II. Приоритетные направления развития экономической специализации Сибири в территориальном разрезе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Приоритетные направления развития экономической специализации Сибири в территориальном разрезе



Ускоренное развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона предъявляет к Сибири как к сопредельной с ними территории дополнительные требования. Однако в настоящее время более 90 процентов валового регионального продукта Сибири производится на площади, занимающей менее 10 процентов территории сибирских регионов. Поэтому реализация стратегических целей, приоритетов и решение задач социально-экономического развития Сибири потребуют существенной трансформации, расширения и укрепления ее экономического пространства. При этом не должны ослабляться демографический потенциал и уже сложившиеся конкурентные преимущества сибирских регионов, должны возникать новые возможности для развития экономики и социальной сферы, создающие предпосылки для достойного позиционирования России в мировой экономике и глобальном технологическом пространстве.

Главным фактором создания таких предпосылок в ближайшее десятилетие будет формирование в каждом исторически сложившемся районе Сибири качественно новых пространственных социально-производственных структур, в частности территориально-производственных комплексов, которые, дополняя друг друга, обеспечат инновационный прорыв России, включая Сибирь, на мировые рынки товаров и услуг.

 

Арктический пояс развития

В целом образ будущего сибирской части Арктики - это металлургический и нефтегазовый комплексы нового поколения для освоения шельфов российской Арктики; сохраненный природно-экономический потенциал традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера; модернизированная энергетика и транспортно-коммуникационные системы; развитая транспортная инфраструктура на новом технологическом базисе; арктическая авиация; система поселений с высоким качеством и надежностью систем жизнеобеспечения, сочетающая базовые города и мобильные вахтовые поселки, укомплектованные постоянно проживающими в южных регионах Сибири специалистами.

Сибирская часть Арктики занимает одну из ключевых позиций в обеспечении национальной и ресурсной безопасности России, в поддержании конкурентного преимущества на мировых рынках и в наращивании экономического потенциала страны в целом.

Разработка месторождений цветных металлов только Норильского промышленного района позволяет России удерживать 20 процентов (по объему продаж) мирового рынка никеля, 40 процентов металлов платиновой группы, 10 процентов кобальта.

Проблема дальнейшего освоения российской Арктики имеет два аспекта - геостратегический и внутрироссийский.

Российская Арктика в первой половине XXI века - это основной регион, где будет происходить непрерывное столкновение интересов ведущих стран мира, крупнейших транснациональных компаний и формирующихся новых центров силы в борьбе за минерально-сырьевые ресурсы. Интерес к российскому сектору Арктики также обусловливается привлекательностью ресурсов стратегического характера (уникальных по запасам месторождений углеводородного сырья, руд цветных и редких металлов и др.).

В этой связи стратегическим приоритетом освоения российской Арктики в 2010 - 2020 годах является создание государством устойчивых предпосылок вовлечения в экономический оборот минеральных и биологических ресурсов морей Северного Ледовитого океана, полярных и приполярных районов Сибири. Высокая эффективность экономической деятельности добывающих предприятий в Арктике, полярных и приполярных районах Сибири в 2010 - 2020 годах будет определяться прежде всего степенью их интеграции в единое экономическое пространство Сибири и России.

Для реализации геоэкономических и геополитических интересов России в Арктике во втором десятилетии XXI века должен быть реализован следующий комплекс мероприятий:

признание российской Арктики в качестве региона геостратегических интересов государства с особыми требованиями к обеспечению всех сфер жизни и экономической деятельности человека;

создание институциональных, организационных и экономических инструментов, призванных обеспечить развитие Арктики в любых (даже в самых неблагоприятных) финансово-экономических условиях.

