Нагрузка учителей, методика составления расписаний занятий. Посещение и анализ уроков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нагрузка учителей, методика составления расписаний занятий. Посещение и анализ уроков



 

На основе рабочего учебного плана школы заместители директора школы, курирующие циклы по предметам, руководители методических объединений распределяют учебную нагрузку учителей на следующий учебный год. Этот процесс носит название тарификации, который осуществляется, как правило, в марте-апреле. Это достаточно тонкая, деликатная работа. При этом необходимо руководствоваться следующими правилами:

1.В личной беседе следует выяснить запросы учителя: сколько часов нагрузки желательно иметь учителю, в каких классах; в какие дни его следует загрузить максимально, в какие дни, часы его следует освободить от занятий; необходимо учесть, является ли учитель штатным работником или совместителем, и надо, прежде всего, удовлетворять запросы штатных учителей; при определении общей нагрузки необходимо учесть ведение учителем факультативов, кружков, секций, заведование кабинетом, классное руководство, проверку тетрадей и т.д.

2.Как бы не было сложно и трудно, но при определении приоритета необходимо его отдавать интересам школы и учащихся.

Можно встретить учителя, который желает вести нагрузку в 30 и более часов, но, однако, его совершенно не беспокоит качество проводимых уроков, самоподготовка, самосовершенствование, самообразование, качество знаний учащихся. Таких учителей, как правило, называют урокодателями. Естественно, при определении нагрузки учителя необходимо учитывать не только материальное положение учителя, но и учитывать возможности его профессионального, педагогического, методического роста, возможности посещать уроки других учителей, совершенствоваться, возможности работать с классом.

Необходимо учитывать и учебную нагрузку администраторов школы. Как правило, она должна колебаться в пределах 9-12 часов по существующим нормативам.

Методика составления расписания учебных занятий

Составление расписания учебных занятий является кропотливой и очень трудоемкой работой, которая проводится в крупных школах в последние годы завучами-диспетчерами. Но в любом случае эта работа находится под контролем заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе, и расписание утверждается директором школы. От качества составленного расписания занятий зависит всецело настрой учителя, нагрузка на них и учеников. Стало быть, и эффективность всего воспитательного процесса. При составлении расписания занятий необходимо руководствоваться определенными правилами:

1.Необходимо составителю иметь недельную нагрузку каждого учителя и его запросы, список всех учебных кабинетов, классных комнат, какие классы в какую смену будут заниматься, а также заранее следует подготовить набор определенных таблиц, которые мы даем в приложении к книге. Это:

1) занятость учителей иностранного языка по дням недели;

2) занятость учителей физкультуры, технологии, искусства по дням недели;

3) набор предметных предметов в течение учебной недели;

4) контрольная таблица занятости учителей по классам в течение недели;

5) расписание по дням недели для учителей, или, говоря другими словами, в какие часы дня недели учитель занят, какие часы у него свободны;

6) занятость учебных кабинетов по дням недели.

Затем, имея соответствующую сетку, карандашом заполнить таблицу занятости учителей иностранных языков, с учетом деления классов на подгруппы, занятости учителей труда, физкультуры, искусства, черчения, информатики. Необходимо отдать предпочтение урокам наиболее трудоемким, таким, как математика, физика, русский язык. Эти часы должны включаться в первую сетку часов. Нельзя математику ставить шестым уроком, а порою ставят даже седьмым. Необходимо учесть пожелание совместителей, приглашенных для работы в школе, потому что, как правило, они могут работать только в определенные часы, о которых они заявили. Нельзя допускать, чтобы у учителя было 3-4 подготовки в день, то есть необходимо для учителей, которые работают в нескольких параллелях, в один день ставить одну-две параллели для проведения занятий. Необходимо предусмотреть в расписании занятий наличие четной-нечетной недели, для того, чтобы можно было оптимально поставить предметы, для которых выделяется небольшое количество часов.

При прохождении и освоении данной темы мы советуем воспользоваться рекомендациями, которые даны в работе «Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография» под редакцией Т.И. Шамовой и
П.И. Третьякова. В этой книге есть глава, которая называется «Модульный подход в организации учебно-воспитательного процесса», где изложена методика подготовки расписания занятий.

В настоящее время все большее значение приобретает компьютерная система подготовки расписания занятий. Но пока программа компьютерной подготовки недостаточно разработана и в массовой практике используется не достаточно полно. Но в любом случае, компьютерную технологию подготовки расписания занятий вполне можно использовать при подготовке расписания занятий.

