Полит.воззрения европ. мыслителей Нового Времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полит.воззрения европ. мыслителей Нового Времени



Период Нового времени (17-18 вв.) характе­ризовался укреплением капитализма, борьбой буржуазии за власть, буржуазными революциями в Англии, Голлан­дии и Франции.

Одной из главных проблем - проблема взаимоотношений личности и го­сударства. Взаимодействию этих субъектов политики бы­ла посвящена теория "естественных прав".

Теория "естественных прав" была направлена против всех форм феодальной зависимости, сословного деления феодального общества и обосновывала равенство людей, данное им природой. Сторонники этой теории выступали за законодательное закрепление свободы убеждений и действий людей, права обладания и распоряжения соб­ственностью, гарантий от произвола и т.д.

Теория "естественных прав" человека дополнялась те­орией "общественного договора", согласно которой госу­дарство возникло не по божьей воле, а в результате заклю­ченного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Для этого они решили выйти из "естествен­ного состояния и перейти в гражданское общество". Госу­дарство, образованное волеизъявлением свободных лю­дей, должно обеспечить охрану их прав, свобод, не гарантированных в естественном состоянии. В разных ва­риантах теории "естественного права" и "общественного договора" интерпретировали и развивали Г.Гроций и Б.Спиноза (Голландия), Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Уинстэнли (Англия), Г.Лейбниц, И.Кант (Германия ), А.И.Радищев, декабристы (Россия), Т.Джефферсон, Т.Пейн (США), Ж.Мелье, Г.Мабли, Морелли, Д.Дидро, К.Гельвеции, Ж.-Ж. Руссо (Франция).

Один из наиболее ярких политических мыслителей Нового времени, английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Государ­ство сравнивалось им с библейским чудовищем Левиафа­ном ("искусственным человеком", "земным богом"). Он изображает государство как сложный меха­низм господства и подчинения: государство не только дол­жно выполнять функцию господства, но и заниматься вос­питательно-просветительской деятельностью, поощрять всякого рода хозяйственные, силой принуждать к труду здоровых людей.

Гоббс — сторонник сильной власти. Его симпатии на стороне абсолютной монархии. Вместе с тем он считал, что подданные способны делать по своему усмотрению то, что не запрещено законом. Они должны иметь на уровне час­тноправовых отношений широкую инициативу, систему прав и свобод.

Большой вклад в политическую науку внесли англича­нин Джон Локк (1632-1704) и француз Шарль Луи Монтескье (1689-1755), разработавшие концепцию раз­деления властей. Локк предлагал разделить власть на за­конодательную, исполнительную и федеративную, ведаю­щую международными отношениями. Локк Отстаивалидеюнеотчужденности от личной свободы, права на жизнь и собственность.

Монтескье дополнил теорию разделения властей тем, что наряду с законодательной и исполнительной выделил и судебную власть.. Идеи свободы, граж­данских прав и разделения властей, обоснованные этими мыслителями, получили закрепление в конституциях Франции, США и других государств.

В плеяде французских просветителей благодаря ори­гинальности своих взглядов выделялся Жан-Жак Руссо (1712-1778). Его политические воззрения выражали ин­тересы крестьянства.

Выступая против частной собственности, он критикует феодальные порядки, растущий капитализм, противопоставляет промышленной цивилизации об­раз жизни свободных землевладельцев. Для восстановле­ния свободы им предлагалось заключить новый общественный договор, который бы представлял собой ас­социацию равных свободных индивидов, или республику. Руссо был сторонником прямой демократии. Ратуя за политическое равенство, за уравнивание имущественного положения граждан, он вместе с тем считал, что нужно сохранить мелкую частную собственность, основанную на индивиду­альном труде.

Идеи Руссо о равенстве и демократии способствовали пробуждению революционного сознания во Франции. Они вдохновляли знаменитых якобинцев — Робеспьера, Марата, Дантона, Сен-Жюста — на борьбу против фео­дального строя. Эти идеи были закреплены в Декларации прав человека и граждан и других актах Французской рес­публики.

Свой вклад в политическую науку внес и родоначаль­ник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804). Заслуга Канта и в том, что установ­ление правового государства он связывал с нравственнос­тью и формированием гражданского общества.