Ресурсное и социальное освоение российской Арктики будет опираться на очаговое хозяйственное освоение при широком использовании вахтового метода и обеспечение воспроизводства традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Для обеспечения эффективности реализации инвестиционных проектов в Арктическом поясе развития необходимо осуществление следующих мероприятий:

формирование перспективного планировочного каркаса системы расселения Арктической зоны при сохранении зон приоритетного природопользования коренных малочисленных народов Севера;

переход на принципиально новый технологический уклад инфраструктурного обустройства и обживания территории, как этого требуют международные экологические стандарты. Важнейшей составляющей такого уклада должны стать отечественные транспортные системы, учитывающие требования арктической экосистемы. Это позволит повысить устойчивость системы расселения, обеспечить высокие стандарты качества жизни, доступность и разнообразие социальных услуг, в том числе для коренных малочисленных народов Севера;

формирование территориально-производственных комплексов и транспортно-логистических узлов, на которые возлагается задача обеспечения национальной безопасности и целостности государства (охрана государственной границы, гидрометеорологические наблюдения за глобальными изменениями климата и морских течений, портовые функции). Важной функцией транспортно-логистических узлов также является обеспечение безопасности воздушных транспортных коридоров, полетов полярной авиации и авиаразведки.

Первоочередной задачей в период реализации Стратегии является формирование Норильско-Туруханского территориально-производственного комплекса и Нижне-Енисейского (Игарка, Дудинка, Диксон) транспортно-логистического узла.

Индустриальное ядро Норильско-Туруханского территориально-производственного комплекса составят предприятия металлургического и нефтегазового комплексов, сосредоточенных в Норильском промышленном районе и вокруг Ванкорского месторождения. Развитие Нижне-Енисейского транспортно-логистического узла опирается на использование уникального потенциала р. Енисея как водной магистрали с выходом в открытый океан, в частности для обеспечения перевозок жидких углеводородов из нефтегазового района Большой Хетты и Таймырской нефтегазовой области.

Освоение Ванкорского месторождения в полном объеме показало необходимость обустройства Арктики на принципах межотраслевой интеграции передовых технологий, межрегиональной кооперации и специализации в области привлечения трудовых ресурсов.

На момент запуска Ванкорского месторождения было возведено 1685 объектов инфраструктуры, при этом более 80 процентов оборудования было произведено в России. К работам на месторождении было привлечено более 450 подрядчиков и субподрядчиков, в строительстве было задействовано около 12 тыс. вахтовиков.

Эта ситуация определяет в качестве первоочередной задачи разработку и реализацию такой политики в Арктике, которая позволила бы не только обеспечить минимизацию антропогенной нагрузки на ее природный комплекс при обустройстве инфраструктуры месторождений, но и избежать чрезмерного роста численности постоянного населения, возникновения новых стационарных поселений.

Для обеспечения комплексного развития Арктики как интегрированной части России необходимо сформулировать и реализовать комплекс экономических стимулов, направленных на формирование и воспроизводство трудовых ресурсов для новых арктических проектов прежде всего в южных регионах Сибири. Освоение новых территорий Арктики, полярных и приполярных районов Сибири должно быть согласовано с программами социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Сибири.

Развитие Сибири будет осуществляться в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, а также с государственной политикой в области поддержки социально-экономического развития северных территорий.

Весь период реализации Стратегии применительно к Арктическому поясу развития рассматривается как инновационно-восстановительный, призванный подготовить производственный потенциал, промышленную и рыночную инфраструктуру, а также трудовые ресурсы к эффективному неистощительному природопользованию и освоению ресурсов Арктики с использованием нового технологического базиса.

Интенсивная геологоразведка и формирование промышленных запасов полезных ископаемых на Арктическом шельфе, в полярных и приполярных районах Сибири должны подготовить к 2021 году расширение зон интенсивного хозяйственного освоения Арктического пояса развития и нефтегазового шельфа арктических морей, формирование обслуживающих баз и реализацию проектов создания безотходных предприятий переработки твердых полезных ископаемых, развитие транспортной системы в Арктике.

 

Северный пояс развития

Достижение геоэкономических, геостратегических устремлений и приоритетов Российской Федерации в ближайшее десятилетие во многом определяется темпами формирования Северного пояса развития. В Сибирском федеральном округе в этот пояс входят Северо-Томская, Нижнеангарская, Северо-Иркутская, Северо-Бурятская и Северо-Забайкальская территориально-производственные зоны федерального значения.

