Техническая диагностика материалов ЖБК конструкций в полевых и лабораторных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническая диагностика материалов ЖБК конструкций в полевых и лабораторных условиях



При обследовании бетонных и железобетонных кон­струкций реконструируемых зданий и сооружений следует учитывать требования СНиП 2.03.01—84 «Бетон­ные и железобетонные конструкции».

Согласно действующим в настоящее время принци­пам проектирования и расчета несущих конструкций по предельным состояниям при обследовании все обна­руженные дефекты (отклонения от нормативных требований) необходимо разделять на следующие типы: де­фекты, указывающие на угрозу снижения или необеспе­чения несущей способности; дефекты, недопустимые с позиций пригодности конструкций к нормальной эк­сплуатации.

При этом необходимо иметь в виду, что одни и те же дефекты могут указывать на неудовлетворение как по несущей способности, так и по пригодности к эксплуа­тации. Например, ширина раскрытия трещин, нормаль­ных к продольной оси изгибаемого элемента (без пред­варительного напряжения), в растянутой зоне аcrc>>0,4мм свидетельствует о превышении требований по второй группе предельных состояний, ограничивающих' ширину раскрытия величиной аcrc <<0,3 мм, и одновре­менно указывает на возможность достижения предела текучести арматурной стали А-II, что сопряжено с поте­рей несущей способности элемента.

Одним из наиболее характерных дефектов бетонных и железобетонных конструкций являются трещины. В соответствии с требованиями СНиП 2.03.01—84 в завиcимости от категории трещиностойкости, связанной с ус­ловиями эксплуатации, видом (классом) арматуры, на­пряженным состоянием сечений (растяжение, сжатие) и продолжительностью раскрытия, предельно допусти­мая ширина раскрытия трещин в условиях неагрессив­ной среды колеблется от аcrc≤0,1мм до аcrc <0,4 мм. Для 1-й категории трещиностойкости образование тре­щин вообще не допускается.

Следует различать трещины, появление которых вы­звано напряжениями, проявившимися в железобетон­ных конструкциях в процессе изготовления, транспорти­ровки и монтажа, и трещины, обусловленные эксплуатац­ионными нагрузками и воздействием окружающей среды.

К трещинам, появившимся в доэксплуатационный пе­риод, относятся: усадочные трещины, вызванные быстрым высыханием поверхностного слоя бетона и со­кращением объема, а также трещины от набухания, бе­тона; трещины, вызванные неравномерным охлаждени­ем бетона; трещины, вызванные большим гидратационным нагревом при твердении бетона в массивных кон­струкциях; трещины технологического происхождения, возникшие в сборных железобетонных элементах в про­цессе изготовления, доля которых в общем количестве дефектов в сборных железобетонных конструкциях до­стигает 60 %; трещины в сборных железобетонных эле­ментах силового происхождения, вызванные неправиль­ным складированием, транспортировкой и монтажом, при которых конструкции подвергались силовым воздей­ствиям от собственного веса по схемам, не предусмот­ренным проектом.

Трещины, появившиеся в эксплуатационный период, можно разделить на следующие виды: трещины, возникшие в результате температурных деформаций из-за нарушений требований устройства температурных швов или неправильности расчета статически неопределимой системы на температурные воздействия; трещины, вы­званные неравномерностью осадок грунтового основа­ния, что может быть связано с нарушением требований устройства осадочных деформационных швов, аварий­ным замачиванием грунтов, проведением земляных ра­бот в непосредственной близости от фундаментов без обеспечения специальных мер; трещины, обусловленные силовыми воздействиями, превышающими способность железобетонных элементов воспринимать растягиваю­щие напряжения.

Трещины силового характера необходимо анализиро­вать с точки зрения напряженно-деформированного со­стояния железобетонной конструкции.

 

Так, в изгибаемых элементах, работающих по балоч­ной схеме, возникают трещины, перпендикулярные (нормальные) продольной оси, вследствие появления растягивающих напряжении в зоне действия максималь­ных изгибающих моментов, и трещины, наклонные к продольной оси, вызванные главными растягивающи­ми напряжениями в зоне действия существенных пере­резывающих сил и изгибающих моментов

Нормальные трещины имеют максимальную ширину раскрытия в крайних растянутых волокнах сечения эле­мента. Наклонные трещины начинают раскрываться в средней части боковых граней элемента — в зоне дей­ствия максимальных касательных напряжений, а затем развиваются в сторону растянутой грани.

Раздробление бетона сжатой зоны сечений изгибае­мых элементов указывает на исчерпание несущей спо­собности конструкции.

Характерно развитие трещин силового происхождения на нижней растянутой поверхности плит с различ­ным соотношением сторон (рис. 5.2). При этом бетон

 

Рис. 5.2. Характерные трещины по нижней поверхности плит:

а— работающих по балочной схема при l2/l1≥3; б — опертых по конту­ру при l2/l1 <3: в — то же, при l2/l1= 1; г —опертых по трем сторонам при l2/l1≤1,5; д — то же, при l2/l1>1,5

 

сжатой зоны может быть не нарушен. Смятие бетона сжатой зоны указывает на опасность полного разруше­ния плиты.

