Транспорт России: территориальные особенности развития его основных видов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспорт России: территориальные особенности развития его основных видов



Транспорт России Транспорт - «кровеносная система экономики». Развитие транспорта является непременным условием для функционирования хозяйства, жизни населения. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании. Транспорт обеспечивает производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю. Грузовой транспорт обеспечивает производственные связи между предприятиями и доставку населению предметов потребления. Эффективность работы грузового транспорта характеризуется величиной грузооборота. Пассажирский транспорт обеспечивает перевозки населения, его главный показатель - пассажиро-оборот.

Выделяют следующие виды транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, авиационный, трубопроводный. В последние годы грузооборот транспорта РФ значительно уменьшился, изменилась его структура.

 

Так, повысилась доля морского и трубопроводного, снизилась роль железнодорожного и речного транспорта. Произошло снижение ряда важных для отрасли показателей, в том числе состояние дорожных путей, сокращение выпуска продукции транспортного машиностроения.

Железнодорожный транспорт — основной из видов транспорта России (50% грузооборота РФ). По протяженности железных дорог (87 тыс. км) - наша страна уступает США, но грузооборот ее железнодорожного транспорта (1,2 млрд. тонн грузов) больше, чем в других странах мира. Основная функция железнодорожного транспорта РФ — обеспечение надежного транспортного обмена между отдельными районами страны. В европейской части России расположение железных дорог в основном радиальное. Здесь находится крупнейший транспортный узел Москва, от которого расходятся в разных направлениях магистрали железной дороги. В Сибири железнодорожная сеть имеет, в основном, широтное направление и не столь густа, как в европейской части России. Основные железнодорожные магистрали Сибири — Транссиб и Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Эксплуатируются также Южно-Сибирская, Средне-Сибирская и Северо-Сибирская магистрали. Железнодорожные пути и подвижной состав сильно изношены, поэтому дальнейшее развитие железнодорожного транспорта невозможно без значительных капиталовложений при жестком контроле со стороны государства.

Морской транспорт имеет особенно важное для России значение, что определяется ее положением на берегах морей, принадлежащих акваториям трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. На его долю приходится 38% всех грузоперевозок. Россия обладает крупным торговым флотом (более 5000 судов), на её берегах расположено 39 морских портов разной величины. Но только 40% портов достаточно глубоководные, чтобы принимать большие суда. Первое место в грузообороте страны принадлежит сейчас Тихоокеанскому бассейну. Через него Россия связана со странами Азии, Америкой, Австралией. Крупнейшие порты: Находка, Владивосток, Восточный, Холмок, Ванино. Второе место занимает Балтийский бассейн, связывающий РФ со странами Европы и Америки. Важнейшие порты: Санкт-Петербург, Выборг, Балтийск, Калининград (самый западный порт страны). Мурманск — крупнейший незамерзающий порт бассейна, отсюда начинается протянувшийся на 11 тыс. км Северный морской путь. Он связывает европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. В Финском заливе намечено строительство трех новых портов. Через порты Черноморского бассейна в основном ведется экспорт нефти, так же, как и через порты на Каспийском море. После распада СССР изменились возможности России для использования морского транспорта. Потеряны крупнейшие порты на Балтике (Рига, Таллинн, Вентспилс, Клайпеда) и на Черном море (Одесса). Значительная часть флота потеряна, так как многие суда остались в портах приписки. Речной транспорт развит особенно хорошо в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших затрат. Внутренние судоходные пути России — более 80 тыс. км. Доля внутреннего водного транспорта в грузообороте — 3,9%. Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной — Волго-Камский. К нему тяготеет экономически развитая часть страны. Благодаря созданию судоходных каналов (Волга-Балтийского, Беломор - Балтийского, Волго-Донского) Волга стала стержнем единой водной системы европейской части, а Москва — портом пяти морей. На севере европейской части страны текут важнейшие (в транспортном отношении) реки: Северная Двина, Сухона. Онега, Сверь, Нева. Судоходные речные пути Сибири имеют очень большую протяженность. Здесь протекают крупнейшие реки России — Амур, Енисей, Лена, Обь и др. Они используются для сплава леса, перевозки продовольствия, промышленных товаров. В Сибири, в условиях недостаточного развития железных дорог, значение речного транспорта очень велико.

Авиационный транспорт. Специфика этого вида транспорта в том, что он охватывает перевозками почти все районы страны. Но из-за дороговизны авиаперевозок грузооборот авиационного транспорта невелик. Главная его специализация — перевозка на дальние расстояния пассажиров и доставка грузов в труднодоступные районы. Авиационный транспорт потребляет большое количество топлива, наносит существенный ущерб атмосфере, выбрасывая около 66 т продуктов горения в час. Трубопроводный транспорт по величине грузооборота уже превзошел железнодорожный. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ, многие продукты их переработки. Размещение трасс трубопроводов меньше зависит от рельефа местности и климата, чем железные и автомобильные дороги. Это позволяет прокладывать их в любых районах; потери при транспортировке очень низки. Основные нефтепроводы: «Дружба» (Поволжье - Центр — Северо-Запад, Коми - Центр, Поволжье -Сибирь). Основные газопроводы: «Союз», «Сияние Севера», Западная Сибирь — Центр, Западная Сибирь — Западная Европа. В настоящее время в России проложено свыше 210 тыс. км магистральных трубопроводов.

