Нелинейность,бифуркация, диссипативная система, аттрактор, хаос – это категории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нелинейность,бифуркация, диссипативная система, аттрактор, хаос – это категории



БИЛЕТ №1

Вопросы-тесты


1.Философское направление, признающее первичность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального – это материализм

Создатель формальной логики

а)Аристотель

б)Платон

в)Демокрит

г)Сенека

 

3.В основе теоцентризма – характерной черты средневековой философии – лежит представление о главенстве:

а) человека

б) космоса

в) Бога

г) природы

 

4.Универсальный метод истинного познания в философии Бэкона – это индукция

 

5.Немецкий философ, проанализировавший историческое движение человеческой мысли и выразивший ее целостное, закономерное развитие в понятиях "мирового разума", "абсолютной идеи":

а) Кант,

б) Фихте,

в) Гегель,

г) Фейербах.

 

 

6.Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия:

а) феноменология,

б) онтология,

в) гносеология,

г) аксиология.

 

Нелинейность,бифуркация, диссипативная система, аттрактор, хаос – это категории

а) общей теории систем

б) диалектики

в) синергетики

г) экономики

 

8.Способность сознания создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным образом:

а) рациональность,

б) идеальность,

в) креативность,

г) трансцендентальность.

 

9.В отличие от естественно-научного познания для социального познания характерно:

а) широкое применение экспериментальных методов

б) развитый математический аппарат теорий

в) частичное совпадение субъекта и объекта познания

г) строгость и однозначность языка

 

Историю как процесс смены общественно-экономических формаций рассматривал

а) Маркс

б) Шпенглер

в) Белл

г) Данилевский


Проблемные вопросы

Типы мировоззрения, особенности философии как формы мировоззрения(26)

Мировоззрение – система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на жизнь и целей жизни, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта и органически включаются в его поступки и нормы мышления.

Выделяют 4 компонента мировоззрения:

1) познавательный (знания об общей картине мира, обществе, человеке в разных типах научного и ненаучного познания)

2) ценностно-нормативный (ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, правила действий)

3) эмоционально-волевой (механизмы, установки, цели принятия решений)

4) практический (механизмы поведения, действий, деятельности, общественно-индивидуальной практике человека)

Исторические типы мировоззрения

Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, все права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать какидеал, а не как реально существующее.

Характерными чертами и особенностями философского мировоззрения являются: логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия. Кроме того, отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение мира в системе понятий. Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук.

 

БИЛЕТ №2


Вопросы-тесты


 

1.Проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы, раз-работал:

а) Платон.

б) Сократ.

в) Эпикур.

г) Аристотель.

 

2.Пантеизм – это отождествление:

а) Бога и человека

б) Бога и природы

в) человека и природы

г) науки и религии

 

3.Философским открытием марксизма является:

а)материалистическое понимание истории;

б)формулировка принципов правового государства;

в)создание идеалистической диалектики;

г)формулировка категорического императива.

 

4.Сторонник материализма в русской философии:

а) Леонтьев,

б) Чернышевский,

в) Соловьев,

г) Бердяев.

 

5.Философское направление, оперирующее категориями «пограничная ситуация», «неподлинное существование», «отчуждение»:

а) неопозитивизм

б) фрейдизм

в) экзистенциализм

г) постпозитивизм

 

 

6.Принцип конкретности истины означает:

а)связь истины с условиями существования явления, знание о котором счита-ется истинным;

б)персональное авторство истинных идей;

в)связь с другими истинами;

г)принадлежность конкретной исторической эпохе.

 

7.Идеология – это:

а)расхожие представления о характере текущей политики

б)попытка сконструировать идеальное государство

в)теория общественных идеалов

г)система ценностей и идей теоретического уровня, выражающих инте-ресы различных социальных групп

 

8.Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т. д.), в противоположность типовым чертам, – это:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) личность;

г) субъект.

 

9. Категория, которая не относится к законам взаимного перехода количественных и качественных изменений:

а) мера

б) скачок

в) качество

г) противоположность

10.К формам чувственного познания относятся: ощущения, восприятия, представления

 


БИЛЕТ №3

 

Вопросы-тесты


1.Философское направление, признающее первичным идеальное начало и ставящее материальное в зависимость от идеального – это идеализм

2.Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему:

а) человека

б) первоначала

в) Бога

г) счастья

 

3.Одной из центральных проблем в средневековой философии была проблема соотношения веры и:

а)разума

б)чувства

в)интуиции

г)долга

 

4. Маркс и Энгельс видели отличие своей диалектики от гегелевской в том, что она стала:

а) объективной;

б) рационалистической;

в) материалистической;

г) исторической.

