Основные положения Болонской декларации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения Болонской декларации



Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей

7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

II. На содержательном уровне образовательная интеграция осуществляется так же по вертикали и по горизонтали. Примером интеграции по горизонтали могут служить межпредметные связи, предполагающие использовать знания, полученные на годной дисциплине при изучении другой. Также примером может быть интегративные предметы (ознакомление с окружающим миром, КСЕ) которые объединяет содержание сразу нескольких дисциплин (например, на предмете КСЕ это – физика, география, химия и др.).

Интеграция по вертикали на содержательном уровне проявляется в «сопряженных» учебных планах, учебных программах и прочих учебных комплексах. Данные программы и планы необходимы для того чтобы обеспечить преемственность и целостность процесса обучения при переходе студентов от одной ступени профессиональной подготовки на другую, например, лицей – колледж, Колледж – ВУЗ.

III. На методическом уровне интеграция проявляется в создании интегрированных для нескольких учреждений общей материальной базы, учебной базы, библиотечной базы и т.д. Примером такой интеграции может быть учебно-производственные комбинаты, лабораторные базы и др.

Стандартизация образования

Стандарт образования – это федеральный нормативный документ, в обязательном порядке определяющий:

· минимум содержания основных образовательных программ;

· максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

· требования к уровню подготовки учеников.

Стандарты образования появились в начале 90-х годов, когда возникла необходимость, после бурной инновационной деятельности, обеспечить одинаковый уровень подготовки по одной и той же специальности, предмету в различных образовательных учреждениях. Это была связана с тем, что в начале 90-х годов как общеобразовательные так и учреждения профессиональной подготовки работали по самым разным программам, что вызывало массу проблем как в плане возможности перехода обучающихся из одного учреждения в другой, так и в оценки уровня подготовленности учеников. Основное назначение стандартов обеспечить единой уровень требований и содержание и подготовки

Стандартизация образования осуществляется для того, чтобы:

· обеспечить базовый уровень образования единый для всех образовательных учреждений одного типа;

· реализовать преемственность между образовательными учреждениями различных уровней системы образования;

· интегрироваться в другие системы образования (в том числе европейскую)

В настоящее время существуют:

· государственный (федеральный, национальный) стандарт образования,

· региональный стандарт образования, разрабатываемый для отдельных районов в соответствии с их межотраслевыми и специфическими условиями.

Для общего среднего образования используются региональные стандарты, для всех ступеней профессионального образования – федеральные (ГОС), в которые также включен региональный компонент.

Нормативный срок действия ГОС – 5 лет.

На основе ГОС составляются учебные планы и учебные программы.

В начальном профессиональном, среднем профессиональном и высшем профессиональном образовании на данный момент реализуются стандарты II поколения.

Подготовлен проект и проходит утверждение в Министерстве образования и науки стандарты III поколения.

Отличия стандартов III поколения от стандартов II поколения.

1. Организация учебного процесса по принципу двухуровневой системы образования «бакалавр - магистр».

С введением двухуровневой системы образования российские студенты будут получать дипломы международного образца, с которыми при желании смогут повышать свою квалификацию в зарубежных университетах. Таким образом, имеется возможность признания российских дипломов на международном уровне при согласовании систем высшего образования в Европе в соответствии с Болонским процессом и при желании выпускник сможет не только продолжить обучение в других странах, но и также устраиваться на работу без дополнительной переаттестации.

2. Переход в примерных учебных планах от часов к зачетным единицам (кредитов)

Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут.

3. применение в разработке стандартов III поколения компетентностного подхода

Гуманизация и демократизация образования

Гуманизация и демократизация – процессы обусловленные социально-экономическими реалиями современного общества. Друг без друга они не существуют и невозможны. Если гуманизация профессионального образования – это взгляд на преобразование профессиональной школы с точки зрения интересов личности студента, то демократизация образования – взгляд на его преобразование с точки зрения нормализации отношений между обществом, государством и учебными заведениями, между педагогами и студентами и между самими студентами.

ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человеческий, человечный) идеология и практика, основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека как высшую ценность.

Сущность гуманизации в образовании состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритетах человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными.