Темпы и сроки хозяйственного освоения новых ресурсов Северного пояса развития имеют определяющее значение для реализации целей Стратегии и в конечном итоге для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на ее юго-восточных рубежах.

Освоение ресурсов Северного пояса развития создает основу для усиления следующих инновационных сегментов экономики России:

электротехническая и электронная промышленность (ресурсная база - полиметаллические месторождения Озерное, Удоканское, Чинейское, Унукурское, Право-Ингамкитское, Сакинское, Клюквенное, Буралинское, Красное и др.);

автомобильная, аэрокосмическая и химическая отрасли (ресурсная база - Чинейское месторождение (ванадийсодержащие титаномагнетитовые руды), Горевское месторождение (полиметаллические руды), Ермаковское месторождение (бериллиевые руды);

атомная промышленность (ресурсная база - Хиагдинское месторождение).

Реализация основных бизнес-проектов освоения Северного пояса развития может существенно изменить инвестиционную и социальную привлекательность многих регионов Сибири, создать возможность воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов и новый имидж региона как территории формирования высокой конечной прибыли реализуемых проектов и нового промышленно-сырьевого района, максимально приближенного к чрезвычайно емкому рынку стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основу индустриального развития Северо-Томской зоны составят нефтедобывающие и лесопромышленные комплексы. Ресурсы этой зоны формируются запасами Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, в первую очередь запасами неосвоенной территории правобережья р. Оби, Бакчарского месторождения, являющегося самым крупным в России и мире железорудным бассейном, и значительными запасами деловой древесины северных районов Томской области.

Транспортная инфраструктура Северо-Томской зоны опирается на участок Севсиба (Нижневартовск - Белый Яр - Лесосибирск), железную дорогу Асино - Белый Яр, участок северной широтной автодороги Нижневартовск - Томск, сеть специализированных дорог, внутренних водных путей и авиационных маршрутов.

Реализуемые в рамках Стратегии мероприятия позволят обеспечить вывоз продукции региона на внутренний и внешний рынки, а также создадут предпосылки для транзита к 2030 году через станцию Белый Яр

8 - 9 млн. тонн кузнецкого угля на экспорт в направлении северо-западных портов для перевозки до 2 млн. тонн труб и материалов.

Общая численность постоянного населения Северо-Томской зоны должна возрасти примерно в 1,2 - 1,4 раза. Еще 50 - 60 тыс. человек должны быть привлечены из южных регионов Сибири на основе вахтового метода.

Индустриальное ядро Нижнеангарской зоны - это строящиеся крупные промышленные объекты: Богучанская ГЭС (мощность 3000 МВт), алюминиевый завод (600 тыс. тонн алюминия) и Богучанский лесоперерабатывающий комплекс (850 тыс. тонн целлюлозы, 700 тыс. куб. метров пиломатериалов, 250 тыс. куб. метров древесно-стружечных плит средней плотности), развивающиеся горнодобывающие и золотодобывающие производства (Олимпиадинский, Благодатинский и Горевский горно-обогатительные комбинаты). До 2020 года индустриальное ядро Нижнеангарской зоны будет расширяться за счет строительства добывающих и перерабатывающих предприятий, объектов энергетики, в том числе предприятий, осуществляющих добычу и переработку углеводородных ресурсов юга Эвенкии и Нижнего Приангарья (Богучанский газоперерабатывающий завод), предприятий лесного

комплекса (лесохимический комплекс в Енисейском районе) и Мотыгинской ГЭС (мощность 1240 МВт).

Нижнеангарская зона является сейчас в рамках Северного пояса развития единственной зоной, в отношении которой была утверждена государственная программа и которая получала финансирование из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Общая сметная стоимость проекта первого этапа составляет 213,9 млрд. рублей, в том числе за счет средств инвесторов 179,7 млрд. рублей.