 

5. Философ, в онтологии которого ключевую роль играют понятия «воля к жизни» и «воля к власти»:

а) Поппер,

б) Ницше,

в) Кун,

г) Сартр.

 

6.Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины:

а) агностицизм

б) скептицизм

в) экзистенциализм

г) прагматизм

 

7.Метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения ряда частных случаев – это:

а) дедукция;

б) индукция;

в) аналогия;

г) анализ.

 

8.Современный процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных связей и взаимодействий, разворачивающихся поверх государственных границ – это:

а) колонизация

б) модернизация

в) монополизация

г) глобализация

 

9. Концепции прав человека, договорного характера происхождения государства, правового государства сформировались в рамках идеологии:

а) социалистической

б) либеральной

в) консервативной

г) анархической

 

10.Категория, которая не относится к закону единства и борьбы противоположностей:

а)тождество

б)противоречие

в)противоположность

г)свойство

 


БИЛЕТ №4

 

Вопросы-тесты


 

 


1.Философское учение, утверждающее равноправие материального и духовного первоначал мира – это дуализм.

 

 


БИЛЕТ № 5

Вопросы-тесты


1. Автор апорий "Ахиллес и черепаха", "Стрела", "Дихотомия", "Стадион" и др.:

а) Гераклит.

б) Зенон Элейский.,

в) Сократ.

г) Аристотель.

2. Характерная черта средневековой философии:

а)космоцентризм

б)теоцентризм

в)гуманизм

г) антиклерикализм

3. Образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности:

а) гуманизм,

б) антропоморфизм,

в) антропология,

г) пантеизм.

4. Представитель рационализма:

а) Бэкон,

б) Гоббс,

в) Локк,

г) Спиноза.

БИЛЕТ №6

Вопросы-тесты:


1. Материализм – это:

а) признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц - атомов, молекул и т.п.;

б) практический, здравый взгляд на вещи;

в) признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания;

 

г) признание самостоятельного, независимого от божественного вмешательства существования мира.

 

2. Философское направление, к которому можно отнести учение Платона:

а) материализм,

б) объективный идеализм,

в) субъективный идеализм,

г) агностицизм.

3. Философская позиция, выраженная в суждении: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах":

а) сенсуализм,

б) рационализм,

в) номинализм,

г) агностицизм.

4. Кант сформулировал категорический императив, рассматривая вопросы:

а) развития

б) познания

в) бытия

г) морали

5. Тезис, выражающий суть материалистического понимания истории в марксистской философии:

а) Историческое развитие носит субъективный характер.

б) Общественное бытие определяет общественное сознание.

в) Вся человеческая история (кроме первобытной) была историей борьбы классов.

г) Развитие общества подобно развитию любого живого организма и, следовательно, носит естественный характер.

 

6. Система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта:

а) теория,

б) наука,

в) метод,

г) моделирование.

7. Форма чувственной ступени познания:

а) понятие

б) суждение

в) представление

г) умозаключение

Мир идей

Платон: Мир по природе двойственен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи – нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии. Мир идей и есть мир подлинного, то есть вечного и неизменного бытия. Антипод бытия – мир небытия, где господствует материя. Вещи чувственного мира заключают в себя нечто общее для идей.

Аристотель: Если идея- сущность вещи,тогда она находится в самой вещи,если она вне вещи, тогда она не есть ее сущность. Аристотель мыслит себе идею вещи не как-нибудь отдельно от вещи и не где-нибудь в другом месте, чем-то, которое занимает данная вещь.

Идея вещи есть сущность вещи и потому функционирует в самой же вещи. Мир идей бесполезен как для познания, так и для чувственного существования вещей. Аристотель признает, что вещи чувственного мира заключают в себя нечто общее для идей, но общее - как общее - не может быть простой составной частью отдельных вещей.

Теория идеи души:

Платон: Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно, находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «воспоминает о мире идей». То есть основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом, Душа, по Платону, – бессмертная сущность, в ней различаются три части:

- разумная, обращенная к идеям;

- пылкая, аффективно-волевая;

- чувственная, движимая страстями, или вожделеющая.

