Классификация и тенденции развития КИТ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация и тенденции развития КИТ.



Классификация и тенденции развития КИТ.

Под термином "тех-ия информатизации" понимается сов-сть техн-их, прогр-ых и орг-но-экономических средств, объединенных структурно и функц-но для решения любой задачи информатизации, т.е. для повышения эф-ти дан. типа объектов или отдельного объекта информатизации.

Всю сов-сть тех-ий информатизации можно разбить на след. группы: базовые и прикладные.

Базовые тех-ии информатизации – тех-ии, обеспечивающие решение отдельных компонентов функц-ых задач, а также служащие основой для формирования прикладных технологий информатизации.

В состав базовых тех-ий информатизации входят: 1. тех-ии программирования, вкл. языки прогр-ния; 2. телекоммуникационные тех-ии; 3. базы данных; 4. тех-ии обработки изображений; 5. тех-ии распознавания речи (мобильные телефоны); 6. экспертные системы; 7. методы и алгоритмы параллельных вычислений (суперкомпьютер); 8. моделирование процессов; 9. сетевые тех-ии предоставления инф-ых услуг;

Прикладные тех-ии информатизации – тех-ии, формируемые на основе базовых и ориентированные на полную информатизацию объекта, т.е. комплексное решение функц-ой задачи.

В сост. прикладных тех-ий информатизации входят: 1. системы автоматизир-го проектирования (САПР); 2. автоматизир-ые с-мы управления пр-ом; 3. с-мы поддержки принятия реш-ий; 4. с-мы обеспечения банковской деят-ти; 5. с-мы автоматизации офиса; 6. тех-ии виртуальной реальности; 7. с-мы управления процессами в реальном режиме времени; 8. с-мы контроля кач-ва; 9. с-мы управления графиком; 10. бух-ие с-мы; 11. с-мы автоматизации торг-ли; 12. с-мы машинного перевода;

Информационные системы. Классиф-ия инф-ых систем.

Инф-ая с-ма – взаим-ная с-ть ср-в, методов и персонала, испол. для хранения, обработки и выдачи инф-ии в интересах достижения поставленной цели.

В зависимости от степени автоматизации выделяют ручные, автома-тизированные и автоматические ИС.

1. Ручные ИС хар-ся тем, что все оп-ции по переработке инф-ии выч-ся чел-ом.

2. Автоматизированные ИС - часть ф-ий управления и обработки данных осущ-ся автоматически, а часть – чел-ом.

3. Автоматические ИС - все ф-ии управления и обработки данных осущ-ся техническими ср-ми без участия чел-ка.

По функц-ому назначению выделяют: 1. ИС произв-ой сферы; 2. ИС непроизв-ой сферы; 3. Универсальные ИС.

Примерами ИС могут быть: 1. научные ИС (для автоматизации деятельности научных работников); 2. ИС автоматического проектирования (для автоматизации труда инженеров-проектировщиков); 3. ИС организационного управления (для автоматизации ф-ий управленческого персонала). 4. ИС управления технологическими процессами (для автоматизации различных технологических процессов)

Различают однопользовательские и многопользовательские ИС.

Однопользовательская ИС - локальный АРМ (автоматизированное рабочее место) – совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области. Такой программно-технический комплекс, предназначен для реализации управленческих функций на отдельном рабочем месте, информационно и функционально не связан с другими ИС (АРМ). К таким ИС можно отнести АРМ бухгалтера малого предприятия, АРМ кассира и т.п.

Многопользовательские ИС в зависимости от масштаба и интеграции компонентов ИС могут быть следующих видов: 1. комплекс информационно и функционально связанных АРМ; 2. компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечивающая интеграцию функций в масштабе предприятия; 3. корпоративная ИС (КИС), обеспечивающая полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием.

Под источником информации поним-ся объект, предоставляющий информацию для отдельных модулей АСОЭИ или ИС в целом. В качестве источника могут выступать: 1. другие ИС; 2. сервер БД; 3. информационные ресурсы.

