Свами сатьянанда сарасвати - древние тантрические техники йоги и крийи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свами сатьянанда сарасвати - древние тантрические техники йоги и крийи



НАДА ЙОГА

Свами Сатьянанда Сарасвати - Древние тантрические техники йоги и крийи

 

Подготовка к другим практикам

 

Бхрамари пранаяма – прекрасный метод уравновешивания ума и устранения напряженности. Поэтому его можно использовать для подготовки ума к другим медитативным практикам или просто как метод достижения спокойствия во время стресса[1].

Урок 17Тема 3

Пранаяма. Практика

 

Весь сотворенный мир возникает в форме праны из первичного звука. С научной точки зрения звук вызывается колебаниями определенного качества. Действие звука приводит к физическому изменению в организме. Звук – это энергия. Его можно сосредоточивать до такой интенсивности, что он способен разрушать и уничтожать объекты. На основе знания того, что звук обладает определенными тонкими качествами, риши слышали и создавали мантры и биджа мантры.

Законы звука и способность использовать звук были известны в древности. Гигантские камни Стоунхенджа, идолы острова Пасхи и монументы майя перемещались и устанавливались на место с использованием законов звука, ныне утраченных современной цивилизацией. Энергетическое содержание мантры, или звука откровения, представляет собой тонкую форму праны.

Пранаяма – это практика, предназначенная для усиления медитативной техники нада йоги [2]. Это показывает следующая цитата:

 

«Правильная задержка дыхания активирует пищеварительный огонь и усиливает астральные звуки (нада)...»

(Йога Чудамани ст. 99)

 

Пранаяма делает человека более чувствительным к внутренней среде, благодаря чему он становится более способным воспринимать тонкие нады. Поэтому, если возможно, старайтесь сразу после занятий пранаямой практиковать нада йогу.

 

Практика

 

Практика, предложенная в предыдущем уроке, имеет довольно высокий уровень сложности[3]. Поэтому мы предлагаем Вам продолжать заниматься, используя соотношение 1:8:6:2:1:8:6:2 в сочетании с джаландхара бандхой и при внутренней, и при внешней задержке дыхания. При необходимости, можно объединить эту практику с ашвини мудрой[4]. Не перенапрягайтесь.

 

Урок 17Тема 4

Медитация. Нада йога (Часть 1)

 

Нада йога представляет собой отдельный путь йоги. Она близкородственна мантра йоге, джапа йоге, музыке и любому другому пути, использующему звук в своих практиках. В действительности, термин «нада йога» нередко используется для общего обозначения всех практик йоги, в которых используется звук. Однако, согласно нашему определению, нада йога считается обладающей одной характерной особенностью. В других путях йоги в качестве проводника осознания создается специфический звук. То есть, в мантра йоге и джапа йоге практикующий повторяет определенную мантру и создает неизменный звуковой рисунок в музыке и пении. В нада йоге, как мы ее преподаем, человек не создает конкретный звук как таковой, а прислушивается к внутренним звукам, позволяя воспринимаемому звуку возникать спонтанно. Это очевидное, хотя и тонкое различие. На поздних стадиях эти пути соединяются друг с другом, поскольку все они направлены на слияние с источником звука – фундаментальной основой.

Нада йога – простая, но мощная практика. Это метод прослеживания звука через его психические и более тонкие проявления к первоисточнику.

Нада йога является важной садханой многих школ. К их числу относятся Радха Соами Сатсанг, Кабирпантхис и многие другие. У нады есть много различных названий. Его называют шабда (звук), сурат (звук), нам (имя), акашвани (звук эфира), дхун (мелодия), Нади‑асмани (небесная гармония), вани (слово), слово, святой дух, логос и многими другими именами. В зороастризме он известен как шраоша. Его подробно описывает и превозносит священное писание сикхов – Ади Грантх Сахиб. Это также «музыка сфер», о которой писал древнегреческий мистик Пифагор. Он представлял себе всю Вселенную и каждого человека как монохорд, единственная струна которого нижним концом соединяется с грубой материей, а верхним – с чистым сознанием. В промежутке находятся все различные уровни тонкой энергии, или нады. Это прямо относится к нада йоге, поскольку практикующий сначала воспринимает грубый звук на нижнем конце струны и постепенно движется вдоль струны к восприятию все более тонкого звука. В конечном итоге этот звук приводит к верхнему концу струны или чистому сознанию. Таков путь нада йоги. Кстати, говорят, что Сократ и другие древнегреческие мистики использовали наду как средство достижения трансценденции.