Аристотель: Душа,обладающая целеустремленностью,есть не что иное,как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективного поведения. Душа – целеустремленная энергия, движущая сила тела, превращающая возможность в действительность. Душа по Аристотелю в противовес Платону не может существовать без тела, но она – имматериальная, не телесная. Благодаря душе мы живем, ощущаем и размышляем, она есть некий смысл и форма, а не материя и не субстрат.

Теория познания:

Платон: Платон воспринял слова Сократа о значении,которое для познания бытия имеютпонятия, и шел от «идей» как первообразов мира через явления чувственного мира, в которых эти «идеи» как истинные формы бытия, представлены в искаженном виде, к понятиям, схватывающим сущность явлений – их тождественную и неизменную основу. Считая, что познание направлено на неизменную сущность вещей, а основные свойства предметов раскрываются в понятиях о них, Платон сделал вывод, что понятия – не только наши мысли о бытии, но существуют сами по себе, самобытно и, безусловно, независимо от чувственного мира. Мыслитель подошел к познанию с позиции диалектики.

Аристотель: Познание же у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта–в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.

Этика

Платон: «Благо»-единство добродетели и счастья,прекрасного и полезного,доброго и приятного. Платоновский идеал абсолютной объективной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противополагается приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира, полностью обнаженного от плоти, где эта правда живет и раскрывается во всей своей истинной полноте. В диалогах «Горгий», «Теэтет», Федон», «Республика» этика Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. По мысли Платона, высшее благо(идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Человек – несовершенный бог.

Аристотель: Благо–это«то,к чему стремятся».Благо для грубых людей–в наслаждениях, для благородных – в почестях, для мудрых – в сознании. По Аристотелю: назначение человека – в разумной деятельности, отличающей его от растений и животных. От нашей деятельности зависят качества характера, приобретаемые нами. Оппозиционно Платону Аристотель полагал, что высшее благо, или счастье, есть деятельность, сообразная с высшей добродетелью. Для счастья нужна как полнота добродетели, так и достаточная обеспеченность внешними благами. Понятие счастья Аристотель отделяет от понятия блаженства как не зависящего от внешних обстоятельств. Он отличает намерение, как имеющее дело с тем, что в нашей власти, от желания, которое может от нас не зависеть. Так как достижение добродетели – деятельность, а не только созерцание, для Аристотеля очень важно понятие воли, которое он определяет как стремление к цели. Мыслитель на место судьбы и рока ставит свободу воли человека. Бог – это совершенный человек.

Общество и государство

Платон: Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывал тем,что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Учение Платона о государстве – это утопия.

Аристотель: Наилучшее же государство по Аристотелю–это такое общество,котороедостигается через посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет в виду «средний» между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большое значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. Государство Аристотеля – реальное, земное государство.

 

2. Основные философские подходы к пониманию происхождения и сущности сознания.

Сознание – одно из центральных понятий философии. В общем виде сознание предстаёт как состояние психической жизни индивида, которое выражается в субъективном переживании событий внешнего мира, внутреннего мира самого индивида и в самосознании, своеобразном отчёте индивида самому себе об этих событиях.

Сложность определения сознания связана: 1) с многозначностью форм его бытия, 2) с тем, что, пытаясь, осмыслить тот или иной субъективный образ, мы уже входим в мир сознания, т.е. в мир того, что хотим определить, познать, а это затрудняет решение вопроса о соотношении психического и сознательного.

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана.

Концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания:

Ø Объективно-идеалистическая концепция: при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог - у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.

Ø Согласно «космической» теории сознание существует независимо от материальных носителей, исходит из Космоса или из разума Бога, оно едино и неделимо. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе. По мнению Г.Лейбница, в мире существует множество духовных субстанций - монад, включающих энергию Вселенной, являющихся основой сознания и рождаемой им материи.

Ø Теория гилозоизма: вся материя наделена способностью ощущать и мыслить. (Дж. Бруно, Спиноза, Дидро)

Ø Теория социализации сознания ставит его в зависимость от внешней, в том числе социальной, среды. Основоположник сенсуализма английский материалист Дж.Локк (17 век) полагал, что сознание человека представляет собой подобие «чистого листа» бумаги, на котором опыт оставляет свои письмена.

Ø Субъективный идеализм человеческое сознание первично по отношению к чувственному миру и противоположно ему. Крайняя форма субъективного идеализма - солипсизм - базируется на постулате - «Существую только я и мои ощущения. Весь мир - комплекс моих ощущений». Сознание, с точки зрения солипсистов, - это единственно достоверная реальность, а материальный мир - его порождение (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Фихте).