По времени возникновения различают: 1. первичные - первичная информация получается путем реализации хозяйственных операций, протекающих на объекте управления; 2. вторичные.

По отношению к ИС: 1. внешние; 2. внутренние.

Корпоративные информационные технологии.

Корпоративная инф-ая с-ма – инф-ая с-ма масштаба предприятия.

Главной задачей такой с-мы явл-ся информационная поддержка производственных, административных и управленческих процессов, формирующих продукцию или услуга предприятия.

Основное назначение корпоративных систем - оперативное предоставление непротиворечивой, достоверной и структурированной информации для принятия управленческих решений. КИС создаются с учетом того, что они должны осуществлять согласованное управление данными в пределах предприятия, координировать работу отдельных подразделений, автоматизировать операции по обмену информацией. Основой для построения таких систем служат локальные вычислительные сети.

КИС имеют следующие характерные черты: 1. охват большого числа задач управления предприятием; 2. детальная разработка обобщенной модели документооборота предприятия с учетом внутренних связей документов и реализация функций системы производной междокументных связей; 3. наличие встроенных инструментальных средств.

Под корпоративной БД понимают БД, объединяющую все необходимые данные и знания об автоматизируемой организации.

Корпоративные информационные технологии - это технологии, ориентированные на коллективную обработку, сбор, накопление, хранение, поиск и распространение информации в масштабах предприятия.

Обработка данных - процесс выполнения операций над данными. Он может выполняться одним или группой исполнителей, в одной или нескольких системах, работающих параллельно.

Распределенная обработка - методика выполнения заданий группой пользователей. Существует схема, объединяющая достоинства централизованной и распределенной систем - технология "клиент-сервер". Основными элементами этой технологии являются клиенты, серверы и соединяющая их сеть. Серверы предоставляют материалы, а клиенты пользуются ими.

Основные функции сервера: 1. запросы к совместно используемым ресурсам; 2. управление приложениями и данными; 3. обработка транзакций; 4. коммуникации; 5. вычисления.

Объект, который вызывает сервисную функцию, называется клиентом. Его функции: 1. презентация, вывод; 2. взаимодействие с пользователем; 3. логика приложения; 4. формулировка запросов.

Структура корпоративной информац-ной системы.

Современные банки, предприятия и организации представляют собой совокупность подразделений, филиалов, отделов и офисов, обменивающихся между собой информацией и выполняющих отдельные части общей работы.

Любая организация - это совокупность взаимодействующих элементов, каждый из которых может иметь свою структуру. Элементы связаны между собой функционально, т.е. они выполняют отдельные виды работ в рамках единого бизнес-процесса, а также информационно, обмениваясь документами, факсами, письменными и устными распоряжениями и т.д. Кроме того, эти элементы взаимодействуют с внешними системами.

Принципы построения корпоративных информационных систем, т.е. информационных систем в масштабе всей организации:

1. информационная модель - представляющая собой отражение реальной информационной базы банка и описывающая все существующие информационные потоки, совокупность правил и алгоритмов функционирования информационной системы;

2. техническое обеспечение (суперкомпьютеры, имеющие перспективные архитектуры и технологии организации вычислительного процесса);

3. средства коммуникации (сетевые компьютерные технологии, технологии Internet, технологии клиент - сервер);

4. системное и сетевое программное обеспечение, обеспечивающее работу коммуникационных средств;

5. прикладное программное обеспечение, необходимое для выполнения прикладных задач в каждом подразделении банка; 6. средства обеспечения безопасности.

Методологии реинжиниринга.

Методологии реинжиниринга бизнес-процессов разрабатываются различными консалтинговыми фирмами. Не существует универсальной методологии. Выбор методологии определяется особенностями конкретного проекта по реинжинирингу. Методология объединяет совокупность технических и организационных механизмов коллективного решения сложных проблем информатизации: методы решения задач и схему организационного механизма ведения работ — поэтапное распределение персонала, функций каждой роли, результатов каждой операции, дает описание комплексного механизма ведения работ с учетом особенностей класса решаемых задач и возможностей организации-разработчика.