Согласно традиционным писаниям йоги, нада брахман (трансцендентальный звук) является семенем всего проявленного мира от грубого до тонкого и от видимого до невидимого. Нада звучит в живом и неживом, в деревьях, траве, животных – повсюду. Это понятие составляет неотъемлемую часть тантры и индуизма в целом. Оно упоминается и в первом стихе Евангелия от Иоанна в христианской Библии, где нада называется «словом».

Современная наука также начинает признавать, что все во вселенной состоит из волновых форм всех уровней тонкости и частот колебаний. Это относится к свету, рентгеновским лучам, радиоволнам, материальным телам и так далее. Сюда входят вибрации атомов и молекул, камней, цветов, а также тела и ума человека. Все они колеблются с огромным множеством различных частот. Кроме того, это относится к видимым и невидимым цветам, слышимым и неслышимым звукам, воспринимаемым и не воспринимаемым запахам, осязаемым и неосязаемым вещам и веществам, которые можно и нельзя попробовать на вкус. Все это образовано колебательными волновыми формами. Все материалы, которые вы видите, можно считать застывшими колебаниями. Хорошей иллюстрацией этого может служить волчок. Когда он вертится очень быстро, то кажется неподвижным. Всякий, кто видел действие стробоскопа, мог наблюдать аналогичное явление: тело, колеблющееся с высокой частотой, выглядит неподвижным. Эти аналогии показывают, каким образом неплотные тела кажутся плотными. Мы здесь не пытаемся ничего доказывать, а просто говорим, что внешний мир в действительности не таков, каким он выглядит на нормальном уровне осознания. Повышая свой уровень осознания, человек начинает видеть внешний мир таким, какой он на самом деле. Этот внешний мир, состоящий из вибраций, именуется махакаша (великое пространство). В нада йоге нас особенно интересует внутреннее пространство – чидакаша. Нада – это звук чидакаши, но этот звук означает гораздо больше, чем звук, который мы слышим во внешнем мире. Этот внутренний нада действует на разных уровнях тонкости. Цель состоит в том, чтобы использовать этот внутренний звук в качестве проводника осознания, чтобы превосходить обычные ограничения и погружаться в глубины ума. Полная поглощенность внутренним звуком заставляет человека забыть о внешних звуках и помехах, что ведет к пратьяхаре (отвлечению осознания от органов чувств и внешнего мира). Когда ум тянется к звуку, он становится очень сосредоточенным. Нада йога – это путь к расширенному осознанию. Она ведет непосредственно к медитации.

Нада йога составляет часть лайя йоги – пути, на котором человек становится полностью поглощенным чем‑то одним. В случае нада йоги он полностью осознает внутренний звук. В Хатха Йога Прадипике говорится:

 

«Описаны бесчисленные методы лайя йоги, но самый лучший среди них – наданусандхана (открытие внутреннего звука)».

(гл. 4:66)

 

Это ясно показывает важность нада йоги.

 

Определение

 

Слово нада на санскрите означает «течь». В данном контексте оно означает «поток сознания». Это слово близкородственно слову нади, которое означает проводящий путь потока праны в человеческом существе. Обычно термин нада понимают как «звук», поскольку именно внутренний звук используется в качестве фокуса осознания при прослеживании потока сознания к его источнику.

 

Упоминания в текстах

 

В древних священных писаниях всего мира имеются бесчисленные упоминания о наде. Из индийских источников, он подробно обсуждается в текстах Нада Бинду Упанишада, Дхьяна Бинду Упанишада, Шива Махапуранам, Хатха Йога Прадипика, Йога Таравали, Гхеранда Самхита, Грантх Сахиб и многих других. Мы приведем лишь избранные цитаты:

 

«На ранних стадиях практики ученик слышит грубые, громкие звуки. Постепенно становятся слышны более тонкие звуки. Звуки подобны океану, облакам...»

