Тюменский архитектурно-строительный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тюменский архитектурно-строительный



ТЮМЕНСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

 

 

 

К У Л Ь Т У Р О Л О Г И Я

варианты контрольных работ и методические указания для студентов заочного отделения

Всех специальностей.

 

Тюмень - 2007 год.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………….3-6

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы……………7-9

Варианты тем контрольных работ по культурологии………………………...10-59

Вопросы к зачету по курсу «Культурология»………………………………….60-61

Список литературы и Интернет-ресурсов по культурологии…………….......61-62

Словарь терминов……………………………………………………………….62-69

Демонстрационный вариант Интернет-тестов………………………………...69-74

Приложение…………………………………………………………………………75

I. Пояснительная записка

ГСЭ.Ф.04 Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

 

Цель дисциплины: познакомить студентов с категориальным аппаратом культурологии, дать представление о специфике и закономерностях развития мировой культуры, научить различать мировоззренческие установки различных исторических и национальных культур, понимать, как специфика той или иной культуры будет проявляться ее носителями по отношению к социуму.

 

Задачи дисциплины: определяются выше обозначенной целью и раскрываются, как формирование способности понимать специфику различных культур, выявлять их исходные мировоззренческие установки и иерархии ценностей, влияние последних на развитие общества, сознавать роль мировоззрения в духовной сфере и культуре, в первую очередь в культуре России, формулировать собственную мировоззренческую позицию, исходя из поставленных в рамках дисциплины проблем, сознательно усвоить систему ценностей, позволяющую выпускнику ТюмГАСУ добросовестно осуществлять свою профессиональную деятельность, не испытывая внутреннего разлада с самим собой.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление:

об историко-культурном процессе, основных типах исторических и национальных культур;

Знать:

основные культурные парадигмы, основные системы ценностных установок различных цивилизаций;

Уметь:

формировать собственное мировоззрение и оценивать мировоззрения других, ориентироваться в различных системах ценностей, оценивать системы ценностей тех лиц, с которыми студенту предстоит встречаться в его повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности;

Иметь навыки:

творческого, критического мышления, вычленения систем ценностей различных видов, составления представления о возможных типах поведения лиц, обладающих различными системами ценностей.

II.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

1. 1. Тематический план

Название темы лекции семинары
1. Структура и состав современного культурологического знания.    
2. Понятие и функции культуры.    
3. Морфология культуры.    
4. Типология культуры.    
5. Межкультурные коммуникации.    
6. Культура и природа.    
7. Культура и глобальные проблемы современности.    
  ВСЕГО:    


1. 2. Содержание дисциплины

Лекция. Тема 1. Структура и состав современного культурологического знания.
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология, экология культуры. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Артефакт как эмпирическое основание исследования культуры.

Лекция. Тема 2. Понятие и функции культуры.
Понятие культуры и цивилизации, субъект культуры. Язык и символы культуры; культурные коды, ценности, нормы и традиции. Функции культуры.

Лекция. Тема 3. Морфология культуры.
Культурогенез и динамика культуры в трудах зарубежных и отечественных исследователей:
- теория циклов культуры (Вико, П. Сорокин);
- теории эволюции локальных культур (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби);
- формационная теория развития культур (К. Маркс, Ф.Энгельс);
- концепция "осевого времени" в развитии культур (К. Ясперс)

Семинар и лекция. Тема 4. Типология культур.
Этническая и национальная; восточная и западная типы культур; специфическая и "серединные" культуры; локальные культуры.

Семинар. Тема 5. Межкультурные коммуникации.
Культурная самоидентичность; элитарная и массовая культура; культурная картина мира. Место и роль России в мировой культуре.

Семинар. Тема 6. Биосоциальные факторы культуры.
Культура и природа. Культура и общество. Экокультура и экология культуры. Социальные институты культуры

Семинар. Тема 7. Культура и глобальные проблемы современности.
Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культурные традиции и культурная модернизация.
Кризис культуры XX века и пути его преодоления.
Концепции современных западных и отечественных исследователей о будущем культуры.