Как правило, внедрение инструментальных средств без методологической основы не приводит к желаемому результату — выполнение работы в срок, в пределах бюджета и с заданным качеством.

Для моделирования бизнес-процессов наиболее часто используется так называемая IDEF-методология. IDEF состоит из трех методологий моделирования, основанных на графическом представлении производственных систем:

1. IDEF0 используется для создания функциональной модели, которая отображает функции производственной системы или среды;

2. IDEF1 применяется для построения информационной модели, в которой отображается структура информации, необходимой для поддержки функций производственной системы или среды;

3. IDEF2 позволяет построить динамическую модель функций, информации и ресурсов производственной системы или среды.

Модели создаются в виде потоковых диаграмм, в которых представлены основные рабочие процедуры объектов хозяйствования и описано их поведение, а также информационные и материальные потоки между ними. Построение реальных имитационных моделей является довольно трудоемким процессом.

Все более широко используются методы инженерии знаний. С их помощью можно непосредственно представлять в моделях плохо формализуемые знания менеджеров о бизнес-процессах, в частности, рабочих процедурах. При этом решается проблема создания интеллектуального интерфейса конечного пользователя со сложными средствами анализа моделей.

Объектно-ориентированный подход является в настоящее время единственным подходом, позволяющим описывать как данные о сущностях, так и их поведение. Кроме того, он обеспечивает создание легко модифицируемых моделей бизнеса и информационных систем, допускающих повторное использование отдельных компонентов.

Методология параллельного создания двух взаимосвязанных систем — бизнес-системы и поддерживающей ее информационной системы объекта хозяйствования, которая базируется на идеях созданной им ранее методологии, известной как объектно-ориентированный инжиниринг программного обеспечения. Методология параллельного создания двух взаимосвязанных систем предусматривает разработку последовательности моделей, описывающих обе системы как с точки зрения их использования, так и с точки зрения их внедрения.

Основные понятия и классификация комп-ных сетей.

Сеть представляет собой совокупность компьютеров, объединенных средствами передачи данных.

Средства передачи данных могут состоять из следующих элементов: связных компьютеров, каналов связи, коммутирующей аппаратуры, ретрансляторов, различного рода преобразователей сигналов и других элементов и устройств.

Архитектура сети ЭВМ определяет принципы построения и функционирования аппаратного и программного обеспечения элементов сети.

Соврем-ные сети можно классифицировать по разл. признакам: ►по удаленности компьютеров, ►топологии, ►назначению, ►перечню предоставляемых услуг, ►принципам управления, ►методам коммутации, ►видам среды передачи и т.д.

В зависимости от удаленности компьютеров сети условно разделяют: на локальные и глобальные. Глобальные сети бывают четырех основных видов: городские, региональные, национальные и транснациональные.

В локальных вычислительных сетях (ЛВС) компьютеры расположены на расстоянии до нескольких километров и обычно соединены при помощи скоростных линий связи.

Различают следующие виды линий связи: всевозможные кабели, телефонные линии связи, оптоволоконные линии, радиосвязь, в том числе и спутниковая связь.

Главной характеристикой линии связи является скорость передачи данных, измеряемая в битах в секунду. Для физического подключения компьютера к локальной сети используется сетевая карта (сетевой адаптер). Для подключения к другим линиям связи используются модемы.

Модем – устройство, предназначенное для обмена информацией между удаленными компьютерами по каналам связи.

Модемы бывают внутренние и внешние. Внутренние модемы вставляются внутрь системного блока компьютера. Внешние модемы представлены в виде отдельного устройства, которое соединяется кабелем с последовательным портом компьютера.

Можно выделить следующие направления использования компьютерных сетей:

1. Совместное использование аппаратных и программных ресурсов.

2. Обеспечение совместного доступа к ресурсам данных.

3. Предоставление коммуникационных услуг.

Топология локальной сети.

Конфигурация соединения элементов в сеть (топология) во многом определяет такие важнейшие характеристики сети, как ее надежность, производительность, стоимость, защищенность и т.д.

Выделяют два основных класса топологий: широковещательных и последовательных.

