Способы выявления и устранения причин недостоверности ответов. Контрольные шкалы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы выявления и устранения причин недостоверности ответов. Контрольные шкалы.



Меры для устранения влияния установок на ответы (по Новаковской): 1. Использование дублирующих вопросов. 2. Использование приема уравнения числа зад, в кот ответ дан, либо ответа нет (позволяет выявить установку на согласие).3. использование метода вынужденного выбора(инф о соц желательности + о валидности). 4. Исп метода контрольных шкал. Контрольные шкалы. (Обычно используется шкала лжи) 1 шкала - шкала "Знак вопроса". Шкала "Знак вопроса" - не имеет собственных пунктов, нет утверждений, которые к ней относятся. Подсчитывается количество утверждений, которые пропущены, оставлены без ответа. Если этот показатель высок, то результатам испытуемого не следует доверять и анализировать. 2 шкала - шкала лжи ("L"). Шкала лжи чаще всего встречается. Она диагностирует тенденцию давать социально положительные ответы. Подсчет количество ответов "нет", баллы переводятся в Т-оценки. Если по Т-оценкам результат от 70-80, то результат испытуемого сомнителен. Если больше 80, то результаты точно недостоверны, и обрабатывать их не нужно. 3 шкала - шкала валидности. Направлена на выявление тенденции к намеренному или неосознаваемому ухудшению своего результата. В утверждения включены описания психической и физической сферы человека, касающиеся необычных мыслей, желаний, ощущений, которые не встречаются в клинической практике и не являются симптомами заболевания. Симулянт будет соглашаться с этими утверждениями. Фиксируются ответы ДА 70-80 по Т-оценке - результат сомнителен, если больше 80 - результаты обработке не подлежат. 4 шкала - шкала коррекции. Направлена на выявление противоположных тенденций третьей шкале, желание улучшить свой результат (диссимуляция). Утверждения касаются часто встречающихся в повседневной жизни проявлений, которые внешне могут проявляться как показатели либо заболевания, либо личностного неблагополучия. Фиксируются ответы "нет".

Обработка опросника всегда начинается с контрольной шкалы. Если ее результат слишком высокий, то не рекомендуется обрабатывать результаты опросника.


Метод тестов. Достоинства и недостатки метода тестов.

Метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике. Под тестами следует понимать методики, которые состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами, и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения.

Достоинства метода тестов

1) стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя), на роль которого можно подготовить даже лаборанта со средним образованием. 2) оперативностью и экономичностью. Типичный тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых не требуется много времени Тестированию одновременно подвергается группа испытуемых. 3) количественным дифференцированным характером оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам. Количественный характер тестовых результатов дает возможность применить хорошо разработанный аппарат психометрики, позволяющий оценить, насколько хорошо работает данный тест на данной выборке испытуемых в данных условиях;

4) оптимальной трудностью. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 50 % из максимально возможного количества баллов. Это достигается за счет предварительных испытаний – психометрического эксперимента (или пилотажа). Если в ходе пилотажа становится известным, что с заданием справляется примерно половина из обследованного контингента, то такое задание признается удачным, и его оставляют в тесте;

5) надежностью. Это, наверное, самое главное достоинство тестов в образовательной психодиагностике. Лотерейный характер современных экзаменов с вытягиванием счастливых или несчастливых билетов давно уже стал притчей во языцах. Лотерейность для экзаменующегося здесь оборачивается низкой надежностью для экзаменатора – ответ на один фрагмент учебной программы, как правило, не показателен для уровня усвоения всего материала. В отличие от этого любой грамотно построенный тест охватывает основные разделы учебной программы (тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности). В результате возможность для «хвостистов» выбиться в отличники, а для отличника вдруг провалиться резко сокращается; 6) справедливостью. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора. Хороший тест ставит всех в равные условия. 7) возможностью компьютеризации. Недостатки метода тестов

1) опасность «слепых» (автоматических) ошибок. Испытуемый не понял инструкции и стал отвечать совсем не так, как требует стандартная инструкция, возник сдвиг в приложении трафарета-ключа к бланку ответов (при ручном, некомпьютерном подсчете баллов) и т. п. 2) опасность профанации. Все проблемы предполагается решать с помощью 2–3 тестов – на все случаи жизни. К количественному тестовому баллу приклеивается новый ярлык – заключение, создающее видимость соответствия диагностической задаче. Примером такой профанации может служить повальное использование клинического теста MMPI для отбора кадров в нашей стране. 3) отсутствие доверительной обстановки. 4 ) потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифицированные тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов.


