Вопрос4 Деятельность первых рус князей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос4 Деятельность первых рус князей



Первый период связан с деятельностью князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава, в это время почти завершается процесс соединения славянских племен под властью Киева. Великими князьями решается проблема и одновременно защита торговых путей, строятся отношения с Византией, ведется многовековая война с кочевниками.Первым киевским князем стал ОЛЕГ (882-912)Олег победил северян,древлян, объединил их под властью Киева. В 907 г. Он во главе с дружной совершил поход на Византию, очень сильно их напугал, опусташил Константинополь.В 911 г заключил договор с Византией на 2-х языках. В 912г. Поход на Каспии, во время него умер(либо укус змеи,либо отравлен)После Олега был Игорь (912-945)(был в тени Олега) 2 похода на Византию кончились неудачно, поход на древлян требовал собрать дань, древляни собрались на вече и решили убить Игоря и часть его дружины, совершить самосуд. Ольга (жена Игоря, свадьба была в 903 году ).Решила отомстить за смерть мужа древлянам.(с каждого двора попросила 2 голубя и воробья, к каждому она приказала привязать по ленточке.ее подожгли и выпустили птиц, те вернулись в свои дворы и сожгли древлян. После смерти мужа совершив четвертую месть древлянам(1 месть - Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй., 2месть - Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней., 3 месть Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян., 4месть-- В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев.),Ольга провела серьезную реформу.Она провела Администратифно-налоговую реформу: определила где? Когда?кому? сколько? Каждое население должно платить даньо. Она определила время приема дани для каждого поселения.Так же Ольга прекратила внешние походы (нашу дружину использовали другие гос-ва за плату)Первая из русских князей приняла Христьянство(955 или 957) Святослав (964-972)(Сын Игоря и Ольги) Ольга уступила место сыну. Всю жизнь был язычником.Вошел в историю как князь воитель. Вояна была целью и смыслом жизни.» Мертвые сраму не имут» Не действовал из под тишка, чесен, мужественный, храбрый,походка, как у барса, не любил дворцов, уюта, лошадь для него друг, помошник, мог спать в конюшне. Разгромил Хазарский кагонат.967гпоход на Дунай, надолго уходил на Балканы. Мечтал столицу нашего гос-ва перенести на Балканы.Печенежный князь приказал сделать из черепа Святослава кубок из золота и пил из него, надеясь на то, что мужество, сила, доблесть и отвага перейдет ему. Ярополк Святославич (972-980)Был женат на греческой манахине, невероятно красивой, она была ед его женой. Убит в междуусобной борьбе, возможно благодаря владимиру.2 этап! Владимир Святославич (980-1015) До крещения-сатана, человек безнравственный, безчеловечный, ольшой, краснолиций, жестоколюбивый, было 5 жен, способен убить и обмануть близких людей, сын рабыни(ключницы Ольги) и Святослава. Занял киевский трон, приняв участие в убийстве Ярополка в 980г.13 сыновей, 5 жен, 300 наложниц. Заняв киевский стол, понял, что язычество не соответствует Руси, ее развитию, нужен объединитель гос-ва. В 980 г. Он провел первую религиозную реформу(реформация язычества) В ходе этой реформы, приказал создать единый язычных богов, со всех мест свезли истуканов(статуи яз. Богов), кому покланялись, создал пантион, назанчил среди этих богов главного бога-Перуна, статую сделали более высокой, приказали молитьсяименно ему, как самому главному богу. Это не было принято, особенно в Новгороде. Эта реформа не удалась. Через 8 лет в 988г. Русь проведет вторую религиозную реформу, входу которой Русь совершила главный выбор(свою судьбу), этим определила вхождение в хрестьянский мир, но не полное, в его восточнос, византийском варинате.В 988г. Русь приняла Христьянство, тогда не было разделения на католическое. Православное(это произойдет в 1054г). Потерял зрение, когда охрестился зрение вернулось(совет Анны-византийская принцесса) Написал письмо своим женам о том, что ему еужна только одна жена, отказался от жен.Крестив себя и дружину, покрестил киевлян на базарной площади. Крещение Руси был координальный поворот,.Анна в последующем стала новой и единственной женой. Дядя Владимира Добрыня насильно крестил Новгород. Полностью язычество не удалось убрать.

5. Расцвет Киевской Руси

Расцвет Киевской Руси приходится на период 1019-1132 - время правления Ярослава Мудрого (1019-1054), Владимира Мономаха (1113-1125) и Мстислава Великого (1125-1132). Время между 1054 и 1113 – период смуты - борьбы Ярославичей за Киевский великокняжеский престол. После смерти Владимира Святославовича в 1015 началась длительная война между его многочисленными сыновьями, управлявшими отдельными частями Руси. В конце концов, победителем оказался Ярослав Мудрый. При Ярославе "Закон русский" начал заменяться "Русской правдой", шло широкое строительство церковных храмов, переводились византийские и др.книги на русский язык, было основано училище в Новгороде; в стране было ок.сотни городов и строились новые. Митрополитом 1051 был назначен русский по происхождению - Иларион. Признанием авторитета Киевской Руси были обширные междинастические связи семейства Ярослава Мудрого. Что, впрочем, только усугубило амбиции его отпрысков в их притязаниях на Киевский великокняжеский престол. После смерти Ярослава почти 70 лет продолжалась эта борьба. Весной 1113 во время выступления народных низов Киева против зажиточных горожан на великокняжеский престол был приглашён Владимир Мономах. 3 МЙ он венчался на царство. После подавления восстания горожан, Владимир внёс некоторые изменения в "Русскую правду" в виде "Устава Владимира Мономаха", проводил активную внешнюю политику, возглавляя общерусские походы против половцев, написал книгу "Поучение детям". В своей борьбе опирался на помощь Византии. Мстислав Владимирович Великий удерживал государство, подавляя сепаратизм местных князей силой оружия. После смерти Мстислава Русь распалась примерно на полтора десятка политически самостоятельных княжеств - по числу племенных союзов.