Готовя расписание занятий нужно учесть и такой фактор: если учитель заболел или отсутствует по каким-либо другим причинам на занятиях, кто его будет замещать в данный конкретный день – понедельник, вторник, среду и т.д.? Таким образом, подготовка расписания занятий занимает важное место в работе команды управления школой.

 

Посещение и анализ уроков

 

Урок – это основной участок учебно-воспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет и воспитание, и образование, и всестороннее развитие учащихся. Качество урока всецело зависит от кругозора, эрудиции учителя, интеллектуальной жизни школьного коллектива, семьи, внеклассной работы, методической подготовленности учителя. При всем многообразии деятельности руководителей школы, при всем многообразии тех функций по управлению, которые обязаны выполнять директор и его заместители, посещение и анализ уроков должны стоять на первом месте.

В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» пишет: «Я сделал для себя правилом: до тех, пока не побывал на двух уроках, считаю, что сегодня в школе ничего не делал. Если сегодня совещание директоров, то это значит, что два урока, которые надо было посетить сегодня, будут посещены завтра»1. Поэтому Василий Александрович считал, что руководители школы, в частности, директор школы, обязаны посещать уроки как молодых учителей, так и опытных, кто работает в школе двадцать, а то и тридцать лет. И ошибаются те руководители, которые полагают, что у педагогов с многолетним стажем можно не посещать уроки.


У опытного педагога надо посещать достаточное количество уроков только для того, чтобы он не стал похож на засушенный цветок, и для того, чтобы его опыт можно было передать в творческую лабораторию всего педагогического коллектива. Важно отметить, что необходимо посещать уроки не только по ведущим предметам: физике, математике, русскому языку и так далее. Уроки по всем предметам, которые преподаются в данной конкретной школе, должны находиться под пристальным вниманием руководителей школы.

Очень важно посещать и анализировать систему уроков того или иного учителя, уроки учителей данного методического объединения. Большое значение имеет посещение уроков всей командой управления школы для того, чтобы выработать единые требования, чтобы научиться совместно анализировать уроки данного учителя. Очень правильно делают те директора школ и их заместители, естественно, которые приглашают к себе на уроки учителей школы. Так, в частности, поступает в г. Тюмени директор 40-й средней общеобразовательной школы, кандидат педагогических наук
С.М. Десятов.

Т.И. Шамова пишет: «Если провести аналогию между многосложным учебно-воспитательным процессом, протекающим в школе, и живой кровеносной системой, то занятия – это удар в сердце. Его ритмом наполняется весь процесс познания воспитания личности. Но если занятия – это удар в сердце, то его анализ – это операция на сердце, требующая высокой компетентности, умения проникать в сущность процессов и большого такта»1.


Анализ урока, как правило, начинается с самоанализа занятия учителем. При этом он раскрывает, какие цели ставил учитель перед уроком, в чем заключается образовательная, развивающая, воспитывающая цель урока. Желательно дать характеристику класса, какую литературу использовал учитель готовясь к данному уроку, удалось ли дифференцированно подойти к учащимся. И в конечном счете, удалось ли достигнуть поставленные цели, в какой степени учитель удовлетворен ходом урока и достижениями результатов по поставленным целям. Существует множество методик самоанализа уроков учителями.

Существует не меньше методик анализа учебных занятий руководителями школы. На наш взгляд, хороший урок – это живое творчество учителя. Оно не всегда укладывается в ту или иную засушливую схему анализа, в тот или иной стандарт анализа. Вместе с тем мы считаем, что инвариантную часть анализа учебного занятия все-таки можно вычленить. Прежде всего, это умение учителя поставить, вычленить при подготовке занятия триединую цель урока. Если многие, большинство учителей, справляются с образовательной целью урока: что изучить, в какой степени, так сказать, «от и до», то представляют сложность две других цели – постановка развивающей цели урока и, особенно, воспитательной цели урока, что позволяет противникам воспитывающего обучения сочинять анекдоты, в прямом смысле этого слова, анекдоты о воспитывающем обучении. Их предостаточно. Например: однажды на урок в начальной школе учительница принесла два листка. На одном из них было написано: «корова», где знак о был выделен красным цветом: «Корова». А на другом листке тоже было написано: «карова», и буква а в первом слоге была выделена черным шрифтом. Учительница обратилась к классу: «Дети! Почему в первом слоге в одном случае я красным выделила букву, а во втором случае - черным выделила букву?» Поднялось несколько рук. Одна из девочек сказала: «Видимо, Марья Ивановна, вы сделали это потому, чтобы мы запомнили, что слово «корова» пишется с буквой о в первом слоге». «Правильно, дети», - сказала учительница. А затем начался воспитательный момент урока. Учительница рассказала о том, что мы должны быть благодарны пастуху, который рано-рано утром выводит на поля, луга стадо коров, еще раньше пастуха встают доярки и доят коров. Мы тоже должны быть благодарны дояркам за то, что мы пьем молоко. Это молоко увозят на завод, и там его рабочие перерабатывают, и потом это молоко доставляют в магазины, где мы его покупаем. И всем тем, кто занят производством молока, мы должны быть благодарны. И долго-долго учительница рассказывала о том, как много труда вкладывают многие люди в производство молока. А потом, в конце уже урока, учительница предложила написать несколько предложений, в которых встречается слово «корова». И в результате учительница в ужасе заметила, что большинство детей слово «корова» написали в первом слоге с буквой а.

