I. Стратегические направления развития и анализ конкурентных преимуществ Сибири 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Стратегические направления развития и анализ конкурентных преимуществ Сибири



XXI век

По состоянию на 2010 год три города Сибири — Томск, Енисейск и Иркутск — имеют официальный статус «историческое поселение»[19]. Имевший ранее статус исторического поселения Красноярск утратил таковой в 2010 году[20].

Сибирь богата ресурсами, и на её территории сосредоточено: 85 % общероссийских запасов свинца и платины, 80 % угля и молибдена, 71 % никеля, 69 % меди, 44 %серебра и 40 % золота[21].

Экономика[править | править исходный текст]

Современная Россия имеет огромную территорию — более 17 млн км² (1-е место в мире по территории), при этом население России составляет 142 млн чел. (9-е место в мире по населению). Средняя плотность населения в России относительно низкая — 8,3 чел./км² (181-е место в мире по плотности населения).

По мнению геологов, недра Сибири и Дальнего востока содержат огромные природные ресурсы, которые ещё далеко не полностью разведаны[22][23][ неавторитетный источник? ][ источник не указан 687 дней ]. Например, в статье на официальном сайте ОАО «Газпром» сказано:

«Восточная Сибирь и Дальний Восток составляют порядка 60 % территории Российской Федерации. Начальные суммарные ресурсы газа суши Востока России составляют 52,4 трлн куб. м, шельфа — 14,9 трлн куб. м. Вместе с тем, геологическая изученность газового потенциала региона является крайне низкой и составляет 7,3 % для суши и 6 % для шельфа…»[24].

Экология[править | править исходный текст]

В Сибири расположено большинство самых экологически загрязнённых городов России, включая самый опасный — Норильск. Шесть городов региона — Новокузнецк, Ангарск, Омск, Красноярск, Братск и Новосибирск — производят выбросов в атмосферу больше, чем 12-миллионная Москва. Основная причина экологического неблагополучия — размещение в сибирских городах с 1950—1960-х гг. гигантских «грязных» производств — металлургии, теплоэнергетики, целлюлозной промышленности. Уже в 1970-е гг. города региона выбрасывали в среднем 3,7 тонны промышленных отходов ежесуточно при 0,7 тонн выбросов в центральных городах России.[25] Однако на значительной части Сибири вдали от промышленных центров ещё сохраняется благоприятная экологическая обстановка, связанная прежде всего с тем, что природа значительной части этого региона остаётся практически нетронутой.

 

I. Стратегические направления развития и анализ конкурентных преимуществ Сибири

Конкурентные преимущества Сибири

Сибирь, являясь ресурсной кладовой России и всего мира, располагает крупными запасами углеводородного сырья, угля, урана, черных, цветных и драгоценных металлов, древесины, водных и гидроэнергетических ресурсов. Запасы угля составляют 80 процентов общероссийских запасов, меди - 70 процентов, никеля - 68 процентов, свинца - 86 процентов, цинка - 77 процентов, молибдена - 82 процента, золота - 41 процент, металлов платиновой группы - 99 процентов, гидроэнергетических ресурсов и запасов древесины - более 50 процентов.

Все большее значение приобретают запасы пресной воды. Крупные сибирские реки и озеро Байкал становятся стратегическим ресурсом планетарного масштаба. Не меньшее значение будет иметь ресурс свободных территорий, экологически чистых, не подверженных природным катаклизмам и пригодных для жизни людей и экономической деятельности. Глобальные изменения климата будут только повышать ценность этого ресурса.

 

Географическое положение

Сибирь является естественным транспортным мостом между странами Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии. Прежде всего это - сухопутный мост, становым хребтом которого является Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб). Транзитная роль Транссиба существенно вырастет после завершения строительства Северо-Российской Евразийской железнодорожной магистрали, которая продолжит БАМ Северо-Сибирской железнодорожной магистралью (Севсиб) в европейскую часть страны и далее железнодорожной магистралью Белое море - Коми - Урал или железной дорогой Баренцево море - Коми - Урал к северным российским портам.

В долгосрочной перспективе это обеспечит достойную конкуренцию Китаю, активно восстанавливающему в современных форматах маршруты Великого шелкового пути через Казахстан и Среднюю Азию, и создаст предпосылки не только для сохранения, но и для увеличения объемов сибирского сухопутного транзита.