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

Одной из форм организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения является подготовка и написание контрольной работы. Контрольная работа - это самостоятельное раскрытие, углубление и расширение в письменной форме проблем курса "Культурология" на основе использования рекомендуемой литературы, учебных и справочных материалов, научных статей, брошюр и монографий.
При этом виде деятельности студенты вырабатывают навыки самостоятельного углубленного изучения той или иной темы курса "Культурология ", формируют умения работать с книгой, первоисточником, библиотечным каталогом, учатся сопоставлять различные точки зрения, анализировать, обобщать, последовательно и логично излагать материал.
Вместе с тем, контрольная работа является средством проверки знаний студентов, их умения работать самостоятельно, творчески. По ее содержанию можно судить о том, насколько глубоко студент усвоил изучаемый материал, как разобрался в использованной литературе, в какой помощи нуждается. Качество работы учитывается преподавателем на зачете.
Работа должна быть выполнена аккуратно, со ссылками на изученную литературу, содержать выводы, список использованной литературы. В соответствии с учебным планом студент должен выполнит одну контрольную работу по курсу "Культурология". Главным условием для определения темы является первая буква фамилии студента в соответствии с данной таблицей:

АБВ - 1, ГДЕ - 2, ЕЖЗ - 3, ИКЛ - 4, МНО - 5, ПРС - 6, ТУФ - 7, ХЦЧ - 8,

ШЩ - 9, ЭЮЯ - 0.

Каждый студент в соответствии с первой буквой своей фамилии может выбрать одну тему работы под любым номером, оканчивающимся на данную цифру. Например, для “Н” можно выбрать темы 5, 15, 25 и т.д.

Прежде чем приступить к написанию текста контрольной работы, следует сначала познакомиться с литературой по избранной теме. Лучше всего это сделать путем чтения учебных пособий, справочных изданий и рекомендованной литературы, освещающих те разделы культурологической науки, к которым относится конкретная тема.

Выполняя контрольную работу, следует давать четкие ответы на поставленные вопросы. Совершенно недопустимо писать контрольную работу путем механического копирования отдельных мест из учебников, учебных пособий, брошюр и статей. Работа выполняется на основе самостоятельного, творческого использования рекомендованной литературы. Содержание контрольной работы должно соответствовать вопросам и четко раскрывать их.
Основные правила оформления контрольных работ по культурологии.
1. Контрольная работа принимается в отпечатанном виде в формате А4.
2. Первая страница тетради является заглавной (титульной). На ней указывается название вуза, кафедры, дисциплины, номер и название избранной темы, полностью фамилия, имя и отчество студента, курс, группа, номер зачетной книжки, домашний адрес (см. Приложение).

3. На второй странице пишется название и план контрольной работы или перечисляются контрольные задания, которые нужно выполнить в рамках выбранной темы. Каждый вопрос нумеруется порядковой цифрой. Вариант помимо основных пунктов может иметь и подпункты, которые следует нумеровать прописными буквами. Введение и заключение нумеровать не нужно. После введения, заключения и каждого вопроса в плане указывается в скобках страница тетради, на которой они начинаются.
4. С большим вниманием следует отнестись к оформлению списка изученной при выполнении контрольной работы литературы. Этот список под заголовком "Литература" помещается в конце работы. Учебные пособия, справочные издания, монографии, статьи, брошюры и другая литература с указанием полного названия, места и года издания располагаются в списке по авторам в алфавитном порядке. После названий журнальных и газетных статей в списке указывается название, номер и год соответствующего журнала или газеты.
5. Переход от одного вопроса варианта к другому в тексте контрольной работы выделяется соответствующей цифрой.
6. Страницы контрольной работы нумеруются. На каждой странице оставляются поля обычной ширины для замечаний рецензента.
7. В конце работы ставится дата ее выполнения и подпись студента, выполнившего данную работу.
8. Контрольная работа должна иметь хороший внешний вид. Писать ее надо грамотно и аккуратно, разборчивым почерком, без помарок, либо использовать для набора текста компьютер. Сокращать слова в тексте запрещается. Перед отправкой на проверку контрольную работу следует внимательно прочитать и исправить все замеченные ошибки и описки.

Контрольная работа оценивается отметками «зачет» или «не зачет» и возвращается студенту. «Зачет» ставится в том случае, когда контрольная работа по форме и содержанию отвечает поставленным требованиям: раскрыты все пункты плана работы и контрольных вопросов и соблюдены все правила оформления. Зачет за контрольную работу позволяет студенту сдавать устный зачет по культурологии. Без зачтенной контрольной работы студент к устному зачету по культурологии не допускается.

Контрольная работа должна быть сдана на кафедру гуманитарных и социальных наук (аудитория 355 нового учебного корпуса) до начала учебной сессии.