Нада Бинду Упанишада

 

 

«Нам (нада) – это истинный нектар (божественное блаженство), но о нем ничего невозможно сказать. Только тот, кто сливается с ним, может пить и познавать этот нектар».

«Подобно тому как аромат пребывает в цветке, а отражение в зеркале, так нам (нада) находится внутри тебя. Ищи его в своем собственном существе».

Грантх Сахиб

 

Не кто иной, как Кабир говорил:

 

«Нада находится внутри. Это музыка без струн, которая играет в теле. Он пронизывает внутреннее и внешнее и уводит прочь от иллюзии».

 

А также:

 

«Закрой глаза, уши и рот,

Вслушивайся в тонкий внутренний нада».

 

Кроме того, существует широко известная и часто цитируемая аллегория из Бхагавата Пураны, которая из‑за своей красоты вполне заслуживает того, чтобы привести ее здесь:

 

«Господь Кришна покинул свой дом в полночь и отправился в джунгли. Была ночь полнолуния первого месяца зимы. Он начал играть на своей флейте. Звуки флейты наполнили тихую и безмятежную атмосферу ночи. Музыку услышали гопи (пастушки). Они сразу оставили свои дома и своих мужей и забыли все свои обязанности и прежнюю жизнь. Они побежали прямо туда, где звучал нада флейты, и начали танцевать вокруг музыканта. Через некоторое время каждая из пастушек обнаружила, что танцует с Кришной».

 

Это символическая история, иллюстрирующая путь нада йоги. Нада флейты слышен в полночь – лучшее время для практики нада йоги. Кришна представляет высшее сознание. Звук флейты – это нада, который возникает из фундаментального сознания. Гопи символизируют практикующего и его органы чувств, которые обычно перегружены и отвлечены повседневной мирской жизнью. Но когда слышится внутренний нада (звук флейты), осознание направляется внутрь к Кришне (чистому сознанию). В конечном итоге гопи соединяются с Кришной – они настраиваются на чистое сознание. Таков путь нада йоги.

 

Нада йога – Часть 1

Сидячее положение

 

Есть два хороших сидячих положения для практики нада йоги. Они таковы: 1. Любая из традиционных медитативных асан [5]. В этой позе следует заткнуть уши указательными пальцами рук. Другие пальцы нужно слегка сжать в кулаки, а локти – расставить в стороны в горизонтальном положении. Эта поза показана на рисунке сверху.

 

 

Ее единственный недостаток состоит в том, что руки быстро устают. Конечно, при наличии тренировки можно держать руки в неподвижном положении длительное время, но всему всегда есть предел. Эта проблема уменьшается при использовании сидячего положения номер

2. Наданусандхана асана. Нужно сесть на корточки на скатанный матрац, подушку или толстое одеяло, как показано на Рисунке. Подберите высоту матраца так, чтобы вам было Удобно сидеть, держа спину достаточно прямо. Матрац должен быть в меру плотным и круглым, чтобы он давил на область промежности (между анальным отверстием и половыми органами). Положите локти на колени, а ладони поместите по бокам головы так, чтобы пальцы лежали на боковой поверхности головы и заходили на макушку.

 

 

 

Большими пальцами нужно осторожно, но плотно заткнуть уши. Перед тем как приступать к практике, убедитесь, что вы сидите удобно; при необходимости, дополнительно подгоните высоту матраца. Ступни должны плоско стоять на полу. При желании, можно затыкать уши указательными пальцами.

 

Техника выполнения

 

Стадия 1: бхрамари пранаяма

Хотя эта практика называется пранаямой, на самом деле она представляет собой в большей степени медитативную практику. В отличие от других форм пранаямы она не связана непосредственно с управлением праной. Слово бхрамари означает «пчела». Практика называется так потому, что в ней издается звук, имитирующий жужжание пчелы. Это метод гармонизации ума и направления осознания внутрь для подготовки ко второй стадии. Техника его выполнения такова:

Сядьте в любую из вышеописанных поз, заткнув уши.

Для получения наилучших результатов важно убедиться, что уши плотно закрыты.

Необходимо подобрать положение тела, чтобы поза была максимально удобной.

Держите голову и спину как можно более прямо.

Закройте глаза.

Расслабьте все тело.

В течение всей практики рот должен быть закрыт, а зубы слегка раздвинуты.

