Система управления процессом инновацией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система управления процессом инновацией



Применительно к образовательным системам управление процессом инноваций может включать в себя следующие компоненты:

1.Если эти процессы ведутся на уровне, предположим, города, могут быть созданы при управлении образованием советы, комитеты, рабочие группы инновационной политики по ее разработке и осуществлению.

2.Это могут быть на уровне учебных заведений целевые творческие группы, центры по разработке нововведений, инновационных процессов.

3.Могут создаваться лаборатории, научные центры, которые занимаются инновационной деятельностью.

4.Оправдывает себя создание специальных фондов стимулирования инновационной деятельности, как на уровне городского управления образованием, так и на уровне учебных заведений.

5.Следует предусматривать организацию консультативной помощи в области нововведений, в частности, в г. Тюмени, например, на уровне города консультативную помощь в области нововведений, инновационных процессов в образовании осуществляет кафедра общей и социальной педагогики Тюменского госуниверситета. Могут быть и другие формы управления процессом инноваций, которые мы рассмотрим несколько позднее.

 

3.2.Эволюция инновационных идей в образовании

 

История образования – это история трудного развития педагогической мысли. Бережно оберегая традиции, образование, преодолевая всяческие барьеры вобрало в себя новаторские идеи, как в области педагогической мысли, так и в организации образования. Не иначе как кардинальным, новаторским потенциалом обладали нововведения Яна Амоса Коменского: классно-урочная система, материнская школа, метод нравов. Этим же качеством обладала теория свободного воспитания Жан Жака Руссо. Не случайно же весь тираж первого издания его книги «Эмиль, или о воспитании» конфисковали, прокляли и сожгли. В дальнейшем идея свободного воспитания Ж.Ж. Руссо получила развитие в творчестве и деятельности И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, М. Монтессори, Р. Штайнера.

И. Песталоцци спел свою лебединую песню, приложив много усилий для создания приютов для беспризорных детей, положив тем самым основу социальной педагогики, которая так востребована сегодня во всех странах мира. А ведь в свое время И. Песталоцци не понимали. Он разорялся, но творил свое великое дело для истории.

Все творчество патриарха российской педагогики, учителя учителей К.Д. Ушинского пронизано новаторским духом. Его идея народности в воспитании и обучении, не понятая и не принятая англо-французско-дворянской Россией, как никогда востребована сегодня, когда вновь Россия переживает сверхувлечение англо-германо-французской, не всегда высокой, культурой.

Уникальным нововведением в истории образования необходимо считать основание в 1919 году великим новатором С.Т. Шацким Первой опытной станции. Первая опытная станция занимала целый район. В нее входили 14 начальных школ, 2 средние, школа-колония «Бодрая жизнь», детские сады, читальни. И центральной задачей станции было исследование влияния среды на рост и развитие ребенка, использование в воспитательной деятельности всего ценного, позитивного в культуре среды, активное включение родителей в воспитательный процесс. Первой опытной станцией восхищался великий американский прагматик и педагог Джон Дъюи.

Поэтична и трагична новаторская деятельность великого советского педагога А.С. Макаренко. Он спас, даровал богатую жизнь нескольким тысячам беспризорных детей, которых покалечила война, разруха в молодой Советской России. Его теория коллектива сегодня воспринята во всех цивилизованных странах. Вместе с тем, в своей родной стране она воспринималась сложно, трудно, отвергалась, но все-таки завоевала свое место. И теория воспитания в коллективе, формирование личности в коллективе и через коллектив получила всеобщее признание. Однако, как при жизни, так и после смерти, особенно в годы перестройки, в 90-е годы, творчество А.С. Макаренко вновь испытывало гонение. К счастью, в настоящее время имя и творчество Антона Семеновича в России восстановлено, и он занял достойное место в ряду великих педагогов нашей многострадальной и могучей России.

Долго не вписывались в традиционную педагогику новаторские идеи В.А. Сухомлинского, директора Павлышской средней школы. Чиновники официальной педагогики длительное время не могли поверить в Школу радости Сухомлинского, они не признавали сказочников-детей из Павлышской средней школы, травили В.А. Сухомлинского, но сегодня, да уже и при жизни Василия Александровича, его гуманная педагогика, его отданное детям сердце получили полное признание в великом Советском Союзе и во многих странах мира. Сегодня мы относим творчество
В.А. Сухомлинского не просто к новаторству, мы его называем классиком всемирной педагогики.