IY. ВАРИАНТЫ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ К

КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ».

ЗНАНИЯ.

1. Культура как основное понятие культурологии.

2. Материалистические и идеалистические определения культуры, проблема синтеза.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме контрольной работы.

4. Тестовые задания к теме:

а) Термин «культурология» для обозначения особой дисциплины, изучающей

культуру как «самостоятельную упорядоченность феноменов», - предложил

использовать…

1) Отечественный исследователь 1980-х гг. Ю. Лотман;

2) Автор книги «Первобытная культура» Э. Тайлор;

3) Лауреат Нобелевской премии В. Оствальд в начале ХХ века;

4) Американский антрополог Л. Уайт в 1960-х гг.

б) Область культурологического знания, которая изучает каждую отдельную

культуру как уникальное и оригинальное явление, сравнивает разные культуры

между собой – это…

1) История культуры;

2) Социология культуры;

3) Культурная антропология;

4) Прикладная культурология.

в) Для терминов «культурология» и «культурная антропология» справедливо

утверждение…

1) Термин «культурология» отражает европейскую традицию в исследовании культурных процессов, а термин «культурная антропология» характерен для американской науки;

2) Культурная антропология исследует человека как субъекта культуры, особенно в условиях первобытного общества, культурология шире в предметном и теоретическом отношениях;

3) Культурная антропология и культурология автономные гуманитарные дисциплины;

4) Культурная антропология и культурология имеют общий предмет исследования – культуру человеческого общества.

г) Наука, изучающая различные свойства знаковых систем как способов

коммуникации между людьми – это…

1) Символизм;

2) Текстология;

3) Семиотика;

4) Филология.

д) Функция культурологии связанная с определением тенденций развития

культурных процессов - …

1) Оценочная;

2) Прогностическая;

3) Нарративная;

4) Дескриптивная.

Литература:

Антология исследований культуры. СПб., 1997, 562 с.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991, 385 с.

Культурология: основы и истории культуры. СПб., 1996, 340 с.

Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997, 690 с.

 

Тема 3: КУЛЬТУРА И ЧЕЛОВЕК

 

1. Проблема происхождения человека и культуры.

2. Инкультурация – процесс усвоения культуры человеком.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме контрольной работы.

4. Тестовые задания к теме:

а) Для процесса культурогенеза характерно…

1) Постоянное возникновение феноменов ранее не существовавших;

2) Повторение одних и тех же этапов;

3) Консервация существующих форм;

4) Возвращение к исходному состоянию.

б) Важнейшие виды человеческой деятельности, переплетаются с игрой, полагал…

1) Й. Хейзинга

2) Г. Риккерт

3) К. Леви-Стросс

4) Э. Кассирер

в) Согласно З. Фрейду первоэлементами культуры являются…

1) тотем и табу;

2) трудовая деятельность человека;

3) оперирование знаками и символами;

4) игра.

г) Основателем теории палеоконтактов считается:

1) С.Лем;

2) Ч.Хой Хорт;

3) К.Э Циолковский;

4) С.А.Аррениус.

д) Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа?

1) антропоморфизм;

2) филогенез;

3) инкультурация;

4) антропосоциогенез.

Литература:

Феномен человека. Антология. М., 1993, 218 с.

Это – человек. Антология. М., 1995, 460 с.

Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994, 320 с.

Гуревич П.С. Философская антропология. М., 2001, 246 с.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,

1994, 357 с.

 

О КУЛЬТУРЕ.

1. Проблемы культуры в трудах просветителей.

2. Культурологическая концепция З.Фрейда.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме контрольной работы.

4. Тестовые задания к теме:

а) По мнению, Н. Бердяева культура имеетосновы

1) Гуманистические;

2) Материальные;

3) Религиозные;

4) Рациональные.

б) З. Фрейд полагал, что культура ограничивает антисоциальные влечения людей, предоставляя вытесненным влечениям выход на основе…

1) Инстинктов;

2) Агрессии;

3) Коммуникации;

4) Сублимации.

г) Прежде всего, нужно познать мир созданный человеком, т.е. мир культуры, первая интерпретация которого была предложена поэтами, полагал…

1) Д. Вико;

2) И. Гердер;

3) Ш. Монтескье;

4) И. Кант.

д) Важнейшие виды человеческой деятельности, переплетаются с игрой, полагал…

1) Й. Хейзинга;

2) Г. Риккерт;

3) К. Леви-Стросс;

4) Э. Кассирер.