Гуманизация образования - это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношения взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека: на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Принцип гуманизма предполагает уважение к личности учащегося в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и обучающихся и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

Гуманистическая философия образования направлена на благо человека, на создание экологической и нравственной гармонии в мире, на то, чтобы человек имел все возможности для гармоничного развития и на протяжении всей жизни стремился к нему.

Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивали в 50–60-х годах в США такие ученые, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.

К. Роджерса не удовлетворяют следующие положения традиционной педагогики:

1. Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их усвоения.

2. Основные элементы – уроки и экзамены. Урок – доминирующая форма, а экзамен определяет уровень приоритетных знаний.

3. Учитель является руководителем, обучаемый – подчиненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль всегда направлен вниз.

В связи с этим К. Роджерс выделяет два типа обучения:

· информационное, обеспечивающее простое знание фактов;

· значимое учение, дающее обучающимся действенные знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития.

Признавая важность всех линий развития человека – психического, социального, профессионального и т. д., К. Роджерс считает приоритетным направлением собственно личностное развитие, становление «полноценно функционирующей личности» и, в первую очередь – развитие адекватной и гибкой, здоровой Я-концепции: «Помочь людям быть личностями – это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка».

Обучение, помогающее человеку быть личностью, это и есть личностно ориентированное обучение, или, по Роджерсу, значимое учение.

Таким образом, К. Роджерс исходит из того, что источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ему понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

Гуманизация образования обусловлена объективными процессами гуманизации общественного производства и общественных отношений, направлена на решение проблемы оптимизации взаимодействия личности и социума. Что касается гуманизации высшей школы, то ее характеризует:

· создание морально-психологического климата, в основе которого лежат доброта, чуткость, сердечность, взаимная забота, благородство, справедливость, честь;

· переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и творчества;

· переход от жесткой регламентации учебно-научно-производственной деятельности студента к свободе выбора;

· осуществление индивидуального подхода как педагогического метода на всех этапах обучения;

· повышение требований к преподавателю как к личности, как к воспитателю, а не только как к специалисту;

· совершенствование гуманитарной подготовки студентов.

Гуманизация образования тесно связана с демократизацией образования, обеспечивающей его всеобщность и сокращение неравенства, направленной на наиболее полное удовлетворение разнообразных потребностей как всего населения, так и отдельных его членов. Демократизация образования позволяет личности свободно выбрать форму образования, плавно перейти с одного уровня образования на другой, предоставляет преподавателям и студентам свободу творческой деятельности, расширяет социальные гарантии и возможности раскрытия их индивидуальных потенциалов. Средством демократизации образования является создание системы непрерывного образования, которая позволит каждому человеку обучаться и развиваться на протяжении всей жизни.

ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ДЕМОКРАТИЯ (гр. demokratia — власть народа, от demos — народ и kratos — власть)

Демократизация в образовании проявляется в:

· равном и обязательном праве на получение образования;

· децентрализации (система управления, при которой часть функций центральной власти переходит к местным органам самоуправления) системы образования;

· традиционном и нетрадиционное образование;

· непрерывности образования;

· государственных и негосударственных учебных заведениях;

· различных сроках обучения, параллельном обучении в разных учебных заведениях;

· федеральном, региональном, автономном, местном управлении системой образования;

· самоуправлении учебных заведений;

· самофинансировании учебных заведений;

· свободе выбора (для преподавателей, учащихся).

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
(ТЕКСТЫ)

Болонская Декларация

по европейскому пространству высшего образования

Пояснение

Настоящий документ подготовлен Конфедерацией Союза европейских университетов и Ассоциацией ректоров Евросоюза (CRE).

Декларация является основным документом, отражающим поворотный пункт в развитии высшего образования в Европе.

· Декларация подписана 29 странами, которые «обязались достичь поставленные Декларацией цели», для чего «взяли на себя ответственность координировать проводимую ими политику».