Это позволяет более четко слышать и ощущать вибрацию в мозгу.

Сделайте медленный и глубокий вдох.

Затем, выдыхая, издавайте гудящий звук.

Гудящий звук должен быть плавным и непрерывным и продолжаться в течение всего выдоха.

Звук не должен быть громким; важно, чтобы вы слышали, как он вибрирует у вас в голове.

Выдох должен быть медленным и контролируемым.

В конце выдоха прекратите гудящий звук и сделайте вдох.

Во время следующего выдоха повторите гудящий звук.

Продолжайте действовать таким образом в течение нескольких минут.

На протяжении всей практики необходимо осознавать гудящий звук и процесс дыхания.

Затем переходите ко второй стадии.

Стадия 2: восприятие тонкого внутреннего звука

На этой стадии вы не издаете никакого гудящего звука, а лишь прислушиваетесь к внутреннему звуку.

Продолжайте сидеть с закрытыми глазами и мягко, но плотно заткнув пальцами уши; это необходимо, чтобы отгородиться от внешних помех.

Постарайтесь услышать звук у себя в голове.

Поначалу это может оказаться трудно, но попробуйте.

Как только вы осознаете звук, любой звук, постарайтесь зафиксировать на нем свое внимание, исключив все другие звуки.

Продолжайте слушать.

После нескольких дней или недель практики вы должны обнаружить, что один звук слышится очень отчетливо, становясь все громче и громче.

Полностью осознавайте этот звук.

Это – проводник вашего осознания; позвольте осознанию течь по направлению к этому звуку, отвлекаясь от всех других звуков и мыслей.

По мере практики ваша восприимчивость постепенно будет расти.

Со временем вы будете слышать еще один звук, едва слышный звук на заднем плане; его будет почти заглушать основной, громкий звук, который вы слышите, но тем не менее он будет различимым.

Теперь вы должны слушать новый слабый звук, отвлекаясь от другого более громкого звука и продолжая слушать этот новый звук.

Он будет становиться все более и более отчетливым.

Это – новый, более тонкий проводник вашего осознания.

Пусть этот звук занимает все ваше внимание.

Это еще больше повысит чувствительность вашего восприятия.

Еще через какое‑то время вы услышите еще один слабый звук, возникающий позади этого более громкого звука.

Зафиксируйте свое осознание на этом новом звуке, отвлекшись от предыдущего более громкого звука.

Продолжайте действовать, как описано выше, позволяя звуку полностью занять ваше осознание.

Когда он станет громким, попытайтесь воспринять более тонкий фоновый звук и зафиксировать свое внимание на этом звуке.

Таким образом ваше восприятие будет становиться все более чувствительным.

Именно так вы можете погружаться в глубь своего существа.

Но помните: чтобы достичь результатов, необходимо заниматься в течение недель и месяцев. Чтобы воспринимать эти все более тонкие звуки, требуется время. Возможно, вы в течение нескольких недель не будете способны слышать даже первый звук. Все, что нужно, – это время и старание. Это очень простая, но мощная техника, которая при наличии настойчивости обязательно даст положительные результаты.[6]

 

Когда заниматься

 

Лучшее время для практики – ночь или раннее утро, поскольку в это время меньше внешних шумов, которые могут мешать внутреннему восприятию. Однако большинству людей такое время не подходит; поэтому вы можете выбрать любое время, когда вокруг спокойно и тихо. Если вы занимаетесь рядом с орущим радиоприемником или в комнате, полной беседующих людей, не надейтесь, что ваша практика будет слишком успешной.

Кстати, нада йогу хорошо практиковать после длительного киртана (коллективного пения, или рецитации).

 

Подготовка к другим практикам

 

Бхрамари пранаяма – прекрасный метод уравновешивания ума и устранения напряженности. Поэтому его можно использовать для подготовки ума к другим медитативным практикам или просто как метод достижения спокойствия во время стресса[7].