В широковещательных конфигурациях каждый персональный компьютер передаст сигналы, которые могут быть восприняты остальными компьютерами. К таким конфигурациям относятся топологии “общая шина”, “дерево”, “звезда с пассивным центром”.

В последовательных конфигурациях каждый физический подуровень передает информацию только одному персональному компьютеру. Примерами являются: произвольная (произвольное соединение компьютеров), иерархическая, “кольцо”, “цепочка”, “звезда с интеллектуальным центром”, “снежинка” и другие.

Три наиболее распространенные топологии ЛВС: “звезда”, “общая шина” и “кольцо”.

В случае топологии “звезда” каждый компьютер через специальный сетевой адаптер подключается отдельным кабелем к центральному узлу. Центральным узлом служит пассивный соединитель или активный повторитель. Недостатком такой топологии является низкая надежность, т.к. выход из строя центрального узла приводит к остановке всей сети.

Топология “общая шина” предполагает использование одного кабеля, к которому подключаются все компьютеры. Информация по нему передается компьютерами поочередно. Достоинством такой топологии является меньшая протяженность кабеля, а также более высокая надежность чем, у “звезды”, т.к. выход из строя отдельной станции не нарушает работоспособности сети в целом. Недостатки состоят в том, что обрыв основного кабеля приводит к неработоспособности всей сети, а также слабая защищенность информации в системе на физическом уровне.

При кольцевой топологии данные передаются от одного компьютера другому по эстафете. Если некоторый компьютер получает данные, предназначенные не ему, он передает их дальше по кольцу. Достоинством кольцевой топологии является более высокая надежность системы при разрывах кабелей, т.к. к каждому компьютеру есть два пути доступа. К недостаткам топологии относят большую протяженность кабеля, невысокое быстродействие, а также слабая защищенность информации.

Топология реальной ЛВС может в точности повторять одну из приведенных выше или включать их комбинацию.

Определение и основные услуги локальной сети. Одноранговые и серверные сети. Сервер, клиент, рабочая группа, сетевая политика, системное администрирование. Серверное и клиентское программное обеспечение.

LAN (Lokal Area Network) — локальная сеть в пределах предприятия, учреждения, одной организации.

Название LAN—Lokal Area Network соответствует объединению компьютеров, расположенных на сравнительно небольшой территории (одного предприятия, офиса, одной комнаты). Существующие стандарты для ЛВС обеспечивают связь между компьютерами на расстоянии от 2,5 до 6 км (Ethernet и ARCNET, соответственно).

Самая простая сеть (англ. Network) состоит как минимум из двух компьютеров, соединенных друг с другом кабелем. Это позволяет им использовать данные совместно. Все сети (независимо от сложности) основываются именно на этом простом принципе.

Существует два основных типа сетей: одноранговые и сети на основе сервера.

В одноранговой сети все компьютеры равноправны, т. е. нет иерархии среди компьютеров и нет выделенного (англ. dedicated) сервера. Как правило, каждый компьютер функционирует и как клиент, и как сервер. Все пользователи самостоятельно решают, какие данные на своем компьютере сделать общедоступным по сети. На сегодняшний день одноранговые сети бесперспективны. Если к сети подключено более 10 пользователей, то одноранговая сеть может оказаться недостаточно производительной.

Поэтому большинство сетей используют выделенные серверы. Выделенным называется такой сервер, который функционирует только как сервер (исключая функции клиента или рабочей станции). Они специально оптимизированы для быстрой обработки запросов от сетевых клиентов и для управления защитой файлов и каталогов. Сети на основе сервера стали промышленным стандартом. Существуют и комбинированные типы сетей, совмещающие лучшие качества одноранговых сетей и сетей на основе сервера.

В производственной практике ЛВС играют очень большую роль. Посредством ЛВС в систему объединяются персональные компьютеры, расположенные на многих удаленных рабочих местах, которые используют совместно оборудование, программные средства и информацию. Рабочие места сотрудников перестают быть изолированными и объединяются в единую систему. Все ЛВС работают в одном стандарте, принятом для компьютерных сетей, в стандарте Open Systems Interconnection (OSI).