Вслед за педагогической робинзонадой Ж.Ж. Руссо, педагогической поэмой А.С. Макаренко сегодня в новой России зазвучала педагогическая симфония Ш.А. Амонашвили. Считая себя учеником и последователем
В.А. Сухомлинского, Шалва Александрович создал новую школу жизни. Он одухотворил ребенка. Его школы, построенные на гуманистических идеях, распространяются по всей России.

Глубоким творческим потенциалом пронизано творчество Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и многих других новаторов России. Педагогическая практика и наука гордятся своими питомцами.

Большую роль в теоретическом анализе инновационной практики педагогов-новаторов лучших школ России сыграли такие ученые, как
В.И. Загвязинский, М.М. Поташник, В.С. Лазарев.

 

3.3.Управление инновационной деятельностью, развитием образовательных систем

 

Для анализа новаторской деятельности отдельных учителей, даже руководителей общеобразовательных учреждений вряд ли уместно привлекать теорию инновационного менеджмента. Однако, если мы анализируем инновационную деятельность учреждения образования, то тогда теория инновационного менеджмента может стать методологической базой, причем надежной методологической базой развития школы как инновационного процесса, развития образования на муниципальном, региональном уровнях.

Мы уже рассмотрели ведущие положения, понятия, категории инновационного менеджмента и считаем возможным при дальнейшем изложении данной темы более на рассмотренных явлениях уже не останавливаться.

Принимая во внимание, что образовательная политика РФ на современном этапе рассматривает управление, прежде всего, как управление развитием образовательных систем, необходимо, организуя управление этой системой, особое внимание уделить источникам идей развития школы, о чем мы уже говорили. Ведущими носителями информации о возможностях развития школы являются печатные издания. Уместно их перечислить. Это – «Учительская газета», «1 сентября» с приложением «Управление школой», «Учительский калейдоскоп», журналы: «Народное образование», «Педагогика», «Директор школы», «Лицейское и гимназическое образование», «Учитель», «Психология», «Лидер образования» и другие.

В настоящее время различные издательства выпускают большое число монографической литературы. В связи с этим, как бы не было трудно в вопросах финансирования, любая образовательная система, которая желает развиваться, а иначе нельзя, должна изыскать возможность, чтобы все эти издания были в библиотеке образовательного учреждения. Необходимо уметь перерабатывать информационный материал и составлять инновационный фонд идей разработок, технологий по различным разделам, например, содержание образования, методика обучения, организация учебно-воспитательного процесса, программа воспитательной работы, развитие творчества учащихся, работа с педагогическими кадрами и т.д.

Особая ответственность за анализ источников идей развития школы, несомненно, принадлежит заместителю директора школы по научной, или научно-методической, или опытно-экспериментальной исследовательской работе, должности которых в настоящее время предусмотрены в штатных расписаниях. По крайней мере, используя надтарифный фонд того или иного образовательного учреждения, такая должность может быть введена, потому что директор школы не в состоянии один даже прочитать все эти издания. Естественно вполне, долг заместителя директора школы (далее мы будем называть по научно-методической работе) заключается в том, чтобы привлечь к постоянному чтению научно-педагогической, периодической литературы всех членов педагогического коллектива, чаще выносить эти вопросы на заседания методических комиссий, педагогических советов, творческих объединений, на научно-практические конференции и т.д.

Инноваторам, экспертным советам, при оценке выдвинутых идей развития образовательного учреждения, образовательной системы необходимо уметь пользоваться определенными критериями. Эти критерии в литературе сегодня выглядят следующим образом:

1.Актуальность оценивания нововведения. В какой мере нововведение, предлагаемые идеи соответствуют потребностям школы, родителей, учащихся, учителей.

2.Соответствие каждой предлагаемой для выбора частной новой идеи общей идее развития конкретной школы.

3.Результативность нововведения.

4.Творческая новизна, или как мы уже говорили, инновационный потенциал данной идеи.

5.Методическая разработанность идеи. Есть ли конкретное описание, содержание, структура этапов, технология освоения.