 

Бинду и садхана нада йоги

 

Согласно древней индийской философии, сознание выражает себя через наду (тонкую вибрацию).[8]Стоит упомянуть три понятия: кала, бинду и нада. Кала – это принцип индивидуализации, упоминавшийся в разделе «Эволюционный смысл». Бинду представляет собой точку, через которую сознание выражает себя в сотворенной вселенной. Нада – это поток сознания из бесконечного через бинду к объекту творения. Этот процесс можно сравнить с воронкой: бинду и кала превращают сознание в концентрированный поток, а нада служит средой, через которую сознание течет в ограниченном проходе. Когда нада движется вверх, происходит творение. Это обозначается термином павритти марга и называется проявлением или материальной эволюцией. Нада считается связующим звеном между чистым сознанием и всеми сотворенными объектами. Нада может использоваться и для движения в противоположном направлении – нивритти марга. То есть духовные искатели могут использовать наду в качестве средства для слияния своего осознания с источником, сахасрарой, чистым сознанием. Для достижения этого нада должна, прежде всего, проходить по пути вверх через бинду.

Следовательно, нада йога представляет собой метод обращения вспять пути нады, которая первоначально была средством индивидуального развития и бытия. В результате упорной практики восприятие человека становится все более и более утонченным и чувствительным. В конечном итоге, человек так повышает чувствительность своего восприятия тонкой нады, что начинает осознавать бинду. Это врата к чистому сознанию. Это суть садханы нада йоги[9].

 

Урок 18Тема 5

Упоминания в текстах

 

В 4‑й главе книги Хатха Йога Прадипика [11]содержится подробное обсуждение нада йоги. Мы не собираемся цитировать здесь все шлоки, ибо это заняло бы слишком много места, однако стоит привести избранные отрывки. Мы предлагаем вам прочитать оригинальный текст самостоятельно.

 

«Великие йоги прошлого объясняли многие способы достижения самадхи, опираясь на собственный опыт».

(63)

 

 

«Тех, кто не способен понимать тонкую сущность вещей, Горахнатх учил методу нада йоги».

(65)

 

 

«Йогу следует, сидя в муктасане (сиддхасане), выполнять шамбхави мудру и внимательно прислушиваться к внутреннему звуку в правом ухе».

(67)

 

 

«Следует закрыть глаза, уши, ноздри и рот. Затем, прислушиваясь к наде, нужно исследовать кристальный путь сушумны (психические сферы)».

(68)

 

 

«В практике четыре ступени: начало, продолжение, созревание и кульминация».

(69)

 

 

«На начальной ступени преодолевается брахмагрантхи (психический блок, связанный с муладхара чакрой), и из пустоты возникает блаженство. В анахата чакре можно слышать звук, подобный звону украшений».

(70)

 

 

«Затем преодолевается вишнугрантхи (психический блок, связанный с анахата чакрой), и блаженство возникает вместе со звуком бхери и вимарды (два вида музыкальных инструментов)».

(73)

 

 

«На последней стадии прана входит в аджна чакру и пробивает рудрагрантхи (третий психический узел), и можно слышать звук вины (лютни) и флейты».

(76)

 

 

«Мудрый закрывает уши руками, внимательно прислушивается к внутренней наде с сосредоточенным умом и достигает совершенной устойчивости».

(82)

 

 

«В начале практики нада йоги человек слышит всевозможные звуки. На продвинутых стадиях эти звуки становятся все более тонкими».

(84)

 

 

«Независимо от того, каков звук, при наличии притяжения, ум растворяется в нем».

(89)

 

 

«Пчела достает мед из цветка, не отвлекаясь его запахом. Точно так же ум, привлеченный надой, не отвлекается другими мыслями».

(90)

 

 

«Когда ум сосредоточивается на наде, он становится неподвижным, как птица без крыльев».

(92)

 

 

«Те, кто хочет пережить самадхи, должны отвлечься от всех Других мыслей и внимательно прислушиваться к внутренней наде».

(93)

 

 

«Следует сосредоточивать осознание на звуке, пока он не станет беззвучным. Это состояние сверхсознания».

(101)

 

 

Различные уровни нады

 

Природу нады невозможно точно описать, поскольку она Простирается в более тонкие области бытия. Их необходимо переживать на собственном опыте. Однако в качестве указания направления, в котором может вести нада, в древних текстах дается следующая четырехчастная классификация:

1. Вайкхари. Это самая грубая разновидность звука, который мы слышим в окружающем мире. Он образуется при соударении двух объектов и относится к тому типу, который описывает физика. Это плоскость устной речи и исходный пункт практики нада йоги, откуда следует двигаться по пути, ведущему через более тонкие сферы звука.