Основные возможности браузеров: загрузка ресурса, перемещение по ссылкам, кэширование инф-ции на локальном диске, определение закладок, сохранение информации. Связь браузера с другими программами-клиентами.

Сначала пользователь в специальном адресном поле, которое называется Адрес или Location, вводит адрес (URL) ресурса, к которому хочет получить доступ. Браузер отобразит страницу в главном окне. Содержащиеся в полученной веб-странице текстовые гиперссылки выделяются другим цветом и подчеркиваются. Ссылки, указывающие на ресурсы, которые пользователь еще не просматривал, и ссылки на уже посещенные ресурсы имеют разный цвет. В качестве гиперссылки могут служить рисунки и всевозможные кнопки. При этом в строке состояния браузера появится адрес, на который указывает ссылка. Если это ссылка на Web-страницу, она будет загружена вместо текущей. Т.о. осуществляется перемещение по всемирной паутине. При этом браузер сохраняет файлы с просмотренных страниц в специально отведенном на диске локального компьютера месте, называемом дисковым кэшем.

Поэтому есть возможность быстрого перехода между посещенными в данном сеансе станицами с помощью кнопок Назад (Back) или Вперед (Forward), имеющимися в наличии у любого браузера. Если ссылка указывает на html-документ, он будет загружен в текущем окне браузера. Если браузер не способен отображать файлы определенного типа, то запускается мастер загрузки файла, предлагающий открыть файл или сохранить его на локальном диске.

Поскольку открытие означает возможный запуск файла, если он является исполняемым, надежнее выбрать сохранение файла на диске. После указания папки, в которой сохранять файл, начнется процесс загрузки, который идет параллельно работе других приложений. Браузер может работать не только с Web-серверами, но и с серверами сервиса FTP. При выборе ссылки такого вида в текущем окне откроется содержимое папки FTP-архива файлов. При выборе ссылки вида news://it.belsut.gomel.by запускается программа-клиент для чтения новостей с предложением загрузить список групп новостей, поддерживаемых сервером.

Сохранение информации в Web-пространстве. Web-страница – это, документ, написанный на языке HTML, который просто интерпретируется браузером. При попытке посмотреть исходный текст Web-страницы, вы увидите набор команд (тегов), указывающих либо на способ отображения текста, либо содержащие ссылки на внешние мультимедийные файлы. Именно поэтому до недавнего времени стандартной командой Файл/Сохранить как... нельзя было сохранить полностью всю Web-страницу на локальном диске для последующего просмотра в автономном режиме, то есть при отключении от сети. Результатом упомянутой команды является сохранение только текстовой информации со страницы, причем в процессе сохранения можно выбрать формат текста или формат HTML. Для сохранения отдельных мультимедийных объектов нужно использовать команду Сохранить из контекстного меню, вызванного для данного объекта. Некоторые браузеры могут сохранять Web-страницу целиком, создавая для нее на локальном диске специальную папку, куда переписываются все файлы со страницы.

27 Программы копирования Web-узлов (off-line браузеры). Основные возможности off-line браузеров: создание точной копии Web-узла, копирование определенных файлов, обновление переписанных файлов, работа по расписанию.

Off-line браузер – программа, позволяющие копировать Web-узел на локальный компьютер для последующего просмотра в автономном режиме.

В качестве примера можно привести программу Teleport Pro, разработанную фирмой Tennycon Maxwell (www.tenmax.com).

Главная цель и самая полезная возможность off-line браузера – это создание копии Web-узла, определенного пользователем, на его локальном компьютере. Тогда вы можете просматривать все страницы узла в автономном режиме. Однако желаемый сайт может иметь очень большие размеры и переполнить дисковое пространство вашего компьютера. Поэтому off-line браузер может переписать на локальный компьютер только имена файлов, создавая при этом своеобразную карту Web-узла. Затем у вас будет возможность скопировать файлы только определенного типа или размера.

Если копируемый узел содержит ссылки на другие Web-узлы, можно дать команду заодно скопировать и их.

