 р. в неделю)

18.30—19.30

Самоподготовка

19.30—20.00

Ужин

20.00—22.00

Спокойный отдых, самоподготовка

22.00–23.00

Подготовка ко сну

 

Самоконтроль

Самоконтроль – это самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья и физическим развитием в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом.

Самоконтроль состоит из простых, доступных всем методов наблюдения и складывается из таких показателей: самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, пульс, спирометрия.

Самочувствие. Это весьма важный показатель влияния занятий физической культурой на организм человека. Обычно при регулярной неправильной тренировке самочувствие у студента (спортсмена) хорошее: он бодр, жизнерадостен, полон желания учиться, у него высокая работоспособность. Самочувствие отражает деятельность всего организма и главным образом состояние центральной нервной системы.

Работоспособность. Если учесть, что человек спит 7-8 часов, а остальное время бодрствует, то становится ясно, что в период работы человек тратит много сил и энергии. Чем напряженнее и сложнее работа, тем выше энергетические затраты организма. Поэтому учет характера и условий работы является важным фактором. Обычно дается общая оценка работоспособности: хорошая, нормальная, пониженная.

Сон. Во время сна человек отдыхает, восстанавливает свои силы. Особенно большое значение имеет сон для восстановления функции центральной нервной системы. Нормальный сон наступает довольно быстро, он достаточно крепкий, протекает без сновидений и дает утром чувство бодрости и отдыха.

Аппетит. Аппетит – тонкий показатель состояния организма. Малейшие отклонения в состоянии здоровья сразу сказываются на аппетите. Перегрузка в учебе, на тренировке ведет к потере аппетита. Усиленный расход энергии увеличивает потребность организма в пище. Улучшение аппетита указывает на усиление процесса обмена веществ.

Пульс. Простым и широко распространенным методом наблюдения деятельности сердечно-сосудистой системы является исследование пульса. В спортивной медицине принято считать пульс каждые 10 сек., три-четыре раза подряд, отмечать полученный результат и каждый раз умножать его на 6, чтобы получить ЧСС за 1 мин. Пульс здорового мужчины в состоянии покоя равен 65-75 уд./мин., у женщины 75-80 ударов. Чем моложе человек, тем его пульс чаще. По пульсу можно определить степень физической нагрузки: низкая нагрузка - - 130-135 уд./мин., средняя –135-160 уд./мин., большая –160-180 уд./мин.. высокая — выше 180 уд./мин. Чем здоровее и тренированнее ученик (спортсмен), тем быстрее его пульс возвращается к исходной величине.

Спирометрия. Под этим показателем подразумевается жизненная емкость легких (ЖЕЛ), т.е. количество воздуха, которое можно выдохнуть после того, как сделан самый глубокий вдох. Величина спирометрии также характеризует силу дыхательных мышц и эластичность легочной ткани. Величина ЖЕЛ у различных людей зависит от возраста, пола, роста, профессии и других факторов. У мужчин ЖЕЛ обычно находится в пределах от 3000 до 4000 мл, а у женщин — 2000-3000 мл. Эта величина может меняться в течение дня. В процессе занятий физической культурой и спортом ЖЕЛ повышается и может достичь 6000-7000 мл. Увеличение объема легких положительно влияет на работу сердца, сосудов, мышц, нервную систему, повышает работоспособность организма. ЖЕЛ измеряют спирометром.

 

Состав футбольной команды

Согласно регламенту, определяющему порядок игры в футбол, который впервые был применён "в действии" в 1848-м году, в составе футбольной команды должно быть не более одиннадцати игроков (вратарь входит в это число).

Количество запасных игроков может варьироваться (в зависимости от регламента соревнований), но должно быть не менее трёх и не более семи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.017 с.)