· Каждая из стран-участниц Декларации добровольно приняла обязательство реформировать собственную систему или системы высшего образования с целью их сближения на европейском уровне. Болонская Декларация не является реформой, навязываемой правительствам или учреждениям высшего образования. Любое давление, ощущаемое отдельными странами или учреждениями высшего образования, является единственно следствием того, что они игнорируют общие тенденции сближения или остаются в стороне от основных перемен.

· Болонский процесс направлен на сближение, а не на «стандартизацию» или «унификацию» высшего образования в Европе. Проявляется глубокое уважение к основополагающим принципам автономности и многообразия.

· В Декларации отражается поиск общеевропейского ответа на общеевропейские вопросы. Процесс порожден признанием того факта, что несмотря на существенные различия, европейские системы высшего образования сталкиваются с общими внутренними и внешними проблемами, связанными с разносторонним развитием высшего образования, возможностью трудоустройства выпускников, недостатком навыков в ключевых областях, экспансией частного и транснационального образования и т.д. В Декларации признается большое значение скоординированных реформ, унифицированных систем и совместных действий.

В основе программа действий, предложенной в Декларации, - четко определенная общая цель, сроки и поставленные задачи.

· четко определенная общая цель: создать в Европе пространство высшего образования с целью улучшения мобильности граждан, расширения возможностей их трудоустройства, а также повышения международной конкурентоспособности европейского высшего образования;

· сроки: создание европейского пространства высшего образования должно быть завершено в 2010 году;

· поставленные задачи:

- принятие единой структуры точно определенных и сопоставимых степеней, в том числе «через выдачу диплома».

- введение во всех странах базового и последипломного уровней образования, с продолжительностью первого этапа обучения не менее трех лет и с учетом потребностей рынка труда;

- совместимые с ECTS системы кредитных часов, в том числе и для непрерывного образования и обучения;

- Европейский аспект контроля качества с использованием совместимых критериев и методов;

- устранение остающихся препятствий к свободному перемещению студентов (аспирантов и стажеров) и преподавателей (а также исследователей и руководителей высшего образования).

· Наряду с потребностью в «достижении большей совместимости и сопоставимости систем высшего образования» (проблема, в основном, внутриевропейская), Декларация выражает стремление повысить «международную конкурентоспособность европейского высшего образования». В Декларации говорится: «жизнеспособность и организационно-технический уровень любой цивилизации определяется привлекательностью ее культуры для других стран». Подписавшиеся страны четко выражают свое стремление «добиться того, чтобы престиж европейской системы высшего образования в мире был так же высок, как престиж европейской культуры и науки».

· Для решения этих «внешних» проблем Болонская Декларация открывает новые возможности. Заявляя о необходимости сделать европейское высшее образование

как (интегрированную) систему более привлекательным для студентов из других регионов мира, Декларация призывает учебные заведения Европы более решительно соревноваться с университетами мира в борьбе за студентов, влияние, престиж и деньги.

· В исполнение задач Декларации 29 подписавшихся стран обязуются «проводить политику межправительственного сотрудничества» во взаимодействии ассоциациями и учреждениями высшего образования.

· Министры договорились провести в Праге в мае 2001 года встречу с представителями ассоциаций и учреждений высшего образования Европы для обсуждения достигнутых результатов и выработки последующих шагов.

· Подписавшиеся страны учредили специальную структуру по подготовке Пражской конференции и координации действий, направленных на воплощение в жизнь задач Болонской конференции. Эту структуру формируют:

- «консультативная группа», состоящая из представителей всех подписавшихся стран.

- «рабочая группа», которая включает представителей стран, председательствующих в Евросоюзе в период с 1999 по 2001 гг. между Болонской и Пражской встречами (Финляндия, Португалия, Франция, Швеция), а также представителей Чешской республики, Европейской комиссии, CRE и Конфедерации.

- поскольку в период до Пражской встречи может возникнуть необходимость принятия новых политических решений, итоги Болонской Декларации будут обсуждаться на встречах министров стран Евросоюза.

· На общеевропейском, государственном уровнях, а также на уровне отдельных организаций осуществляются мероприятия в исполнение Болонской Декларации В Декларации заявляется, что процесс становления европейского пространства высшего образования требует постоянного финансового обеспечения, контроля и адаптации к изменяющимся потребностям.