Транспортное ядро Нижнеангарской зоны составят участок Севсиба (Лесосибирск - Усть-Илимск), железные дороги Карабула - Ярки, Чадобец - Чадобецкий горно-обогатительный комбинат - Кода, Карабула - Ельчимо, автодорога Канск - Абан - Богучаны - Кодинск, сеть аэропортов (Богучаны, Кодинск, Северо-Енисейск, Енисейск), инфраструктура водного транспорта на р. Ангаре с выходом в Лесосибирском речном порту на транспортную систему Енисей - Северный морской путь, инфраструктура транспортировки углеводородного сырья месторождений юга Эвенкии и районов Нижнего Приангарья. Транспортно-логистический комплекс зоны будет обеспечивать вывоз продукции региона на внутрироссийский рынок и по экспортным обязательствам, а также обслуживать транзитные грузы. Общая численность населения районов, входящих в Нижнеангарскую зону, возрастет до 200 - 210 тыс. человек.

Темпы развития Северо-Иркутской зоны предопределяются как внутренними факторами (формирование и развитие Братско-Усть-Илимского и Ленско-Ангарского комплексов), так и внешними факторами (своевременность выполнения планов формирования Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса и поставки ресурсов на азиатско-тихоокеанский рынок).

Основу специализации Братско-Усть-Илимского комплекса будут составлять обрабатывающие производства (металлургические производства (гг. Братск и Тайшет) и лесоперерабатывающий комплекс (гг. Братск, Усть-Илимск и др.)), добыча полезных ископаемых, включая железную руду, уголь, никель, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт.

В Ленско-Ангарском комплексе будут концентрироваться производительные силы и инфраструктура в притрассовой полосе БАМа. В этой зоне выявлены и разведаны значительные запасы различных твердых полезных ископаемых (золото, слюда, калийные соли), а также нефтяные и газовые месторождения. Наибольший эффект от освоения территории будет получен при комплексном использовании ресурсов.

Взаимосвязанное формирование и развитие Братско-Усть-Илимского и Ленско-Ангарского комплексов станет связующим звеном таких проектов пространственного развития, как «Нижнее Приангарье» (Красноярский край), «Комплексное развитие Забайкалья» (Республика Бурятия и Забайкальский край) и др.

Индустриальное ядро Северо-Иркутской зоны составят предприятия нефте- и газодобывающего комплексов (нефтедобыча - 15 - 20 млн. тонн; газодобыча - 15 - 40 млрд. куб. метров в год, нефте- и газоперерабатывающие заводы), а также предприятия металлургического и лесоперерабатывающего комплексов.

Транспортное обеспечение опирается на мощный транспортно-логистический комплекс с центром в г. Усть-Куте, где соединяются 4 вида транспорта: воздушный, железнодорожный, автомобильный и речной. Основной грузопоток составят железная руда (4 - 5 млн. тонн), лесопродукция (4 млн. тонн: 2,5 млн. тонн - в западном направлении и 1,5 млн. тонн в восточном направлении).

Индустриальное ядро Северо-Бурятской зоны составят крупные промышленные объекты - Мокская ГЭС (мощность 1410 Мвт), Озерный горно-обогатительный комбинат (8,66 млн. тонн цинка, 1,6 млн. тонн свинца, 11 тонн золота в год), Ермаковский горно-обогатительный комбинат (1,4 млн. тонн руды бериллия в год), Орекитканский горно-обогатительный комбинат (24 тыс. тонн молибдена в год), Жарчихинский горно-обогатительный комбинат (25 тыс. тонн молибдена в год), Хиагдинский горно-химический комбинат (1,8 тыс. тонн природного урана в год), Окино-Ключевской угольный разрез (3 млн. тонн угля в год), Муйский лесоперерабатывающий комбинат (250 тыс. куб. метров пиломатериалов и 145 тыс. куб. метров шпона в год), Еравнинский лесоперерабатывающий комбинат (250 тыс. куб. метров в год), Таксимовский цементный завод (2 млн. тонн в год). Все эти предприятия входят в крупный инвестиционный проект «Комплексное развитие Забайкалья». Общая сметная стоимость проекта составляет 627,52 млрд. рублей, в том числе средства инвесторов - 305,6 млрд. рублей.