6.Возможности потенциальных участников освоения новшеств.

7. Баланс интересов разных групп учителей по тому или иному введению. Необходимо обязательно учесть отношение учителей к предлагаемым нововведениям, все ли примут, или как много членов педагогического коллектива будут активно сопротивляться освоению новых идей.

8.Время, необходимое для освоения, оно должно быть точно определено: когда новшество будет освоено, когда новшество превратится в инновацию.

9.Каковы возможные финансовые затраты на освоение новой идеи и материально-техническое обеспечение.

10.Каковы должны быть организационные условия.

11.Какая необходима нормативно-правовая обеспеченность.

12.На сколько привлекательны новые идеи для всех участников педагогического процесса.

13.На сколько нововведение, которое предлагается, соответствует уровню последних достижений педагогической науки и практики.

И, конечно же, при выборе направления развития необходимо провести тщательный анализ предложений учителей, детей, родителей, которые выявляются с помощью собеседования, анкетирования. Необходимо обсудить отобранные идеи на заседании методических объединений, творческих микрогрупп, а в случае необходимости - на заседании педсовета, совета школы, попечительского совета и других общественных органов управления.

Вся подготовительная работа по подготовке траектории развития школы должна выразиться в исследовательском проекте предлагаемого эксперимента, который должен точно формулировать тему исследования, объект, предмет исследования, цели, задачи и гипотезу, а также критерии оценки ожидаемых результатов.

Развитие школы и любой другой образовательной системы должно иметь нормативно-правовое обеспечение. Как мы уже отмечали, нормативно-правовая база развития образования в целом страны создана и на нее необходимо опираться. Ею должен владеть каждый руководитель школы, каждый новатор.

В книге «Управление развитием школы» под редакцией
М.М. Поташника и В.С. Лазарева приведен полный перечень документов, необходимых для получения школой статуса экспериментальной площадки, для апробации новых моделей организации образования, новых типов видов школ. Нет необходимости в нашей книге приводить полный перечень, можно воспользоваться указанной книгой.

Приступая к проблеме управления развитием школы, прежде всего, необходимо:

1.Осуществить проблемный анализ внутренней и внешней среды школы на основе методологии стратегического управления.

2.Сформировать концепцию развития школы, которая бы включала: философию, миссию нового образа школы, основные направления и задачи перехода к новой школе.

3.Сформировать конкретный план действий по ведущим направлениям деятельности.

На основе этих трех положений необходимо сформировать целевую программу развития школы, которая должна предусмотреть конкретные мероприятия по решению многочисленных задач, по достижению конкретных установленных целей с указанием ответственных, временных промежутков, необходимых для выполнения, и финансовых затрат.

Данная целевая программа должна отвечать ряду необходимых требований, по которым она может быть оценена. Это, прежде всего, актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям, т.е. необходимо уметь обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных программой, которые представляют угрозу для достижения поставленных целей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа, т.е. меньше временные интервалы между соседними контрольными точками.

Самое трудное и самое ответственное дело – это умение руководителя организовать выполнение намеченной программы. Естественно, необходимо замотивировать участников выполнения программы. Это - самое основное. Четко уяснить, хорошо ли они понимают, каких результатов от них ждут, уверены ли они, что смогут получить эти результаты, видят ли они позитивные последствия для себя от участия в программе и оценивать их как более значимые, чем возможные негативные последствия, т.е. дополнительное напряжение, риск, неудачи.

Естественно, необходимо организовать контроль за реализацией программы, отслеживать, что достигается, какие есть упущения, как можно чаще проводить отчеты участников выполнения программы о выполнении тех требований, которые предъявляются к ним.

Естественно, работа над выполнением программы должна быть гласной. Необходимо уметь создать мажорный настрой всего педагогического коллектива, уверенность каждого члена коллектива в том, что намеченные цели будут решены, что они позитивно скажутся на результатах деятельности каждого члена педагогического коллектива.

В настоящее время все большее значение приобретают программы развития образования территорий. Необходимо отметить, что, пожалуй впервые, разработана и принята, утверждена Федеральная программа развития образования РФ. В Тюменской области разработана программа развития образования всей Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, городов Тюмени, Нижневартовска, Лабытнанги, Ноябрьска, районов Тюменского, Березовского и ряда других.