Возможность строительства в более отдаленной перспективе железнодорожной магистрали через Берингов пролив создает совершенно новые, никогда ранее не имевшиеся возможности для торгово-транспортных отношений между Северной Америкой и Евразией и резко поднимает значение Сибири как мирового транзитного региона.

При надлежащем развитии инфраструктуры определенную конкуренцию морским маршрутам по Индийскому океану, особенно для Северной Америки и Японии, может составить Северный морской путь. Безальтернативен с экономической точки зрения сибирский авиатранзит Азия - Северная Америка.

 

Накопленный промышленный и научно-образовательный потенциал

Сибирь обладает значительным потенциалом эволюционного развития, особенно в черной и цветной металлургии, топливно-энергетическом комплексе и пищевой промышленности. Возможен быстрый рост в химии и нефтехимии, лесной и деревоперерабатывающей промышленности. Существенный, но во многом утерянный в ходе экономических реформ 90-х годов потенциал машиностроительного комплекса может быть восстановлен и превзойден в условиях растущей экономики. Значительные резервы для роста имеют строительный и агропромышленный комплексы.

Наиболее перспективным фактором долговременного и устойчивого развития выступает научно-технический и научно-образовательный потенциал. В Сибири работает более 100 институтов и исследовательских центров, многие из которых являются головными в стране по важнейшим направлениям современной науки и техники. К настоящему времени в этих институтах подготовлено к применению более 300 научных разработок. Их реализация позволит в несколько раз сократить материалоемкость и энергоемкость производства, существенно увеличить производительность общественного труда. После укрепления материальной базы и определенной переориентации образовательный комплекс Сибири способен полностью обеспечить потребности развивающейся экономики в квалифицированных кадрах.

 

Уникальный туристско-рекреационный потенциал

Сибирь располагает мощными рекреационными ресурсами, которые представлены уникальными природными комплексами озера Байкал, Телецкого озера, многочисленными и разнообразными источниками минеральных и термальных вод, запасами лечебных грязей в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва и Республике Хакасия, Алтайском и Забайкальском краях, лесными массивами, развитой гидрографической сетью, многочисленными памятниками истории, археологии и материальной культуры, живописными ландшафтами, разнообразными видами животных и промысловых рыб, а также территориями с благоприятными и относительно благоприятными климатическими условиями для рекреационных занятий. Развитие индустрии отдыха и туризма имеет ярко выраженную социальную направленность и должно стать одной из важнейших региональных точек роста территорий Сибири, относящихся как к категории депрессивных (Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва и Республика Хакасия, Забайкальский край), так и к промышленно развитым регионам (Иркутская, Кемеровская и Новосибирская области).

 

Вызовы и угрозы

Основными вызовами и угрозами развития Сибири являются следующие факторы:

резкие изменения цен на мировых рынках сырья, затрудняющие оценку перспектив экономического развития и снижающие вследствие этого инвестиционную привлекательность Сибири для частного бизнеса. Роль этого фактора будет снижаться по мере диверсификации сибирской экономики;

суровые природно-климатические условия, приводящие к удорожанию (по сравнению с центральными регионами европейской части России) проживания людей и экономической деятельности (в среднем на 25 - 40 процентов, в строительстве - в 1,5 - 2 раза);

исторически сложившиеся негативные особенности хозяйственного освоения, которые привели к чрезмерной ориентации экономики Сибири на внешние по отношению к ней рынки, высокой территориальной дифференциации, слабости внутренних интеграционных связей, низкой транспортной освоенности территории, некомплексному характеру экономики и неразвитости общего экономического пространства;

неблагоприятная институциональная среда, создающая условия для вывоза капитала в европейскую часть страны и за границу. По своим масштабам размеры такого вывоза сопоставимы с валовым региональным продуктом Сибири. Главным препятствием экономического роста во многих сибирских регионах является острый дефицит финансовых ресурсов, который резко усилился в последнее время в условиях мирового финансового кризиса;

