Особенности философской мысли Древнего Китая. (2) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности философской мысли Древнего Китая. (2)



 

Основные китайские философские школы: даосизм, конфуцианство, легизм, натурфилософы.

В начале стоит отметить, что философы, представители разных школ, нередко являлись министрами, послами. Это привело к тому, что вопросы управления страной, отношений между различными классами и социальными группами населения в обществе, регламентация отношений между «верхами» и «низами» заняли господствующее место в китайской философии, определив сугубо практический подход к жизни общества.

Конфуцианство. Основатель: Конфуций. Конфуций предложил в качестве основы успешной эволюции принцип постоянного самосовершенствования человека, общества, государства. Методика и механизм совершенствования – тщательное соблюдение этических и ритуальных норм с ориентацией на общепризнанную мудрость древних. Благо человека – наивысшая цель и ценность в доктрине Конфуция. Понятие «благородного человека» у Конфуция стало идеалом высших добродетелей. Под благородным человеком подразумевался человек думающий и заботящийся не о себе, а о других. Он преисполнен чувствами гуманности, долга и справедливости, готов постоянно учиться и самосовершенствоваться, дабы освоить все необходимые знания и применить их на пользу обществу.

Учитель считал, что в государстве, как и в семье, старшие должны управлять, младшие подчиняться и быть объектом заботы. Конфуций говорил, что «семья – это маленькое государство», «государство – это большая семья». Главой семьи (госуд) должен быть отец (старший мужчина или император).

Конфуций считал очень важным, чтобы правители поддерживали постоянные контакты с народом, добивались такого положения, при котором народ поверил бы в искренность провозглашенной правителем политики. Если народ перестанет верить правителям, государству не устоять.

Конфуций выразил идею «золотой середины» согласно которой не допускается ни чрезмерность ни отсталость. Правитель должен быть величественным, но не заносчивым, строгим, но не жестоким. Считал, что лицемерие – враг добродетели. Традиционные конфуцианские ценности: культ знаний и забота о престарелых и инвалидах. Конфуций провозгласил принцип равных возможностей в образовании, теперь чиновником может стать любой китаец.

Даосизм. Период: 6-3 век до нашей эры. Основатель: Лао-цзы. Основной трактат даосизма: книги «Дао дэ цзин».

Философия даосизма основана на трех концепциях:

1) Дао. Первоначально означало естественный путь вещей, который не зависит ни от Бога, ни от людей и является всеобщим законом движения и изменения мира. Этот закон распространяет свое действие и на природу, и на общество, и на человека (дао как жизненный путь).

Дао есть непостижимая, недоступная разуму сущность. Даосизму присущ диалектический подход к миру. Лао-цзы полагал, что все находится в процессе развития и изменения, в котором вещи, дойдя до определенного предела, превращаются в свою противоположность.

2) Дэ. Это есть свойство, качество, атрибуты вещей с помощью которых обнаруживается незримое и неслышимое дао и благодаря чему оно (дао) проявляется в мире вещей.

3) У-вэй (недеяние). Принцип недеяние не всегда означает отказ от деятельности как таковой, а только от тех ее искусственных форм, которые противоречат естественному закону «дао». Согласно даосизму все злое в мире совершается существует,только потому, что люди постоянно нарушают требования дао. Однако «недеяние» можно понимать и буквально, как требование ничего не делать и плыть по течению, оставляя вещи во власти их собственной судьбы.

Согласно Лао-цзы естественное поведение человека сводится к соблюдению четырех добродетелей: милосердию, честности, соблюдение обрядов, стремление к познанию. Познание предполагает осознание ничтожности телесного мира и осознание необходимости подавлять свои страсти и желания и погрузиться в дао – подлинную сущность этого мира, что и будет означать бессмертие.

Легизм. Легизм делится на две основные ветки. Общим является для них то, что предлагаемый вариант управления государством в этих доктринах оказался наиболее жестоким по отношению к подданным.

Первая ветвь – теория Шэнь Бу-хая. Смысл сводился к тому, что важнейшим является искусство умелого руководства. Глава государства должен опираться на многих помощников, при этом не доверяя абсолютно никому из них. Правитель должен быть точным в выражении своих мыслей, обязан контролировать свои чувства и действия. Мудрость правителя не должна бросаться в глаза, все должно быть организовано так, чтобы все шло само собой. За администраторами должен осуществляться повседневный, строгий контроль.

Вторая ветвь легизма – теория Шан Яна. Главное в управлении – это жесткая власть, основанная на системе доносов наказаний даже за незначительные проступки. Блюсти законы обязаны все независимо от должности. Смысл этой теории хорошо отражается в девизе ее основателя: «слабый народ – сильное государство». Народ необходимо искусственно ослаблять, подавлять. Все человеческие пороки надлежат суровому наказанию, даже незначительные проступки. Для чего в стране необходимо господство закона В аппарате власти не нужны слишком умные (от них много хлопот), в нем должны быть прежде всего законопослушные и преданные правителю служаки.

2. Философское знание, его специфика, структура и функции.(27)

Специфика. Философия – это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Если смысл познания в мифологии и религии – ответ, то в философии главный интерес представляет собой вопрос, в котором, если он правильно сформулирован, отражается существо проблемы.

