МДОУ: д/с № 20 «Снегурочка» г. Оха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МДОУ: д/с № 20 «Снегурочка» г. Оха



Управление Образования Муниципального

образования «Охинский район»

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение: детский сад № 20 «Снегурочка»

Творческий отчет

«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Горина Татьяна Ивановна

Музыкальный руководитель

Г. Оха

Г.

 

Содержание:

Введение - 3

 

Глава I: «Теоретические основы музыкально-

ритмического и танцевального творчества

в условиях ДОУ» - 7

 

Глава II: «Организация исследования по развитию

творческих способностей детей через

музыкально-ритмические и танцевальные

движения» - 12

 

Заключение - 18

 

Список используемой литературы - 19

Приложение - 20

 

 

Введение

 

Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний.

Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

Выдающиеся педагоги Л.С.Выготский и Н.А.Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение. Почему?

Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях ДОУ возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

Главная линия – линия образных музыкально-двигательных этюдов, которые способствуют коррекции личности, ее раскрепощению.

Перед ребенком ставятся задачи воплощения того или иного образа, при этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики.

Вторая линия – овладение основными движениями: различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений.

Третья линия – танцевальные движения и танцы, особое внимание в них – общение.

 

Четвертая линия – ориентировка в пространстве.

Пятая – основная – индивидуальное творческое проявление детей в движении – импровизация.

Лучшие варианты, отобранные самими детьми, становятся основой групповых композиций.

Автор ставит перед собой цель – познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, но исполняемого под музыку танцевально.

Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.

Актуальность

 

Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

 

Проблема

 

Недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений предлагаемых программой «Гармония» в условиях ДОУ влияет на развитие музыкально-творческих способностей ребенка.

 

Цель

 

Определение уровня развития у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.

 

 

Задачи исследования

 

1. Выявить, какими творческими ЗУНами владеют дети для

выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений.

2. Исследовать изменения показателей музыкально-ритмических и

танцевальных движений в период проведения эксперимента.

3. Определить уровень развития творческих способностей у детей

после проведения эксперимента.

 

Объект исследования

 

Музыкально-ритмическая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

 

Предмет исследования

 

Уровень музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

 

Гипотеза

 

Автор предлагает, что если изменить уровень усвоения задач по развитию музыкально-ритмических и танцевальных движений и технологию их решения, то развитие творческих способностей в условиях ДОУ будет происходить наиболее успешно.

 

Методы исследования

 

I. Теоретический

Изучение и анализ психолого-педагогической, методической

литературы по данному направлению.

II. Эмпирический

1. Педагогические наблюдения

2. Эксперимент

 

 

 

Этапы исследования

 

1. Констатирующий

01.07.2002 г. – 01.09.2002 г.

На данном этапе проводилась работа по определению проблемы объекта, предмета исследования, постановки цели и задачи исследования, обработки психолого-педагогической литературы и проведение предварительного среза уровня сформированности творческих способностей детей, обработка полученных результатов.

2. Формирующий

01.09.2002 г. – 30.05.2003 г.

Задача данного этапа заключалась в организации и проведении разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности, с учетом возрастных особенностей детей.

3. Итоговый

Анализ работы формирующего этапа, проведение повторных срезов, подведение итогов.

 

 

Глава I

«Творческие основы музыкально-ритмического и танцевального творчества в условиях ДОУ»

 

Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание педагогов.

Изучение этой проблемы, насущно в связи с тем, что главное условие творческого развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

Обучение детей музыкально-ритмическим движениям и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога не только знания соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен народ выражал, осмысливал в движениях свои представления о природе, жизни, взаимоотношениях между

людьми.

Известно, что в повседневном общении люди пользуются не только языком слов, но и языком движений.

По движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке человека можно судить о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим. Каждая «единица» языка движений несет какую-либо информацию, т.е. имеет некоторое значение.

Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование музыкально-ритмических и танцевальных движений в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в музыкально-ритмических и танцевальных движениях становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.

 

 

На развитие творческого воображения особое воздействие может оказывать музыка. Это связано с ее природой: высокой эмоциональностью «повествования», абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный художественный образ.

Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей.

Формирование у дошкольников творчества в музыкально-ритмических движениях предусмотрено «Программой музыкального воспитания в детском саду» (по разделу «Музыкально-ритмические движения»). При этом в качестве средства подготовки детей к творчеству призвано выступать обучение.

Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных навыков, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий: либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выполнить их, не показывают творчества.

В таких случаях детские двигательные импровизации бедны и однообразны, движения, которые в них используются, стереотипны и неоригинальны.

Вероятно, причина подобных явлений заключается, прежде всего, в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения которых им не разъясняют.

В результате дети оказываются лишенными той содержательной «опоры», которая способствует осмыслению и яркой выразительности исполнения творческих композиций.

 

 

 

Кроме того, несмотря на относительное соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», обучению не достает продуманной систематичности.

Исходя из сказанного – одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение предполагает, прежде всего понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа.

Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его.

Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.

Другим немаловажным условием формирования и развития у детей творчества в музыкально-ритмических движениях является оптимальное сочетание в едином процессе обучающих и творческих моментов. При этом творчество должно рассматриваться в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода».

Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать образцы движений до «жестких» стереотипов.

При переходе к творческим заданиям эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольное изменение. В то же время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал, становятся дополнительным путем его изучения.

Б.В.Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое количество слуховых впечатлений.

Аналогичный подход может быть применим и к танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на самых ранних этапах обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

Детским исполнительским творчеством в ритмике называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.

 

 

 

Детским «композиционным» творчеством в танце может называться создание новых (т.е. не известных детям по обучению)

музыкально-пластических, танцевальных образов, которые воплощаются посредством языка движений и оформляются в более или менее целостной танцевальной композиции. Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа; своеобразие сочетаний, комбинирования известных движений; оригинальность в их варьировании и импровизация новой выразительной пластики; самостоятельно найденные ребенком особенности «рисунка» перемещения по игровой (сценической) площадке, определяемые характером исполняемого персонажа, ходом сюжета и соотнесенные с действиями партнера.

Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием.

Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству, и, следовательно, способствующая его развитию.

Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в танце может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала.

Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому использованию выразительных движений.

Исходя из вышеперечисленного, автор пришел к выводу, что обучение детей музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству в условиях ДОУ необходимо проводить с учетом разделения детей по их творческим способностям.

В процессе работы для повышения интереса к музыкально-ритмическому творчеству, которое содействует успешному развитию творческих способностей и достижению результатов в

 

 

 

ходе музыкально-ритмической деятельности необходимо изменять формы, методы, способы и приемы.

Именно поэтому для решения поставленной цели автором выбрана тема «Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество – как средство развития творческих способностей детей».

 

 

 

Глава II

 

«Организация исследования по развитию творческих способностей детей через музыкально-ритмические и танцевальные движения»

 

На первом этапе исследовательской работы автором проводилось теоретическое изучение предмета исследования, постановка цели и задач, планирование исследования, сбор предварительных сведений об объекте изучения, формирование гипотезы и подбор методического материала.

Исследовательская работа была организована с июля 2002 г. по июль 2003 г. на базе Дошкольного образовательного учреждения детского сада № 20 «Снегурочка» г. Оха. В эксперимент были взяты дети старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования выступила музыкально-ритмическая деятельность в ДОУ. Предметом исследования явились музыкально-ритмические и танцевальные движения.

Основная задача констатирующего этапа исследовательской работы – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических способностей при помощи таких методов исследования как наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально-ритмической деятельности), диагностика сформированности музыкально-ритмической деятельности.

В процессе исследовательской работы был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий выявить уровень сформированности музыкально-ритмических и танцевальных движений, которыми владеют дети старшего дошкольного возраста (Таблица 1). (Диаграмма 1).