Ø Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому - психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Декарт).

Ø Метафизический материализм: сознание вторично по отношению к материи, отрицается его творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира.

Ø Вульгарные материалисты: отождествление сознания и материи. Представители этого направления утверждают, что «мозг вырабатывает мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь» - сознание сводится к вещественным образованиям в человеческом мозге (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

Ø Диалектический материализм: сознание – существенное свойство материи (неразрывное единство и связь с материальным миром). В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее.

Античное понимание сознания - направленность на внешний мир. Античный человек не выделял себя из царства природы, ощущал себя частью мироздания, микрокосмосом.

Христианская трактовка сознания – ориентация на внутреннем сосредоточении человека, на общении его с Богом. Сознание человека считалось вторичным по отношению к Богу, но высшим, что есть в человеке. В Новое время: сознание – основная позиция в духовном опыте. Сознание человека отождествлялось с интеллектуальной деятельностью субъекта познания. Религиозные компоненты духовного опыта вытеснялись элементами логики.

С точки зрения марксизма, сознание зависит от объективных факторов, в частности, от общественных отношений. (трудовая концепция происхождения сознания)

Экзистенциалистская традиция: истоки сознания – в человеческой коммуникации. Основой экзистенциального мышления является социокультурная обусловленность сознания.

 

БИЛЕТ №7

Вопросы-тесты:

1. В учении о бытии Аристотеля выделялось четыре первопричины всего существую-щего: материальная, формальная, действующая; целевая.

2. Определяющее влияние на развитие средневековой философии было оказано:

а) искусством

б) наукой

в) мифологией

г) религией

3. Характерная черта философствования в эпоху Возрождения:

а) теоцентризм,

б) антропоцентризм,

в) космоцентризм,

г) геоцентризм.

4. Критерием общественного прогресса в марксистской философии выступает:

а) Уровень развития производительных сил.

б) Степень демократичности политического режима.

в) Уровень развития научных знаний.

г) Степень нравственного совершенства человека.

5. Философское направление, утверждающее, что существование человека предшествует его сущности:

а) марксизм

б) фрейдизм

в) экзистенциализм

г) постпозитивизм

Синергетика - это

а) общая теория систем;

б) теория поведения систем с положительной или отрицательной обратной свя-зью;

в) теория экосистем, экологических единиц биосферы;

г) теория самоорганизации открытых неравновесных систем.

7. Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека:

а) эмпирический

б) теоретический

в) научный

г) обыденный

8. Метод познания, при котором вывод о частном случае делается на основании общего правила – это:

а) анализ;

б) аналогия;

в) дедукция;

г) индукция.

Билет № 8

Вопросы-тесты

1) Идеализм – это:

а) утверждение, что идеи, мысли существуют реально;

б) признание идеального начала первичным, определяющим материальное;

в) стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству;

г) стремление обосновать божественные истоки и сущность мира.

2) Представитель диалектической традиции в античной философии:

а) Фалес

б) Гераклит

в) Демокрит.

г) Эпикур.

 

3) Сознание человека – это чистый лист бумаги говорил: Локк

 

4) Представитель немецкой классической философии – сторонник материализма:

а) Фейербах

б) Кант

в) Фихте

г) Гегель

 

5) Кредо марксистской философии выражено в знаменитом тезисе К.Маркса: “Фило-софы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы …”:

а) понять его;

б) подвергнуть его разумной критике;

в) изменить его;

г) сохранить его.

 

6) Бессознательное, сублимация, либидо – это категории характерные для

а) экзистенциализма

б) фрейдизма

в) постмодернизма

г) постпозитивизма

 

Далее, идет какая-то опечатка, снова 6-й вопрос J

 

6) Учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания:

а) эстетика

б) метафизика

в) диалектика

г) синергетика

 

7) Сознание обладает способностью к объективации, материализации в продуктах труда, произведениях искусства и т.д. Материализуется ли человеческое бессознательное?

а) Нет, поскольку оно не попадает в сферу сознания, а человеческая созидательная деятельность всегда сознательна.

б) Нет, поскольку бессознательное ограничено пределами индивидуальной психики человека.

в) Нет, поскольку, даже обуреваемый бессознательными импульсами, человек всегда контролирует свое поведение сознанием.

г) Да, но в скрытой, сублимированной форме.

8) Критерий истины, считающийся главным в марксистской гносеологии:

а) практика,

б) формально-логическая непротиворечивость,

в) простота,

г) гармоничность, красота.