транспортная удаленность от развитых регионов страны и мировых рынков. Негативная роль транспортного фактора является оборотной стороной выгодного экономико-географического положения Сибири. Однако это негативное воздействие в долгосрочной перспективе будет ослабляться вследствие создания новых транспортных коридоров, появления новых высокоэкономичных видов транспорта, все более ощутимого увеличения в отраслевой структуре производства, а также в структуре ввоза и вывоза из Сибири продуктов с высокой стоимостью единицы массы и объема;

угроза закрепления за Сибирью роли сырьевого придатка развитых экономик, что делает особенно актуальной задачу диверсификации экономики регионов Сибири и создания в них мощного комплекса перерабатывающих производств. Решение этой задачи должно достигаться за счет собственных сил и ресурсов при участии иностранного капитала с соблюдением четких законодательно установленных правил и условий, обеспечивающих национальные интересы Российской Федерации.

 

Республика Алтай

Ведущая отрасль экономики Республики Алтай - сельское хозяйство. Основное направление сельского хозяйства - отгонное животноводство, которое дает уникальную продукцию - панты маралов и пятнистых оленей.

Ведущими отраслями промышленности являются промышленность строительных материалов, пищевая промышленность, цветная металлургия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. В Республике Алтай полностью отсутствует собственное производство электроэнергии.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Республики Алтай являются:

выгодное геополитическое положение и географическая близость к регионам нового освоения и активного инвестиционного роста;

богатый природно-ресурсный потенциал;

уникальный туристско-рекреационный потенциал;

стремительно развивающийся строительный комплекс;

богатейший гидроэнергетический потенциал рек;

устойчивая позитивная динамика демографических процессов.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Алтай на 2010 - 2020 годы являются развитие туризма, рекреации и спорта, реорганизация туристического и санаторно-курортного бизнеса, сельского хозяйства и пищевой промышленности, медицинских и санаторных услуг, развитие транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, мелиорация земель сельскохозяйственного назначения и ускоренное развитие малого бизнеса, диверсификация экономики за счет развития межрегиональных (Алтайский край, Кемеровская область, Республика Хакасия) и международных хозяйственных связей.

На территории Республики Алтай будет создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Алтайская долина», которая включает в себя производственно-эксплуатационную базу, искусственное озеро, энергоцентр, обеспечивающий как инженерные объекты зоны, так и объекты резидентов.

 

Республика Бурятия

Ведущими отраслями промышленности Республики Бурятия являются машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, цветная металлургия и пищевая промышленность.

К основным специализациям сельского хозяйства относятся животноводство мясо-молочного направления, овцеводство, производство зерновых культур и овощеводство.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Республики Бурятия являются:

значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов (месторождения полиметаллов, вольфрама, молибдена, фосфоритов, цеолитов и флюорита);

высокий экологический и туристический потенциал территории (озеро Байкал как объект мирового природного и экологического наследия). На территории Республики Бурятия создается особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань»;

важное стратегическое положение в транспортной системе России, наличие международного аэропорта. По территории Республики Бурятия проходят 2 железнодорожные магистрали - Транссиб и БАМ, соединяющие центральные части России с районами Дальнего Востока и странами Юго-Восточной Азии - Китаем, КНДР, Монголией,

Японией и др.;

приграничное положение Республики Бурятия (наличие общей границы с Монголией), близость переходов через российско-китайскую границу, а также к странам Северо-Восточной Азии;

близость к активно развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона (к потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций);

наличие крупных промышленных предприятий с элементами высокотехнологичных производств.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Бурятия в 2010 - 2020 годах будут являться комплексное освоение месторождений полезных ископаемых, заготовка и переработка лесных ресурсов, развитие транспортно-логистического потенциала, туристско-рекреационной сферы, мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.

В Республике Бурятия будет развиваться добыча полезных ископаемых:

на востоке - Окинский район (золото, нефриты, графит, особо чистое кварцевое сырье), Еравнинский район (свинец, цинк, золото, железо, бариты, уголь, освоение Озерного месторождения полиметаллов), Баунтовский район (уран, золото, алюминий, молибден), Баунтовский эвенкийский район (освоение Орекитканского молибденового месторождения и Хиагдинского месторождения урана), Кижингинский район (освоение Ермаковского бериллиевого месторождения);

на севере - Северо-Байкальский район (свинец, цинк, никель, золото, особо чистое кварцевое сырье, медь, предусмотрено строительство горнодобывающих предприятий на базе Холоднинского месторождения полиметаллов), Муйский район (цементное сырье, золото, асбест, олово, нефриты, предусмотрено строительство Мокского гидроузла, строительство цементного завода мощностью 1 млн. тонн цемента в год).