Литература:

Левяш И.Я. Культурология: курс лекций. М., 1998, 260 с.

Мир философии: книга для чтения. Часть 2. М., 1991, 534 с.

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997, 712 с.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. 675 с.

 

ВОСТОКА.

1. Мифологические, религиозные и научные представления в культуре Древнего Востока (Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древний Израиль и Иудея) (по выбору).

2. Концепция “осевого” времени К.Ясперса.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме контрольной работы.

4. Тестовые задания к теме:

а) Семейно-клановые отношения ставятся выше государственных в культуре, основанной на вере в единого бога

1) Западноевропейской;

2) Мусульманской;

3) Античной;

4) Современной.

б) В основе формирования этнических и национальных культур лежит…

1) Единство языка;

2) Совместное проживание людей на определенной территории;

3) Единство происхождения;

4) Общность религиозных представлений.

в) Смысл жизни человека разгадать загадку жизни выйти из колеса рождений,

прекратить путь страданий – этот постулат лежит в основе ______ культуры

1) Античной;

2) Мусульманской;

3) Индийской;

4) Западноевропейской.

г) Особенностью истории восточного мира не является…

1) Наличие революций;

2) Преемственность традиций и обычаев;

3) Отсутствие радикальных революционных разрывов;

4) Прочное положение религий как фундамента культуры.

д) Кто является основателем буддизма…

1) Заратустра;

2) Лао-Цзы;

3) Сиддхартха Гаутама Шакьямуни;

4) Конфуций.

Литература:

Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и искусство. М., 1998, 627 с.

Древний Восток и мировая культура. М., 1991, 405 с.

Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. \\ Под ред.Б.С.Ерасова. М., 1998, 215 с.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991, 451 с.

Тема 16: КУЛЬТУРА ЯПОНИИ.

1. Традиционные религиозные представления Японии.

2. Художественная культура и обычаи японцев.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме.

4. Тестовые задания к теме:

а) Особое эстетическое отношение к природе, умение максимально использовать ее ресурсы, верность национальным традициям, характерны для локальной культуры

1) японской;

2) античной;

3) мусульманской;

4) индийской.

б) Какие типы сооружений отражают буддийские традиции в архитектуре? Выберите правильный вариант ответа:

1) костел;

2) минарет;

3) ступа;

4) базилика.

в) Кто из ученых, никогда не бывавший в Японии, исследовал ее культуру и написал книгу-бестселлер о ней «Хризантема и меч»?

1) М.Мид;

2) Р.Мертон;

3) Р.Бенедикт;

4) М.Вольфенштейн.

Литература:

Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т. М., 1998.

Основы религиоведения. Под ред. Яблокова И.Н. М., 1994, 437 с.

Сабуро И. История японской культуры. М., 1972, 372 с.

Япония: культура и общество в эпоху НТР. М., 1998, 254 с.

 

СТРУКТУРЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

1. Философия и искусство как вершины античной культуры.

2. Н.Данилевский о значении и месте античной культуры в культуре общечеловеческой.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме.

4. Тестовые задания к теме:

а) Выберите правильное понимание термина «золотое сечение»:

1) один из видов построения сюжета в литературном произведении;

2) один из основных художественных приемов в современном сюрреализме;

3) способ плоскостного построения художественного произведения;

4) математическое соотношение пропорций, когда целое так относится к

своей большей части, как большая к меньшей.

б) Как обозначают один из условных принципов античной эстетики:

1) гармония;

2) тождество;

3) созвучие;

4) подражание.

в) К какому историческому типу культуры относится характеристика, данная А.Ф. Лосевым: "Культура внеличностна, построена на восприятии космоса объективно-материальным, одушевленно-разумным и чувственным. Космос абсолютен. Все существует только в космосе, и ничего кроме него нет. Основное представление о мире... сводится к тому, что это есть театральная сцена. А люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят... Приходят они с неба... и уходят они туда же и там растворяются, как капли в море. А земля — это сцена, где они исполняют свою роль. Кто-то спросит: какую же пьесу разыгрывают эти актеры? отвечу: сам Космос сочиняет драмы и комедии"?

1) культура Древнего Египта;

2) античная культура;

3) культура Древней Индии;

4) средневековая культура.

г) В античный период цивилизация рассматривалась как..

1) степень развития личности и межличностных отношений;

2) технический способ выживания человека и приспособления человека к миру;

3) неорганическое состояние культуры;

4) форма существования гражданского общества.

