Возможная актуальная тематика педагогических советов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможная актуальная тематика педагогических советов



средних общеобразовательных школ

 

1.Актуальные проблемы нравственного воспитания учащихся. Критерии и показатели нравственной воспитанности.

2.Деятельность педагогического коллектива по освоению парадигмы развивающего обучения.

3.Задачи педагогического коллектива школы по формированию политической культуры учащихся и учителей.

4.Проблемы демократизации и гуманизма учебно-воспитательного процесса и пути их разрешения.

5.Роль ученического самоуправления в формировании личности учащихся.

6.Состояние качества образования в школе.

7.Задачи педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья учителей и учащихся.

8.Пути повышения роли каждого члена педагогического коллектива в укреплении финансовой и учебно-материальной базы школы.

9.О ходе выполнения Программы развития школы.

10.Творческий отчет методического объединения учителей (математики, гуманитарного цикла и так далее).

11.О работе по управлению учебным процессом и самообразованию.

12.О работе педагогического коллектива по овладению новыми информационными технологиями: опыт, проблемы, задачи.

13.Проблемы формирования нравственной устойчивости, организации самовоспитания учащихся.

14.Творческий отчет руководителя психолого-педагогической службы о ходе психологического сопровождения учебного процесса.

Приложение 14

Статья 28. Компетенция Российской Федерации в области образования

В области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат:

1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

2) правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;

3) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов Российской Федерации в иных государствах;

4) формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;

5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;

7) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

8) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений федерального подчинения, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, создание независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (аттестационной службы);

9) организация и координация материально-технического обеспечения Федеральной программы развития образования и иных целевых федеральных программ в области образования;

10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;

11) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

13) регулирование трудовых отношений, установление нор труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях;

14) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации, нострификация на территории Российской Федерации документов об образовании иностранных государств;

15) ежегодное установление доли федерального дохода, направляемой на финансирование образования. Формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования;

16) установление:

налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;

федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников;

порядка финансирования образовательных учреждений;

обязательных на территории Российской Федерации минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений, соответствующих профессионально-квалификационных групп и работников государственных органов управления образованием;

льгот различным категориям обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников;

порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита;

образовательного ценза педагогических работников;

федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

17) прямое финансирование образовательных учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

18) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования;

19) организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;

20) контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

21) установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования;

22) издание нормативных документов в пределах своей компетенции;

23) лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам.

 

Статья 29. Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования

 

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся:

1) определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;

2) законодательство субъектов Российской Федерации в области образования;

3) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

4) осуществление федеральной политики в области образования, финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам;

5) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

6) формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих организаций (по согласованию с федеральными органами управления образованием);

7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

8) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

9) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

10) установление местных налогов и сборов на цели образования;

11) установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования;

12) организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений, оказание им посреднических услуг в части материально-технического обеспечения;

13) установление дополнительных и федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

14) установление дополнительных и федеральных льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников;

15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;

16) организация подготовки, переподготовки, повышение квалификации педагогических работников;

17) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;

18) издание нормативных документов в пределах своей компетенции.

 

Статья 31. Компетенция органов местного самоуправления в области образования

 

1.Орган местного самоуправления ответственны за:

реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования;

ежегодную публикацию среднестатистических данных о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

2.К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:

1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

4) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

6) создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;

7) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

8) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

9) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

10) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

11) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.

3.Разграничение компетенции в области образования между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, регулируется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

4.Разграничение компетенции в области образования между органами местного самоуправления регулируется в порядке, установленном уставом (положением) органов местного самоуправления.

5.Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием.

 

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

 

1.Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типов и вида и уставом образовательного учреждения.

2.К компетенции образовательного учреждения относятся:

1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование банковского кредита;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

5) организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;

9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

10) установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;

11) установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;

12) разработка и принятие устава образовательного учреждения;

13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;

14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типов и вида настоящим Законом;

15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;

16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона;

17) контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

18) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;

19) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

20) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенных законом;

22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения.

3.Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся; воспитанников и работников образовательного учреждения;

5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.


Приложение 15

 

Памятка для анализа урока

 

1.Организационная сторона урока.

Руководитель школы, присутствуя на уроке, устанавливает, своевременно ли приходит преподаватель в класс, подготовлены ли пособия, оборудования, мел, доска и т.д. Готовы ли учащиеся к уроку, как проходит начало урока, санитарное состояние класса, дежурства и общий порядок, вовремя ли закончен урок.

2.Содержание урока.

Тематическая направленность и научность педагога. Устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекается ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли и увлекательно объяснение, применяются ли наглядность, чертежи, схемы, модели.

Каково содержание ответов учащихся, качество их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки.

3.Воспитывающая роль урока.

Использует ли содержание материала в воспитательных целях, приводятся ли яркие примеры из жизни нашего государства.

Важно выяснить систему требований к учащимся: приучены ли они к труду, самостоятельной работе, выполнению правил поведения. Обращает ли внимание учитель на поведение учащихся, их отношение к работе, коллективизм, дружбу, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину.


