Практика для проявления нада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практика для проявления нада



Сядьте на устойчивую подушку в положении на корточках, помещая подошвы ног на полу с локтями, опирающимися на колени или бедра. Для некоторых будет удобна более низкая подушка, для других более высокая. Самый важный пункт здесь то, что копчик и промежность должны быть нажаты против подушки в точке муладхара, и поэтому подушка должна быть круглая и твердая. Таким образом, без сокращения заднего прохода, муладхара чакра должна быть прижата, сидя на высокой и твердой подушке. После осуществления мурчха пранаямы, шанмукти мудры, муля бандхи, ваджроли/сахаджроли мудры и брамари пранаямы в течение нескольких минут, начинают практику Нада Йоги в следующем режиме. Включите оба уха. Подведите сознание к бинду и пробуйте услышать или осознать любой звук, являющийся внутренним. Этот внутренний звук может напомнить что-нибудь. Это может походить на прохождение облака или течение потока, рев моря или звонящий звонок. Это может также быть звук флейты, ритм гитары или голоса птиц, щебечущих вечером во время заката. Это может быть отдаленный шум океана или звук удара молнии. Или это может быть даже видение звездной ночи, лишенной любого звука. Эти внутренние звуки должны быть обнаружены кандидатом. Если трудно обнаружить звук в бинду, распространите ваше сознание в сахасрара или аджна, или в центре мозга, или в правой или левой барабанных перепонках. Или сфокусируйте ваш ум в чидакаше или в центре третьего глаза, пока вы не получите увереное ощущение звука. Метод обнаруживать звук прост. Вместо того, чтобы воображать звук, сделайте ваш ум однонаправленным, затем обнаружьте первый звук, и отслеживайте его до конца. Один внутренний звук нада должен сопровождаться до степени, где он становится все более ясным и видным. Как только он станет ясным и четким, другой звук (отличный от предыдущего) услышится и почувствуется на заднем плане. Когда вы обнаружите второй звук, оставьте первый и следуйте за вторым. К примеру, так: закройте ваши уши и услышьте первый звук, например, вечерний звук птиц. Продолжите слушать это. Когда он станет полностью ясным и четким, найдите другое проявление звука позади, подобно звуку соловья. Теперь продолжите следовать за вашим сознанием. Идите дальше от звука вечерней песни птиц. Позвольте музыке соловья становиться более ясной, пока первый звук не уйдет. Когда он полностью проявится четко и ясно в вашем сознании, на заднем плане станет слышен другой звук. Этот звук может походить на звук сверчка 'чини, чини, чини, чини'. Когда этот звук также станет очень ясным, отклоните предыдущий, пение соловья, и соберите этот новый. Он также станет более ясным после некоторого времени, и будет заменен четвертым. Этот процесс продолжается, пока сознание полностью не потеряно, или сознание полностью не будет лишено содержания ума.

Нада в кошах

Эти звуки, которые слышатся, правильные. Они - символы содержания ума и сознания. Ум опирается на эти символы, и идет быстрее с их помощью. Эти звуки - опыты более глубоких слоев сознания, принадлежащего аннамая коша, пранамая коша и маномая коша. Эти звуки не воображаемы. Они могут быть поняты как колебания различных сфер существования. Физический, пранический, умственный, супраментальный и полное блаженство или атмик - пять сфер существования. В различных сферах существования слышат различные звуки. Сначала слышатся физические звуки, но когда сознание становится прекрасным и превышает физический план, оно входит в контакт с тонкими звуками движения пранического сознания в физическом теле Полный диапазон человеческого сознания разделен на три, или подразделен на пять частей. Сознательное состояние состоит из аннамая и пранамая каша, и эти два тела составлены из пищи и праны. Вторая сфера индивидуальности состоит из маномая и виджнанамая коша и главным образом содержит умственную и астральную материю. Третье измерение сознания - царство анандамая коша, которая является полным счастьем. В практике Нада Йоги проявление нада имеет место в соответствии с отношением, установленным между умом и другими сферами сознания. Например, если ум или сознание внедрены в физическом теле, то, закрывая уши, вы будете слышать звуки или колебания, произведенные движениями сердца, легких, мозга, обращения крови, процесса метаболизма и катаболизма, которые продолжаются в теле. Если сознание проникло через пранамая коша, вы будете слышать еще много звуков. И если ум ушел еще глубже, в анандамая коша, то все другие звуки исчезнут, и на его месте останется эффект Нада Йоги. Трудно сказать, какой специфический нада принадлежит какой специфической сфере. В Индии иллюстрации даются в форме символических историй. Индивидуальное сознание, которое продолжает взлетать высоко и обнаруживать трансцендентные звуки, символизируется в индийской мифологии как Риши Нарада. Не отрицая исторического существования Риши Нарада, должно быть понято тайное значение слова Нарада. Нарада, как предполагается, является Риши, который держит вину (инструмент) в своих руках. В Нада Йоге звук вины, как полагают, является музыкой очень высокой сферы. Согласно всем традиционным культам Нада Йоги, нада флейты и вины принадлежат той сфере сознания, где двайта бхава, или дуальность сознания, прекращает существовать.

