Билет№11 Двигательные умения и навыки как результат обучения. Закономерности их формирования, перенос и разрушение навыка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет№11 Двигательные умения и навыки как результат обучения. Закономерности их формирования, перенос и разрушение навыка



В процессе физического воспитания занимающихся обучают различными двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, в целях познания закономерностей движения своего тела. При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык и умение высшего порядка.

Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. В процессе дальнейшего освоения приема, по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения, формируется двигательный навык. Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. При формировании двигательного навыка в ЦНС последовательно сменяются три фазы нервных процессов. 1) Объединение отдельных элементов движения в целостное действие, иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние, не участвующие в работе. Движение закрепощено. 2) Концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение. Формируется двигательный навык. 3) Стабилизация, высокая степень координации и автоматизации движений. Умение высшего порядка – выполнение двигательных действий автоматически, без непосредственного контроля сознания, включение только тех групп мышц, которые обеспечивают двигательное действие.

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительноевремя не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и в конечном счете ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительный перенос это такое взаимодействие навы­ков, когда ранее сформированный навык способствует, облег­чает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главном звене техники двигательных действий. Отрицательный перенос это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подго­товительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.

Билет№12 Характеристика структуры процесса обучения (этап начального разучивания, этап углубленного разучивания, этап закрепления и дальнейшего совершенствования)

При обуч. двиг. действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двиг. умения, навыки и связанные с ними знания.

Двигательное умение - это такая степень владения техникой действия, при кот., повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двиг. задачи.

В процессе многократного повторения разучиваемого двиг. действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно авто-матизируются его координ-е механизмы, и двиг. умения переходят в навык.

Двигательный навык — такая степень владения техникой действия, при кот. управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двиг. навыки, разучиться уже невозможно.

Процесс обучения двиг. действию вкл. три этапа:

Первый этап - ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель- обу-чить основам техники двиг. действия, добиться выполнения его хотя бы в прибли-женной форме. Для этого требуется решить след. задачи:• создать общее предста-вление о двиг. действии;• научить частям (эл-там) техники этого действия;• сфор-мир-ть общий ритм двиг. акта;• предупредить или сразу же устранить неправиль-ные движ. и грубые искажения техники действия.

Первоначальное объяснение техники движения — только в самых главных мо-ментах. Общее представление создается путем демонстрации разуч-го движения.

Выполняя двиг. задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упр..

В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или уч.-трен. занятии. Между тем длит. перерывы в занятиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.

Второй этап — углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.

Цель обуч. достигается путем детализированного освоения техники на основе разуч-го двиг-го действия, сформир. на первом этапе обучения.

Основные задачи этого этапа: * углубленно понять закономерности движ. дейст-вия;* уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и дина-мическим хар-кам) в соответствии с индивид. особенностями обучаемого;* усо-верш. ритм выполнения движения;• создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда заним-ся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при спец. фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.

Третий этап — формир-е двиг. навыка, достижение двиг-го мастерства.

На основе двиг. умения формир. двиг. навык. Чтобы достичь цели - добиться со-верш. владения двиг. действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы как для закрепления разуч-го упр., так и для его возможного варьирования.

Этот этап может длиться долго в процессе тренировки высококвалифицирован-ных спортсменов, так как изменение уровня развития физ. качеств требует кор-рекции содерж.самого движ.не только по форме,но и по временным параметрам.

Задачи третьего этапа: • закрепить навык и соверш. технику движ., чтобы повы-сить достиж. (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к рез-ту без нарушения техники двиг.действия;• избирательно соверш. те физ. качества (или функцион-е сис-мы), от кот. зависит высокий рез-тат в двиг. действии;

• соверш. технику двиг. действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстре-мальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоц.й напряженности; усложняются задания (подключаются доп. движ-я) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;• облегчить технику движения.

Билет№13 Хар-ра силовых способностей, методика их развития, тестирование. Силовые упр - направленно стимул.увеличение степени напр. 1 упр.с внешнм сопротивлением(гантели, гири, вес партнера)

2 упр.отягощающие весом своего тела(подтягивание приседание) 3 статические упр.в изометрическом режиме(упоры, удержание,противодействие)

Методы воспит.силовых способностей.: 1 метод МАХ усилий – (направлен на развит.МАХ силы, вес отягощен 85-100%; кол-во повтор от 5-6 до 1-3; кол-во подходов 2-5; отдых 2-5 мин; скорость преодолевания движ.медленная) 2. метод непределных повторных усилий с нормированным кол-м повторений(направлен на развит МАХ силы и увеличение М.массы; вес отягощения 80-85%; кол-во поатор-8-10; отдых 2-3 мин; скорость средняя) 3. метод непредельных(повторных) усилий с нормир.кол-м повторений(направлен на уменьшение жирового компонента массы тела; вес отягощения 50-70%; повтор 15-30; подходов 3-6; отдых 3-6; скорость средняя) 4. метод непредельных усилий с МАХ кол-м повторений (до отказа) (направлен на соверш.силовой выносливости, вес отягощения 20-60%; повтор до отказа4 подходов 2-4; отдых 5-10 мин; скорость высокая) 5. метод динамических усилий (направлен на кратковременное МАХ напр.без изменения длинны М. продолжит напр.5-10 сек; велечина усилий 40-50%от МАХ; кол-во раз 3-5; отдых 30-60 сек; комплекс из 5-10 упр) Определение уровня развития силов.способностей: 1. с пом.измерительных устройств(динамометр, динамограф,тензометр, силоизмерит.устройств) 2. с пом.спец. контрольных упр.тестов на силу методы измерения силов.способностей: 1. сила и динамическая силов.выносливость сгибателей рук (подтягивание в висе на перекладине) 2. сила и динамич.силов выносливость разгибателей рук (сгибан и разгиб рук в упоре лежа) 3. сила и динамич.силов выносливость сгибат и разгиб туловища(подним.тулов из положения лежа на спине) 4. сила и статич.силов вынослив.сгибателей рук(вес на согнутых руках)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.007 с.)