 

6.ПринятиеХристианства.Значение При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство. Среди киевских дружинников христиане были уже в середине 10 в. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходило уже в 60-70 гг. 9 века. Ольга была христианкой, но её сын не только остался язычником, по некоторым источникам, был ярым противником христианства. До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. В языческой вере было 6 основных богов. Богам молились и приносили жертву(даже человеческие). Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. Заставить по- новому верить в старых богов было очень трудно, а в прежнем виде язычество уже не устраивало княжескую власть. Этим, наверное, и объясняется отказ Владимира от язычества и принятие христианства. “Повесть временных лет” рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители третьих религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм – т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. Однако, чтобы во всем убедиться, он посылает своих послов посмотреть, как поклоняться богу в разных странах. И вернувшись, посланники назвали самую лучшую греческую веру. С решением Владимира принять христианскую веру могла также быть связана его женитьба на византийской принцессе Анне. Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание. Большинство жителей Киевской Руси крестилось на протяжении всего правления Владимира, но язычников все ещё оставалось немало. Особенно долго сопротивлялись Северо-восток, Ростово-Суздальская и Мурманская земли. Они приняли христианство в середине 11 в. Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых. Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов…Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.

7. Государственный и социальный строй Киевской Руси Для феод об-ва характерно деление населения на сословия. Сос —замкнутая соц группа, имеющая опр законом права и обязанности.Все население Киев Р можно разделить на 3 категории: свободные, полузав и зав люди.Верхушку св-х людей-князь и его дружина. Из них князь выбирал воевод и др долж лиц. Сначала прав стат «княжих мужей» отличался от земской верхушки-родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну-боярство.Б принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности Б-во не было однородным и делилось на разные группы, которые давали право быть привилегированной частью об-ва, и преступления против б наказывались более строго. Так жизнь б охранялась двойной вирой (вира - высший уголовный штраф). По церк-у уставу Ярослава, честь жен великих б защищалась штрафом в 5 гривен золота, меньших б- в 3 гривны золота, гор людей - в 3 гривны золота, а прост люд -в 60 резан. Б при отсутствии сыновей были вправе передавать наследство дочерям, тогда как дочери прост люд наследовать не могли. Бояре также были освобождены от уплаты налогов. Б-во не было закрытой кастой. За определенные заслуги в б мог попасть смерд, и даже иностранец - варяг, половец и др.В Киевской земле б-во не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя. К свободному нас-ю относилось также духовенство(отдельная группа населения и делилась на черное и белое) Ведущую роль в государстве играло черное духовенство-монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые, врачи художники, которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. Первое место среди монастырей Киевской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имел огромное моральное влияние на князей и все общество.К белому духовенству принадлежали церковники. Их количество было очень большим.в начале XI века было более 400 церквей. Влияние христианства было сильным.Среднюю группу свободных люд давали города. Жит городов юрид были свободны,равноправны с б, но зависели от феодальной верхушки. Низшую группу свобод насел представляли крестьяне-смерды. Они владели землей и скотом,платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр. В XII-XIII веках увеличивается боярское земле­владение и в связи с этим уменьшается число независимых смердов. Растет количество смердов, кото­рые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными.Полусвобод люди многочисленная группа-закупов. (смерды, которые временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. З. мог иметь соб-ное хоз-во, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление против свободного. З. мог жаловаться в суд на кредитора,тот нес ответственность. В случае воровства, осуществленного З. или его побега от кредитора без уплаты долга, он превращался в холопа.Зависимые люди назывались холопами. Сначала называли лиц мужского пола, а со временем всех невольных людей. Основными источниками холопства были: плен на войне; брак с невольным; рождение от холопов; продажа при свидетелях; злостное банкротство; побег или воровство, осуществленные закупом. Холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если хозяин освободил его. Женщина-холопка, если хозяин ее изнасилует, после его смерти получала волю с ее детьми. Х фактически не имел никаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин, он нес ответственность за преступление, совершенное холопом. Х не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. Церковь советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы переходили в категорию изгоев. К изгоям относились люди, которые выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Киев. Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. На вершине гос власти стоял Великий князь. К органам власти относились боярский совет, вече. Князь. Им мог быть член семьи Владими­ра Великого.После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле от старшего к младшему, а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей. Компетенция и власть князя были неограниченными был военачальником, возглавлял ад­министрацию и суд. имел право принимать новые законы, изменять старые. Ярославичи решили отменить кровную месть, заменив ее штрафом. Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церков­ные дела. Советоваться с дружиной, а позднее — с боярами, было моральной обязанностью князя. Вече представляло собой орган властиС ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастаетВече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор — «ряд».Вече в Киевской Руси не приняло такие формы, как в Новгороде или Пскове. Оно не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли.Участие в вече принимали главы семей свободных людей.Ни боярский совет, ни вече в Киевской Руси не обрели парламентской формы и не превратились в постоянные государственные органы.Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.Органом местного крестьянского самоуправления была вервь — сельская территориальная община. Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.006 с.)