Комплексная экономико – географическая характеристика: Тирасполь – столица ПМР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексная экономико – географическая характеристика: Тирасполь – столица ПМР.



Тирасполь расположен на южной окраине Восточно-Европейской равнины в степной зоне. Географические координаты города 46°50` северной широты и 29°37` восточной долготы. Тирасполь размещен невдалеке от крупных городов — приблизительно в 105 км от Одессы и в 75 км от Кишинева, с которыми он связан автомобильным и железнодорожным транспортом. Город находится на левом берегу реки Днестр в 90 км от её впадения в Днестровский лиман.

Возникнув по соображениям обороны, Тирасполь стал военным и административным центром прилегающих к нему территорий. В ходе исторического развития, под влиянием различных факторов функции города менялись. Тирасполь выполняет и столичные функции - в нем размещены высшие органы государственной власти и управления ПМР. Сегодня Тирасполь является полифункциональным городом с преобладанием политико – административной и промышленной градообразующих и градообслуживающих функций – транспортной, строительной, жилищно – коммунальной, товарно – распределительной, культурной, рекреационной, образовательной. Отрасли специализации: машиностроение, лёгкая и пищевая промышленность. Вспомогательные отрасли – мебельное, стекольное, химическое, полиграфическое производство.

Непроизводственные функции Тирасполя осуществляют разнообразные инфраструктурные объекты. Успешно функционирует сеть из 78 разно профильных учебных заведений. Медицинские учреждения города представлены Республиканской клинической больницей, Республиканским центром матери и ребенка, системой поликлиник. За важный вклад в становление и развитие республики, Тирасполь, к раннее полученным орденам Трудового Красного знамени и Отечественной войны 1 степени, присоединил на флаг города Орден Республики.

Тирасполь – крупнейший город ПМР. В нём проживают 153 тыс. человек. 54 % населения – женщины. Возрастной состав характеризуется значительной долей лиц трудоспособного возраста (65,1 %), тенденцией увеличения доли пожилых лиц (12,1%) и уменьшением доли детей (22,8%) в общей численности населения. Национальный состав: русские – 41,4 %, украинцы – 33,8 %, молдаване – 14,5 %; а также – болгары, гагаузы, белорусы, евреи.

Вывод: Экономико-географическое положение города Тирасполь отличается сложностью и многообразием его компонентов. Город находится на пересечении автомобильных магистралей и является крупным транспортным узлом, участвуя в транспортно-экономических связях ПМР с соседними государствами. Удаленность от основных источников первичной энергии и большинства видом потребляемого сырья, а также от крупных промышленных центров создает трудности для хозяйственного развития города и требует активного осуществления научно-технических и производственных кооперационных связей. Благоприятную роль оказывает расположение города в центре крупной Тираспольско - Бендерской агломерации, индустриально - и сельскохозяйственно развитой части республики. Это позволяет снабжать город продовольствием и сельскохозяйственным сырьем и близлежащих сельских поселений, а также играет важную роль в обеспечении предприятий и организаций города трудовыми ресурсами.

Билет №5

Общая характеристика стран Северной Европы.

Площадь – 1,3 млн. км2

Население – 25 млн. человек

Состав – 5 государств.

Регион занимает северную часть Европы: от полуострова Ютландия на юге до архипелага Шпицберген на севере, от российской границы в Карелии на востоке до острова Исландия на западе.

Северная Европа занимает выгодное морское географическое положение. Моря, окружающие страны связывают их между собой и внешним миром, определяют развитие таких важных отраслей, как рыболовство, судоходство, судостроение, добыча нефти и газа на шельфе. Глубокая изрезанность берегов(фьорды) создает благоприятные условия для размещения портов и верфей. К побережью тяготеет основная часть населения и хозяйства этих государств.

Северная Европа включает Скандинавские страны, Финляндия, страны Балтии. Скандинавскими странами называют Швецию и Норвегию. Учитывая общие исторические и культурные особенности развития, в страны Северной Европы относят также Данию и Исландию.
Под странами Балтии понимают Эстонию, Литву, Латвию. Часто в научно-популярной литературе можно встретить и понятие "Феноскандии", которое имеет более физико-географическое происхождение. Им удобно пользоваться при экономико - географической характеристике группы стран Северной Европы, включающей Финляндию, Швецию, Норвегию.
Северная Европа занимает территорию 1433 тыс. км2, что составляет 16,8% площади Европы - третье место среди экономико - географических макрорегионов Европы, после Восточной и Южной Европы. Большие по площади страны - Швеция (449,9 тыс. км2), Финляндия (338,1 км2) и Норвегия (323, 9 тыс. км2), которые занимают более трех четвертей территории макрорегиона. К малым странам относятся Дания (43,1 тыс. км2 ), а также страны Балтии: Эстония - 45,2, Латвия - 64,6 и Литва - 65,3 тыс. км2. Исландия по площади наименьшей из всех стран первой группы и почти вдвое превышает площадь любой отдельно взятой малой страны. Территория Северной Европы состоит из двух субрегионов: Феноскандии и Балтии. К первому субрегиону относятся такие государства, как Финляндия, группа скандинавских стран - Швеция, Норвегия, Дания, Исландия вместе с островами северной части Атлантики и Северного Ледовитого океана. В частности, в составе Дании находятся Фарерские острова и остров Гренландия, который пользуется внутренней автономией, а в Норвегии принадлежит архипелаг Шпицберген. Большинство северных стран сближены сходством языков и характеризуются историческими особенностями развития и природно-географической целостностью.
Во второй субрегион (страны Балтии) входят Эстония, Литва, Латвия, которые в силу своего географического положения всегда были северными. Однако реально их можно было отнести к Северному макрорегиона только в новой геополитической ситуации, сложившейся в начале 90-х годов XX ст., то есть после распада СССР.
Экономико - географическое положение Северной Европы характеризуется следующими особенностями:

во-первых, выгодным положением относительно пересечения важных воздушных и морских путей из Европы в Северную Америку, а также удобством выхода стран региона в международные воды Мирового океана,

во-вторых, близостью расположения к высокоразвитых стран Западной Европы (Германия, Голландия Бельгия, Великобритания, Франция),

в-третьих, соседством на южных границах со странами Центрально-Восточной Европы, в частности Польшей, в которой успешно развиваются рыночные отношения,

в-четвертых, сухопутным соседством с Российской Федерацией, экономические контакты которой способствовать формированию перспективных рынков сбыта продукции;

по пятое, наличием территорий, находящихся за пределами Полярного Круга (35% площади Норвегии, 38% - Швеции, 47% - Финляндии). Среди других географических особенностей – 1) наличие теплого течения Гольфстрим, которое имеет непосредственное влияние на климат и хозяйственную деятельность всех стран макрорегиона; 2) значительная протяженность береговой линии, проходящей вдоль Балтийского, Северного, Норвежского и Баренцева морей,3) а также преимущественно платформенных строением земной поверхности, наиболее выразительной территории, которой является Балтийский щит. В его кристаллических породах находятся полезные ископаемые преимущественно магматического происхождения.
По государственному устройству Дания, Норвегия и Швеция конституционные монархии, остальные страны региона - республики. По административно - территориальному устройству страны Северной Европы являются унитарными государствами.

В регионе имеются крупные месторождения железных руд, цветных металлов, каменного угля, урановых руд, нефти и газа. Климат Северной Европы умеренный, морской с возрастанием континентальности к востоку. Многочисленные реки и озёра используются для развития энергетики и рыболовства. Почвы неплодородны. При интенсивной мелиорации дают неплохие урожаи зерновых, технических и кормовых культур. Важнейшим природным богатством региона являются огромные массивы хвойных лесов. Суровая природа привлекает многочисленных туристов – экологический, арктический, аграрный, спортивный, культурный туризм.

Население: Север Европы - самый слабозаселённый регион континента. Все страны регионы однонациональны. Большая часть населения исповедуют протестантизм. Естественный прирост в регионе в среднем составляет

4-5 %.Средняя продолжительность жизни 80 лет. Подавляющее большинство в стране женщин и высокая доля пенсионеров. Средний размер ВВП на душу населения превышает 30 тыс. долларов. Население страны размещено крайне неравномерно. Средняя плотность составляет 35 человек на 1 кв. км. Северная Европа высоко урбанизированный регион (более 80 %, за исключением Финляндии).

Экономики североевропейских стран значительно уступают по масштабам и разнообразию отраслевой структуры ведущим экономикам Европы. Однако они занимают главные позиции в производстве узкого круга высококачественной продукции. Промышленность представлена добычей нефти и природного газа на шельфе Северного моря, железной руды в Лапландии, электроэнергетика (преимущественно гидроэнергетика в Норвегии и Швеции, геотермальная в Исландии); черная и цветная металлургия (особенно выплавка качественных видов стали и алюминия); разнообразное машиностроение (металлообработка, общее, транспортное, электротехническое машиностроение); химическая промышленность; деревообрабатывающая и целлюлозно – бумажная отрасль; лёгкая и пищевая (мясная, пивоваренная, рыбная и маслосыродельная), полиграфическая промышленность. Главные промышленные центры – столицы стран.

В сельском хозяйстве большую роль играет высокотоварные фермы и кооперативы с интенсивным типом производства. В структуре аграрного сектора экономики резко преобладает животноводство. Растениеводство специализируется на возделывании кормовых трав, зерновых культур, картофеля, сахарной и кормовой свеклы.

Транспортный комплекс североевропейских стран хорошо развит, но отличается меньшей густотой путей, чем в других частях Европы. В грузоперевозках лидирует железнодорожный транспорт. Они имеют выходы к незамерзающим портам северной Атлантики. Автомобильный транспорт обеспечивает подавляющую часть пассажирских перевозок. Для внешних связей ведущую роль играет морской и авиационный транспорт.

В международном разделении труда Северная Европа представлена сравнительно узким сектором сырьевых и готовых товаров. Страны региона экспортируют нефть и нефтепродукты газ, железную руду, сталь, прокат, алюминий разнообразные транспортные средства, станки, электронику, вооружение и химикаты, а так же продукты питания и деревообработки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.01 с.)