Нада Йога в Бхагавата

Нада Йога иллюстрирована в большой книге, названной Бхагавата (отличная от Бхагават Гиты). Символическое и аллегорическое описание нада дается в форме истории Кришны. Она повествует так: "Бог Кришна оставил свое место в полночь и вошел в джунгли. Это была полная лунная ночь первого месяца зимы. Он начал играть на флейте. Эхо распространяло звуки флейты в спокойной и безмятежной атмосфере. Музыку услышали гопи (деревенские пастушки). Когда они услышали звук флейты, они немедленно оставили свои дома и своих мужей, забыв про все на свете. Они бежали, не раздумывая, к тому месту, откуда исходили нада флейты. Они начали танцевать вокруг играющего на флейте Кришны. После некоторого времени, случилось так, что каждая танцевала индивидуально с Кришной." История кажется фантастической, но фактически она не понята должным образом людьми мира. Она понятна только нада йогам. Они полагают, что Кришна представляет ту более высокую сферу сознания, где нада этой сферы выделяется во время самого глубокого состояния нада садханы. Когда испускание музыки флейты имеет место, чувства, индрии, или чувства-сознание, оставляют их соответствующие объекты, и отходят от их соответствующих центров удовольствия и восприятия. Они отступают и возвращаются к тому месту, где выделяются звук флейты или нада. Там чувства танцуют вокруг нада. В этом состоянии чувства полностью отходят от внешних объектов. Другими словами, йог может сказать, что дхарана имеет место, и дхиана собирается рассветать. На санскрите слово Кришна означает, ' тот, который привлекает' или 'это, который притягивает, пленяет, покоряет'. Оно получено из слова корня karshan. Так слово Кришна означает 'зазывала', или 'покоритель'. Это также обозначает 'фермера', а слово гопи означает 'корову'. На санскрите, "го" означает 'чувства', 'корова ', "бедный ', 'скромный' и 'целая воспинимаемая вселенная'. Обычно, слово гопи означает 'дочь пастуха'. Символически гопи означает 'чувства'. И кто является мужьями чувств (гопи)? Может быть, говорится, что для глаз форма является мужем, а для ушей звуком. Когда слышится музыка флейты, слух уезжает или забирает себя от внешних слышимых звуков и сливает себя во внутреннем нада. Этот процесс называют пратьяхара.

Нада Йога и Кабир

Известный нада йог по имени Кабир говорит в одной из своих поэм: "Кто там играет на флейте в середине неба? На слиянии Ганги и Ямуны, флейта играет, и слияние трех рек - Ганги, Ямуны и Сарасвати - имеет место в трикути. О, эта точка встречи Ганги и Ямуны. Звук, исходящий с севера! Дочери пастуха, слыша звук флейты и Ло, они все загипнотизированы нада. " Окончательный опыт в Нада Йоге - звук выше, чем звук флейты. Музыка самой высокой сферы - это не звук флейты, вины, удара молнии, хлопания или любого музыкального инструмента. Это даже не походит на классическую музыку Востока или Запада. Музыка самой высокой сферы - 'анада нада'.

Анахад нада и Анахата нада

Что является "анахад нада"? Никто не способен ответить даже до этого дня. Некоторые говорят, что это - космический звук Ом. Другие говорят, что он походит на брамари, звук, напоминающий непрерывный и ненарушенный звук медоносной пчелы. Некоторые говорят, что он бьется из сердца. Некоторые люди называют это анахад, в то время как другие называют это анахат. Эти два слова передают два различных значения. Анахат происходит от 'an'+ 'aahat'. 'An' означает "Нет", 'aahat' означает 'тот, который является ударяющим, стучащим или бьющим'. Поэтому, анахат означает "никакого стука или удара двух вещей". Обычно звук произведен двумя вещами, ударившимися друг об друга, но анахат - звук, который не произведен ударом. Он является непосредственным и автоматическим. Некоторые ученые говорят, что nada - анахад. 'An' означает "Нет" и 'hada' означает 'границу' или 'состав'. Следовательно, анахад означает 'без любого предела, без любой границы,' или 'без любой спецификации'. Это - звук, который не может быть помещен ни в какие пределы. Это может быть любой звук.

