Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии: виды учета, учетная политика, объекты и методы анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии: виды учета, учетная политика, объекты и методы анализа.



Учет — это вид деятельности, предметом которой является ин­формация. Учет предполагает сбор, обработку, классификацию, сис­тематизацию и отражение информации в специальных регистрах на каких-либо носителях. В экономической практике используются различные виды учета: финансовый (бухгалтерский), управленче­ский (оперативный), статистический, налоговый учет и др.

Общая цель всех видов учета — упорядочение информационных потоков для эффективного использования в управленческих реше­ниях и сохранение информации для архива. Финансовый (бухгалтер­ский) учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регис­трации и обобщения информации в денежном выражении об иму­ществе, обязательствах организации, их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных опера­ций. Основной задачей Бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении и обязательствах. Эта информация не­обходима как внутренним пользователям (руководителям, собствен­никам имущества организации и т.п.), так и внешним — инвесторам, кредиторам и др. Обеспечение информацией необходимо:

- для контроля за соблюдением законодательства РФ при осу­ществлении организацией хозяйственных операций и их целесооб­разностью;

- контроля за наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Основным документом финансового (бухгалтерского) учета яв­ляется баланс, который отражает деятельность организации за про­шлый период. Финансовый (бухгалтерский) учет ведется на основа­нии первичных учетных документов. Эти документы служат оправда­тельными документами всех хозяйственных операций, проводимых организацией.

Оперативная информация используется в целях принятия управ­ленческих решений, составления и анализа финансовой отчетности предприятия, долгосрочного и текущего планирования, исполнения

налоговых обязательств. Отличительной особенностью оперативной информации является ее конфиденциальность. Оперативная инфор­мация должна быть доступна только для специалистов предприятия. Управленческий (оперативный) учет — внутреннее дело каждой ор­ганизации. Для ведения этого учета могут быть использованы любые формы и регистры, разработанные самой организацией.

Все виды учета являются составной частью интегрированной управленческой информационной системы. При создании такой системы необходимо ответить на следующие вопросы:

- какая информация нужна;

- кому нужна эта информация;

- почему нужна эта информация;

- когда она необходима;

- где получить информацию;

- как должна собираться и обрабатываться информация;

- какие виды отчетов нужны и какой должна быть их регуляр­ность?

Отчеты могут быть регулярными и специальными. К регулярным отчетам относятся такие отчеты, как ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые. Специальные отчеты — это дополнение к регулярным отчетам. Специальные от­четы составляются на основе длительного наблюдения и контроля за отдельными хозяйственными ситуациями.

Согласно законодательству РФ предприятия имеют право самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учета и контроля исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики сферы и характера деятельности, квалификации персонала и других задач.

Одной из такого рода форм организации учета является внутрипроизводственная отчетность предприятия, необходимая для внутренних пользователей и содержащая данные по отдельным производственным подразделениям предприятия.

Практическая реализация такой самостоятельности выражается в обязательной разработке собственной учетной политики предприятия на очередной отчетный год, в которой должны быть определены правила и порядок учета заготовления и приобретения материальных ценностей и их оценки, учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, ее оценки и реализации.

При формировании учетной политики предполагаются имущественная обособленность и непрерывность деятельности предприятия, последовательность применения учетной политики, а также временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности. После утверждения учетной политики руководителем предприятия она приобретает статус юридического документа.

Отчетность предприятия необходима как внешним, так и внутренним пользователям. Последние, пользуясь отчетными документами, могут получать любую информацию, касающуюся текущей деятельности и перспектив предприятия. Внешним пользователям приходится довольствоваться лишь сведениями из официальных источников и строить свои выводы на информации, которую сочли возможным опубликовать внутренние пользователи.

Первым среди внутренних пользователей аналитической информации следует назвать руководство хозяйствующего субъекта. Для него именно данные отчетности являются необходимой основой для принятия управленческих решений и, что немаловажно, для оценки собственной деятельности.

Для внешних пользователей отчетность имеет огромное значение в первую очередь для получения информации о финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия. Причины такого внимания достаточно очевидны. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капитала. Привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов возможно лишь путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, т. е. в основном с помощью своей отчетности.