Транспортное обеспечение Северо-Бурятской зоны обеспечит железная дорога Новоильинский - Озерный - Таксимо, которая соединит БАМ и Транссиб, участки железных дорог станция Харанхой - село Окино - Ключи и станция Таксимо - Цементный завод, а также автомобильные дороги Багдарин - Таксимо, Багдарин - Орекитканский горно-обогатительный комбинат, Улан-Удэ - Романовка - Чита.

Общая численность населения для обеспечения функционирования Северо-Бурятской зоны к 2020 году должна составить 140 - 150 тыс. человек.

Развитие Северо-Забайкальской зоны напрямую сопряжено с переходом экономики страны на инновационный путь развития. Ресурсная база Северо-Забайкальской зоны является необходимой основой развития высокотехнологичных производств в области металлургии, машиностроения и приборостроения России. Индустриальную основу этой зоны составят Удоканский горно-металлургический комплекс (474 тыс. тонн катодной меди) и предприятия, связанные с освоением Чинейского месторождения ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд, добычей угля Апсатского, Читкандинского каменноугольных месторождений и других месторождений.

Особенностью этой зоны является наличие транспортных выходов с БАМа практически ко всем основным месторождениям зоны.

Общая численность населения Северо-Забайкальской зоны к 2020 году ожидается на уровне 40 - 50 тыс. человек, что потребует привлечения на новые производства квалифицированных специалистов, в том числе из-за пределов Забайкальского края.

Формированию Северного пояса развития будет способствовать не столько освоение новых ресурсных регионов, сколько фактический переход экономики страны к новой, более рациональной и эффективной пространственной структуре размещения производительных сил, обеспечивающей создание предпосылок для качественного укрепления единого экономического пространства России.

Формирование и развитие зон в Северном поясе развития в значительной степени предопределится развитием транспортной сети в России и степенью участия частного бизнеса в соответствующих инвестиционных проектах.

В рамках реализации целей и приоритетов Стратегии выделяются следующие этапы формирования Северного пояса развития:

первый этап (2010 - 2011 годы) - уточнение и корректировка программы развития Нижнего Приангарья с учетом аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, а также строительство объектов первой очереди;

второй этап (2012 - 2015 годы) - начало строительства объектов Северо-Сибирской и Северо-Бурятской зон, а также уточнение и корректировка программы развития Нижнего Приангарья с учетом сроков завершения строительства объектов 1-й очереди и хода реализации транспортного обеспечения;

третий этап (2016 - 2020 годы) - завершение строительства основных объектов Нижнего Приангарья, продолжение строительства объектов Северо-Сибирской и Северо-Бурятской зон, начало строительства объектов Северо-Забайкальской зоны, а также уточнение направлений развития объектов Северо-Томской зоны и источников их инвестирования.

Реализация проектов первого и второго этапов позволит в 2020 - 2030 годах осуществить строительство высокотехнологичных предприятий в Нижнеангарской, Северо-Забайкальской и Северо-Томской зонах и усилить пропускную способность транспортно-логистических комплексов Северо-Томской и Северо-Иркутской зон.

Основными инструментами реализации приоритетов развития Сибири в Северном поясе развития в 2010 - 2020 годах будут являться инвестиционные проекты 3 типов:

комплексные отраслевые мегапроекты (Восточносибирский нефтегазовый комплекс);

комплексные межрегиональные мегапроекты (Северо-Сибирский, Нижнеангарский и комплексное развитие Забайкалья);

моноресурсные проекты (Бакчарский и другие проекты).

Формирование Восточносибирского нефтегазового комплекса несколько шире рамок Стратегии и является базой для комплексного социально-экономического развития регионов, в которых проживает около 700 тыс. человек. Его реализация обеспечивает наращивание экономического потенциала, позволяющее существенно повысить уровень и качество жизни населения 3 крупнейших регионов страны. Совокупный бюджетный эффект от проектов комплекса в доходах Иркутской области, Красноярского края и Республики Саха (Якутия) превысит сумму, эквивалентную 30 млрд. долларов США, а также будет создано, по экспертным оценкам, дополнительно 130 - 150 тыс. рабочих мест.