Нада йога и Горакхнат

Большой Гуру Горакхнат, ученик йога Матсиендраната, дает описание Нада Йоги. Он пишет: " О садху! Сделайте джапа Сохам. Эта джапа не должна быть сделана через ум. Она должна быть сделана через сознание, так, чтобы, даже когда вы были заняты в ваших ежедневных делах, вы должны знать о 21,6000 ритмах вашего дыхания в течение 24 часов суток, по 15 или 19 раундов в минуту (что означает 900 и больше дыханий в час). Анахад нада появится и проявится самостоятельно." Он говорит далее: "Будет свет в спинном мозге. Солнечная система сурья нади будет пробуждена. Вы будете чувствовать неописуемый вибрирующий звук из каждой поры вашего тела, и он будет походить на Ом или Сохам."

Предельный нада

Предельный нада, который проявляется в самой высокой сфере сознания, неописуем. Это - звук, идущий из сферы вне анандамайа коша. Нада йог верит, что реальная точка, где индивидуальное сознание соединяется с космическим сознанием находится в самом высоком состоянии нада. Кандидат или садхака осознает свое возвышенное сознание в нада и видит целую Вселенную в форме звука.

 

ВСЕЛЕННАЯ ЗВУКА

НАДА-ЯНТРА

ХАМСА УПАНИШАДА

(фрагмент)

 

... Когда Лебедь осознанности поглощается в Звуке,

тогда четвертое состояние приходит.

Невысказанная мантра (аджапа-гаятри)

приводит к отсутствию мыслей.

Так все Парамахамсе подвластно,

поскольку Лебедь заставляет ум распространяться.

Повтором мантры миллионов раз

этот Звук осуществляется.

Так все Парамхамсе подвластно,

и появляется Звук десяти видов:

первый – тинь,

второй – тинь-тинь,

третий – звук колокольчика,

четвертый – раковины,

пятый – звук струнного инструмента,

шестой – хлопка,

седьмой – флейты,

восьмой – мриданга,

девятый – большого боевого барабана,

десятый – звук грома.

Девять первых отвергнув,

десятый же пусть изучает.

При первом – тинь-тинь – звучит туловище,

при втором – туловище мешает,

при третьем – усталость проходит,

при четвертом – дрожит голова,

при пятом – из нёба сочится нектар,

при шестом – наслаждаются амритой,

при седьмом – появляется познание тайного,

при восьмом – возвышенная речь,

при девятом – невидимое тело,

чистые божественные глаза.

При десятом – явится Высочайшее Благо,

Атман с Брахманом сольется.

В Том (состоянии) ум растворяется в уме,

сжигаются стремление-колебание, добродетель-грех,

является Вечный Шива,

Всеприсутствующий Силой и Самим Атманом,

самосветящийся, чистый,

вечно невозмутимый, спокойный.

Это объяснение. Это Вед сообщение.

Ом! Совершенное то, совершенное это.

От совершенного лишь совершенное берётся.

Совершенным совершенное пребывает,

совершенное лишь остаётся.

Ом! Шанти! Шанти! Шанти!

 

 

Глава I

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОЧНИКИ

В йога-сутрах говорится, что имя высшей Реальности (Брахмана) — это Изначальный Звук (Пранава). Звук не отличен от самого высшего Источника. Звук есть сама высшая Реальность, манифестирующая себя посредством звуков.

В других источниках философия Нада-йоги (Наданта) утверждает, что вечный трансцендентальный беззвучный Звук (Паранада) является первой вибрацией, из которой эманирует всё мироздание.

Из Изначального Звука (Паранады) возникает Творческий Звук (Пранава), из Творческого Звука — Первичный Звук (Ом) и дальнейшие виды звуков (Нада).

Согласно Учению тантры, вся проявленная Вселенная возникает из первичного звука. Внутренний звук, который йогин слышит во время медитации, это тот же звук исконной Природы. Природа нашего чистого сознания на уровне энергии проявляется как вечный самосветящийся трансцендентальный Свет (Нитья Свайям Джьоти) и как самопорождающийся звук (Анахата-нада).

Анахата-чакра связана с чувством в сердце человека, которое возникает само собой без всякой причины. Часто приводится такой пример: «Звук самопорождается, подобно тому, как звучат струны на хорошо настроенном инструменте, если рядом заиграть на другом струнном инструменте». Мистический звук Анахата-нада является естественным проявлением нашего Высшего «Я», когда в теле йогина достигнуто равновесие элементов ветра и огня (самйога).