- По инициативе координаторов от подписавшихся стран, страны-председателя Евросоюза, Европейской Комиссии, ассоциаций и сетей высшего образования проводится ряд исследований. Они посвящены транснациональному образованию.

- Аккредитации, системе кредитов, контролю качества и т.д. и являются подготовительным этапом для последующих стадий процесса.

- Подписавшиеся страны рассматривают или планируют законодательные реформы и/или правительственные мероприятия в области высшего образования; реформы по конвергенции систем высшего образования уже проведены или проводятся в ряде стран Европы. Эти реформы означают шаг в направлении, двухуровневой структуры получения степеней, ускорения курса обучения, системы кредитов, внешней аттестации, большей самостоятельности в совокупности с большей подотчетностью. Другая тенденция данной реформы - размывание границ между различными составляющими структурами высшего образования.

- Как отдельные университеты, так объединения, ассоциации и сети высшего образования изучают и обсуждают итоги и последствия принятия Болонской Декларации для различных стран, предметных областей или типов учебных заведений.

· Декларация признает решающую роль образовательного сообщества в успехе Болонского процесса. В ней заявляется, что межправительственное сотрудничество должно осуществляться во взаимодействии с «неправительственными европейскими организациями, компетентными в сфере высшего образования». Правительства

«ожидают от университетов позитивного отклика и серьезного вклада в успех их устремлений.» Совершенно очевидно, что высшие учебные заведения обладают уникальной возможностью формировать свое собственно будущее в Европе и играть решающую роль в развитии и реализации Болонского процесса.

· В Декларации, в частности, признаются фундаментальные ценности и многообразие высшего образования в Европе. Декларация:

- безусловно признает необходимость автономности и самостоятельности университетов;

- прямо опирается на основные принципы Magna Charta Universitatum, принятой в Болонье в 1988 году;

- подчеркивает необходимость создания общего пространства для высшего образования с учетом многообразия культур, языков и систем образования.

· Чтобы идеи Болонской Декларации нашли отклик у образовательного сообщества, оно должно иметь возможность довести до сведения министров, создание какого европейского образовательного пространства оно готово поддержать. Университеты и другие высшие учебные заведения должны быть действующими лицами, а не объектами этого важного процесса перемен. Они, в частности могут:

- формировать собственные учебные программы с учетом особенностей пост-Болонского пространства, в том числе, вводить бакалавриат в тех системах, где он традиционно отсутствовал, создавать магистратуру для получения последипломных степеней студентами из разных стран;

- создавать различные ассоциации: группы для совместной разработки учебных программ, совместные предприятий за границей и т.п.

- вносить индивидуальный и коллективный вклад в последующие стадии процесса.

· Конфедерация Союзов ректоров Европейского Союза и Ассоциация европейских университетов (CRE) перед встречей в Праге планируют провести съезд европейских учебных заведений и университетов. Цель съезда – дать возможность образовательному сообществу обсудить возникшие проблемы и подготовить коммюнике для министров образования о возможной повестке дня Пражской встречи.

Совместная Декларация
Министров образования стран Европы
на встрече в Болонье 19 июня 1999 года

Выдающиеся достижения последних лет привели к тому, что общеевропейский процесс становится настоящей и очень серьезной реальностью для Евросоюза и его членов. Перспективы расширения Союза, углубление сотрудничества с другими странами Европы придают более широкие масштабы этому процессу. Одновременно в политических и научных кругах, в общественном мнение растет осознание необходимости построения интегрированной, имеющей богатые перспективы Европы, и особенно укрепления ее интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала.

Европа Знаний широко признана как важнейший компонент общественного и гуманитарного развития, как незаменимый фактор объединения и обогащения граждан. Эта Европа призвана дать своим гражданам знания, отвечающие вызовам нового тысячелетия, чувство причастности к совместным ценностям и общему социально-культурному пространству.

Общепризнанной является первостепенная важность образования и сотрудничества в этой области для создания и укрепления стабильных демократических обществ в Европе, особенно в свете событий на ее юго-востоке.