Для философии нет вечных, раз и навсегда установленных истин, неудобных вопросов или запретных тем. Предметом философии является любая объективная и субъективная действительность, вызывающая у человека интерес, у философского знания нет четко обозначенных границ. Сомнение есть неотъемлемый элемент философского познания. Философия не обладает точным, проверяемым на практике обоснованным знанием о мире. Философия всегда представлена адресно, то есть тем или иным философом. В философии нет общепризнанных положений и единой системы взглядов, по крайней мере относительно основных принципов и законов. Философия не может дать точного прогноза.

Структура. Важнейшие компоненты философского знания: 1) онтология – учение о сущем, о бытии; 2) гносеология – теория познания; 3) социальная философия – учение об обществе; 4) этика – учение о морали; 5) эстетика – учение о прекрасном; 6) философская антропология – учение о человеке; 7) аксиология – учение о ценностях.

Наряду с перечисленными выше компонентами имеют место и такие области знания, которые как бы пронизывают все остальные. Такой является, например, диалектика – философское учение о движении, развитии и изменениях в природе, обществе, человеке и его мышлении.

Некоторые области философии переросли в самостоятельные философские дисциплины: 1) логика – наука, изучающая формы, законы и приемы мышления, с помощью которых человек осуществляет познание; 2) этику – учение о нравственности, морали 3) эстетику – наука о прекрасном, о сущности и формах творчества по законам красоты и т. д.

Структура философского знания не является неизменным, раз и навсегда сложившимся формированием. Она претерпевает изменения. Последние десятилетия ознаменовались появлением актуальной области исследования – философии глобализации.

Функции. Рассмотрим важнейшие функции.

1) Мировоззренческая. Философия как бы соединяет различные, не взаимосвязанные между собой мировоззренческие фрагменты в единое целое, выстраивая таким образом обобщенные взгляды людей на все сущее. При этом философия отвлекается от частностей, несущественных подробностей и деталей, акцентирует внимание на всеобщих связях, единстве свойств всевозможных вещей и явлений, выполняя тем самым мировоззренческую функцию.

2 ) Гносеологическая функция. Фил. стремится рациональным путем объяснить то, что не поддается проверке опытным путем, то есть то, что не может проанализировать наука. Другая фундаментальная задача философии в рамках этой функции касается вопросов о том, что есть истина, каковы ее критерии ибо любой познавательный процесс направлен на установление истины.

3) Методологическая. Философия разрабатывает методы (способы) достижения цели, а также совокупность приемов (операций) направленных на теоретическое и практическое освоение действительности. Также в рамках этой функции разрабатываются категории.

4) Интегративная функция. Процесс интеграции научных знаний и усилий по преодолению тех или иных проблем (объединение результатов различных научных знаний). В этом отношении философия становится для отдельных дисциплин связующим звеном, объединяющим началом, так как ориентирована на междисциплинарное общение и выработку фундаментальных понятий.

5) Культурологическая. Расширяет кругозор людей, будит интерес к познанию. Философия вбирает в себя лучшие достижения и делает их достояние всего человечества. Изучение философии различных стран в различное время помогает лучше понять их культуру на рассматриваемом этапе развития.

6) Аксиологическая. Ставя вопросы смысла жизни смерти и бесмертия, оценивая в категориях «плохо», «хорошо», «полезно», «бесполезно» то или иное действие, событие, явление, философия формирует систему ценностей, которая, являясь важнейшей характеристикой людей, отражает их жизненную позицию и в значительной мере предопределяет их поведение в обществе.

7) Этическая функция. Философия всегда проявляется в морали, в поведении всех членов общества, выполняя тем самым этическую функцию.

БИЛЕТ №3

 

Вопросы-тесты


1.Философское направление, признающее первичным идеальное начало и ставящее материальное в зависимость от идеального – это идеализм

2.Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему:

а) человека

б) первоначала

в) Бога

г) счастья

 

3.Одной из центральных проблем в средневековой философии была проблема соотношения веры и:

а)разума

б)чувства

в)интуиции

г)долга

 

4. Маркс и Энгельс видели отличие своей диалектики от гегелевской в том, что она стала:

а) объективной;

б) рационалистической;

в) материалистической;

г) исторической.

 

5. Философ, в онтологии которого ключевую роль играют понятия «воля к жизни» и «воля к власти»:

а) Поппер,

б) Ницше,

в) Кун,

г) Сартр.

 

6.Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины:

а) агностицизм

б) скептицизм

в) экзистенциализм

г) прагматизм

 

7.Метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения ряда частных случаев – это:

а) дедукция;

б) индукция;

в) аналогия;

г) анализ.

 

8.Современный процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных связей и взаимодействий, разворачивающихся поверх государственных границ – это:

а) колонизация

б) модернизация

в) монополизация

г) глобализация

 

9. Концепции прав человека, договорного характера происхождения государства, правового государства сформировались в рамках идеологии:

а) социалистической

б) либеральной

в) консервативной

г) анархической

 

10.Категория, которая не относится к закону единства и борьбы противоположностей:

а)тождество

б)противоречие

в)противоположность

г)свойство

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.022 с.)