Появление продольных трещин вдоль арматуры в сжатых элементах свидетельствует о разрушени­ях, связанных с потерей устойчивости (выпучиванием) продольной сжатой арматуры из-за недостаточного ко­личества поперечной (косвенной) арматуры.

Вообще же дефекты в виде трещин и отслоения бе­тона вдоль арматуры железобетонных элементов могут быть вызваны и коррозионным разрушением арматуры. В этих случаях происходит нарушение сцепления про­дольной и поперечной ар­матуры с бетоном. Нару­шение сцепления армату­ры с бетоном за счет кор­розии можно установить.простукиванием поверхно­сти бетона, при этом про­слушиваются пустоты.

Продольные трещины вдоль арматуры с нару­шением сцепления ее с бе­тоном могут быть вызва­ны и температурными напряжениями при эксплуатации конструкций с систематическим нагревом свыше 300°С или после действия пожара.

Появление в изгибаемых элементах поперечной, практически перпендикулярной продольной оси элемен­та трещины, проходящей через все сечение, может быть связано с воздействием дополнительного из­гибающего момента в горизонтальной плоскости, пер­пендикулярной плоскости действия основного изгибаю­щего момента (например, от горизонтальных сил в под­крановых балках). Такой же характер имеют трещины и в растянутых железобетонных элементах, но при этом трещины просматриваются на всех гранях элемента, опоясывают его.

Необходимо обращать внимание на трещины, обна­руженные на опорных участках у торцов железобетон­ных конструкций. Трещины у торцов предварительно напряженных элементов, ориентированные вдоль арма­туры, указывают на нарушение анкеровки арматуры.

б этом же свидетельствуют и на­клонные трещины в приопорных участках, пересекающие зону расположения предварительно напряженной арматуры и распространяющиеся на ниж­нюю грань края опоры (рис.5.5).

Элементы решетки раскос­ных железобетонных ферм, как известно, могут испытывать сжатие, растяжение, а в опор­ных узлах — действие перере­зывающих сил. Характерные повреждения при разрушении отдельных участков таких ферм приведены на рис. 5.6. Так, в опорном узле могут воз­никнуть помимо трещин /, 2 (рис. 5.5) повреждения типа 1, 2, 4 (рис. 5.6). Появление горизонтальных трещин в нижнем преднапряженном поясе типа 4 (рис. 5.6) свидетельствует об отсутствии или недостаточности попе­речного армирования в обжатом бетоне. Нормальные (перпендикулярные к продольной оси) трещины типа 5 (рис. 5.6) появляются в растянутых стержнях при не­обеспеченности трещиностойкости элементов, т. е. при N>Ncrc.

 

Рис. 5.6. Характерные повреждения силового происхождения в же­лезобетонных фермах с нижним предварительно напряженным поя­сом:

1 — наклонная трещина опорного узла: 2 - откол лещадок; 3 — лучеобразные и вертикальные трещину; 4 — горизонтальная трещина; 5 —вертикальные (нормальные) трещины в растянутых элементах; 6 — наклонные трещины в сжатом поясе фермы; 7 — трещины в узле нижнего пояса в месте примыкания растянутою раскоса

Причем следует обратить внимание на то обстоя­тельство, что снятие внешней нагрузки на ферму, умень­шая растягивающие усилия в нижнем поясе, приводит к закрытию трещин типа 5, но при этом может вызвать увеличение раскрытия горизонтальных трещин типа 3.

Появление повреждений в виде лещадок типа 2 сви­детельствует об исчерпании прочности бетона на от­дельных участках сжатого пояса (σь = Rь) или на опо­рах.

В изгибаемых элементах, как правило, появлению трещин сопутствует увеличение прогибов и углов пово­рота. Недопустимыми (аварийными) можно считать прогибы изгибаемых элементов более 1/50 пролета при ширине раскрытия трещин в растянутой зоне более 0,5 мм. Значения предельно допустимых прогибов для железобетонных конструкций приведены в табл. 3.2.

В процессе предварительного обследования часто возникает необходимость оценки ориентировочной проч­ности бетона и арматурной стали. Метод осно­ван на простукивании поверхности конструкции слесар­ным молотком массой 0,4...0,8 кг непосредственно по очищенному растворному участку бетона или по зубилу, установленному перпендикулярно поверхности элемента. При этом для оценки прочности принимаются минималь­ные значения, полученные в результате не менее 10 уда­ров. Кроме того, следует учитывать, что более звонкий звук при простукивании соответствует более прочному и плотному бетону.

В предварительно напряженных конструкциях взя­тие проб бетона путем выбуривания кернов и определе­ние прочности бетона разрушением малых объемов не­обходимо осуществлять на достаточном удалении от участков анкеровки арматуры.

В процессе проведения диагностики железобетонных конструкций целесообразно систематизировать полученные данные, для чего материалы обследования сводятся в таблицы или карты дефектов и повреждений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.008 с.)