Проект развития Нижнего Приангарья является первым комплексным проектом, осуществляемым Российской Федерацией на принципах государственно-частного партнерства в Сибири.

В рамках реализации этого проекта намечается:

укрепление энергетической базы Сибири. Ввод мощности Богучанской ГЭС к 2014 году наряду с мощностями восстановленной Саяно-Шушенской ГЭС позволит энергетикам провести техническое и технологическое переоснащение существующих тепловых электростанций, в том числе их перевод с газа на уголь;

расширение и создание энергоемких производств цветной и черной металлургии и химии на местном и привозном сырье, а также создание Богучанского энергометаллургического объединения;

формирование комплекса предприятий по глубокой переработке древесины. Строительство Богучанского лесоперерабатывающего комплекса осуществляется в рамках государственно-частного партнерства;

дальнейшее развитие добычи углеводородного сырья, создание условий для выхода на добычу к 2030 году нефти на Юрубчено-Тохомском месторождении - до 30 млн. тонн в год, газа в Южной Эвенкии и Богучанском районе - не менее 40 млрд. куб. метров газа в год;

восстановление нефтеперерабатывающих предприятий Иркутской области и строительство к 2015 году Богучанского газоперерабатывающего завода, а также формирование базы для глубокой переработки углеводородного сырья Восточной Сибири (в первую очередь Южной Эвенкии);

расширение горно-металлургического комплекса. Освоение Тагарского железорудного месторождения и Порожинского месторождения марганцевых руд создает хорошие предпосылки для организации к 2025 - 2030 годам в Сибири нового крупного центра черной металлургии с ориентацией выхода конкурентоспособной продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона;

дальнейшее развитие золотодобывающей отрасли (на территории Нижнего Приангарья добывается около 20 процентов российского золота, по объемам добычи золота Красноярский край занимает 1-е место в России) и формирование до 2020 года крупнейшего золоторесурсного центра с объемами ежегодной добычи до 67 тонн.

Ключевыми проектами Северного пояса развития также являются строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали и реконструкция БАМа.

 

Южный пояс развития

Предусматривается, что Южный пояс развития станет территорией интеграции инновационного потенциала академической, вузовской и отраслевой науки с промышленным и сельскохозяйственным потенциалом предприятий Сибири, опорной базой индустриальных преобразований, обеспечивающих высокую конкурентоспособность экономики, а также стратегической зоной инновационного развития, обеспечивающей реализацию геополитических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и странах Центральной Азии.

Из 400 крупнейших предприятий Сибири 370 дислоцируются на территории Южного пояса развития. Оборот предприятий промышленности юга Сибири составляет половину оборота промышленных предприятий Сибири, при этом в Южном поясе развития наблюдается достаточная диверсификация экономического развития.

В южной зоне Сибири производится примерно 20 процентов российского чугуна и готового проката, 15 процентов стали, более 80 процентов первичного алюминия, около 40 процентов меди, 90 процентов свинца (в концентрате), а также 80 процентов добычи и экспорта угля.

Суммарный объем производства химической и нефтехимической отраслей Южного пояса развития превысил 100 млрд. рублей. Агропромышленный комплекс обеспечивает более 13 процентов объема производства всей сельскохозяйственной продукции России.

Практически все машиностроительные предприятия Сибири расположены в ее южных районах. Их доля в промышленном производстве Сибири составляет 9,3 процента, а в общем объеме отгруженной продукции - 7,5 процента. Машиностроение Сибири базируется в основном на устаревших технологиях и вследствие этого имеет ограниченные резервы обеспечения долгосрочной конкурентоспособности своей продукции.

Сдерживать развитие экономики Южного пояса развития на ближайшие 5 лет будут последствия техногенной катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС.