Заготовка и переработка лесных ресурсов будут осуществляться на территории Еравнинского, Баргузинского, Муйского, Северо-Байкальского и Курумканского районов (горно-таежная лесорастительная зона) и в Хоринском районе (развитие агропищевого и лесоперерабатывающего производства).

На территории Республики Бурятия планируется создание логистического центра в г. Улан-Удэ и развитие пограничного перехода Монды-Ханх.

Также планируется создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» и особой экономической зоны «Байкал».

Создание особой экономической зоны «Байкальская гавань» приведет к расширению возможностей для реализации населением Республики Бурятия предпринимательского и трудового потенциала.

Реализация этого проекта создаст условия для диверсификации экономики посредством развития отраслей с высокой добавленной стоимостью, что позволит обеспечить устойчивый экономический рост.

 

Республика Тыва

Ведущими отраслями промышленности Республики Тыва являются цветная металлургия, добыча кобальта и золота, электроэнергетика и пищевая промышленность.

Сельское хозяйство представлено преимущественно отгонным животноводством и зерноводством.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Республики Тыва являются:

выгодное географическое положение;

приграничное положение (граница с Монголией);

богатая минерально-сырьевая база, наличие больших разведанных запасов полиметаллических руд;

наличие свободных земельных участков, производственных площадей и трудовых ресурсов;

большие запасы лесосечного фонда;

выгодное положение в транспортной системе - прохождение через территорию Республики Тыва международного авиатранспортного коридора, автодороги, связывающей Россию, Монголию и Китай.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Тыва в 2010 - 2020 годах будет являться расширение добычи полезных ископаемых, развитие инфраструктуры для освоения угольных месторождений и развитие агропромышленного комплекса.

Освоению угольных месторождений Республики Тыва будет способствовать строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино.

Перспективы добычи полезных ископаемых в Республике Тыва связаны с освоением золотороссыпных месторождений с участками, имеющими долголетнюю перспективу (Алгияк, Билелиг, Эми, Черная), освоением месторождения Ак-Суг (медно-молибденовое), Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд, Хову-Аксынского месторождения кобальтовых руд, Кара-Сугского месторождения редкоземельных металлов, Тастыгского литиевого месторождения сподуменовых пегматитов, Баян-Кольского месторождения алюминия, а также с вовлечением в эксплуатацию Улуг-Танзекского месторождения редкометалльных руд, наращиванием объемов добычи рудного золота на действующих объектах и вовлечением в эксплуатацию новых месторождений (Октябрьское).

В сельском хозяйстве планируется создание агропромышленного холдинга, включающего в себя растениеводческие предприятия, фермы крупного рогатого скота, свинокомплекс, птицеводческие предприятия, предприятие по переработке и консервированию овощей.

 

Республика Хакасия

Ведущими отраслями промышленности Республики Хакасия являются цветная металлургия, электроэнергетика и пищевая промышленность.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Республики Хакасия являются:

значительный минерально-сырьевой и энергетический потенциал;

наличие рекреационных ресурсов для развития специализированных видов туризма;

развитая региональная транспортная инфраструктура;

высокая энергообеспеченность региона;

высокий промышленный потенциал.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Хакасия в 2010 - 2020 годах будут являться дальнейшее развитие энергетической инфраструктуры и рост производства традиционных отраслей экономики.

Комплекс осуществляемых в Республике Хакасия мероприятий по восстановлению и вводу в работу гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС в сочетании со строительством высоковольтной линии 500 кВ Алюминиевая - Абаканская - Итатская, высоковольтной линии 220 кВ Означенное (Бея) - Аскиз, подстанции 220 кВ Степная (Аскиз-2) со строительством второй высоковольтной линии Бея - Степная позволит в 2011 году обеспечить электроэнергией Саянский и Хакасский алюминиевые заводы, а также отдельные районы Республики Хакасия, ликвидировать недостатки в работе энергосистемы, выявленные в ходе ликвидации аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

 

Алтайский край

Ведущими отраслями промышленности Алтайского края являются пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика и черная металлургия.