Получены следующие результаты:

Музыкально-ритмические движения: высокий уровень – 25%

средний уровень – 60%

низкий уровень - 15%

танцевальные движения: высокий уровень – 10%

средний уровень - 40%

низкий уровень - 50%

 

 

 

техника/артистизм: высокий уровень – 20%

средний уровень – 50%

низкий уровень - 30%

Результаты исследования свидетельствуют о том, что уровень музыкально-ритмической деятельности на констатирующем этапе соответствует критическому, вследствие чего была начата экспериментальная исследовательская работа.

На основании полученных результатов исследований было принято решение начать работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями. Работа осуществлялась в ходе формирующего этапа исследования.

Эксперимент проводился по следующим критериям:

1. По уровню овладения музыкально-ритмическими движениями.

2. По уровню овладения танцевальными движениями.

3. По степени сфомированности технических умений.

 

Соответственно этим критериям в процессе музыкально-ритмической деятельности была взята группа из 20 детей, имеющих достаточный творческий потенциал для работы.

Занятия с данной группой проводились 3 раза в неделю, продолжительность 25-30 мин. каждое, а также индивидуально в свободное от занятий время.

Одним из главных условий развития у дошкольников творчества являются:

1. желание заниматься музыкально-ритмической деятельностью;

2. желание овладеть языком танцевальных движений;

3. сочетание в процессе обучения игровых и творческих

моментов.

В экспериментальную работу по развитию творческих способностей через музыкально-ритмические и танцевальные движения были включены следующие направления обучения:

1. Развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений,

куда входили задания направленные на овладение детьми

следующими действиями:

- выразительность

- индивидуальная манера исполнения

- умение осмыслить и сориентироваться в соответствии с музыкой

 

 

 

 

2. Развитие творческих способностей, овладение языку

танцевальных движений.

3. Совершенствование музыкально-ритмических и танцевальных

навыков.

 

В данную работу вошли следующие материалы:

1. Система развития музыкально-творческих способностей детей.

(Приложение 1)

2. Календарно-тематический план работы.

(Приложение 2)

3. Последовательность формирования творчества у детей

музыкальной деятельности.

(Приложение 3)

4. Конспект занятия в старшей группе по развитию музыкально-

ритмических и танцевальных движений на тему «Колобок –

румяный бок».

(Приложение 4)

5. Сценарий праздника «Вкусные истории».

(Приложение 5)

6. Диагностика

7. Программа кружка музыкально-ритмического и танцевального

творчества «Аленький цветочек».

 

Кружковая работа организуется с одаренными детьми, чтобы дети не теряли интерес к изучаемому материалу. Не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 2-4 занятий подряд

(для сказок 6-7 занятий). Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.

В процессе обучения автором используются игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений. В связи с этим отбирается яркий, эстетически-выразительный игровой материал в том количестве, которое необходимо для занятий.

 

 

 

На занятиях доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности и положительных проявлений; осторожность и мягкость в исправлении ошибок, при этом не употребляется оценка «плохо», но обращается внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки.

Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.

Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.

В процессе исследовательской работы содержание занятий по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями были отобраны достаточно простые доступные детям

5-6 лет движения танца, многие из которых рекомендованы Программой «Гармония» - К.В.Тарасова, Т.В. Нестеренко.

Все подобранные движения составляют некоторую систему выразительных средств, позволяющую создавать разнообразные музыкально-ритмические и танцевальные композиции.

В отборе движений помог анализ искусствоведческой литературы (К.Я.Голейзовский, Ф.В.Лопухов, А.Акишкина, К.Хано и др.)

На основе специально подобранного музыкального репертуара была разработана система музыкально-ритмических и танцевальных движений, которая включала 2 раздела: музыкальная пантомима и музыкальные движения, которые определяют основные направления обучения.

Работа над выразительностью исполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений начинается не после, а до того, как дети овладеют двигательными навыками. В процессе развития танцевальной выразительности дети учатся с помощью языка движений общаться друг с другом в танце, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственному жизненному опыту. Освоив этот материал, дети успешнее овладевают приемами перевоплощения.

 

 

Вся исследовательская работа проходила поэтапно.

I Этап работы направлен на развитие детского музыкального

воображения.

II Этап работы подчинен активному и самостоятельному

исполнению музыкально-ритмических движений на основе

накопительного опыта детей.