Санскритский корень «Нада» переводится как «звук» или «вибрация». Нада-йога является уникальным тайным методом и искусным средством Лайя-йоги через растворение индивидуального сознания йогина в трансцендентальном состоянии изначального Ума (Брахмане). Считается, что Учения Нада-йоги были впервые поведаны через откровения Адинатхом (богом Шивой) древним риши и сиддхам, из которых наиболее известны и почитаемы Матсиендранатх и Горакшанатх.

В одном из коренных йогических текстов мудрец Сватмарама утверждает:

«Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них — путь Нада».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.65)

Риши Яджнавалкья утверждал, что тот, кто умеет играть на вине (струнном инструменте), может легко направить прану в сушумна-нади и, став высшим йогом, обрести сиддхи. В Пуранах, таких, как «Шримат Бхагаватам», описывается сиддх Нарада, космический странник, путешествующий по всем мирам в тонком теле Света. Он всегда изображается с виной. Подобные сиддхи, с точки зрения йоги, обретаются за счет контроля над элементом ветра. Вина здесь олицетворяет звук Нада, который двигает энергию ветра, давая способности к перемещениям в тонком теле по различным мирам Вселенной.

Целью духовной музыки является достижение Пранавы. Раги побуждают праны двигаться через определенные нади и чакры, благодаря чему у йогина возникает соединение элемента ветра и огня. Ветер поступает в центральный канал, тогда йогин слышит внутренний звук Нада, поэтому занятия музыкой назывались «Надопасана» (стремлением испытать внутренний звук Нада).

Когда мы изучаем Нада-йогу, нас особо может воодушевить биография сиддха Винапы. Винапа достиг полной реализации и в конце жизни ушел в Ясный Свет в своем теле благодаря практике Нада-йоги, которой он обучился у своего Гуру. Его имя «Винапа» происходит от названия древнеиндийского музыкального струнного инструмента «вина». До того как стать йогином, он был принцем, увлекавшимся игрой на вине. Его увлечение было столь сильно, что ни государственные дела, ни наслаждения, ни учеба не заботили его. Родители были в замешательстве, не зная, как передать ему трон. Однажды Винапа встретил странствующего йогина и под его влиянием проникся отвращением к сансаре. У него возникло сильное желание идти по пути Дхармы, однако, он не мог оставить свою единственную привязанность — игру на вине. Его Учитель, видя это, дал ему совет использовать свою привязанность в качестве духовной практики и обучил медитации на звук, исходящий из его инструмента. Благодаря такой практике, Винапа полностью устранил все двойственные представления своего ума, обрел сиддхи и стал известен как великий святой. В конце жизни он ушел в Ясный Свет Брахмана (Брахма-джьоти) вместе со своим телом.

Нада-йога стоит на особом положении среди йог, описываемых в тантрах. Многие святые и мудрецы неоднократно восхваляли Нада-йогу, как превосходное средство контроля ума и достижения самадхи.

«Нет асаны, подобной сиддхасане, нет кумбхаки (способа задерживать дыхание), подобной Кевала, нет Лайи (растворения), подобной Нада (во внутреннем звуке)».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (1.45)

На пути Лайя-йоги садхак стремится освободиться от страданий сансары: старости, болезней, рождения и смерти и достичь Освобождения (Мокши). Освобождение означает развитие в уме йогина особого тонкого светоносного всепроникающего сознания Пустоты (Шунья). Реализация этого сознания означает для йога радикальную смену самоощущения, прекращение отождествления с телом и мыслями. Йог, реализовавший Пустоту, видит весь мир, как долю и часть себя. Для него нет ни внешнего, ни внутреннего. Все проявленные феномены воспринимаются едиными с Умом. Он больше не разделяет на себя и других и не находится в тисках двойственности, обусловленный концептуальным мышлением. Он отсекает всякое цепляние за свое эго, свою маленькую личность и тело. Он выходит за пределы всех теорий, концепций, идеологий. Радость и горе, честь и бесчестие, хвала и хула, грешное и святое, чистое и нечистое, внешнее и внутреннее, великое и ничтожное, доброе и злое видятся им как ярлыки, иллюзии, которые спроецированы человеческими умами на внешнюю реальность, подобно тому, как понятие змеи проецируется на веревку. Он не разделяет эти иллюзии, поскольку не находится в плену двойственных представлений, заставляющих верить в некоего самосущего субъекта, «я», который воспринимает внешние объекты, наделенные различными характеристиками, отличными от него. Подобное сознание реализуется садхаками Лайя-йоги в самадхи.