Если с первого раза не удалось правильно переписать все файлы, можно при повторной попытке попросить обновить переписанные файлы, причем можно уточнить, какие именно файлы подлежат обновлению. Наконец, замечательной возможностью off-line браузера является возможность работы по расписанию. Вы можете указать адрес и параметры копирования Web-узла, а затем установить время начала и окончания работы программы с последующим отключением от Интернета. Заметим, что планирование процедуры копирования в ночное время приведет к экономии ваших средств.

Протокол FTP, FTP-сервер, FTP-клиент, протокол FTP. Виды FTP-серверов. Анонимный FTP-сервер. Типы программ, копируемых через Интернет. Примеры FTP-клиентов.

FTP (протокол передачи файлов) – раздел Интернета, являющийся хранилищем файлов.

FTP – протокол передачи данных, использующийся в разделе FTP для пересылки файлов. Протокол FTP может продолж. дозагрузку файлов после разрыва связи между компьютерами.

FTP-архив – коллекция файлов, объединенная общей тематикой. Внутри архива файлы структурированы в каталоги по тематикам.

FTP-сервер – программа, позволяющий хранить файлы и передавать их по протоколу FTP.

FTP-клиент – программа, позволяющая подключаться к удаленному FTP-серверу и получать/передавать файлы по протоколу FTP.

Виды FTP-серверов: одни – доступны для огранич. круга зарегистрир. пользователей, другие - серверы открыты для всех желающих.

Анонимный FTP-сервер – сервер с открытым доступом.

Типы программ, кот. можно копир. через Инт.:

§ Freeware (свободно распростр. прогр.) – распространяется бесплатно.

§ Shareware (условно-бесплатные программы) – распространяется бесплатно с условием использования в течении ограниченного времени с последующей выплатой гонорара автору.

FTP-клиенты: браузер, кот. понимает не только протокол HTTP, но и протокол FTP; встроенный в MS Windows символьный FTP-клиент, кот. вызывается в сеансе MS DOS; менеджер файлов FAR для работы с FTP-серверами в Norton Commander.

29 Электронная почта. Почтовый сервер/почтовый клиент. Почтовые протоколы. Адрес электронной почты. Формат электронного письма. Проблемы и ограничения: тип передаваемой информации и размер передаваемого сообщения.

Электр. почта – средство обмена информацией, подготовл. в электр. виде, м/у людьми, имеющими доступ к компьютерной сети.

Почт. сервер – программа, пересылающая сообщения из почтовых ящиков на др. серверы или на компьютеры пользователя по запросу.

Почт. клиент – программа, помогающая составлять и посылать электр. сообщения, получать и отображать письма на компьютере.

Почт. протоколы:

UUCP (протокол копирования с Unix на Unix) – протокол для передачи информации по компьютерным сетям (устарел);

SMTP (простой протокол передачи почты) – почтов. протокол, служащий для отправки сообщий с компа-клиента на почт. сервер и для пересылки почты между серверами;

POP3 (протокол почт. офиса версия 3) – почт. протокол для получ. доступа к почт. ящику на сервере и пересылки сообщ. на комп.-клиент (самый используемый)

IMAP (протокол доступа к сообщ. Инт.) – протокол для доступа к почт. ящику на сервере, позволяющ. управл. корреспонденцией на сервере.

Электр. адрес, или адрес электр. почты состоит из 2-х частей, разделяем. знаком @ Слева от @ - имя пользователя, кот. соответств. назван. почт. ящика, справадоменное имя компьютера, на кот. установлен почтовый сервер.

Формат электр. письма. В поле Кому: (To) – адрес электр. почты адресата. Отличие от бумажной почты - наличие поля Тема: (Subject).

Проблемы и ограничения. Электр. почта была рассчитана на передачу текст. англ. сообщ. по 7-битным каналам связи. Попадая на амер. сервер, срезающего у всех символов восьмой бит, те буквы, которые были рус., превращались в символы.

Кодировка KOИ-8 – для избежания потерь при передаче кириллицы по почт. системе.

Обобщенная структура и основные компоненты информационно-поисковых систем для WWW. Понятие индекса. Особенности процедуры индексирования.