Автомобильный транспорт — наиболее маневренный вид транспорта, но и один из самых дорогостоящих. Он имеет преимущество при перевозке пассажиров и грузов на короткие расстояния. Велико значение автомобильного транспорта в обслуживании промышленности и сельского хозяйства, строительства, торговой сети. Сеть автомобильных дорог в России - около 560 тыс. км, но только 30% из них имеют твёрдое покрытие. Густо покрыта автомобильными дорогами европейская часть РФ. В восточных районах их пока недостаточно. Важнейшими проблемами в развитии автомобильных перевозок являются отсталость российского автомобилестроения, плохое качество дорог. В суровых условиях российского климата требуются большие затраты на поддержание действующих дорог и строительство новых. Следует также отметить, что автомобильный транспорт — один из основных загрязнителей окружающей среды, поэтому при его развитии необходимо учитывать необходимость строгого контроля за выбросами вредных веществ и уровнем шумового загрязнения.

 

Билет 12

Комплексная экономико – географическая характеристика Китая.

Площадь – 9,6 млн. км2

Население – 1331 млн. человек

Столица – Пекин.

Китай — великое древнее государство, возникшее задолго до новой эры. Оно внесло огромный вклад в материальную и духовную культуру человечества.

ЭГП. Китайская Народная Республика — третье по размерам территории государство мира, протянувшееся в центральной и восточной частях Азии с востока на запад на 5,7 тыс. км, а с севера на юг — на 3,7 тыс. км. Границы проходят как по высокогорным территориям, так и в межгорных долинах. Границы с Монголией и Россией на большом протяжении имеют равнинный характер. Чрезвычайно выгодно приморское положение страны. Практически незамерзающие моря открывают широкий выход в Тихий океан и огромные возможности для развития внешних экономических связей. Китай – унитарная республика. В административно – территориальном устройстве страны выделяются 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения. Своеобразное место в экономике КНР занимают Сянган (Гонконг) и Аомынь (Макао) – бывшие небольшие колонии европейских стран на побережье Южно – китайского моря.

Природные ресурсы Китая велики и разнообразны. На севере страны расположены огромные массивы дальневосточных лесов, на юге пространства заняты тропическими лесами. Страна занимает одно из первых мест в мире по запасам каменного угля, железной и марганцевой руд, бокситов и цинка, олова, вольфрама, молибдена и других видов минерального сырья. Огромные водные ресурсы хранят в себе крупные запасы гидроэнергии.

Китай — самая многонаселенная страна в мире. Согласно переписи 1990 г. численность населения Китая составила 1 млрд 134 млн чел. Хотя в Китае и проводится активная демографическая политика по снижению темпов роста населения, к 2000 году оно составит 1,3 млрд чел. С одной стороны, такое большое население предопределяет огромные трудовые ресурсы (около 700 млн чел.), с другой — обостряет жилищную и продовольственную проблемы. КНР — страна многонациональная (56 народностей), хотя более 90% ее жителей — китайцы. Среди национальных меньшинств выделяются уйгуры, тибетцы, монголы. Большая часть национальных меньшинств проживает во внутренних районах страны. Религии: конфуцианство, даосизм, буддизм (ламаиз), ислам. Для Китая характерны большие контрасты расселения: почти 90% жителей сосредоточены на 1/3 территории страны на востоке. Китай слабо урбанизированная страна, лишь каждый второй житель страны — горожанин. При этом ни в одном другом государстве мира нет такого количества городов-миллионеров (около 40).

