Признаки педагогической системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки педагогической системы



Первый признак педагогической системы: для ее создания необходима полнота компонентов, причастных к достижению цели.

Второй признак педсистемы – наличие связей и зависимостей между компонентами. Именно связи и отношения делают из набора компонентов систему.

Третьим признакам системы является наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов.

Четвертым признаком системы становится появление у ее компонентов общих качеств

В образовательной практике обычно проектируют содержание и организацию учебного процесса (учебный план, учебная программа) и его отдельных этапов (различные виды планирования организации занятий, их содержание, внеклассную воспитательную работу).

Общий алгоритм педагогического проектирования

Подготовительная работа

1. Анализ объекта проектирования.

2. Выбор форм проектирования.

3. Теоретическое обеспечение проектирования.

4. Методическое обеспечение проектирования.

5. Пространственно-временное обеспечение проектирования.

6. Материально-техническое обеспечение проектирования.

7. Правовое обеспечение проектирования.

Разработка проекта

8. Выбор системообразующего кампонента.

9. Установление связей и зависимостей компонентов.

10. Составление документа.

Проверка качества проекта

11. Мысленное экспериментирование по применению проекта.

12. Экспертная оценка проекта.

13. Корректировка проекта.

14. Принятие решения об использовании проекта.

Для заметок

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Найдите соответствие:

а. педагогическая система на организационном уровне _______________;

б педагогическая система на содержательном уровне ____________________;

 

1. Содержание учебника

2. Содержание учебного предмета

3. Система образования

4. Структура учебного процесса

5. Содержание урока

6. Структура образовательного учреждения

7. Структура учебного занятия

 

Выберите несколько правильных ответов.

Какие пункты (приведенные ниже) общего алгоритма педагогического проектирования относятся:

а. к подготовительной работе _______________;

б. к разработке проекта ____________________;

в. к проверке качества проекта ______________

 

1. Анализ объекта проектирования.

2. Выбор форм проектирования.

3. Теоретическое обеспечение проектирования.

4. Методическое обеспечение проектирования.

5. Пространственно-временное обеспечение проектирования.

6. Материально-техническое обеспечение проектирования.

7. Правовое обеспечение проектирования.

8. Выбор системообразующего фактора.

9. Установление связей и зависимостей компонентов.

10. Составление документа.

11. Мысленное экспериментирование по применению проекта.

12. Экспертная оценка проекта.

13. Корректировка проекта.

14. Принятие решения об использовании проекта.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 3.2. Проектирование педагогических
систем

В результате изучения темы, Вы должны:

· знать формы практического проектирования обучения;

· знать понятие учебного плана и его содержание;

· знать понятие учебной программы и её содержание;

· знать понятие учебники его структуру;

· продолжить составление краткого педагогического словаря и выполнить ряд заданий для самостоятельной работы.

При работе над данной темой может быть использована следующая литература:

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 334 с.

2. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. – М., 1995.

3. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПБ., 1995.

4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2005.

5. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И.; Высшее образование; 2007 г.; 430 с.

6. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. – С.-Петербург, 1995.

7. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям./ Под ред. Батышева С.Я. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512 с

8. Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – С.-Петербург, 1996.

9. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Логос, 1999. – 272 с.


ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Конкретное практическое проектирование обучения осуществляется в таких широко известных формах, как учебный план, учебная программа, учебник.

Учебный план

Учебный план – ведущий документ деятельности любого образовательного учреждения. На его основе строится педагогический процесс.

Учебный план содержит:

· перечень учебных дисциплин, предусмотренных программой обучения по определенной профессии, специальности;

· границы учебного процесса (количество учебных недель, сессии, практик)

· указывается ориентировочное количество часов, отводимое на предметные циклы, консультации, экзамены,

· резерв времени в зависимости от срока обучения и достигаемой ступени квалификации.

По своему статусу содержание учебного плана подразделяется на:

· обязательное обучение (федеральный копанет), дополняемое на региональном (региональный компонент) уровне предметами из перечня предметов по выбору – в рамках учебной недели,

· факультативное обучение – за рамками учебной недели.

Учебная программа

В учебной программе – определяются цели изучения дисциплины, излагается содержание через обозначение тем, разделов, указывается продолжительность и последовательность их изучения, требования к изучению материала.

Учебная программа содержит основной понятийно-терминологический аппарат, который должен освоить будущий специалист, чтобы сформировать свою профессиональную речь.

Структура учебной программы

1. Титульный лист.

2. Введение к рабочей программе

В настоящем разделе приводятся краткие характеристики дисциплины и ее роли в системе подготовки выпускников соответствующего профиля, а также особенности изучения дисциплины и формы организации учебного процесса. Формулируются цель и задачи преподаваемой дисциплины.

· актуальность, роль и место данной дисциплины в структуре учебного плана;

· цель преподаваемой дисциплины;

· задачи преподаваемой дисциплины;

· требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения курса.

3. Содержание дисциплины.

· выписка из государственных образовательных стандартов.

Выписка оформляется для дисциплин федерального компонента в части требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по соответствующему направлению (специальности).

· наименование тем, их содержание и объем

Краткое содержание дисциплины приводится в форме определенной последовательности тем преподаваемой дисциплины. Содержание дисциплины должно строго соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов (для дисциплин федерального компонента государственных образовательных стандартов наименования тем и разделов приводятся дословно). Объем указывается по общему количеству часов, включая аудиторную и самостоятельную работу студента.

4. Тематический план.

· лекции;

· практические (семинарские) занятия;

· лабораторные занятия;

5. Курсовое проектирование.

6. Дополнительные формы контроля и закрепления знаний и навыков студентов.

7. Самостоятельная работа студента.

8. Учебно-методические материалы по дисциплине.

· перечень основной и дополнительной литературы;

· перечень демонстрационных материалов и технических средств обеспечения освоения дисциплины.

Пример учебной программы см. в проблемно-аналитическом материале.

Учебник

Учебник – книга, утвержденная Министерством образования и науки, как учебник, в котором излагаются основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программы и требованиями ГОС.

Рисунок 14

Рисунок 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 568265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.022 с.)