24. Тестовые нормы.

Тестовые нормы — количественные и (или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения. В качестве таких критериев выступают статистические показатели выборки стандартизации, а также различные признаки-симптомы, свидетельствующие о том или ином уровне выраженности диагностируемых качеств.

Тестовые нормы расчит раздельно для: 1- каждой возрастной группы (это обяз услов для тестов общ способностей); 2- для отдельных контингентов больных; 3- для представ различн проф групп; 4- в зав от пола; 5- в зав от уровня образования.

Виды тестовых норм

Нормы развития: 1.собственно возрастные нормы – умственный возраст (шкалы Бине-Симона). 2.эквивалентный класс – с помощью понятия эквивалентный класс интерпритируются показатели тестов достижения в обучении. Все тесты этого типа применяются для обследования учащихся.

внутригрупповые нормы. Описания почти всех современных стандартизованных тестов в той или иной форме содержат данные о внутригрутовых нормах. С помощью таких норм индивидуальное выполнение оценивается в соответствии с выполнением наиболее сопоставимой нормативной группы. Внутригрупповые показатели имеют единый и четко определенный количественный смысл и могут быть надлежащим образом использованы в рамках большинства методов статистического анализа.

специфические нормы. Для решения проблемы сопоставимости тестов и согласованности норм используется несколько подходов.

1. составление с помощью эквипроцентильного метода таблиц эквивалентности. 2. стандартизация тестов для более узкой популяции релевантной специфическим целям какого либо теста. В таких случаях границы нормативной популяции должны быть чётко определены и преведены вместе с новыми.

Так же существуют локальные нормы котор разрабатываются для конкретных соц единиц.

ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ НОРМ

При попытках осуществить сравнение между тестами независимо от вида показателей тестов их всегда следует приводить вместе с названием теста в котором они получены. Поскольку тестовые показатели нельзя интерпритир в отрыве от конкретного теста.

Существуют три основные причины систематических изменений результатов, полученных одним и тем же индивидом в различных тестах.

1- тесты, даже если одинаково называются, могут различаться содержанием

2- могут оказаться несравнимые единицы измерения

3- характер выборок стандартизации, использованных при определении норм для разных тестов, может оказаться различным.


Методы диагностики памяти

1. 10 слов (десять слов по пять серий, и 1 отсроченная через 20 мин). Изучение механической кратковременной и оперативной памяти, также позволяет сделать некоторые выводы о сост-и сферы внимания и о динамике процесса запоминания.

2. запоминание предложений и рассказов. На изучение смысловой кратковременной и оперативной памяти.

3. пробы на интерференцию (2 группы по три слова, 2 фразы, 2 рассказа).

4. методика опосредованного запоминания (А.Н. Леонтьев). Исп-му зачит-ся 10-15 слов. Ему необходимо подобрать к каждому слову карточку с похъодящим по смыслу рисунком (рисунки на карточках не являются прямыми иллюстрациями слов. Иссл смысловой памяти

Пиктограмма


Методы диагностики внимания

1) Корректурная проба (тест Бурдона 1995) б ланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).оценивается: концентрация, устойчивость, переключаемость внимания.

2) счет по крепелину. В большой столбец записывалось много однозначных чисел, которые испытуемый должен складывать в уме. Результаты оценивались по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных при этом ошибок.

3) Таблицы шульте случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки быстрого их нахождения по порядку. Шкалы: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость

4) красно-черная таблица Шульте-Горбова Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.013 с.)