За последние десятилетия Китай, хозяйство которого основывается на общественной собственности, превратился в крупное индустриальное государство с самыми высокими темпами развития. Основу топливно-энергетического комплекса Китая образует угольная промышленность. Добыча угля рассредоточена по многим бассейнам Северного и Восточного Китая. Растет добыча нефти и газа. Производство электроэнергии базируется на ТЭС (3/4 электроэнергии). В Китае осуществляется программа развития гидроэнергетики: главные каскады ГЭС сооружаются в верховьях Янцзы и Хуанхэ. Основу металлургического комплекса составляют крупные комбинаты полного цикла, ориентирующиеся на месторождения каменного угля и железной руды (Анынань, Пекин). В машиностроительном комплексе преобладают не специализированные, а универсальные предприятия. Они тяготеют к крупным городам, к морским портам и металлургическим базам. В последние годы КНР добилась заметных успехов в производстве бытовой электроаппаратуры, приборов, ЭВМ. Главные центры машиностроения — Шанхай, Харбин, Пекин, Лоян и др. Химический комплекс опирается на продукты коксо- и нефтехимии, горнохимическое и растительное сырье. Выделяют две группы производств: 1) минеральных удобрений; 2) бытовой химии и фармацевтики. Столицей текстильной промышленности является Шанхай. По производству хлопчатобумажных тканей КНР занимает одно из ведущих мест в мире. В сельском хозяйстве Китая занято 400 млн чел. В растениеводстве резко преобладают зерновые — 80% всех посевов. Главной возделываемой культурой остается рис. Он выращивается на орошаемых землях, на юге страны и в долине Янцзы. Основные посевы пшеницы сосредоточены на Великой Китайской равнине, в бассейне Хуанхэ. Также выращиваются кукуруза, чай, картофель. Среди технических культур преобладает хлопчатник, основные посевы которого сосредоточены в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы. На северо-западе Китая преобладает интенсивное кочевое или полукочевое скотоводство. Разводят рабочий скот: лошадей, быков, волов. Примерно половина грузооборота и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Однако растет доля автомобильного, морского и трубопроводного транспорта.

С ростом уровня экономического развития страны меняется роль на мировом рынке и структуре внешней торговли Китая. Страна по - прежнему остаётся крупнейшим экспортёром сырья в мире (уголь, чёрные и цветные металлы, рис, чай, кофе, хлопок, шелк). Однако увеличивается доля готовой продукции (более 80% экспорта). Китай является экспортёром трудоёмкой продукции (3/4 экспорта) благодаря возможности использования дешевой рабочей силы. Крупнейшими торговыми партнерами Китая являются Япония, США, ФРГ. Во внешней торговле важны связи с государствами Юго – Восточной Азии. Динамично развиваются экономические связи с Россией.

 

 

2) Экономико – географическое положение ПМР. Административно-территориальное устройство.

Приднестровская Молдавская Республика (Приднестровье) – государство, расположенное в юго-восточной части Европы, занимающее левобережье Днестра в пределах бывшей Молдавской ССР и ряд населенных пунктов на правом берегу –

г. Бендеры с прилежащими селами, а также села Слободзейского района: Копанка, Кицканы, Меренешты, Кременчуг.

Приднестровье граничит с запада с Республикой Молдова по реке Днестр (411 км.), на юго-востоке с Украиной по суше (405 км.). Прямого выхода к морю не имеет.

Общая площадь - 4163 кв. км (10% от территории МССР).

Протяженность границ - 816 км.

Столица – город Тирасполь (144 тыс. человек)

Денежная единица – приднестровский рубль.

Государственная система и административно-территориальное устройство ПМР:

Приднестровская Молдавская Республика (Приднестровье) – суверенное, независимое, демократическое, правовое и светское государство.

Приднестровское государство имеет собственную Конституцию, контролируемую территорию, законодательство, рыночную экономику, развитую финансовую и налоговую системы, современную коммуникационную инфраструктуру, армию, милицию, службу безопасности, государственный флаг, герб и гимн. Начало формированию приднестровского государства и системы органов государственной власти было положено на всенародных референдумах, проведенных на всей территории Приднестровья, а также на съездах народных депутатов всех уровней.

Приднестровская Молдавская Республика была провозглашена 2 сентября 1990 года на Втором съезде народных депутатов всех уровней. Это официальная дата восстановления государственности на территории Приднестровья (2 сентября отмечается государственный праздник ПМР – День Республики).

Приднестровская Молдавская Республика является унитарным государством. Основная часть республики, за исключением города Бендеры и части Слободзейского района, лежит на левом берегу реки Днестр.

Территория Приднестровья разделена на 7 административных единиц: 5 районов — Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий и Слободзейский, а также 2 города республиканского подчинения — Бендеры и Тирасполь.

В соответствии с Государственным реестром «Административно-территориальное устройство Приднестровской Молдавской Республики» в республике выделяются: 8 городов (Бендеры, Григориополь, Днестровск, Дубоссары, Каменка, Рыбница, Слободзея, Тирасполь), 8 посёлков (Глиное, Карманово, Колосово, Красное, Маяк, Новотираспольский, Первомайск, Солнечный), 143 села, 4 железнодорожных станции (Каменка, Колбасна, Новосавицкая, «Пост-47») и 1 церковный посёлок Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского мужского монастыря (с. Кицканы).

Семь сёл на левом (Васильевка, Дороцкое, Кочиеры, Кошница, Новая Моловата, Погребя, Пырыта) и одно на правом (Копанка) берегах администрируются официальными органами Республики Молдовы. На границе между Молдавией и Приднестровской Молдавской Республики находится город Бендеры.

Крайний северный населённый пункт Приднестровья — село Фрунзовка, крайний западный — Красный Октябрь, крайние восточные — село Старая Андрияшевка и Первомайск, крайний южный — Незавертайловка.

 

Билет №13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 952; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.025 с.)