Алтайский край является одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов Российской Федерации. Основные направления сельскохозяйственного производства - растениеводство, животноводство, кормопроизводство и пчеловодство.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Алтайского края являются:

значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов;

уникальный природный туристско-рекреационный и бальнеологический потенциал;

приграничное положение (граница с Республикой Казахстан);

развитая транспортная инфраструктура, наличие железнодорожных и автомобильных дорог межрегионального и международного значения;

наличие биофармацевтического комплекса;

развитая система высшего образования, наличие научно-исследовательских учреждений.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Алтайского края в 2010 - 2020 годах будут являться развитие агропромышленного, туристско-рекреационного и научно-инновационного комплексов, а также транспортной инфраструктуры.

Крупномасштабным инвестиционным проектом Алтайского края является проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья», который предусматривает создание в Алтайском крае особо значимой аграрной территории, перевод секторов экономики агропромышленного комплекса на инновационную модель развития. В рамках данного проекта предусмотрена реализация более 80 инвестиционных проектов в области сельского хозяйства, сельскохозяйственного машиностроения, энергетики и производственной инфраструктуры.

Проект «Комплексное развития Алтайского Приобья» включает проекты, направленные на развитие туристско-рекреационного комплекса (особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь») и транспортной инфраструктуры (реконструкция участков автомобильной дороги Алтайское - Ая - Нижнекаянча - Бирюзовая Катунь, мостовой переход через р. Катунь у с. Ая, реконструкция аэропортового комплекса в г. Горно-Алтайске, реконструкция аэродрома аэропорта г. Бийска, газопровод и газораспределительная станция).

 

Забайкальский край

Ведущими отраслями промышленности Забайкальского края являются цветная металлургия, электроэнергетика и пищевая промышленность.

Забайкальский край является крупным сельскохозяйственным регионом, специализирующимся на тонкорунном овцеводстве. Развиты также мясо-молочное и мясное животноводство, отчасти свиноводство, птицеводство.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Забайкальского края являются:

значительный ресурсный потенциал региона (уголь, уран, электроэнергия, молибден, медь, вольфрам, золото, древесина, земельные ресурсы и др.);

исключительно благоприятное транспортно-географическое положение края для реализации транзитных функций, продвижения товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и налаживания с ними взаимовыгодного сотрудничества;

выгодное геополитическое и приграничное расположение края (граница с Китайской Народной Республикой и Монголией);

относительно развитая региональная транспортная инфраструктура;

наличие рекреационных ресурсов для развития специализированных видов туризма;

наличие образовательного комплекса, способного обеспечить потребности экономики в высококвалифицированных кадрах.

Основным стратегическим приоритетом социально-экономического развития Забайкальского края в 2010 - 2020 годах будет являться комплексное освоение минерально-сырьевых ресурсов с внедрением инновационных технологий и развитием транспортной и энергетической инфраструктуры.

Перспективы юго-востока Забайкальского края связаны с реализацией комплексного проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области», в рамках которого планируется осуществить реализацию ряда крупных инвестиционных проектов в сфере добычи и переработки минеральных ресурсов, развитие транспортной инфраструктуры. В качестве производственной основы в перспективе предполагается создание горно-обогатительных комбинатов на базе Бугдаинского, Быстринского, Култуминского, Лугоканского и Солонеченского полиметаллических месторождений, освоение Нойон-Тологойского и Березовского месторождений, завершение строительства и выход на проектную мощность Новоширокинского горно-обогатительного комбината. Строящаяся линия железной дороги Нарын - Лугокан будет играть роль инфраструктурного каркаса данной территории. Вблизи комплекса расположены Кутинский и Харанорский угольные разрезы и Харанорская ГРЭС, которые будут обеспечивать промышленные объекты энергоресурсами.

Перспективы развития севера Забайкальского края связаны с освоением уникальных минерально-сырьевых ресурсов территории (месторождения Удоканское, Чинейское, Катугинское, Апсатское, Читкандинское, Голевское), созданием на их базе горно-обогатительных производств, обеспечивающих выпуск разнообразной продукции (медь, золото, железо, титан, редкие металлы, уголь, удобрения). Опорной инфраструктурой территории будет являться БАМ. Планируется осуществить строительство Мокской ГЭС на р. Витим (Республика Бурятия), реконструкцию существующих железнодорожных путей, автодорог, линий электропередачи.