2. Мадхьяма. Это более тонкая форма звука, нежели вайкхари. Слово «мадхьяма» означает «посередине», поскольку это середина пути между самой грубой надой и более тонким нада. Именно на этой стадии нада начинает обретать форму и выкристаллизовываться из более тонких слоев. В садхане нада йоги цель состоит в том, чтобы слышать звуки, связанные с этим уровнем.

3. Пасьянти. Эту наду можно видеть, но не слышать. Звук имеет различные специфические цвета, которые можно видеть внутренним зрением. Он существует в глубочайших слоях ума за пределами диапазона слышимого надой.

4. Пара. Это трансцендентальная нада. Это исходный пункт нады. Это нада, который слышат в состояниях сверхсознания. Он находится далеко за пределами обычных уровней восприятия и обладает такой высокой частотой вибрации, что выходит за пределы определения вибрации. Это беззвучный звук, который связан с состоянием самадхи. Его называют анахата нада – невызванный звук, и он не поддается осмыслению.

Кроме того, во многих древних текстах описаны действительные звуки, которые можно слышать в ходе практики нада йоги. В Хамса Упанишаде приводится следующий перечень:

1. Чини нада – звук, похожий на звучание слова «чини».

2. Чини‑чини нада – звук, похожий на звучание слова «чини‑чини».

3. Гханта нада – звук звонящих колоколов.

4. Шанкха нада – звук трубящей раковины.

5. Тантри нада – звук лютни (тантри), или вины.

6. Тала нада – звук цимбал.

7. Бансури нада – звук флейты.

8. Бхери нада – отдающийся звук барабана.

9. Мриданга нада – звук двойного барабана.

10. Мегха нада – рокот грома, предельный звук.

Помните: это психические звуки. Поэтому не следует принимать этот перечень слишком серьезно – он служит всего лишь указанием. Вы должны сами воспринимать звуки. То, что вы услышите, будет зависеть от глубины проникновения вашего осознания в океан вашего существа.

 

Нада йога (Часть 2)

 

Метод, который мы будем описывать ниже, похож на тот, что описан в предыдущем уроке[12]. Основное различие состоит в том, что в этой практике отсутствует предварительная стадия, на которой вы издаете гудящий звук, а также в том, что она сочетается с задержкой дыхания. Каждый из методов имеет свое конкретное применение. Первый метод, в котором используется бхрамари пранаяма, больше всего подходит для начинающих и тех, кто не может преодолеть внешние и внутренние помехи. Громкий гудящий звук помогает заглушить эти помехи и сделать ум более сосредоточенным, так что становится возможным воспринимать внутренние звуки. Метод, который описан здесь, больше подходит для тех, у кого достаточно уравновешенный ум и кого не донимают отвлекающие факторы. Это более продвинутая практика.

 

Определение

 

Метод, который будет описан, имеет разные названия. Его называют йони мудра, что буквально означает «обращение к источнику». То есть, это метод слияния с источником нада. Кроме того, он известен как шанмукти мудра, что означает «позиция семи дверей». Он называется так потому, что во время практики закрыты два глаза, два уха, две ноздри и рот. это семь дверей внешнего восприятия. Именно через эти двери мы получаем данные из внешнего мира. Закрытие этих дверей позволяет направлять осознание внутрь ума. Эту практику также называют баддха йони асана – «поза запертого источника». Здесь слово «запертый» относится к закрыванию семи проходов восприятия.

 

Сидячая поза

 

Можно сидеть в любой удобной медитативной асане, желательно в падмасане, сиддхасане или сиддха йони асане[13]. Руки нужно держать перед лицом с локтями, разведенными в стороны. Следует закрыть уши большими пальцами, глаза – указательными пальцами, и ноздри – средними пальцами. Безымянными пальцами и мизинцами нужно закрывать рот, положив их соответственно над и под губами.

 

 

Пальцы должны мягко, но плотно закрывать эти семь дверей.

 

Техника выполнения

 

Примите предписанную сидячую позу.

Расслабьте все тело.

Держите позвоночник и голову прямо.