Последовательно реализовывая различные виды самадхи: савикальпа, нирвикальпа, сахаджа-нирвикальпа, саруба-самадхи, он движется к заветной цели, так называемому «Великому Переходу» (кайя-вьюха) в бессмертное, лучезарное тело Света (Вейя-паракайя). Достижение тела Света (Пранава-дэхам), является совершенным плодом и высшей ступенью реализации на пути Лайя-йоги. В сутрах часто упоминаются святые, которые, при жизни реализовав такое бессмертное тело, могли летать по воздуху, проходить сквозь стены, путешествовать в миры богов, передвигаясь по солнечным лучам, посещать звезды и другие планеты. Сиддхи были мастерами самадхи, годами погруженными в глубокую медитацию, поэтому их мнение как практиков, обладающих колоссальным опытом, очень важно для нас, обычных людей, ведущих монашескую или мирскую жизнь и таким опытом не обладающих.

Великие мудрецы и сиддхи считают, что Нада-йога — наилучший и наиболее доступный способ для достижения самадхи, для людей, обладающих средними способностями.

«Я даю практику Нада в анахата-чакре, как ее описал Горакшанатх, для тех, кто не изучал Священные Писания и не способен понять Истину».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.64)

 

Глава II

ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ НАДА-ЙОГИ

Несмотря на то, что изначальное пространство нашего Ума (наше высшее «Я») — суть недифференцированная Пустота, бесформенный, бескачественный Брахман, активная, проявленная сторона этой Пустоты (Чити-шакти) все же имеет бесчисленные качества, эманации и признаки, это энергия, присущая осознаванию, обладающая способностью манифестации бесчисленных качеств. Эти качества проявляются в пространстве Брахмана (акаше), как разнообразные тонкие и грубые миры богов, людей и множества неизвестных нам существ (претов, пишачей, асуров, брахмаракшасов, киннаров, видьядхаров, ганхарвов, якшей и т.д.). Это пространство образовано вибрацией — изначальным звуком Нада.

«Акаша (пространство) существует до тех пор, пока слышен звук. Беззвучие означает достижения состояния Брахма Параматма (тождество Атмана и Брахмана)».

«Все, что слышимо в виде звука — это Шакти. Когда Таттвы не имеют формы — это достижение Парамешвары».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.100, 4.101)

Учение Лайя-йоги утверждает, что все эти миры, включая мир людей, суть продукт нашего изначального Ума, который есть сам Брахман — неописуемая, бескачественная, всепроникающая трансцендентная Реальность. Наша энергия, проявляющаяся в виде света, звука и различных существ, создает эти миры. Распознав эту энергию как проявление нашего сознания, мы можем освободиться от связанности ею. Это состояние в традиционных йогических текстах называется «Мукти», «Мокша».

«И внешняя Вселенная, и внутренние миры – порождение мысли. Откажись от этого, сосредоточься на том, что не имеет объекта, и ты, о, Рама, достигнешь нирвикальпа-самадхи».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.57)

Общий принцип йоги выражается словами «прекращение активности ума» (читта-вритти-ниродха), поскольку ум очень активен, и у нас, как у живых существ, сильна привязанность к такой активности. Этого состояния достичь крайне сложно, даже для опытных йогинов. Когда мы выполняем Нада-йогу, мы позволяем уму естественно следовать за тонкими проявлениями нашего сознания (звуком Анахата-нада). Следуя за звуком, ум способен безраздельно привязываться, а затем поглощаться таким звуком вплоть до растворения.

Когда ум привязывается к звуку и поглощается им, труднодостижимое другими йогами самадхи возникает естественно. Ум склонен привязываться к мыслям или ощущениям, мудрость Нада-йоги состоит в искусном использовании этого свойства ума.

«Подобно тому как пчела, пьющая нектар, не заботится о запахе, так и мысль, поглощенная Нада, не заботится больше об удовольствиях».

«Нада обуздывает мысль подобно тому, как железная узда сдерживает бешеного слона, бродящего в саду наслаждений — среди объектов восприятия и чувств».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.89, 4.90)

Наш ум может чрезвычайно привлекаться разнообразными мистическими звуками, возникающими в результате садханы Нада-йоги, благодаря этому возникает состояние однонаправленной концентрации (дхьяна).

«Когда мысль, лишенная своей неустойчивой природы, связывается путами Нада, тогда достигается высшая сосредоточенность, а мысль становится подобной птице, лишенной крыльев».

