Найдите слова, в которых допущена ошибка. Исправьте её. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Найдите слова, в которых допущена ошибка. Исправьте её.



Перспектива  
Ретроспектива  
Альтернатива  
Прерогатива  
Полиартрит  
Полифония  
Полимиелит  
Полисемия  
Инциндент  
Интендант  
Прецендент  
Претендент  

Поработаем со словарем!

Определите по словарю значения данных ниже слов

Архаичный  
Антураж  
Акцент  
Априори  
Кодификация  
Оперативный  
Субкультура  
Специфика  
Аскетизм  
Фиксировать  
Эмоциональный  
Этический  
Элемент  

Задание 13. Д.С. Лихачев говорил: «Если вам что-то не нравится в каком-нибудь предмете – напрягитесь и старайтесь найти в нем источник радости, радости приобретения нового. Учитесь любить учиться!» Согласны ли вы с ученым? Аргументируйте своё согласие или несогласие.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия

Что нового о языке вы узнали?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая информация Вам показалась наиболее важной или необходимой для повышения культуры Вашей речи?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какого типа задания вам нравятся больше?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема № 2

Культура речи


Задание 1. Слово «культура» в русском языке многозначно. Как вы думаете, в каком значении употребляли это слово Ю.М. Лотман и Д.С. Лихачев?

I. «Культура – это то, как мы общаемся»_____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности»__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. К каждому из данных ниже определений напишите соответствующий ему словарь.

v В этих словарях описывается, как в языке того или иного народа отражаются особенности его культуры_____________________________

v Эти словари содержат словосочетания и выражения, которые функционируют в речи как цельные, неразложимые на части единицы_________________________________________________________

v В эти словари включаются слова с совпадающими или близкими значениями______________________________________________________

v В этих словарях рассказывается история слов русского языка, устанавливаются родственные связи между ними, реконструируется их исходная структура______________________________________________

v Эти словари строятся на особом принципе подачи материала – в начале указываются конечные морфемы слова. Цель таких словарей – установить список словообразовательных моделей русского языка, их регулярность и частотность______________________________________

Задание 3. Как вы думаете, может ли толковый словарь помочь в овладении русским литературным языком? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

К какому словарю обращаются поэты, ищущие или проверяющие придуманные ими рифмы?____________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________ Какой словарь необходим писателям, описывающим жизнь другой страны, но никогда там не бывавшим?________________________________________

Задание 4. В каких сферах общения (бытовой, официально-деловой) могут быть использованы следующие устойчивые сочетания слов?

Фразеологический оборот Значение Сфера употребления
брать под обстрел    
как дамоклов меч    
вольная птица    
бесструнная балалайка    
гусь лапчатый    
ударить по рукам    
буриданов осел    
валаамова ослица    
перейти Рубикон    
лебединая песня    
притча во языцех    
секрет полишинеля    
китайская грамота    
эзопов язык    

Задание 5. Ознакомьтесь со словарной статьей «Словаря иноязычных слов». Какую информацию можно получить о слове в этом словаре?

Генезис [ нэ; не: ген е зис ], а, мн. нет, м,[нем. Genesis – греч. genesis]. Происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления. Генет и ческий – относящийся к генезису, генетике.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Вставьте вместо точек необходимое слово или словосочетание.

1. Имена собственные объясняются в __________________________словаре.

2. Недавно появился в языке слова описываются в словаре__________________________________________________________.

3. Слова с совпадающими или близкими значениями описываются в _________________________________________________словаре.

4. История происхождения того или иного слова можно узнать в ____________________________________________словаре.

Проверим грамотность!

Вставьте вместо точек, где необходимо, согласный k:

Э...скурсия, э...скаватор, э...сгумация, э...кспорт, э...стакада, э...спертиза, э...спедиция, э...спромт, э...слибрис, э...зекуция, э...скалатор, э...сперимент.

Поработаем со словарем!

Определите по словарю значения данных ниже слов

Адекватный  
Аспект  
Идеал  
Интимный  
Аксессуар  
Компонент  
Апелляция  
Реальный  
Ситуация  
Статус  
Фактор  
Ассоциация  
Аннулировать  
Экстралингвистический  
Этика  

Рефлексия

1. Перечислите новые термины, которые Вы узнали на данном занятии

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.009 с.)