Организация аналитической работы на предприятии должна способствовать своевременному выявлению имеющихся на предприятии и в его подразделениях резервов и нахождению путей их реализации. Все это требует систематического проведения анализа в определенной последовательности и повышения его оперативности.

Успешное выполнение аналитической работы зависит от тщательно продуманной ее организации, т.е. планирования и соблюдения правильной последовательности проведения этой работы.

3.Планирование на предприятии как основная функция управления. Методы планирования, система планов на предприятии.

Планирование – это совокупность экономических прогнозов целей и задач, программ проектов и мероприятий, а также других инструментов позволяющих достичь установленные цели в прогнозируемой экономической ситуации, в этом смысле планирование является инструментарием сознательного экономического развития предприятия, руководством к практическому действию.

Системы планов предприятия:

1) Планы: перспективные стратегические планы развития предприятия (технического перевооружения, расширение).

2) Текущие технико-экономические планы деятельности и развития предприятия

3) Бизнес планы инвестиционных проектов (операционные планы)

4) Оперативные производственные планы (план изготовления конкретных видов продукции)

Стратегическое планирование представляет собой совокупность решений и действий, предпринимаемых высшим руководством, которые идут к разработке и осуществлению стратегий предприятия. Задача стратегического планирования – обеспечение нововведений и изменений на предприятии в достаточной степени. По своей сути предназначению стратегическое планирование является инструментом, помогающим в принятии управленческого решения. Стратегия – это всесторонний комплексный план, обеспечивающий организации осуществление ее миссии и достижение цели. План который направляет деятельность организации в течении продолжительного периода времени в постоянно меняющейся в конфликтно-деловой и социальной обстановке. План как генеральная линия поведения организации. Специфическая стратегия придает организации определенность, индивидуальность, позволяет ей привлекать определенные типы работников открывает перспективу фирмы, которая направляет ее сотрудников привлекать новых работников производить товары, работы и услуги. Миссия – это четко выраженная причина существования организации, ее основная общая цель, определяет ее предназначение. Цели – это ценностные ориентиры деятельности организации критерии принятия управленческих решений, обеспечивающих осуществление ее миссий. (см. начало след. билета)

Планирование – это совокупность экономических прогнозов целей и задач, программ проектов и мероприятий, а также других инструментов позволяющих достичь установленные цели в прогнозируемой экономической ситуации, в этом смысле планирование является инструментарием сознательного экономического развития предприятия, руководством к практическому действию.

Виды планов:

По глобальности, значимости для экономического развития и производственной деятельности предприятия:

1) Стратегические – это целеформирующие планы. Планы, определяющие роль и место, цели и задачи фирмы в национальной экономике (в экономической системе, в обозримом будущем).

2) Тактические – это целереализующие планы (обеспечивают исполнение отдельных этапов, направлений, стратегий развития).

3) Операционные – это планы, ограниченные местом, временем, содержанием и ресурсами, предназначенными для осуществления, реализации конкретных проектов или мероприятий.

По продолжительности планового периода:

1) Перспективные (краткосрочные (1,5 – 3 года), среднесрочные (3 – 7 лет), долгосрочные (7 – 25 лет)).

2) Текущие.

3) Оперативные.

По охвату целей и функций:

1) Целевые.

2) Функ-ые.

3) Комплексные.

По степени охвата орг. структур:

1) Корпорат. (по всему комплексу предприятий, входящих в корпорацию).

2) Планы предприятия.

3) Планы отдельных подразделений.

По способу разработки и исполнения:

1) Некорректир-ые (непересмотр., неизмен., жесткие).

2) Корректир-ые (пересмотр., измен. сообразно изменениям экономической ситуации) – гибкие планы.

По степени принуждения к исполнению:

1) Обязательные (директивные).

2) Указательные (индикативные).

По форме представления:

1) Неформализованные (существующие как образ в уме менеджера (предприним-ля)).

2) Формализованные (оформленные документально, письменно подтвержденные рассчетами).