На итоговом этапе работы был сделан повторный срез уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных движений, который позволил выявить следующие результаты:

(Таблица 2) (Диаграмма 2).

По результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

Муз.ритмические движения: -высокий уровень – 75%, средний – 25%

Танцевальные движения: -высокий уровень – 25%, средний –75%

Техника/артистизм: -высокий уровень – 50%, средний -50%

 

Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень сформированности музыкально-ритмических и танцевальных движений достиг максимального подъема и соответствует поставленным целям и задачам исследовательской работы.

При сравнении результатов исследовательской работы на констатирующем и итоговом этапах были получены следующие результаты наглядно представленные в сравнительной таблице 3.

(Диаграмма3)

Полученные результаты полностью подтвердили гипотезу.

Прирост высокого уровня = +32%, прирост низкого уровня = -32%.

(показатели низкого уровня отсутствуют).

Результатом исследовательской работы было открытое развлекательное мероприятие «Наша хата потехами богата».

(Видеозапись прилагается).

Таким образом, сопоставительный анализ уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных движений выявил, что показатели достигнуты благодаря систематической и целенаправленной творческой педагогической деятельности педагога, изменению подхода к развитию творческих

способностей детей через разнообразные формы работы.

 

Освоение детьми старшего дошкольного возраста музыкально-ритмическими и танцевальными движениями своевременно позволяет перейти к более развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и «композиционного»).

 

 

 

Заключение

 

1. Развитие творческих способностей детей возрастает и

приводит к положительным результатам, если педагогическая

деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном

направлении реализуется в соответствии с их

подготовленностью.

2. Данный подход к обучению музыкально-ритмической и

танцевальной деятельности оказался эффективным, что

выразилось в достоверно высоких показателях при оценке

уровня овладения и продвижения в освоении программного

материала.

3. Критерии оценки диагностики существенно помогают в

уточнении направления и характера работы с детьми по

развитию музыкально-ритмического и танцевального

творчества.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Акишкина А., Хано К. Словарь русских жестов и мимики -

Токио, 1986.

2. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей:

Избранные статьи о музыкальном просвещении и

Образовании. – Л. – М., 1986.

3. Баренбойм Л.А. Путь к музыцированию. – Л. – М., 1993.

4. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение:

Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.

5. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика

музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.

6. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце.

// Дошкольное воспитание, 1991. - № 12. С. 47-55.

7. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1995.

8. Захаров Р.В. Сочинение танца. – М., 1988.

9. Королева Э.А. Ранние формы танца. – Кишинев, 1987.

10. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. – М., 1992.

11. Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные

упражнения для дошкольников: Сост. Е.М.Дубянская. – Л.,

1986. – Изд. 5.

12. Основы сценического движения / Под ред. И.Э.Коха.- М., 1986.

13. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М., 1987.

14. Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию

эстетической активности методом музыкального движения //

психологический журнал, 1989. – Т.З. - № 3.

15. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.

 

 

Приложение № 1

 

СИСТЕМА РАЗВИТИЯ

МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

I этап

 

1. Подготовка необходимой документации

2. Определение программы работы с детьми по видам

музыкальной деятельности

3. Составление календарных планов

 

II этап

 

1. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей

2. Выступление на родительских собраниях.

 

III этап

 

1. Реализация учебно-воспитательного процесса и

индивидуальной работы с детьми

2. Работа по формированию у детей творческих действий с

использованием творческих заданий

 

IV этап

 

1. Диагностика

2. Показ открытых мероприятий

3. Педагогический совет

 

Приложение № 4

Конспект занятий

Музыкально-ритмическое движение:

«Колобок – румяный бок»

В старшей группе

Дошкольного возраста».

 

Педагогический стаж – 27 лет.

В 1975 году окончила Хабаровское педагогическое училище, дошкольное отделение.

В настоящий момент имеет высшую квалификационную категорию (13 разряд ЕТС).

Обобщение опыта проходило на уровне районного и областного масштаба.

Опыт представлен диаграммами, конспектами музыкальных занятий, фотоснимками, таблицами, сценарием праздника, видеозапись, авторской программой «Аленький цветочек».