В ходе практики средние пальцы должны открывать ноздри для вдоха и выдоха; без этого вам окажется весьма трудно дышать!

Сделайте медленный и глубокий вдох.

В конце вдоха закройте ноздри средними пальцами.

Задержите дыхание (антар кумбхака).

Попробуйте услышать звуки в задней части головы (бинду), в середине головы или в правом ухе.

Поначалу вы будете слышать либо много звуков, либо ни одного. Это не имеет значения, только слушайте. Задерживайте дыхание, пока это вам удобно.

Затем ослабьте нажим средних пальцев и сделайте медленный выдох.

Это – один цикл.

Снова вдохните, закройте ноздри и слушайте внутренние звуки. Затем через некоторое время освободите ноздри и выдохните. Повторяйте эту процедуру в течение всей практики. Во время задержки дыхания все ваше осознание должно быть направлено на восприятие внутреннего нады. Поначалу может слышаться сбивающая с толку мешанина звуков, но постепенно вы начнете слышать один звук; для этого может потребоваться несколько дней или недель, но вы будете его воспринимать.

Многие люди слышат звук в правом ухе, но это не важно. Когда вы услышите отчетливый звук, полностью осознавайте его.

Он будет становиться все яснее и яснее. Непрерывно фиксируйте свое осознание на этом звуке. Слушайте очень внимательно.

Если ваша чувствительность достаточно разовьется, вы услышите на заднем плане еще один звук; он может быть очень слабым, но слышимым.

Отвлекитесь от первого звука и перенесите свое осознание на восприятие более слабого звука. Таким образом, вы превзойдете первый звук.

Со временем второй звук займет все ваше внимание. И снова, по мере дальнейшей практики и роста чувствительности вы услышите, как начнет возникать еще один звук. Он будет едва восприниматься позади более громкого второго звука.

Направьте свое осознание на этот новый звук.

Продолжайте в том же духе: воспринимайте звук и затем отвлекайтесь от него, когда вы можете воспринимать более тонкий звук.

Чем более тонкий звук вы сможете воспринимать, тем больше погрузитесь в глубины своего существа.

Замечание: не ожидайте услышать тонкие звуки с первой попытки. Необходима практика. Со временем вы научитесь превосходить сначала первые грубые внешние звуки, а затем все более тонкие звуки. Не задерживайтесь слишком долго ни на одном из звуков. Цель практики не в этом. Она состоит в том, чтобы отвлекаться от каждого звука и идти глубже. Не увлекайтесь красивыми звуками и не потеряйтесь в них во время своего путешествия.

 

Задержка дыхания

 

Эта техника приносит большую пользу, если вы задерживаете дыхание на продолжительное время. Для того, кто в течение некоторого времени регулярно практиковал пранаяму нади шодхана, эта практика окажется легким и очень эффективным средством интроспекции. Если вы не способны задерживать дыхание надолго, то мы рекомендуем вам выполнять более легкую практику нада йоги[14].

 

Фокус осознания

 

В общем случае осознание следует фиксировать на затылочной части головы (бинду). Однако если вы слышите отчетливый звук в любой другой области, например, в середине головы или в правом ухе, то это вполне приемлемо.

Люди, склонные к преданности, могут попытаться услышать нада в области сердца (анахата чакре).

Важен не столько фокус осознания, сколько то, что осознание сосредоточивается на все более тонких звуках.

 

Благотворное действие

 

Это мощный, но в то же время простой способ раскрытия тайн вашего внутреннего бытия. Полная поглощенность надой может вести к дхьяне (медитации). Человек воспаряет в высоты внутреннего пространства. От садханы нада йоги можно получить любые из основных благ, которые мы перечисляли для других медитативных практик.

 

Дополнительные практики

 

Нада йогу можно сочетать со многими другими техниками йоги. Например, ее можно соединить с ваджроли мудрой и мула бандхой[15]. Если эти практики вам уже известны, то вы можете сразу объединить их с нада йогой; в ином случае это можно сделать позднее, когда мы вас с ними познакомим.

 

 

Урок 19Тема 4

Бандхи. Мула бандха

 

В этом уроке мы познакомили вас с первой из человеческих чакр – муладхарой[16]. В крийя‑йоге необходимо уметь легко и точно находить физическое местоположение активирующей точки этой чакры. Хорошим методом для этого может служить выполнение практики мула бандхи.