д) Какой смысл греки вкладывали в понятие «пайдейя»?

1) взросление человека, накопление им жизненного опыта;

2) воспитание ребенка;

3) воспитание достойного гражданина;

4) обучение ребенка.

Литература:

Боннар А. Греческая цивилизация. В 2-х книгах. Ростов-на-Дону, 1994.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 469 - 477.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1980,

546 с.

 

ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

1. Христианство как духовный стержень средневековой культуры.

2. Типы средневековой культуры (храмовая, рыцарская, городская, фольклор).

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме.

4. Тестовые задания к теме:

а) Укажите одну из существенных черт духовной культуры Средневековья:

1) преобладание в религиозной культуре элементов светской культуры;

2) духовная культура Средневековья – это элитарная культура отцов церкви;

3) психологическая самоуглубленность, поиск спасения души в исповеди и

очищении;

4) смесь языческих верований, мистицизма и религии?

б) Как называется элемент смеховой культуры, преувеличенно смешное, искаженное подобие чего-либо:

1) скетч;

2) эпиграмма;

3) басня;

4) гротеск?

в) Укажите на одну из основных черт духовной культуры Средневековья:

1) духовная культура Средневековья – это добродетели рыцарской

культуры;

2) духовная культура Средневековья основана на разъяснении Библии;

3) главное в духовной культуре Средневековья – борьба с язычеством;

4) духовной культуре Средневековья присущ дух аристократизма и

элитарности.

г) Амбивалентность как специфическая особенность художественных образов народной смеховой культуры Средневековья нашла отражение в работах отечественного культуролога…

1) Н.Бердяев;

2) М.Бахтин;

3) Э.Ильенков;

4) С.Булгаков

д) Назовите направление в западноевропейском искусстве ХII-XIY веков, являющееся по своей сути культовым; характеризуется господством линии, вертикальным построением композиции, а также тесной связью скульптуры и архитектуры:

1) ампир;

2) романтизм;

3) барокко;

4) готика.

Литература:

Библия или Новый Завет (любое издание).

Иванов К.А. Многоликое средневековье. М., 1996, 431 с.

Лобковиц Н. Христианство и культура. \\Вопросы философии, 1993, №3.

Миркин З.,Померанец Г. Великие религии мира. М., 1995, 534 с.

ЕВРОПЫ.

1. Роль городов как центров образования и науки в Средневековой Европе. Особенности архитектуры Средневековья.

2. Крестовые походы и их влияние на развитие культуры европейского Средневековья.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме.

4. Тестовые задания к теме:

а) Какое качество в Средние века составляло высшую ценность в кодексе рыцарства:

1) религиозность;

2) целомудренность;

3) рыцарская честь;

4) щедрость.

б) Как называется старинная студенческая песня на латинском языке:

1) гимн;

2) эпиталама;

3) гаудеамус;

4) ода.

в) Какие архитектурные стили характерны для Западной Европы в средние века?

1) дорический, ионический, коринфский;

2) романский и готический;

3) эклектика и модерн;

4) барокко и рококо.

г) Как называется система теоретического обоснования религиозной веры:

1) теизм;

2) теология;

3) телеология;

4) атеизм.

д) Укажите на одну из существенных черт культуры Средневековья:

1) объяснение земных явлений посредством вмешательства внеземных сил;

2) критическая интерпретация языческих верований с позиции религии;

3) плюрализм в толковании религиозных догматов;

4) каноничность, выраженная в опоре на труды отцов церкви и правила

религиозной деятельности.

Литература:

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972, 344 с.

Иванов К.А. Многоликое средневековье. М., 1996, 431 с.

Кармин А. Культурология. С-Пб., 2001, 830 с.

 

МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

1. Исторические предпосылки возникновения христианства.

2. Православие, католицизм и протестантизм как версии христианства.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме.

4. Тестовые задания к теме:

а) Какие священные книги входят в Библию?

1) Ветхий завет и апокрифы;

2) Новый завет и апокрифы;

3) Евангелия и апокрифы;

4) Новый и Ветхий завет.

б) Три основные течения в христианстве:

1) Католицизм, адвентизм, буддизм;

2) Православие, лютеранство, католицизм;

3) Протестантизм, православие, католицизм;

4) Протестантизм, иудаизм, синтоизм.