Общими проблемами развития экономики Южного пояса являются:

высокий уровень износа основных производственных фондов;

низкое качество многих видов поставляемого минерального сырья;

повышенные по сравнению с зарубежными предприятиями-аналогами удельные расходы сырья, материальных, энергетических и трудовых ресурсов;

дефицит квалифицированных кадров, особенно для новых профессий и новых технологий;

недостаточное внимание менеджмента к проблемам охраны окружающей среды и качеству воспроизводства трудовых ресурсов.

Положительным фактором является наличие крупных научных центров, их филиалов, высших и средних специальных образовательных учреждений, развернутой системы учреждений культуры, здравоохранения и спорта, способных обеспечить развитие инновационной экономики Сибири.

Экономический и финансовый результаты освоения новых месторождений Арктического и Северного поясов развития будут определяться во многом тем, насколько точно это освоение будет согласовано по времени и этапам реализации со структурными изменениями в промышленном, агропромышленном и научном секторах регионов, входящих в Южный пояс развития.

В свою очередь, структура и темпы развития экономики и социальной сферы промышленных и агропромышленных районов Южного пояса развития будут определяться степенью интеграции их предприятий в процесс освоения и развития арктических и северных территорий Сибири, а также степенью конкурентоспособности их продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

Достижение стратегических целей и приоритетов, поставленных Стратегией, будет способствовать следующим структурным изменениям к 2020 году в реальном секторе экономики регионов Сибири:

прекратят свое существование в прежнем виде в связи с неконкурентоспособностью предприятия, унаследовавшие замкнутый цикл производства;

рынок продукции предприятий, прекративших свое существование, займут предприятия, обеспечивающие высокую производительность труда;

произойдет вовлечение малых и средних предприятий в крупные производства (вследствие условий сохранения их конкурентоспособности), изменится институциональная структура малого и среднего бизнеса, более половины малых и средних предприятий будут функционировать в кооперации с крупным бизнесом либо в секторе его технологического обслуживания. Доля малых и средних предприятий в валовом региональном продукте Сибири составит не менее 18 - 20 процентов;

произойдет завершение интеграции обновленных предприятий бывшего военно-промышленного комплекса СССР в структуру оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Приоритетным направлением развития сибирского оборонно-промышленного комплекса станет создание и производство высокотехнологичного оборудования для освоения Северного пояса развития и инновационного развития Южного пояса развития;

в регионах определятся зоны опережающего развития, ядром которых станут предприятия, специализирующиеся на разработке и внедрении инноваций, размещении высокотехнологичных производств, формировании и развитии трудовых ресурсов;

произойдет рационализация баланса электрических мощностей Сибири с повышением доли экономичных угольных электростанций, работающих в непосредственной близости от месторождений энергетических углей, начнется реализация проекта строительства Северской атомной электростанции в Томской области, будут усилены системообразующие связи объединенной энергетической системы Сибири на напряжении 500 кВ;

в валовом региональном продукте регионов Сибири соотношение между долями угледобывающих предприятий, предприятий по обогащению угля и производству угольного концентрата и предприятий углехимии изменится в пользу 2 последних;

научные центры сибирских отделений Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, сибирские наукограды, технико-внедренческие зоны Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, отраслевые научно-исследовательские институты, а также научно-внедренческие предприятия при высших учебных заведениях Сибири обеспечат в полном объеме научное обоснование, сопровождение и обслуживание инновационных процессов в реальном секторе экономики и социальной сфере регионов Сибири;

произойдет структурная перестройка агропромышленного комплекса Сибири, будет сформировано рациональное сочетание крупных агропромышленных холдингов и малых форм ведения сельскохозяйственного производства, а также достигнут баланс между предприятиями растениеводства, животноводства и производствами по переработке их продукции, произойдет увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции, главным образом зерна, выход на новые продовольственные рынки, а также дальнейшее развитие отраслей жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера (табунное коневодство, оленеводство, мараловодство, пуховое козоводство, хмелеводство и другие отрасли);