Это неудивительно, потому что необходимо владеть мастерством воспитывающего обучения. Например так, как воспитывающим обучением владеет известный петербургский педагог Е.Н. Ильин.

На наш взгляд, второй инвариантной частью анализа урока является фактор интереса: в какой степени учителю на данном конкретном уроке удалось заинтересовать учебным материалом учащихся, возбудить у них интерес к данной теме – это во-первых, а во-вторых, насколько осознанно учащиеся приняли данный учебный материал, в какой степени поняли данный учебный материал, в какой степени урок освобожден от схоластики, от памяти, на которую работает учитель?

Дорогой читатель, я предлагаю Вам решить уравнение: . Уверен, что очень многие из вас напишут или скажут: «Перенесем 4 в правую сторону с обратным знаком. Получим: , или ». После этого задаю вопрос: «А почему перенесем четыре в правую часть с обратным знаком?» Убежден, что многие из вас на этот вопрос ответить затруднятся. А ведь данное уравнение решается еще в начальной школе. Даю задание сложнее: решите уравнение: = ½. Большинство напишут, что
Х = (-1)n arcsin ½ + . А теперь покажите эти углы на координатной плоскости. Простое задание оказывается очень сложным для выполнения. Эти два примера и говорят, что школа сегодня захлестнута средневековой схоластикой. Освободить урок от схоластики, сделать знания осознанными – первейшая, необходимейшая задача обучения.

При оценке занятия весьма полезно применять методику Б. Блума – американского психолога, которая состоит из нескольких частей: измерения уровня знаний, запоминания, измерения уровня понимания, о чем только что говорил, измерения уровня применения, умения анализировать, синтезировать и оценивать достигнутое и т.д.

Мы в приложении к книге даем несколько методик анализа урока. Читатели вправе использовать ту или иную методику. И опять важно подчеркнуть: нужно и при анализе урока освободиться от схоластики, от стандартного подхода к биению сердца, к ритму сердца. Тут необходимо умное, весьма деликатное прикосновение к этому процессу.

Мы не считаем необходимым останавливаться на глубоком анализе организации учебного процесса, ходе учебного процессе, считая, что это компетенция теории обучения, и меньше это касается теории и практики управления.

 

Планирование учебно-воспитательного процесса

 

Планирование учебно-воспитательного процесса в образовательных системах, в школах в частности, полностью базируется на функции планирования, осуществляемой в ходе процессного подхода к управлению. В системе образования в России действуют следующие виды планирования:

· Федеральная программа развития образования России,

· Программа развития образования региона, города,

· Программа развития образовательной системы
(вуза, средне-специального заведения, школы, ДОУ) и так далее.

В школах на основе долгосрочной программы развития разрабатываются с привлечением творческих групп учителей, всех заместителей директора годовые планы учебно-воспитательной работы. Единой формы, единого стандарта такого планирования не существует. Годовой план учебно-воспитательной работы может разрабатываться помесячно или по разделам. Названия разделов могут быть следующие:

1.Анализ учебно-воспитательной работы на год.

2.Цели и задачи учебно-воспитательной работы.

3.Выполнение Закона РФ «Об образовании».

4.Управление учебно-воспитательным процессом - этот раздел может включать в себя рабочий учебный план школы, распределение нагрузки, управление качеством образования, контроль за учебным процессом, освоение новых педагогических технологий, проведение педсоветов, административных совещаний по организации учебно-воспитательной работы и т. д.