4.Методическая сторона урока:

а) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на время, затраченное на опрос, способы совершенствования знаний в процессе опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: обеспечивает ли преподаватель должную степень внимания, как привлекается класс к работе, какими приемами добивается развития мышления учащихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, принимаются ли меры к запоминанию и усвоению на уроке нужного материала, умело ли и достаточно эффективно используются возможности современных методов преподавания, привлекается ли учебник, раздаточный материал и т.д.;

в) как применяются наглядность и различные технические средства. Умело ли проводятся опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, как проводятся выполнение упражнений, решение задач, самостоятельных заданий;

д) техника задания и проверка домашнего задания;

е) ведение рабочих тетрадей, записи учащихся, как ведется проверка этих тетрадей и как проводится обучение технике составления конспектов, записей, чертежей, схем, формул, решения задач и т.д.

5.Особенности поведения преподавателя на уроке.

Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на уроке, как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учащимися.

 


Приложение 16

 

Деятельность образовательного учреждения

по управлению качеством образования:

· проведение проблемного анализа состояния образовательного процесса по обратной схеме: результаты – образовательный процесс – условия;

· определение цели деятельности школы, цели преподавания по каждому предмету или образовательной области и разработка проектов (программ) деятельности по достижению поставленных целей;

· разработку на основе государственных стандартов учебного плана школы, образовательных программ, согласование по вертикали и горизонтали единых требований к оцениванию учебных достижений учащихся по предметам и образовательным областям;

· разработку системы текущей и итоговой диагностики хода и результата образовательного процесса;

· создание системы научно-методического обеспечения образовательного процесса;

· организацию внутришкольной системы повышения квалификации педагогов и руководителей по вопросам управления качеством образования;

· разработку системы стимулирования качества образования на всех уровнях: ученик – учитель – руководитель;

· организацию системы сбора данных, информационных потоков, обработки и анализа информации, принятия на их основе управленческих решений;

· регулярное соотнесение достигнутого школьного уровня качества образования с достижениями других образовательных учреждений района, города, области, страны и мира;

· анализ удовлетворенности качество образования учащихся, родителей, образовательных учреждений других типов, предприятий, социума;

· оценки (рейтинг) образовательного учреждения органами управления образованием;

· прирост и эффективность использования ресурсов.

Показателями качества образовательного процесса в классе являются:

· определение и учет мотивов и интересов детей к учению;

· реализация учебной программы с учетом приоритетности реализации ГОСов;

· осуществление постоянной рефлексии педагогической деятельности по обратной схеме: результат – процесс – условия;

· стимулирование учения;

· использование средств объективной диагностики обученности;

· реализация разноуровневого обучения с учетом способностей здоровья детей (нормирование учебной нагрузки).

Результатами взаимодействия «учитель - ученик» являются:

· выполнение требований стандарта образования;

· уровень учебных достижений ученика в соответствии с программой образовательного учреждения;

· результаты аттестации учащихся;

· уровень воспитанности;

уровень развития ученика.


Приложение 17

Основные показатели системы образования

(образовательных учреждений всех форм собственности и ведомственной подчиненности, 1998 год)

 

Уровень образования Количество образовательных учреждений Численность обучающихся (тыс. чел.)
Дошкольное   4706,0
Общее дневные школы), в том числе:   21171,0
начальное основное полное среднее школы-интернаты для детей с недостатками умственного или физического развития   490,3 19011,7 1219,0 450,0
Начальное профессиональное   1667,0
Среднее профессиональное   2052,0
Высшее профессиональное   3597,0
Послевузовское и дополнительное профессиональное образование   898,4*
Дополнительное образование детей   8974,0**
Вечерние (сменные) образовательные учреждения   436,4

 

Примечание: * - общее число прошедших обучение за год; ** - в том числе 4379 тысяч человек в учебных группах постоянного состава, обеспечивающих реализацию программ дополнительного образования детей.  

 

Приложение 18

Тематический план курса

«Управление образовательными системами»

 

№ п/п Наименование тем Количество часов
лекции семинары Практические занятия (посещение школы)
1. Понятие системы. Виды, свойства систем      
2. Понятие закономерности управления, менеджмента, менеджмента в образовании. Философия и миссия организации.      
3. Эволюция управленческой мысли. Ведущие подходы к управлению (краткий обзор).      
4. Состояние системы образования в РФ и ее сравнение с системами образования высокоразвитых стран      
5. Управление УВП      
6. Моделирование воспитательной системы и управление ею      
7. Портрет эффективного менеджера. Профессиограмма директора школы      
8. Понятие организационной культуры, управленческой культуры руководителя      
9. Повышение квалификации учителей и аттестация педагогических кадров      
10. Государственная политика в области образования      
  Итого:      

 


Приложение 19

Тематический план курса

«Управление образовательными учреждениями»

(специализация)

 