Сорбоннская Декларация 25 мая 1998 года, фундаментом которой явились вышеприведенные суждения, подчеркивает центральную роль высших учебных заведений в культурном развитии Европы. Особое значения в Декларации придается созданию европейского пространства высшего образования, что способствовало бы повышению мобильности граждан, расширению перспектив их трудоустройства и развитию континента в целом.

Несколько стран Европы откликнулись на призыв добиваться решения поставленных Декларацией задач, подписав ее или выразив свое принципиальное согласие. О решимости действовать свидетельствуют начатые рядом правительств реформы высшего образования.

Со своей стороны, высшие учебные заведения Европы взяли на себя основную роль в построении европейского пространства высшего образования, а также в реализации главных принципов Magna Charta Universitatum, принятойв Болонье в 1988 году. Особенно важной является последняя задача, т.к. независимость и самостоятельность высших учебных заведений обеспечивает адаптацию системы высшего образования и научных исследований к изменяющимся потребностям общества и достижениям научной мысли.

Курс действий имеет ясную цель и правильно выбранное направление. Однако для достижения большей совместимости и сопоставимости систем высшего образования необходимы серьезные усилия. Ощутимые сдвиги в этом направлении требуют принятия конкретных мер. Встреча 18 июня была отмечена участием авторитетных ученых и специалистов из всех стран, подписавших Декларацию, и принятием полезных инициатив.

Особое внимание следует уделить увеличению международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Жизнеспособность и организационно-технический уровень любой цивилизации определяются привлекательностью ее культуры для других стран. Мы должны добиться того, чтобы престиж европейской системы высшего образования в мире был так же высок, как престиж европейской культуры и науки.

Выражая нашу поддержку основным принципам Сорбоннской Декларации, мы координируем свои действия, направленные на достижение в ближайшей перспективе, но в любом случае не позднее 2010 года, следующих целей, которые имеют первостепенную важность для создания образовательного пространства в Европе и повышения международного престижа европейского высшего образования:

- Введение системы точно определенных и сопоставимых степеней, в том числе через введение Выдачи диплома, с целью облегчения трудоустройства выпускников и увеличения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

- Введение системы двухэтапного высшего образования: базового и последипломного. Доступ ко второму этапу требует успешного завершения первого этапа обучения, продолжительностью не менее трех лет. Степень, получаемая после первого этапа обучения, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;

- Принятие системы кредитов – аналогичной системе ECTS – как средства, обеспечивающего широкую мобильность студентов. Кредиты могут действовать на любом уровне системы образования, включая непрерывное образование, при условии их признания всеми принимающими учебными заведениями.

- Стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения: для студентов - обеспечение доступа к образованию, обучению и связанных с ними услугам.

- Для преподавателей, исследователей, административного персонала – признание и оценка их работы в странах Европы без ущемления их законных прав.

- Развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий.

- Развитие европейских аспектов высшего образования особенно в таких областях, как разработка учебных программ, межвузовское сотрудничество, планы мобильности, программы образования, обучения и исследований.

Настоящим мы обязуемся – в рамках нашей институционной правомочности и с должным уважением многообразия культур, языков, национальных систем образования и автономности вузов - обеспечить укрепление европейского пространства высшего образования. С этой целью мы будем осуществлять политику межправительственного сотрудничество, включая сотрудничество с неправительственными европейскими организациями, правомочными в сфере высшего образования.

Мы ожидаем от университетов своевременного позитивного отклика и серьезного вклада в успех наших устремлений.

Сознавая, что формирование европейского пространства высшего образования потребует постоянного финансового обеспечения, контроля и адаптации к изменяющимся условиям, мы приняли решение встретиться снова через два года для обсуждения достигнутых результатов и выработки последующих шагов.

Подписано:

Австрия, Бельгия (фламандская община), Бельгия (французская община), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.

В настоящее время участниками Болонского процесса и декларации «Зона европейского высшего образования» являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Внимательно прочите документ представленный в проблемно-аналитическом материале. Выскажите свое мнение о возможности реализации Болонской Декларации в нашей стране, а также продумайте, какие последствия может вызвать ее реализация. Свой ответ оформите в виде ЭССЕ.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 260013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.069 с.)