Управление системой воспитания– раздел предусматривает мониторинг эффективности воспитательной работы, целенаправленные мероприятия управлением воспитательной работы, мероприятия по организации здорового, интеллектуального досуга учащихся, работу по развитию школьного самоуправления учащихся, а также проведение педагогических советов, административных совещаний по вопросам организации воспитательной работы и повышению ее эффективности.

6.Управление педколлективом – раздел включает в себя организацию работы с молодыми учителями, привлечение в школу талантливых учителей, взаимодействие с педагогическими учебными заведениями, работу по организации насыщенной интеллектуальной, духовной жизни педколлектива, организацию методической работы в школе, аттестацию учителей и управленческого персонала. План работы школы на год должен содержать также раздел, содержащий (7) организацию деятельности медико-социально-психологической службы.

Необходимо обязательно планировать (8) управление финансово-хозяйственной деятельностью – это важнейший раздел плана учебно-воспитательной работы. Он должен включать в себя: привлечение внебюджетных средств, бюджетное, внебюджетное финансирование, создание и использование надтарифного фонда, укрепление учебно-материальной базы, развитие поверхностного уровня организационной культуры и многое другое.

Важное направление в деятельности школы – (9) работа с родителями, деятельность родительского комитета школы, а также классных родительских комитетов. В этом разделе необходимо предусмотреть прежде всего психолого-педагогическое просвещение родителей. В школе
В.А. Сухомлинского на это в течение десяти лет обучения учащихся в школе отводилось 250 часов психолого-педагогической подготовки. Руководство классными родительскими комитетами, привлечение родителей к созданию внебюджетного фонда финансирования и другое. Очень важно привлечь родителей к организации воспитательной работы в школе. Ведь родители могут многое. Они могут руководить кружками, секциями, творческими объединениями. И они пойдут на это с большим удовольствием.

Таков далеко не полный перечень возможных разделов плана учебно-воспитательной работы в школе.

В г. Тюмени в гимназии № 49 сложилось планирование учебно-воспитательной работы в школе на год по задачно-целевому принципу, когда на основе анализа выдвигается та или иная задача и все мероприятия, которые планируются, направлены на разрешение именно этой задачи. При этом план становится более конкретным, целенаправленным. В приложении мы приводим полный вариант такого задачно-целевого планирования.

В каждой школе, можно сказать, в каждой образовательной системе есть дела, которые повторяются еженедельно, ежемесячно. В связи с этим они образуют как бы управленческий цикл. Поэтому в школах утвердилась так называемая циклограмма управления. В приложении мы приводим циклограмму управления, взятую из книги Е.А. Ямбурга «Школа для всех».

На основе годовых планов учебно-воспитательной работы составляются планы классных руководителей или на четверть, или на полугодие. Но наиболее эффективен план учебно-воспитательной работы классных руководителей, который составляется на год. Здесь также не существует какой-то единой формы планирования. Это могут быть планы работы по направлениям воспитательной, организационной работы, или по определенным разделам. В приложении мы приводим в качестве примера один из вариантов планирования своей работы классным руководителем.

Учитель-предметник также осуществляет планирование своей деятельности. Он осуществляет тематическое планирование по предмету, которое утверждается одним из завучей, как правило, в сентябре, он осуществляет поурочное планирование. Какой бы у учителя не был стаж работы, опыт работы, какового бы не было у него звания, учитель, идя на урок, обязан иметь план урока, который он дает. Здесь не может быть самомнения и переоценки своей деятельности. Об этом, о роли урока, его анализе мы подробно рассказываем в соответствующем разделе.

В практике существуют и утверждаются различные другие виды планирования деятельности школы. Важно отметить, что все они должны утверждаться директором школы или его заместителями. Каждый из заместителей директора школы тоже обязан иметь свой личный план планирования своей работы.

В деятельности руководителя школы утвердились планы, которые сейчас разрабатываются на неделю и на каждый день. Эти план, как правило, вносятся в личный дневник руководителей школы. Форма этого планирования никак не регламентируется, она создается опытом деятельности и личной организацией. Планирование будет осуществляться более успешно, более эффективно, если субъект планирования будет в совершенстве владеть системным, ситуационным подходом к управлению, а также синергетическим подходом, который занимает все большее место в управлении, хотя, на наш взгляд, ситуационный подход к управлению включает в себя синергетический подход.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.025 с.)