По пространств. масштабу ИПС:

§ локальные (для быстрого поиска стр. в масштабе отдельного сервера)

§ региональные (описыв. информационные ресурсы опред. региона)

§ глобальные (описыв. ресурсы всего информационного простр-ва сети Инт.)

§ специализированные

Поиск – в собственной базе (индексе) с описан. распределенных источников информации.

Сначала - описать информационные ресурсы и создать индекс. Построение индекса – с определения начального набора URL источника информации. Затем – индексирование.

Индексирование – описание ист. информации и построение спец. базы данных (индекса) для эффектив. поиска. Иногда описание ист. инф. проводится персоналом ИПС, кот. сост. краткую аннотацию на каждый ресурс. Затем - сортировка аннотаций по темам (составление тематич. каталога).

Процедура описания занимает значит. период времени, поэтому индекс имеет ограниченный объем. В ИПС др. типа процедура описания информации ресурсов автоматизир. Для этого - спец. программа - робот, кот. по опред. технологии обходит ресурсы, описыв. их (проводит индексир.) и анализир. ссылки с текущей стр. для расширения области поиска.

Чаще всего просто составляется список слов, кот. встречаются в тексте и др. частях док-та., при этом учитывается частота повторения и местоположения слова т.е. слову приписывается весовой коэффициент в зависимости от его значимости. Затраты времени невелики.

Поисковые машины (автоматические индексы). Простой и сложный режимы поиска. Обобщенные возможности формирования запроса с использованием операторов. Режим сложного (расширенного) поиска. Представление и обработка результатов поиска.

Поисковая машина – поисковая сис-ма с формируемой роботом базой данных, содержащая информацию об информационных ресурсах.

Простой поиск - введение через пробел одного или нескольких слов; поиск слов со всевозможными окончаниями моделируется символом * в конце слова. Словосочет. или фраза - в " ".

Основная проблема – поисковая машина найдет все страницы, на кот. встречаются указанные слова. Многие поиск. сис-мы включают в свой язык составл. запросов спец. операторы, позволяющие проводить поиск в определенных зонах док-та.

Возможность - поиск док-тов в сети, ссылающийся на стр. с указанным адресом (URL). Режим расшир., или детального запроса чаще всего это бланк, в котор. упомянутые операторы и ключевые элементы реализ. простой установкой соответствующих флажков или выбором параметров из списка.

Способы представления результатов поиска: в качестве ф-мы выдачи составляется список документов по 5-10-15 единиц на стр. с возможностями перехода к след. порции внизу стр. Обязательно указывается заголовок и URL (адрес) найденного док-та.

В описании док. чаще всего – несколько первых предлож. или выдержки из текста док-та с выделением ключ. слов, указана дата обновления док-та, его размер в кбайтах.

Если описание док. соответствует требованиям - перейти к первоисточнику по ссылке. Услуга поиска похожих документов.

37. Метапоисковые системы (поисковые службы). Определение и основные возможности программ ускоренного поиска (поисковых агентов).

Метапоисковые сис-мы – сис-мы, не имеющие своего индекса, способные послать запросы пользователю одновременно нескольким поисков. серверам, затем объединить полученные результаты и представить их пользователю в виде документа со ссылками.

Программа ускоренного поиска – программа с возможностями метапоисковой системы, устанавливаемая на локальном компьютере.

Возможности:

§ посылка запросов нескольким поисковым серверам;

§ сортировка результатов поиска по релевантности;

§ удаление дубликатов;

§ проверка наличия документов в сети.

Отличие метапоисковых сис-м и программ ускоренного поиска от ИПС - отсутствие собственного индекса. Зато они превосходно умеют использовать результаты работы др. поиск. систем.

Параметры эффективности поиска: полнота, точность, актуальность, скорость. Факторы, влияющие на эффективность поиска. Сравнительные возможности поисковых систем. Планирование поисковой процедуры. Приемы эффективного поиска.

Параметры эффект-ти поиска:

§ Полнота - отношение числа найденных док-ов к общему числу релевантных док-ов

§ Точность – отношение числа релевантных док-ов к общему числу получ-х док-ов.