«Желающий достичь совершенства в йоге, должен оставить все мысли и полностью сосредоточится на звуке Нада»

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.91, 4.92)

Поток нашего сознания постоянно находится в активности, чистое зеркало нашего ума (Праджняна), омрачается непрерывно идущими двойственными мыслями (вритти). Мысли, идущие непрерывным потоком, создают иллюзию собственного существования, тогда мы начинаем верить в них как в нечто реальное, наполненное отдельным бытием. Каждая мысль является проявлением определенной энергии и переживается нами как определенное мироощущение (бхавана), т.е. определенное чувство себя и мира. Переживание бхаван затмевает свет и ясность врожденного, всегда присущего нам абсолютного Сознания (Атмана). Тогда мы начинаем отождествлять себя не с нашим истинным «Я», а с двойственными мыслями и телом.

Благодаря концентрации на звуках Нада прерывается поток дискурсивного мышления и поверхностный движущийся ум растворяется в тонкой энергии звука, наступает состояние безмыслия (унмани), а затем поглощенности ума (манолайя), садхак возвращается к своему источнику. С точки зрения Лайя-йоги, безмыслие — всего лишь промежуточная ступень для открытия естественной устойчивости в Атмане (Сахаджа). Это состояние так же называется «присутствие». Подлинное присутствие не зависит от того, движется поток двойственных мыслей или нет. Находиться в присутствии, не отвлекаясь днем и ночью, вот великая задача того, кто стал на путь Лайя-йоги.

Однако начинающим не обойтись без остановки мыслей и практики концентрации. Обычно концентрация считается трудной практикой, требующей аскетизма и большой силы воли, однако концентрация на звуках Нада — это нечто привлекательное для нашего ума.

«Огонь, поглощающий дерево, умирает вместе с деревом. Так и мысль, сосредоточенная на Нада, умирает вместе со звуком».

«Как олень, испуганный звуком, останавливается и убивается охотником, так останавливается антахкарана».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.97, 4.98)

Считается, что дхьяна возникает в том случае, когда ум непрерывно фиксируется на каком-либо объекте минимум двенадцать дхаран (144 секунды). Если же йогин способен удерживать однонаправленный ум на объекте в течение двенадцати дхьян (около 29 минут), то наступает самадхи, останавливается дыхание, замедляется сердцебиение, а сознание йогина способно в это время контактировать с другими мирами.

«Нада подобен ловушке для поимке оленя (мысли). Подобно охотнику он убивает мысль».

«Нада подобен столбу, к которому привязывают бродячую лошадь (мысль). Йогин ежедневно должен практиковать сосредоточение на Нада».

«Подобно змее, очарованной звуками флейты, мысль, поглощенная Нада, не движется».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.93, 4.94, 4.96)

Когда мы начинаем практику, слышание звуков Нада само по себе является очень необычным опытом. В повседневной жизни мы не очень внимательны к внутренним ощущениям в уме и теле. Звуки Нада присутствуют всегда внутри нашего тела, но не отчетливо. Они возникают благодаря циркуляции энергии по тонким энергетическим каналам. Десять основных видов энергии циркулируют по семидесяти двум тысячам каналов. Самые тонкие виды этих энергий представляют собой тончайший Ясный Свет и звук. Концентрируясь на внутренних звуках способом Нада-йоги, мы открываем самые тонкие каналы в нашем энергетическом теле и входим в контакт с наиболее глубоким уровнем нашей внутренней реальности.

Согласно текстам, насчитывается семьдесят две тысячи каналов, из них самый главный и наиболее ценимый йогинами — это сушумна-нади (авадхути-нади), находящийся внутри позвоночника. Йогин, способный поместить в сушумна-нади свою энергию и сознание, обретает самадхи и сиддхи.

«Из 72 000 нади тела, две — ида и пингала, важные, остальные бесполезные. Лишь сушумна содержит Самбхави-Шакти».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.18)

Смысл Нада-йоги заключается в том, что, концентрируясь на внутренних звуках, возникающих в Анахата-чакре и центральном канале, наш ум утончается, становится однонаправленным и обретает особую силу — способность двигать вайю (энергию ветра) по каналам нашего тела. Эта способность называется «сиддхи единства праны и ума». Утончившийся ум, проникая в центральный канал, наполняет его праной. Прана, двигаясь в сушумне, вызывает состояние остановки дыхания.

