Диагн. Интеллекта. Культ-свободный тест интеллекта кетелла. (cfit). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагн. Интеллекта. Культ-свободный тест интеллекта кетелла. (cfit).



Культурно-нез. тест Р. Кеттелла впервые был издан в 1949 год Институтом личностного тести­рования и тестирования способностей и затем неоднократно переиздавался. тест состоит из двух больших частей, построенных аналогичным образом. Каждая часть содержит графические задания, которые раз­биты на четыре группы (четыре субтеста) по 8-14 заданий в каждой. В каждом субтесте задания расположены в порядке нара­стания сложности. Время решения каждого субтеста ограничено. Каждый субтест начинается с 2-3 «пробных» заданий или примеров, которые позволяют испытуемому овладеть логикой выполнения заданий. Ответные бланки с результатами испытуемого обрабатыва­ются с помощью специальных ключей. Итоговой оценкой теста является коэффициент интеллекта (1Q), представляющий собой интегральный показатель интел­лектуального развития испытуемого. Существует три варианта теста: 1. GFT 1 – для исследования детей с 4-х до 8-и лет, а также диагностики задержек психического развития. 2. GFT 2 – для диагностики «нормальной» выборки с 8-и до 60-и лет. 3. GFT 3 – для исследования одаренных лиц. Шкала GFT 2 состоит из двух частей, каждая из которых содержит по четыре субтеста:

1 субтест – «дополнение» – содержит 12 заданий, возра­стающих по сложности. В каждом задании слева расположе­ны 3 фигуры в определенной логической последовательности (последовательные изменения пространственного расположе­ния, размера, количества и т. д.) Проанализировав логику из­менений, необходимо из 5–4 фигур, расположенных справа, выбрать ту, которая соответствует обнаруженной закономер­ности и может продолжить логическую последовательность 3-х фигур, расположенныхслева.На решение задач в первой части отводится 4 минуты, во второй части – 3 минуты. II субтест – «классификация» – содержит 14 заданий, воз­растающих по сложности. Каждое задание содержит ряд из 5-и фигур, в котором 4 фигуры всегда объединены каким-либо об­щим признаком. В каждом ряду необходимо найти единствен­ную фигуру, отличающуюся от всех остальных. Общими для че­тырех фигур признаками являются форма, количество, окрас­ка, пространственное отношение между элементами фигур.На решение заданий в первой части отводится 4 минуты, во второй части – 3 минуты.Ill субтест – «матрица» – состоит из 12 заданий, возра­стающих по сложности. Логикой решения эти задания похожи на задания 1-го субтеста. Необходимо обнаружить закономерность, согласно которой объединены 3 фигуры в матрице слева, и среди 5-и вариантов ответов, расположенных справа, найти единственную фигуру, которая может завершить данную в за­дании закономерность, т.е. правильно дополнить матрицу.


ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ. ТЕСТ ТОРРЕНСА.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка. Тесты П. Торренса были разработаны в связи с задачами образования как часть продолжительной исследовательской программы, направленной на создание таких методик работы с учащимися, которые стимулировали бы их творчество. Креативность определялась П. Торренсом как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.: фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и. наконец, формулирования и сообщения результата решения. Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработаности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей в целом. Выборочное использование лишь одного или нескольких тестов из этих батарей существенно снижает эффективность и ценность диагностики. Показатель беглости (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания. Продуктивность может отличаться в разных батареях и в разных заданиях одной батареи. Этот показатель полезен прежде всего тем, что он позволяет понять другие показатели. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале. Однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости, оригинальности и разработанности. Низкие значения беглости могут быть связаны с детальной разработанностью ответов в рисуночных заданиях, но могут также наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых. Показатель гибкости оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Иногда полезно оценить этот показатель в отношении к беглости, т. к. один и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом общем количестве выдвинутых идей. Оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие баллы по оригинальности, обычно, характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Показатель разработанности, детализации идей используется только для оценки фигурных тестов, но многие исследователи считают его довольно полезным. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.


ДИАГНОСТИКА ВЕРБ. КРЕАТИВНСОТИ. ТЕСТ МЕДНИКА.

Тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. В данном случае испытуемым предлагаются словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. В качестве стимульного материала в тесте используются 40 словесных триад. Далее приведены таблицы, в которых можно увидеть оригинальность ответа испытуемого. Проводя тестирование, лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не следует сообщать о том, что изучаются творческие способности, творческое мышление. Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычной деятельности, ситуации. Время тестирования не нужно ограничивать, но ориентировочно испытуемые тратили на каждую тройку слов по 1-2 мин. Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней.


РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ. РИСУНОК НЕСУЩЕСТВ. ЖИВОТНОГО. (РНЖ).

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Инструкция: "Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием". При интерпретации выделяют следующие показатели: Положение рисунка на листе, Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь), Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме, Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими, хвосты, контуры фигуры, общая энергия (Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия.). Оценка характера линии. Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.007 с.)