 

Красноярский край

Ведущими отраслями промышленности Красноярского края являются цветная металлургия, электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, пищевая и лесная промышленность.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Красноярского края являются:

высокий уровень индустриального развития;

высокая инвестиционная активность;

многоотраслевая система высшего образования и научно-исследовательских учреждений;

богатый природно-ресурсный потенциал;

выгодное географическое и геополитическое положение в системе международных связей;

развитый топливно-энергетический комплекс;

высокий уровень развития сельского хозяйства;

развитая транспортно-коммуникационная инфраструктура центрального и южного районов края;

развитый строительный комплекс.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Красноярского края в 2010 - 2020 годах являются комплексное освоение месторождений полезных ископаемых, развитие топливно-энергетического комплекса с внедрением инновационных технологий, а также развитие инновационного производства и научно-образовательного комплекса.

В Красноярском крае реализуется проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», перспективы которого связаны с добычей и переработкой полезных ископаемых (железных, свинцово-цинковых руд, золота, нефти, газа, титана, ниобия, магнезитов, бокситов, нефелинов, угля, сурьмы и пр.), использованием лесных и гидроэнергетических ресурсов Ангары, включая освоение нефтегазовых месторождений Юрубчено-Тохомской группы, разработку Куюмбинского нефтегазового месторождения, освоение золоторудных месторождений Благодатное и Титимуха, увеличение добычи и переработки свинцово-цинковых руд Горевского месторождения, строительство Богучанского алюминиевого завода, Богучанского лесоперерабатывающего комплекса, Богучанской ГЭС, строительство инфраструктурных объектов.

Перспективы развития Красноярского края также связаны с освоением Ванкорской группы нефтегазовых месторождений, характерной особенностью которого является использование передовых технологий разработки, бурения и эксплуатации месторождения.

Получит развитие Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс, который основывается на ресурсной базе Канско-Ачинского буроугольного бассейна.

В перспективе предусматривается сохранение топливно-энергетической специализации Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса (добыча угля и производство электроэнергии на твердом топливе). В более отдаленной перспективе возможно развитие углехимии на базе сырья Канско-Ачинского бассейна.

В г. Железногорске будет реализован проект «Развитие коллаген-хитозановых нанокомплексов в г. Железногорске», включающий выпуск новейших раневых покрытий на основе коллаген-хитозанового нанокомплекса для использования в здравоохранении (офтальмология, стоматология, акушерство и гинекология, раневые покрытия и матрицы для стволовых клеток).

Получит дальнейшее развитие Сибирский федеральный университет.

 

Иркутская область

Ведущими отраслями промышленности Иркутской области являются цветная металлургия, лесная промышленность, машиностроение, электроэнергетика и высокотехнологичные производства.

К основным видам сельскохозяйственной продукции относятся зерно, картофель, овощи, лен, молоко, яйцо, шерсть, мясо крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Иркутской области являются:

дифференцированная структура экономики;

мощный промышленный потенциал;

крупнейшие в Российской Федерации размеры лесного фонда;

крупные запасы природных ресурсов (газ, нефть, редкие металлы, железная руда, калийные соли, апатит и др.), в том числе лечебно-минеральных вод;

развитый научно-образовательный комплекс;

развитый топливно-энергетический комплекс;

наличие крупных транспортных узлов и многовидовой транспортной системы;

наличие высококвалифицированной рабочей силы;

богатые водные ресурсы;

уникальные рекреационные ресурсы (озеро Байкал, Прибайкальский национальный парк, природные заповедники, заказники и др.);

развитая нормативная правовая база, регламентирующая научно-техническую и инновационную деятельность.

Основными стратегическими приоритетами развития Иркутской области в 2010 - 2020 годах являются комплексное развитие перерабатывающей промышленности, разработка и внедрение инноваций, а также реализация туристско-рекреационного потенциала.

Основу развития севера Иркутской области составляют обрабатывающие производства, в частности металлургическое производство (гг. Братск и Тайшет), лесоперерабатывающий комплекс (гг. Братск, Усть-Илимск и др.), добыча полезных ископаемых, включая железную руду, уголь, никель, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт.