 

Определение

 

На санскрите слово мула означает «основа» или «корень», а слово бандха – «замок» или «зажим». Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища – промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности».

 

Упоминания в текстах

 

Эта важная практика йога тантры широко упоминается в древних источниках. Одно из самых полных описаний дается в 4‑й главе текста Хатха Йога Прадипика:

 

«Прижми пятки к промежности и сильно сокращай ее. Тяни апану вверх. Это известно как мула бандха».

(61)

 

Здесь слово апана относится к действующей на всех уровнях, грубом и тонком, функции тела, которая выводит из него энергию и отходы. В контексте пранаямы апана означает выдох.

 

«Нисходящее действие апаны следует направлять вверх путем сокращения промежности».

(62)

 

 

«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений».

(64)

 

Термином «прана» здесь обозначены специфические функции тела, ответственные за снабжение его энергией для поддержания функционирования. Эта прана содержится в пище, вдыхаемом воздухе, а также в виде тонкой праны в окружающей среде. В контексте пранаямы прана означает вдох.

Баланс праны и апаны подразумевает наличие равновесия между энергиями, входящими в тело и выходящими из него. В случае пранаямы, баланс вдоха и выдоха означает задержку дыхания (кумбхака).

Значение бинду и нады мы объясним, когда будем обсуждать центр, именуемый бинду[17].

 

«Апана движется вверх, и когда она достигает круга огня (манипура чакры), пламя вытягивается и достигает анахата чакры».

(65)

 

 

«Когда апана и огонь встречаются (в манипуре), прана нагревается. Это усиливает пищеварительный огонь».

(67)

 

 

«Благодаря этому разжиганию огня, апане и пране, пробуждается спящая кундалини; она выпрямляется, подобно змее, которую бьют палкой».

(68)

 

 

«Кундалини входит в брахма нади так же, как змея вползает в нору. Поэтому йогу следует ежедневно практиковать мула бандху».

(69)

 

Брахма нади – это центральная сердцевина сушумны[18].

Хотя текст, который мы процитировали, может показаться несколько туманным, тем не менее, он ясно показывает роль мула бандхи в кундалини йоге.

Кроме того, мула бандха подробно описана в текстах Йога Чудамани Упанишада и Гхеранд Самхита. В последнем тексте дается такое резюме:

 

«Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет».

(гл. 3:15)

 

 

Место сокращения

 

Область, которую следует сокращать, служит физической активирующей точкой муладхара чакры. Ее местоположение слегка различается у мужчин и женщин.

У мужнин: в промежности, между анальным отверстием и половым органом.

У женщин: в области шейки матки, где матка соединяется с влагалищем. Мула бандху часто делают неправильно, сокращая анальное отверстие. Постарайтесь найти точное местоположение, которое мы описали, и во время мула бандхи производить сокращение в этой точке.

 

Сидячая поза

 

Лучшие асаны для выполнения мула бандхи – это сиддхасана у мужчин и сиддха йони асана у женщин[19]. В любой из этих поз одна пятка сильно давит на область муладхара чакры, что способствует физическому сокращению.

Если вы не можете сидеть в одной из этих асан, то можете использовать любую другую медитативную асану, в которой колени покоятся на земле. Это может быть падмасана, свастикасана, ваджрасана или ардха падмасана[20].

 

Техника выполнения

 

Сядьте в удобную позу.

Положите ладони на колени.

Закройте глаза и расслабьте все тело.

Сделайте глубокий вдох.

Затем задержите дыхание и выполняйте джаландхара бандху[21].

Сократите мышцы в области муладхара чакры.

Втягивайте мышцы вверх насколько можете, без чрезмерного напряжения.

Постоянно фиксируйте внимание наточке сокращения.

Удерживайте это сокращение как можно дольше.

Затем прекратите сокращение.

Прекратите джаландхара бандху.

Поднимите голову и сделайте выдох.

Это один цикл.

Если потребуется, подождите, пока дыхание не вернется к норме.

Затем проделайте еще несколько циклов.

Сохраняйте осознание. Не перенапрягайтесь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.225 с.)