Методы планирования – способы выработки плановых решений и разработки планов.

Методы:

1. Балансовый. Заключается в обеспечении в развитии и в деятельности предприятия пропорции между потребителями и ресурсами производства, между имуществом предприятия и источниками его функционирования, между доходами и расходами ее деятельности.

2. Нормативный. Заключается в определении плановых показателей деятельности и развития предприятия прямым счетом на основе стандартных нормативных значений, исходных показателей, установленных для прогнозируемой экономической системы

3. Факторный. Заключается в определении результативных плановых экономических показателей развития и деятельности предприятия путем корректировки их базовых (предшествующих) значений с учетом предполагаемых к изменению факторов

4. Программно-целевой. Заключается в последовательной иерархической структуризации целей и задач развития и деятельности предприятия по возможным направлениям и путем их достижения до конкретных программ, проектов и мероприятий, осуществление установленных целей и поставленных задач.

5.Методы математического моделирования. Группа методов, обеспечивающих выработку плановых решений на основании экономико-математического моделирования процессов развития и деятельности предприятия. Примерами данного вида могут являться:

- теория управления запасами

- линейное программирование

- теория массового обслуживания

 

4. Капитал предприятия: структура, источники формирования, показатели эффективности использования.

Капитал - это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления свей деятельности с целью получения прибыли. Независимо от организационно-правовых форм собственности каждая организация должна располагать экономическими ресурсами - капиталом, для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов. При этом характеризуется направление вложения средств. Капитал - это возможность и совокупность форм мобилизации финансовых ресурсов для получения прибыли. Можно отметить такие его характеристики как: Капитал предприятия является основным фактором производства. В системе факторов производства ему принадлежит приоритетная роль, потому что он объединяет все факторы в единый производственный комплекс. Капитал характеризует финансовые ресурсы предприятия, приносящие доход. В данном случае он может выступать изолированно от производственного фактора в форме инвестированного капитала. Капитал является главным источником формирования благосостояния его собственников. Часть капитала в текущем периоде выходит из его состава и попадает в "карман" собственника, а накапливаемая часть капитала обеспечивает удовлетворение потребностей собственников в будущем. Капитал предприятия является главным измерителем его рыночной стоимости. Прежде всего, в этом качестве выступает собственный капитал предприятия, определяющий объем его чистых активов. Объем используемого собственного капитала на предприятии характеризует одновременно и потенциал привлечения им заемных финансовых средств, обеспечивающих получение дополнительной прибыли. В совокупности с другими факторами - формирует базу оценки рыночной стоимости предприятия. Динамика капитала предприятия является важнейшим показателем уровня эффективности его хозяйственной деятельности. В принципе, капитал, являясь экономическим ресурсом, представляет собой совокупность собственного и заёмного капитала, необходимого для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации. Заемный капитал - это денежные средства или другие имущественные ценности, привлекаемые для нужд развития предприятия на возвратной и платной основе (кредиты, займы и кредиторская задолженность). Собственный капитал - это общая стоимость средств предприятия, принадлежащая ему на праве собственности, и использованная им для формирования определенной части активов. Активы, сформированные за счет инвестированного в них собственного капитала, выступают в форме чистых активов предприятия. Собственный капитал представляет собой совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления ее хозяйственной деятельности. Собственный капитал, как и заемный, нельзя непосредственно отнести к определенным объектам имущества. Капитал в балансе может быть в конкретной или абстрактной форме как ценность или как статья для напоминания: с одной стороны, эквивалент собственного капитала был или должен быть направлен на инвестиции и соответственно связан с какими-либо объектами в активе баланса, с другой - отраженные в пассиве баланса счета собственного капитала напоминают о средствах, предоставленных в распоряжение организации ее учредителями, которые больше не находятся в распоряжении организации как финансовые средства. Эти средства могли быть предоставлены учредителями при образовании организации в денежной форме либо в виде иных объектов имущества, или же в их основе лежит нераспределенная прибыль организации. Следовательно, собственный капитал организации или поступает извне, или образуется путем тезаврирования (накопления прибыли).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.048 с.)