Ленско-Ангарское Прибайкалье станет территорией концентрации производительных сил и инфраструктуры в притрассовой полосе БАМа. В этой зоне выявлены и разведаны значительные запасы различных твердых полезных ископаемых (золото, слюда, калийные соли), а также нефтяные и газовые месторождения. Наибольший эффект от освоения территории будет получен при комплексном использовании ресурсов.

В связи с реализацией комплексного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» на севере Иркутской области получит развитие ряд отраслей промышленности, в том числе производство стали и готовых металлических изделий, производство товаров народного потребления, газо- и нефтепереработка, газохимия, добыча полезных ископаемых, включая освоение железорудных, медно-никелевых и золоторудных месторождений, лесозаготовку и глубокую переработку древесины. Это потребует модернизации инфраструктуры связи и коммуникации, обеспечения производственных мощностей электроэнергией и газом, а также развития транспортной инфраструктуры (железнодорожной, нефтепроводной, автомобильной). Реализация проекта даст эффект на территории как Иркутской области, так и Красноярского края.

В Иркутской области планируется реализовать проект «Создание индустриального технопарка высокотехнологичных материалов». В г. Иркутске будет сформирован инновационный территориально-производственный кластер.

В Иркутской области планируется создание Байкальской туристско-рекреационной зоны, которая будет направлена на развитие лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, приключенческого, делового, этнографического, религиозного, экологического и других видов туризма.

 

Кемеровская область

Ведущими отраслями промышленности Кемеровской области являются черная и цветная металлургия, угольная промышленность, электроэнергетика, химическая промышленность, машиностроение и металлообработка.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Кемеровской области являются:

высокий индустриальный потенциал;

значительный объем собственных полезных ископаемых и природных ресурсов;

компактная система расселения, хорошо развитая транспортная инфраструктура;

развитая инфраструктура розничного потребительского рынка, высокий объем розничного товарооборота;

эффективная система социальной защиты населения;

высокая доля городского населения;

развитая система образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Для Кемеровской области основным стратегическим приоритетом на 2010 - 2020 годы будет являться дальнейшее повышение конкурентоспособности региона на внутреннем и внешнем рынках угля, внедрение инновационных технологий по его глубокой переработке.

В Кемеровской области будет сформирован энерготехнологический угольный комплекс «Cерафимовский» с глубокой переработкой угля, целями которого являются создание инфраструктуры и развитие элементов национальной инновационной системы в части внедрения

пилотного энерготехнологического комплекса для реализации прорывных инновационных энерго- и ресурсосберегающих технологий глубокой переработки угля.

Проект включает в себя строительство угледобывающей шахты на территории участка «Серафимовский» Ушаковского каменноугольного месторождения, строительство обогатительной фабрики с комплексом углеподготовки для энерготехнологического комплекса, строительство энерготехнологического комплекса по глубокой переработке угля, а также создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.

 

Новосибирская область

Ведущими отраслями промышленности Новосибирской области являются пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, цветная металлургия и промышленность строительных материалов.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Новосибирской области являются:

уникальный научно-образовательный комплекс;

высокий уровень диверсификации экономики, невысокая доля сырьевого сектора;

выгодное географическое положение и статус центра федерального округа.

Основным стратегическим приоритетом социально-экономического развития Новосибирской области в 2010 - 2020 годах будет являться формирование крупных научных и инновационных центров.

В Новосибирской области будет активно развиваться наукоград Кольцово, реализующий полный цикл научных работ.

В Новосибирской области получит дальнейшее развитие проект создания современной социальной, деловой и инновационной инфраструктуры трансфера и коммерциализации научных разработок на территории Новосибирского академгородка, целью которого является создание комплекса по разработке и производству высокотехнологичной продукции (информационные и телекоммуникационные технологии, биомедицина и биотехнологии, приборостроение, силовая электроника и электротехника).

 

Омская область

Ведущими отраслями промышленности Омской области являются пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика и машиностроение.

Сельское хозяйство имеет многоотраслевую структуру. Ведущая роль отводится животноводству.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Омской области являются:

значительный ресурсный потенциал (кадровый, природный, инвестиционный);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.133 с.)