Связь между государством и гражданским обществом обстоятельно рассмотрел классик немецкой философии " Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Основным принципом взаимо­отношений в гражданском обществе, по Гегелю, является индивидуализм.

Европейская политическая мысль XIX в. Социаль­но-политическая ситуация в Европе в XIX в. после Вели­кой французской буржуазно-демократической революции (1789-1794), в результате которой произошел переход от мануфактурного производства к промышленному, характеризовалась укреплением капиталистических отноше­ний. В данный период активно развивалась буржуазная демократия, образовывались "современные формы" госу­дарств (конституционные монархии и республики), в которых буржуазия получала полное политическое господ­ство.

Теоретики политики этого периода наряду с рассмот­рением проблем личности значительное внимание уделяли большим социальным группам: классам, нациям, расам, их положению в обществе и взаимоотношениям.

Ведущим политико-идеологическим течением этого вре­мени был либерализм. Либеральные политические мысли­тели отстаивали буржуазные права и свободы, в первую очередь реализацию "личной свободы", свободу частной собственности и конкуренции, выступали за разделение властей, против вмешательства государства в экономику.

Важнейшим нравственным принципом, который они считали главной движущей силой развития общества, было стремление человека к пользе для себя, выгоде, наслажде­ниям.(утилитаризм)

На протяжении полутора веков в мировой политической науке важное место принадлежало учению Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). К тому же это учение составляло теоретическую основу политичес­кой деятельности абсолютного большинства коммунисти­ческих партий.

Марксистское политическое учение возникло в середи­не прошлого столетия, в период перехода от мануфактур­ного производства к промышленному, вызвавшему фор­мирование двух основных классов капиталистического общества — пролетариата и буржуазии. В самом начале своего существования марксизм стал претендовать на вы­ражение и защиту интересов рабочего класса, которому он отводил главную роль в процессе перехода от капитализма к коммунистической формации.

Основным теоретическим положением, на котором строился марксистский анализ политики, является учение о классовой борьбе, суть которого состоит в том, что раз­деление труда, возникновение обмена и производства для обмена, появление частной собственности привели к соци­альному неравенству, возникновению классов, различаю­щихся отношением к средствам производства, а точнее, владением или не владением ими. С целью реализации ин­тересов этих классов между ними идет борьба за власть, т.е. политическая борьба. Опираясь на это положение, Маркс и Энгельс доказывали, что борьба рабочего класса может быть успешной при условии, что она примет поли­тический характер. Политику же они определяли как ор­ганизованное насилие одного класса над другим.

Одной из ключевых в политическом учении марксизм, является идея установления в результате социалистичес­кой революции диктатуры пролетариата, при помощи которой будет построено социалистическое общество.

В отличие от Гегеля основным принципом гражданского общества Маркс считал не индивидуализм, а коллективизм. В коллективе он видел ту ассоциацию, которая обеспечит личности свободу, возможность самоутверждение проявления и развития способностей и талантов.

"Теория завоевания", выдвинутая представителем социального дарвинизма австрийско-польским социологом и юристом Людвигом Гумпловичем (1838-1909). Главной движущей силой истории считал борьбу рас за существование, в результате которой побеждают наиболее сильные. Их господство обязано было обеспечивать государство, которое возникало в процес­се борьбы расовых общностей между собой. Однако в по­нятие "раса" им включались не биологические, а социальные различия. Будучи противником биологичес­кого расизма, расами он называл нации и классы.

Подобные идеи выдвигались и другими европейскими мыслителями этого периода, в частности немецким философом Фридрихом Ницше (1844-1900)- Движущей силой считал волю к власти. Выступая против идей социализма, он стремился доказать, что эксплуатация является "естественным" и "высшим" законом жизни. Для того чтобы она существовала, необходимо бороться против идей "демократии", "равенства", "прав человека".

Будучи сторонником идеи возвышения индивида, он доходил до крайности. Гак, главная роль в наведении порядка на земле им отводилась "сверхчеловекам". Только они имеют право управлять государством. Их деятельность не должна быть свя­зна моральными и правовыми нормами. Одна из функций государства — ведение войн, которые являются жизненной необходимостью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.006 с.)