в) Всемирный центр католицизма находится в…

1) Вене;

2) Париже;

3) Ватикане;

4) Венеции.

г) Высший духовный сан в православии:

1) Папа Римский;

2) Католикос;

3) Патриарх;

4) Архимандрит.

д) Какое из перечисленных определений соответствует термину «инквизиция»?

1) господствующий класс средневекового общества;

2) судебно-полицейская организация в католической церкви;

3) руководство, указание, свод правил:

4) надзор за правильностью действий учреждений и лиц в порядке контроля.

Литература:

Вебер М. Избранные произведения.\\ Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990, 553 с.

Кинг М.Л. Любите врагов ваших.\\ Вопросы философии, 1992, № 3.

Миркина З., Померанец Г. Великие религии мира. М., 1995.

Митрохин Л.Н. Протестантизм как феномен европейской культуры.\\ Протестантизм. Словарь. М., 1990, 327 с.

Рашкова Р.Т. Место и роль католицизма в истории европейской цивилизации.\\ Протестантизм. Словарь. М., 1991, 486 с.

Тема 25: РЕЛИГИИ МИРА.

1. Дайте определение религии. Раскройте сущность этого понятия.

2. Заполните таблицу:

  Название религии   Основатель   Время и место распространения С Страны, где указанная религия получила распространение

3. Составьте словарь понятий к теме контрольной работы.

4. Тестовые задания к теме:

а) Мировыми религиями являются:

1) иудаизм, христианство, синтоизм;

2) ислам, христианство, буддизм;

3) зороастризм, ислам, индуизм;

4) конфуцианство, буддизм, христианство.

б) Как называется вторая христианская часть Библии?

1) Пятикнижие;

2) Псалтырь;

3) Новый Завет;

4) Евангелие.

в) Какая из мировых религий является наиболее ранней по происхождению?

1) христианство;

2) буддизм;

3) ислам;

4) все перечисленные религии возникли одновременно.

г) Как переводится греческое слово «biblia», от которого произошло название Библии?

1) святыня;

2) книга;

3) притча;

4) поэма.

д) Как называется система взглядов отвергающих религиозные представления, веру в бога, в бессмертие души, в потусторонний мир и в религию в целом?

1) религиозный анархизм;

2) атеизм;

3) свобода совести;

4) другое.

Литература:

Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и искусство. М., 1998, 627 с.

Максуд Р. Ислам. М., 2001, 302 с.

Миркин З., Померанец Г. Великие религии мира. М., 1995, 534 с.

 

ЕВРОПЕЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ.

1. Титаны итальянского Возрождения.

2. Особенности Северного Возрождения (Германия, Нидерланды, Франция).

3. Составьте словарь персоналий к теме, заполнив таблицу.

ИМЯ ВИД ИСКУССТВА

4. Тестовые задания к теме:

а) Установите соответствие между автором и художественным произведением: Данте А., Леонардо да Винчи, Дж. Боккаччо, Микеланджело:

Варианты ответов:

1)Давид;

2) Декамерон;

3) Джоконда;

4) Божественная комедия.

б) Выберите правильное понимание словосочетания «золотое сечение»:

1) один из видов построения сюжета в художественном произведении;

2) один из основных художественных приемов в современном

сюрреализме;

3) способ плоскостного построения художественного произведения;

4) математическое отношение пропорций, когда целое так относится к

своей большей части, как большая к меньшей.

в) Обозначьте одну из основных характерных черт духовной культуры Возрождения:

1) обращение к культурному наследию первобытного общества;

2) обращение к культурному наследию античности;

3) обращение к культуре современного художникам общества;

4) обращение к культуре низов предыдущей эпохи.

г) Как называется мироощущение, проникнутое жизнерадостностью и уверенностью в будущем?

1) оптимизм;

2) гедонизм;

3) футуризм;

4) утопизм.

д) Кто из отечественных культурологов разработал понятие «карнавальная культура»?

1) М.Бахтин;

2) А.Белый;

3) С.Булгаков;

4) Ю.Лотман.

Литература:

50 биографий мастеров западного искусства. М., 1968, 435 с.

Памятники мирового искусства. Искусство Италии конца ХШ-ХY вв. М., 1988, 513 с.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. С-Пб, 1991, 432 с.

 

ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

 

1. Антропоцентристские и индивидуалистические тенденции в культуре Возрождения.

2. Н.Бердяев о противоречивом характере культуры Возрождения.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме.