§ Актуальность ссылок на док-т – сущес-вание в наст. время найденных док-ов в сети

§ Скорость поиска.

Факторы, влияющие на эффективность поиска:

§ Свойства и возможности поисковой системы;

§ Качество формулировки запроса пользоват.

Поисковые сис-мы сравнивают по параметрам:

· Кол-во проиндексированных страниц;

· Кол-во поддерживающих операторов;

· Стандартн. оператор, объед. неск-ко ключевых слов;

· Поиск точной фразы;

· Поиск слов с различными окончаниями;

· Учет словоформ;

· Чувствит. к заглавной букве;

· Поиск мультимед. файлов;

· Форма представляющая результат;

· Сортировка по категориям;

· Период обновления индекса.

Планирование поисковой процедуры: провести лексич. анализ инфо, составить набор ключевых слов, исследовать различн. поисков инструменты: тестовые запросы из 1-2 ключевых слов или фразы; анализ количественного отклика; корректировка запроса по релевантности отклика.

Приемы эффективного поиска:

· Поиск общ. информации в каталогах;

· Поиск узкоспециализированной информации в поисковых машинах;

· Использ. операторов или бланка расшир. запроса для сужения обл.поиска;

· Использ. функции поиска в найденном;

· Использ. поиска похожих док-ов;

· Использ. метапоисковых сис-м и программ ускоренного поиска информации;

· Просмотр раздела Ссылки на специализир. сайтах;

· Поиск ответов на вопросы в гр. новостей;

· Подписка на специализир. списки рассылки.

Cписки и таблицы в HTML

ü Для созд. списков - тэги <li>, <ul>, <ol>, <menu> и <dir>.

ü Для маркир. списка тэг <ul>...</ul>.

ü Каждый пункт списка отмеч. тэгом <li>...</li>

ü Для нумеров. списка тэг <ol>... </ol>.

ü Каждый пункт списка отмечается тэгом <li>...</li>

ü Список определения каких-либо терминов- тэги <dl>, <dt>, <dd>.

ü Таблицы в web-документах отображают с границами и без них.

Для задания табл. - тэги <table>, <tr> и <td>.<tr> - строка табл. <td>- ячейка;

· <th> - оформление заголовка в ячейке;

· <caption> -подпись табл. (align: "top" - подпись сверху таблицы и "bottom" - подпись снизу таблицы).

Объед. смежных ячеек табл. производится включ. в тэги <TH> или <TD> атрибутов ROWSPAN (объед. ячейки смежных строк) и COLSPAN (объед. ячейки смежных столбцов). &nbsp-чтобы была пустая ячейка.

Публикация Web-документов.

Публикация web-узла сост. в размещении док-тов HTML и всех сопроводительных файлов на web-сервере.

Существует две основные проблемы:

1. Как подготовить док. web-узла, чтобы перенос их на web-сервер не привел к наруш. целостности стр-ры узла?

2. Как произвести копир. файлов на web-сервер?

Первый вопрос решается так: при работе над web-док. необходимо воссоздать на своем компьютере структуру папок web-узла и сразу же размещать док. в соответствующих папках. Во внутренних ссылках - использование относит. адресов док-тов.

Перенос файлов и папок на web-сервер с сохр. стр-ры сохраняет работоспособность ссылок. Для копир. нужных док. на web-сервер можно применять передачу данных на съемном носителе и прямое копир. данных через Инт.

Последний способ полностью автоматизир. и более надежен. Для проведен. публикации можно использовать Мастер издания web. После запуска мастера и щелчка "Далее" указывается имя файла, кот. должен быть отправлен на web-сервер.

При публикации узла в целом следует выбрать папку, использ. в кач-ве корневой папки узла, и убедиться в том, что флажок "Включая вложенные папки" установлен. После щелчка "Далее" задать имя web-сервера. Далее - задается метод отправки.

При отсутствии информации следует выбрать вариант "Автоматический выбор постав­щика услуг". Затем задается адрес, используется при публикаци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.194 с.)