Методики разработки программ развития образований территории различны, но в них много и общего. Для того, чтобы уяснить сущность программы развития территории, приводим для примера составляющие компоненты Программы развития образования г. Муравленко Тюменской области, разработанная рядом авторов под руководством действительного члена Российской Академии образования, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки В.И. Загвязинского:

Введение. Концептуальные установки, общие цели и задачи программы

1.Анализ состояния культурной среды образования г. Муравленко

1.1.Культурная среда города

1.2.Состояние тенденции, основные проблемы и задачи развития системы образования

2.Программа преобразований на разных ступенях (уровнях) образования

2.1.Дошкольное образование и воспитание

2.2.Начальная школа

2.3.Средняя общеобразовательная школа

2.4.Профессиональное образование

3.Обеспечение полноценной социализации подрастающего поколения

3.1.Принципы и ориентиры воспитательной работы в городе

3.2.Система воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях

3.3.Дополнительное образование и воспитание

3.4.Координация деятельности с учреждениями культуры и спорта

3.5.Внешкольное воспитание и молодежная политика

3.6.Социальная защита и охрана прав детства

4.Целевые программы

4.1.Валеология

4.2.Экологическое образование и воспитание

4.3.Информатизация образования

4.4.Педагогические кадры

4.5.Национальное образование

5.Совершенствование управления образования

6.Психологическое сопровождение развития образования города

7.Критерии реализации и мониторинг программы

8.Материально-ресурсное обеспечение

Авторские школы

Нередко, когда говорят о развитии школ, то имеют конечную цель преобразования школы в гимназию или лицей. Но необходимо прямо сказать, что лицеи, гимназии – элитные учебные заведения, предназначены прежде всего для одаренных и высокоспособных детей. А где же столько взять? И надо ли иметь излишнее количество гимназий в одном каком-то городе? Правда, нехорошо, когда на той или иной территории нет ни одной гимназии, ни одного лицея. Это явно недостаток развития образования той или иной территории. И все-таки, в России кроме лицеев, гимназий получили развитие так называемые авторские школы. Авторскиешколы – это учебное заведение, деятельность которых построена на основе оригинальных, эффективных авторских идей и технологий. В России известны такие авторские школы, как «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского (средняя школа № 734 г. Москвы), «Школа диалога культур», которая реализована в 106 школе г. Красноярска, Боровская школа-лицей Калужской области, «Адаптивная школа» Е.А. Ямбурга (109 школа г. Москвы).

Авторские школы получили развитие в г. Тюмени. Среди них следует отметить лечебно-оздоровительную школу-лицей или многопрофильный лечебно-реабилитационный и образовательный, развивающий центр, который возглавляет кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ В.К. Волкова.

В приложении к данной книге мы приводим разговор с директором авторской школы № 11 города Тюмени Н.П. Новопашиной. Эта школа носит название «Школа русской национальной культуры», которая получила признание широкой педагогической общественности Тюмени, Тюменской области, да и России в целом.

В книге «Идеи к проектам и практика управления»
В.М. Лизинский приводит проектное предложение по созданию новых авторских школ. Всего В.М. Лизинским представлено более 80-ти различных предложений. Назовем некоторые из них: «Школа бухгалтерской подготовки», «Школа международного права», «Школа молодого политического лидера». Если эта идея где-то будет подхвачена, мы уверены, что она будет пользоваться очень большой популярностью. «Школа изучения иностранной культуры», «Школа философии», «Школа-студия классической и современной музыки», «Литература и искусство», «Театральная школа», «Школа менеджеров среднего звена», которая предусматривает изучение в средних и старших классах теорию управления, психологию управления, психологию общения, конфликтологию, делопроизводство, подбор управления персоналом, теорию и практику личного успеха, основы налогообложения. Очень интересная разработка, которая, мы уверены, будет подхвачена читателями этой книги. Мы считаем, что за авторскими школами будущее.

Не вдаваясь в подробности, мы в конце главы укажем литературу, где заинтересованному читателю можно более подробно ознакомиться с основными положениями, задумками, философией и миссией многих авторских школ.

 

Вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.036 с.)