«До тех пор, пока дыхание не пойдет по срединному каналу (сушумна), до тех пор, пока семя не станет устойчивым от остановки дыхания; до тех пор, пока дыхание не соединится с объектом, на котором он сосредоточен, до тех пор останутся пустыми болтунами и обманщиками все те, кто рассуждает о Знании».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.113)

Наше сознание перемещается из мира чувственных феноменов и тела в мир тонкого тела (сукшма-шарира), получая разнообразные опыты, связанные с подсознательными образами и ментальными впечатлениями (самскарами). Наконец, когда праны полностью входят в центральный канал, в глубоком самадхи происходит раскрытие самого тонкого слоя нашего ума.

«Когда прана в сушумне, достигается Маномани. Все остальное для йогина ни к чему».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.20)

В это время йогин слышит звуки первоэлементов (таттв), образующих его тонкое тело, также видит свет. Эти звуки и свет являются проявлением нашего фундаментального Сознания, они суть сам Высший Брах­­ман.

«Слышен звук, что идет от корневой чакры (Муладхары) до Брахмарандры. Подобный чистому кристаллу, он, поистине, Брахманом, Высшим Атманом называется».

«Хамса Упанишада»

Слыша звуки первоэлементов, мы можем объединить с ними свое осознавание. Осознавание, взаимодействуя с энергией звука, дарует нам драгоценную возможность превратиться из обусловленных сансарой человеческих существ в йогинов, бессмертных сиддхов, находящихся по ту сторону жизни и смерти.

«Звуки из Анахаты соединяются с Чайтаньей (осознаванием, лишенным концепций). Мысль поглощается и прекращается, лишенная своих объектов (Паравайрагья). Это растворение Лайя, ведущее к высшему состоянию Вишну (Парам Пада)».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.99)

Наше сознание, вступая в контакт с изначальным звуком, энергией нашего трансцендентального «Я», и высшей его формой, светом, в момент Нада-йога-самадхи, просветляется им, устраняя все свое неведение (авидью) и замешательство, порожденное привязанностью к сансарному существованию.

В Нада-йоге, практикуя единство осознавания и внутренних звуков, мы понимаем, что внешние звуки являются отражением наших внутренних звуков, т.е. слышимые слова, музыка, шум, гудение — ничто иное, как проявление наших внутренних звуков, которые исходят из Пустоты осознавания и являются его энергией.

«Постоянной практикой Нада все грехи уничтожаются, мысли, прана поглощаются в абсолютной чистоте (ниранджана)».

Сватмарама, «Хатха-Йога Прадипика» (4.104)

 

Глава III

ПУТЬ
(САДХАНА МАРГА)

Садхана Нада-йоги является таинственным мистическим путем достижения раскрытия внутренней энергии. Несмотря на кажущуюся доступность и простоту метода, она является одной из самых сокровенных садхан йоги, которая доступна только мастеру, овладевшему ею в совершенстве. Поэтому так важно иметь наставления, полученные непосредственно от Учителя. Само слышание звуков во время выполнения Нада-йоги наполняет нас глубоким мистическим чувством магии этого мира, преодолевая наши обыденные представления о мире и себе.

«Сосредоточением на звуке Нада достигают самадхи йогины, подобные Ишваре. Блаженство входит в их сердце. Человеку оно не доступно — только Шри Гуру Натх его знает».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.80)

Безусловно, для того, чтобы выполняться полноценно, практика Нада-йоги должна быть передана от Учителя к ученику с объяснением всех ее тонкостей и нюансов, лишь тогда она может принести успех садхаку, искренне стремящемуся к Освобождению через Нада-самадхи.

Поиск звука

Звуки Нада слышатся всегда, когда прана поступает в центральный канал (сушумна-нади).

Согласно Учению тантры, прана наполняет центральный канал естественно, без практик мудр и пранаям в следующих случаях:

1. Момент оргазма или удовлетворения желания, когда интенсивно вибрирующая чакра, связанная с желанием, поднимает энергию ветра, наполняя сушумну.

2. Момент смерти (непосредственное умирание), когда все ветры собираются в сушумне и йогин испытывает переживание Ясного Света (Брахма-джьоти).

3. Момент зевания, когда блокируется ида и пингала в области шеи (Виджняна-нади) или коронарные артерии.

4. Момент самадхи или глубокого осознавания, когда полнота тонкого недвойственного сознания в сахасрара-чакре поднимает ветер в Читрини-нади в канале сушумна.

5. В промежутке между вдохом и выдохом, когда произвольно происходит задержка дыхания (кевала-кумбхака).

Выполнив подготовительную практику, мы переходим к медитации.

Существуют несколько способов медитации на Анахата-нада. Первый из них, и наиболее распространенный среди йогинов, заключается в выполнении шанмукхи-мудры.