 

Актуальность

Авторский опыт ориентирован на приобщение ребенка старшего дошкольного возраста к миру музыкально-ритмической и танцевальной деятельности, позволяет развить творческие способности.

 

Новизна

Педагогом разработана система работы по развитию музыкально-ритмических движений, обосновано распределение их соответствие с индивидуальными и психолого-педагогическими особенностями дошкольника. Предложено поэтапное овладение миром движений.

 

Проблема опыта

В процессе педагогической деятельности Татьяна Ивановна обнаружила недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений предлагаемых программой «Гармония», влияющей на развитие музыкально творческих способностей старшего дошкольника. Именно поэтому была осуществлена исследовательская работа по данному направлению.

 

Функционирование опыта

Зарождение опыта работы связано с запросами родителей и интересами детей.

Апробирование опыта осуществлялось с 2000г. поэтапно.

 

 

I этап – констатирующий

1. Подбор документов и материалов по профилю работы.

2. Подбор музыкального сопровождения.

3. Изучение спроса родителей и детей на занятия данным видом творчества.

 

II этап – формирующий

1. Постановка цели и задач музыкальной деятельности.

2. Составление календарно-тематического плана работы

3. Практическая работа.

 

III этап – заключительный

1. Диагностика уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных

видов деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Подведение итогов работы.

 

Цель опыта

Определение уровня развития у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.

 

Основные задачи:

1. Выявить, какими творческими ЗУНами владеют дети для выполнения музыкально-

ритмических и танцевальных движений.

2. Исследовать изменения показателей музыкально-ритмических и танцевальных движений

в период проведения эксперимента.

3. Определить уровень развития творческих способностей у детей после проведения

эксперимента.

 

Форма обучения: групповые и индивидуальные.

 

Направление: социально – педагогическое.

 

Методы деятельности:

1. Словесные (беседы, показ, пояснение, художественное слово)

2. Наглядные (наблюдения, демонстрация видеозаписей)

3. Практические (упражнения подражательного исполнительства и творческого, показ)

4. Игровые

 

Ожидаемые результаты:

Переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и композиционного).

Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста.

 

Перспективы развития опыта

1. Конкретное распределение музыкально-ритмических и танцевальных видов деятельности

по циклам значительно совершенствует усвоение старшими дошкольниками

практических умений и навыков.

2. Предлагаемая система работы позволяет достаточно полно раскрыть индивидуальные

творческие способности ребенка.

3. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области музыкально-ритмического и

танцевального искусства позволит развить творческую инициативу, поддержать интерес

ребенка к музыкальной деятельности.

 

Управление Образования Муниципального

образования «Охинский район»

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение: детский сад № 20 «Снегурочка»

Творческий отчет

«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Горина Татьяна Ивановна

Музыкальный руководитель

Г. Оха

Г.

 

Содержание:

Введение - 3

 

Глава I: «Теоретические основы музыкально-

ритмического и танцевального творчества

в условиях ДОУ» - 7

 

Глава II: «Организация исследования по развитию

творческих способностей детей через

музыкально-ритмические и танцевальные

движения» - 12

 

Заключение - 18

 

Список используемой литературы - 19

Приложение - 20

 

 

Введение

 

Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний.

Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

Выдающиеся педагоги Л.С.Выготский и Н.А.Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение. Почему?

Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях ДОУ возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

Главная линия – линия образных музыкально-двигательных этюдов, которые способствуют коррекции личности, ее раскрепощению.

Перед ребенком ставятся задачи воплощения того или иного образа, при этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики.

Вторая линия – овладение основными движениями: различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений.

Третья линия – танцевальные движения и танцы, особое внимание в них – общение.

 

Четвертая линия – ориентировка в пространстве.

Пятая – основная – индивидуальное творческое проявление детей в движении – импровизация.

Лучшие варианты, отобранные самими детьми, становятся основой групповых композиций.

Автор ставит перед собой цель – познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, но исполняемого под музыку танцевально.

Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.

Актуальность

 <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.287 с.)