4. Тестовые задания к теме:

а) Кому приписывается введение в оборот термина «Ренессанс»?

1) Петрарка;

2) Леонардо да Винчи;

3) Дж. Вазари;

4) А.Данте.

б) В чем заключается гуманистическая тенденция в духовной культуре Возрождения?

1) демонстрация достоинств простого человека в пластическом искусстве

Возрождения;

2) обращение к культуре современного художникам общества;

3) демонстрация красоты человеческого тела;

4) обращение к человеку как к высшему началу бытия; вера в его

возможности, волю и разум.

в) Как называется направление в западноевропейском искусстве ХIY века, отразившее кризис гуманизма, для которого характерны утверждение неустойчивости, трагические диссонансы, власть сверхъестественных сил, субъективизм:

1) антисемитизм;

2) куртуазность;

3) маньеризм;

4) фовизм.

г) Назовите эпоху, в которой, по мысли М.Бахтина необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял официальной и серьезной культуре:

1) античность;

2) Возрождение;

3) Просвещение;

4) Новое время.

Литература:

Бердяев Н. Смысл истории. \\ Раздел “Ренессанс и гуманизм”. М., 1990, 174 с.

Баткин Л.И. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М, 1989, 437 с.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986, 327 с.

 

ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

1. Сущность и предпосылки Реформации.

2. Особенности протестантской трудовой этики и ее роль в формировании европейской культуры.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме.

4. Тестовые задания к теме:

а) Какими из перечисленных понятий можно обозначить главный вклад западноевропейской культуры в развитие человеческой цивилизации?

1) монархия и религия;

2) капитализм и наука;

3) философия и литература;

4) изобразительное искусство.

б) В 15 веке Мартин Лютер выступил против продажи церковью документов об «отпущении грехов», что послужило началом Реформации. Как назывался такой документ «об отпущении грехов»?

1) интродукция;

2) инквизиция;

3) индивидуализация;

4) индульгенция.

в) Общее название ряда западноевропейских сект, образовавшихся в результате реформации католической церкви…

1) лютеранство;

2) баптизм;

3) протестантизм;

4) православие.

г) Назовите термин, обозначающий в христианской культуре любовь к ближнему:

1) альтруизм;

2) агапе;

3) бескорыстие;

4) эрос.

д) Как называют человека, сформировавшегося в условиях западной культуры, ориентированной на «выпытывание» последних тайн природы с целью окончательного ее покорения?

1) человек разумный;

2) фаустовский человек;

3) ренессансный человек;

4) человек играющий.

Литература:

Вебер М. Избранные произведения.\\ Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990, 432 с.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали. М., 1987,

395 с.

 

ПРОБЛЕМЫ.

1. Социокультурная ситуация конца ХХ века.

2. Философия и искусство модернизма как выражение кризиса и попытки его преодоления в культуре. Постмодернизм.

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме контрольной работы.

4. Тестовые задания к теме:

а) Сегодня многие ученые говорят о «культурном апокалипсисе» XXI в.,

основной причиной которого называют…

1) утрату людьми системного характера своих ценностных ориентации в результате возрастания социальных и информационных нагрузок на психику;

2) ухудшение системы образования, медицинского обслуживания;

3) массовую деградацию человеческого генофонда в условиях экологических бедствий.

б) Преобладающей формой современных социальных отношений является…

1) разработка технологий мягких социальных взаимодействий;

2) развитие процессов стихийной локализации исторических традиций;

3) формирование общепланетарного культурно-информационного поля;

4) развитие мультикультурализма

в) Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам называется…

1) Геноцидом;

2) Депортацией;

3) Сегрегацией;

4) Дискриминацией.

г) Постмодерн, как новый тип культуры…

1) Противопоставляет друг другу безликого «массового человека» и эгоцентричного эстета-интеллектуала;

2) Предлагает эстетический гедонизм;

3) Разрушает систему символических противоположностей;

4) Возвращает к патриархальному, религиозному типу культуры.

д) Философскую базу постмодернизма составляет…

1) Признание однообразия культуры как позитивного состояния;

2) Осознание разнообразия и плюрализма форм жизни и культуры;

3) Отрицание пределов вмешательства человека в видоизменения культуры;

4) Вмешательство человека в естественные изменения природы.

Литература:

Кармин А. Культурология. С-Пб, 2001, 830 с.

Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы.\\Социально-политический журнал, 1995, № 3-5.

Мир на пороге ХХ1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.357 с.)