в научно-образовательном секторе Южного пояса развития произойдет ориентация системы подготовки и переподготовки специалистов в соответствии с потребностями действующих и вновь создаваемых предприятий Сибири. Доля заказов на специалистов достигнет в совокупности не менее 75 - 80 процентов ежегодного набора студентов и учащихся;

существенно изменится инфраструктурное обслуживание экономики и социальной сферы. В соответствии с пространственными приоритетами, определенными в Стратегии, возникнут крупные агломерации, которые примут на себя роль конкурентоспособных транспортно-логистических центров, при этом необходимо будет осуществить инфраструктурные проекты, обеспечивающие выход сибирской продукции на внешние рынки и дающие регионам Сибири возможность быстрого и комплексного развития, в частности строительство железных дорог Бийск - Горно-Алтайск, Кызыл - Курагино, Новоильинск - Токсимо, реконструкция Чуйского тракта и другие инфраструктурные проекты.

В социальном секторе Южного пояса развития в результате реализации Стратегии ожидаются следующие изменения:

в основном завершится формирование городских агломераций на основе административных центров, крупных городов и межгородских объединений Сибири;

будет реализовано эффективное приграничное сотрудничество и межгосударственное взаимодействие;

завершится оптимизация организации вахтовых смен предприятий, работающих в неблагоприятных климатических условиях, что создаст предпосылки для закрепления семей вахтовиков на постоянном месте жительства в южных климатически комфортных районах Сибири.

В рамках реализации целей и приоритетов Стратегии выделяются 3 этапа формирования Южного пояса развития.

Первый этап (2010 - 2011 годы) характеризуется выводом экономики из финансово-экономического и энергетического кризисов, оптимизацией структуры традиционных видов производств с учетом изменившейся конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков, началом перехода на инновационные и энергоэффективные технологии, а также созданием организационно-экономических и институциональных предпосылок для увеличения доли высокотехнологичных производств, в том числе глубокой переработкой природных ресурсов, переходом к стадии экономического роста и повышению отдачи от инвестиций.

Этот этап будет проходить для Южного пояса развития в условиях общей финансово-экономической стабилизации в стране, что обусловливает ориентацию сибирских предприятий в основном на собственные силы и средства. Исключение составят проекты восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, строительства железной дороги Кызыл - Курагино, формирование технико-внедренческих и туристско-рекреационных зон, а также некоторые сетевые энергетические и инфраструктурные проекты.

В этот период времени продолжится формирование инновационных территориально-производственных комплексов в гг. Бийске, Иркутске, Кемерово, Красноярске, Омске, Новосибирске и Томске, городских агломераций (гг. Иркутск, Красноярск и Новосибирск) и территориально-производственных и аграрно-производственных комплексов - Южно-Иркутского, Кузбасского, Алтайского Приобья и Омского биокомплекса.

Кроме того, получат развитие комплексные инвестиционные проекты в туристско-рекреационной сфере, в частности проект «Комплексное развития Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири» (Алтайский край и Республика Алтай) и всесезонный горнолыжный комплекс «Манжерок» (Республика Алтай), а также будут созданы особые экономические зоны «Алтайская долина» и «Байкальская гавань», получат развитие спортивная инфраструктура, в том числе проект «Развитие спортивной инфраструктура в Республике Хакасия».

Второй этап (2012 - 2015 годы) характеризуется началом процесса притока отечественных и зарубежных инвестиций, усилением интеграции научно-образовательного и производственных комплексов Сибири, широкомасштабным распространением инноваций и внедрением передовых научно-технических разработок во всех секторах экономики Сибири. Завершится реализация проекта «Комплексное развитие Забайкалья», что приведет к развитию железнодорожной инфраструктуры и обеспечит освоение полиметаллических месторождений на юго-востоке Забайкальского края и строительство металлургических комбинатов в Республике Бурятия.

Произойдет усиление позиций Сибири и повышение конкурентоспособности производимой в Южном поясе развития продукции на внутреннем и внешнем рынках нефте-, газо-, угле- и лесохимической, металлургической и машиностроительной продукции, в том числе за счет технологического обновления существующих производств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.085 с.)