Сватмарама в «Хатха-йога Прадипике» так описывает садхану Нада-йоги:

«Сидя в Муктасане и сделав Шамбхави-мудру, йогин сосредотачивается на правом ухе и слышит там звуки Нада.

Закрыв уши, глаза, нос и рот — он услышит звук в сушумне и в анахата-чакре».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.66, 4.67)

В сутрах приводятся разнообразные способы медитации на звук Анахата-нада. Впервые со звуком Анахата-нада я столкнулся в своей практике много лет назад, занимаясь Кундалини-йогой и медитацией в шавасане. Звуки Нада внезапно возникли в обоих ушах и слышались даже во время ходьбы на улице. В правом ухе слышалось постоянное попискивание, которое при сосредоточении на нем нарастало до громоподобных ударов колокола, обладающих резонансными переливами. В левом слышалось монотонное гудение, иногда перерастающее в громкий скрежет или жужжание, которое я с трудом выносил. Эти звуки я слышал непрерывно около двух лет.

Однажды, в медитации эти звуки стали необычно сильны и буквально вдавили мое тело, которое не могло пошевелиться. Я сконцентрировался на звуке справа и на центральном канале, пытаясь не терять осознанного присутствия, объединяясь со звуком. Звук нарастал до оглушающего грохота, внезапно откуда-то сверху я услышал раскаты грома, нечто наподобие громогласного: «Д-д-а…д-д-а». Этот громогласный рев привел меня в замешательство, последняя мысль, которая мелькнула в моем сознании была о том, что возможно это вселенское «да» откроет мне дверь в самадхи, что это громогласный утвердительный ответ моего высшего «Я» на все вопросы моих духовных поисков. Вслед за этим я утратил чувство тела и ощутил себя плывущим в невообразимом пространстве звука.

Это было спиральное пространство, сверкающее наподобие развернутой парчи, уходящей в бесконечную даль, которая ощущалась не визуально, а как звук (вибрация). Мое сознание двигалось, сопровождаемое чудесными мелодиями и мелодичным звоном, вдоль этой парчи, пока я внезапно не утратил ощущения самобытия «Я», чувство внутреннего и внешнего. Я находился в этом невообразимом пространстве, без верха и низа, без цвета, вкуса и запаха, осознавая себя как чистое бытие сознания, без единой мысли. Этот опыт по возвращении в тело радикально изменил всю мою практику, после него я мог ежедневно проводить в самадхи много часов.

«После полуночи, в месте, где другие существа не производят шум, йогин, зажав уши руками, вдыхает и задерживает дыхание. В правом ухе он будет слышать различные внутренние звуки: сначала похожие на звук сверчка, а потом на флейту, затем на раскат грома, на барабан, на пчелу, на колокол, на гонг из латуни, затем на трубу, на фанфары, на барабан Мриданга, на литавры, на барабан Дундубхи.

Ежедневным упражнением в этой кумбхаке эти звуки будут познаны как проявление звука Анахата. В этом звуке есть резонанс.

В этом резонансе есть свет, и в этот свет входит мышление и растворяется там. Когда мышление поглощено, достигается высшее состояние Вишну (Парамапада). Успех в этой Брамари Кумбхаке способствует достижению самадхи».

«Гхеранда Самхита» (5.78, 5.82)

Карна-дхаути

Подготовительной практикой для Нада-йога садханы рекомендуется «карна-дхаути»:

«Указательным и безымянным пальцами три отверстия обоих ушей. Если это делать постояно, то тебе откроется внутренний звук Нада».

«Гхеранда Самхита» (1.3.3)

«Карна-дхаути» стимулирует циркуляцию удана-вайю в области ушей и головы, и звуки Нада становятся слышимими.

Звуки Нада на некоторое время можно усилить, также вызвав зевоту. Зевая и поворачивая голову влево, вы можете на короткое время услышать громкие звуки Нада в правом ухе, так как левый канал (ида) будет блокирован, и ветер будет идти в правый канал (пингала) и наоборот.

 

Нада-анусадхана

I. БХРАМАРИ ПРАНАЯМА
(звук, подобный жужжанию пчелы)

Общее описание бхрамари

«Медленно вдохни, сделай Брамари-кумбхаку и медленно выдохни. Так возникает звук жужжащей пчелы.

Прислушиваясь к этому звуку, помести Манас в центр звука. Так приходит самадхи, знание «Со Хам» (Я—Он) возрастает и наступает великое счастье».

«Гхеранда Самхита» (7.10-7.11)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.117 с.)