№ п/п Наименование тем Количество часов
лекции семинары Практические занятия (посещение школы)
1. Закон РФ «Об образовании» и Типовое положение об образовательном учреждении. Основы управления образовательной системой      
2. Типы и виды образовательного учреждения      
3. Устав образовательного учреждения      
4. Компетенция и ответственность органов управления образованием      
5. Методы планирования УВП      
6. Методы контроля за состоянием УВП      
7. Управление педагогическим коллективом      
8. Инновационные процессы в управлении. Управление развитием ОУ      
9. Основы организации финансово-хозяйственной деятельности      
10. Директор школы и его заместители. Проблемы формирования команды управления      
11. Управление качеством управления      
  Итого:      

 


 

 

СтруУктура,

органы управления образованием

И их компетенция


Приложение 20

Структура, органы управления средней массовой общеобразовательной школы (900-1200 учащихся)

                                                                 
   
Совет школы
   
Общешкольный коллектив, конференция
       
Ученический совет по самоуправ лению
 
 
 
Попечительский совет
 
Педагогический совет
 
Директор школы
 
Профсоюзный комитет
 
Родительский комитет
 
 
 
   
Аттестационная комиссия
   
Медико-социолого-психологическая служба
 
1-й заместитель по УВР
 
 
   
Заместитель по воспитательной работе
 
Совет по органзиции воспитательной работы
 
Научно-методический совет
 
Зам. по научно-методической работе
 
Заместитель по УВР
 
 
   
Творческие группы учителей по разработке и реализации программы развития
 
Методический объединения учителей
       
Методическое объединение классных руководителей
 
Классные родительские комитеты
 
 
 
   
Творческие семинары, конференции
 
Учителя
 
Творческие семинары, конференции
 
Школа здоровья
 
   
Ученические советы классов
   
Досуговый центр, клубы, секции, кружки и т.д.
 
Органы управления ученической организацией
       
Ученики
 
 
   
Социум: подростковые клубы, учреждения культуры, спорта и т.д.

 


Приложение 21

Структура, органы управления образованием г. Тюмени

 
 

 

           
   
   
 
 

 


Приложение 22

Регламент работы управления по образованию администрации города Тюмени на 2002 год

  Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1. 9.00 – Планерка специалистов отделов, комитетов. 11.00 – Аппаратное совещание (тематическое) у начальника управления по выполнению целевой комплексной программы «Наши дети – наше будущее». 16.00 – Планерка у председателей комитетов, начальников отделов. 10.00 – Совет по опеке и попечительству. 14.00 – Прием документов по аттестации руководящих и педагогических кадров. 16.00 – Прием граждан по личным вопросам начальником управления, его заместителями, председателями комитетов, начальниками отделов. Семинары-совещания с организаторами детского общественного движения и старшими вожатыми УО 10.00 – Совещание с заместителями директоров по УВР образовательных учреждений. 14.00 – Прием документов на лицензирование. 10.00 – Совещание заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений
2. 9.00 – Планерка у заместителей начальника управления. 11.00 – Аппаратное совещание у начальника управления. 16.00 – Планерка у председателей комитетов, начальников отделов. 14.00 – Заседание комиссии по аттеста-ции образовательных учреждений. 14.00 – Прием документов по аттестации руководящих и педагогических кадров. 16.00- Прием граждан по личным вопросам начальником управления, его заместителями, председателями комитетов, начальниками отделов. 15.00 – Совет ГИМЦ. Посещение образовательных учреждений начальником управления. 14.00 - Прием документов на лицензирование. 10.00 -Коллегия.* 10.00 –Совет руководите-лей.**
3. 9.00 – Планерка у заместителей начальника управления. 11.00 – Аппаратное совещание у начальника управления. 16.00 – Планерка у председателей комитетов, начальников отделов. 14.00 – Консультации у специалистов отделов и комитетов. 14.00 - Заседание комиссии по аттеста-ции кадров. 16.00 – Прием граждан по личным вопросам начальником управления, его заместителями, председателями комитетов, начальниками отделов   14.00 – Заседание комиссии по аттеста-ции кадров. 15.00 – Профактив.   10.00 –Совещание с руководителями ДОУ.
4. 9.45 – Планерка у заместителей начальника управления. 11.00 – Аппаратное совещание у начальника управления. 16.00 – Планерка у председателей комитетов, начальников отделов. 14.00 – Консультации у специалистов отделов и комитетов. 15.00 – Совещание с главными бухгалтерами ОУ и УДО. 16.00 – Прием граждан по личным вопросам начальником управления, его заместителями, председателями комитетов, начальниками отделов 10.00 – Заседание конфликтной комиссии по охране прав детей. 15.00 – Совещание с главными бухгалтерами ДОУ.   10.00 –Совещание с руководителями ОУ, УДО.

 

Примечание: 1.Заседания «Родительской инициативы» по особому графику: - Конференция 2 раза в год, - Совет – 1 раз в квартал.

2.За подготовку и организацию совещаний с руководителями УО (подготовка зала, регистрации, дисциплина, явка) несет ответственность первый руководитель отдела, комитета, готовящий основной вопрос.

 

*Коллегия проводится: январь, март, май, июль, сентябрь, ноябрь.

** Совет руководителей проводится: февраль, апрель, июнь, август, октябрь, декабрь.

 


Приложение 23



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.145 с.)