9). Форма рациональной ступени познания:

а) понятие

б) представление

в) ощущение

г) восприятие

 

10) Критерием (-ями) отличения постиндустриальной стадии развития общества от индустриальной является:

а) автоматизация производства

б) преобладание в структуре занятости третичного сектора – сферы услуг

в) появление информационно-компьютерных технологий

г) все вышеперечисленное

 

Проблемные вопросы:

1. Проблема универсалий и ее решение в схоластической философии

Одна из особенностей философии средневековья проявилась в споре между реалистами (от латинского реалис - вещественный) и номиналистами (от латинского номен - имя). Спор шел о природе универсалий (от лат. универсалис - общий), т.е. о природе общих понятий.

Реалисты (Иоанн Скот, Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепции о трех видах существования универсалий:

1. до вещей в божественном разуме

2. в самих вещах, как их сущность или форма

3. после вещей, в человеческом разуме, как результат абстракции и обобщения.

Номеналисты (Расцелин) отрицали идею объективного существования общего. Они считали, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, т.е. отрицали не только наличие общего в конкретной вещи, но его существование до вещи. Универсалии - только имена вещей и существование их сводится лишь к колебанию голоса. Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания.

Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского и осудила номенализм Расцелина. Выступая против крайностей реализма и номенализма Пьер Обеляр выработал объединяющую формулу концептуализма: универсалии не обладают самостоятельной реальностью. Реально существуют лишь отдельные вещи, однако универсалии получают реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат обобщения отдельных свойств вещей.

Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения этого вопроса.

Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Среди виднейших представителей реализма можно выделить Иоанна Скотта Эриугену и Фому Аквинского. Эриуген выделял 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) «до вещей» (в божественном разуме), «в самих вещах» (как их сущность или формы) и «после вещей» (в чел. разуме как результат абстракции). Взгляды Аквинского похожи. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах (in rebus) как их сущностная форма (forma substantiales); во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного (post res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.

Эти взгляды можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, согласно представителям которого общее существует только вне вещей (например, Ансельм). По Абеляру существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи.

Согласно концепции номинализма универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена (Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания... Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему представитель номинализма Уильям Оккам вводит понятие о интенции, т.е. о направленности мысли, о логических. и психологических. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

2. Мышление и язык. Проблема создания искусственного интеллекта.

Одна из характерных особенностей неклассической трактовки сознания – внимание к внутреннему миру субъекта, процессам самосознания. В связи с этим возрастает интерес к языку, поскольку сознание реализует себя в значительной степени с помощью языка.

Человеческий язык может существовать только в обществе, обслуживая его потребности (объективный характер языка).

Если бы человек не обладал естественным языком, он не смог бы создать никакой, даже самой простой формулы.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык – это система содержательных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов.

Философия языка – исследования языка с точки зрения его происхождения, сущности и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.

Философия языка примыкает к истории языка и языкознанию. Умозрительные рассуждения о языке, его возникновении, развитии и значении имелись уже у индийских и древнегреческих философов (в т. ч. у софистов и Платона). Натуралистическая философия языка рассматривает язык - как способность, возникшую естественным путем, идеалистическая философия языка - как творение духа. Современное состояние исследований в области философии языка характеризуется возвращением к внешней и внутренней действительности фактического состояния языка, а также стремлением к всеобщей грамматике. В связи с этим возвращаются к старым исследованиям языка, связанным с именами Гердера, Гумбольдта и Гримма. X. Липпс исследует сущность языка с позиций экзистенциализма, рассматривая реальное протекание речевого процесса.

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что своё адекватное выражение мысль получает именно в языке.

Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщённое отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Мышление – это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Основные формы мышления – понятия, суждения и умозаключения.

Искусственный интеллект — это наука и разработка интеллектуальных машин и систем, особенно интеллектуальных компьютерных программ, направленных на то, чтобы понять человеческий интеллект. Но проблема состоит в том, что неизвестно какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. А так как мы понимаем только некоторые механизмы интеллекта, то под интеллектом в пределах этой науки мы понимаем только вычислительную часть способности достигнуть целей в мире.

Но до сих пор единого ответа на вопрос чем занимается искусственный интеллект, не существует. Почти каждый автор, пишущий книгу об ИИ, отталкивается в ней от какого-либо определения, рассматривая в его свете достижения этой науки.

Философия искусственного интеллекта задаётся вопросами о «мышлении машин», рассматривает вопросы:

ü Может ли маш



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.204.140 (0.178 с.)