Политическая мысль Античности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая мысль Античности



Политическая мысль Античности

Мировая политическая мысль стала развиваться с пе­реходом человечества от первобытнообщинного к рабов­ладельческому обществу с его антагонистическими класса­ми и государством. Древнейшие политические учения возникли в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае, Палестине и др. Наивысшего же развития полити­ческая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в ан­тичных государствах, особенно в Древней Греции. Убеди­тельным примером тому являются труды древнегреческих мыслителей — Платона и Аристотеля.

А) Платон ( 427 — 347 гг. до н.э.) — идеолог афинской аристократии. Свои политические взгляды изложил в диа­логах "Государство" и "Законы". Исходя из позиций иде­ализма, Платон делил людей на три сословия. Каждое из них соответствовало выделенным им трем началам, преоб­ладающим в душе человека: разумному, аффективному (эмоциональному) и вожделеющему (чувственному, жаж­дущему богатства). Разумное начало присуще филосо­фам-мудрецам; аффективное — воинам, вожделеющее — земледельцам и ремесленникам. Высшей добродетелью, которая должна быть свойственна всем сословиям, он счи­тал умеренность, меру. Управлять государством должны философы-мудрецы. Воины, будучи эмоциональными, яростными, должны заботиться о безопасности государ­ства, защищать его, вожделеющие ремесленники и земле­дельцы обязаны трудиться. Для того, чтобы философы и воины не подвергались страстям, связанным с семьей и частной собственностью, жены у них должны быть общими, а воспитывать детей надлежит государству. Обеспечи­вать материально эти сословия вменялось в обязанность трудящимся.

Этические воззрения Платона были ориентированы не на индивида, а на общество, и поэтому предназначение че­ловека — служить государству, а не наоборот.

Политика - царское искус­ство, требующее знаний по управлению людьми. В сочинении "Законы" он отдавал предпочтение демократии и монархии.

Б) Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — идеолог земле­дельческой аристократии, ученик Платона и учитель вели­кого полководца Древнего мира А.Македонского. Он внес большой вклад в философию, природоведение, историю, политику, этику, литературу и эстетику. Его политические взгляды изложены в трактатах "Политика" и "Никомахова этика". В отличие от идеализма Платона Аристотель склонялся к диалектическому материализму. Он защищал необходимость частной собственности, рабов­ладения, моногамной семьи. Политика, по Аристотелю, — управление обществом через государство (особый аппа­рат), а также управление самим государством. Государ­ство он определял как общение подобных друг другу лю­дей ради достижения лучшей жизни.

· К правильным формам он отно­сил монархию (политическую власть одного), аристокра­тию (правление немногих), политию (правление многих);

· к Неправильнымтира­нию (деспотическую власть одного), олигархию (власть богатых) и демократию (власть большинства).

Аристотель в отличие от Платона ставил на первое мес­то человека, а не государство, и утверждал, что человек есть существо общественное.

Труды Аристотеля являлись настольными книгами для многих политических мыслителей последующих поко­лений.Аристотель был очень почитаем в Беларуси. Большое внимание его социально-политическому и этическому уче­нию уделяли Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий. В учебных заведениях Беларуси философия Аристотеля в интерпретации Ф.Аквинского изучалась до конца XVIII в.

Идеи Л.Гумпловича и Ф.Ницше были впоследствии использованы фашистами для обоснования своей политики.

В конце XIX в. наметилось размежевание и среди политических мыслителей, отстаивающих идею социализма. В частности, одна часть из них придерживалась марксистского, революционного подхода к переходу от капитализма к социализму, другая — отрицательно относилась к социа­листической революции и предлагала эволюционный, ре­формистский путь к социалистическому строю.

В заключение следует отметить, что в XIX в. были за­ложены теоретические основы политических течений, ко­торые определили развитие человечества в нынешнем сто­летии.

Функции государства

Место и роль государства в политической системе общества во многом определяется его функциями. Функ-ции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

— обеспечение законности и правопорядка;

— хозяйственно-организаторская функция (выработка экономической политики, регулирование экономических отношений, формирование госбюджета, управление налогообложением и т.д.);

— социальная функция (социальная защита населения, развитие здравоохранения, пенсионное обеспечение, решение экологических проблем);

— культурно-воспитательная функция (развитие науки и культуры, системы образования, охрана исторических и художественных памятников, организация досуга и др.).

Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие сотрудничества и интеграции с другими странами, участие в международном разделении груда. Внешние функции закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением; вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние функции.

Государственный механизм

Для осуществления указанных функций государство формирует комплекс специальных органов и учреждений, составляющих в совокупности организационную структуру государства или государственный механизм. Современный государственный механизм включает в себя, как правило, следующие элементы:

1) представительные органы государственной власти. Представительные учреждения получают легитимацию посредством волеизъявления граждан (всеобщие выборы). Они подразделяются на высшие представительные органы (парламент), обладающие законодательной властью, и местные органы власти и самоуправления, образуемые в соответствии с административно-территориальным делением страны;

2) исполнительно-распорядительные органы, или органы государственного управления. Назначение этих органов — непосредственное управление государственными делами, включающее в себя исполнительную деятельность (осуществление рекомендаций представительных учреждений) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий). Различают высшие (правительство), центральные (министерства, ведомства) и местные исполнительные органы;

3) органы судебной власти осуществляют правосудие, разрешение конфликтов и споров, восстановление нарушенных прав, наказание нарушителей закона. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и др. судопроизводства;

4) органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами;

5) органы государственного контроля',

6) органы охраны общественного порядка (милиция, полиция);

7) органы государственной безопасности',

8) вооруженные силы (армия).

 

27. ООН в системе международных отношений
Самой крупной, глобальной, универсальной межпровит. организацией явл. ООН (организац. объед. наций) включающая 198 государств.
Ежегодно отмечается день ООН (24 декабря 1945 г. была создана).
Целями ООН выступают поддержание межгос. мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями, осущ-ие сотрудничества в разрешении меж.пор. проблем, согласование действий наций в достижении общих целей.
Структура ООН включает 6 главн. органов:
-генеральная ассамблея;
-совет безопасности;
-экономич. и социальный совет;
-совет по опеке;
-международн. Суд и секриториат, а также 15 специализиров. учреждений несколько программ и органов.
Совет безоп. несёт главную ответств. за поддержку меж.народн. мира и безопасности. Состоит из 15 членов, 5 постоянных: США, РФ, Великобритания, Франция, Китай
и 10 избираемых генеральной ассамблеей на 2-х летний срок, решения принимаются если за них проголосовало 9 из 15 членов, включая совпадение голоса всех постоянных членов. Это право «вето» или «единогласие великих держав».
Только совет безопасности имеет право принимать решения, обязательные для выполнения, другие органы дают только рекомендации.
Совет безопасность принимает решения об экономических санкциях и коллективных военных действиях.
В рамках ООН есть ряд организаций, которые явл. и её структурами и в тоже -время самостоятельными организациями:
-всемирная организация здравоохранения(ВОЗ);
-Международная организация труда (МОТ);
-(ЮНЕСКО);
-Международ. орг. по атомной энергии(МОГАТЕ);
-конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);
Активно действует и региональные межправительственные организации.
Среди европейск. организаций европейский союз, северо-атлантич. военный -союз (НАТО);
-орган коллективной безоп. в Европе;
-ОБСЕ – оганизац.безоп. и сотрудничества в Европе;
-Совет Европы;
-Парламентская ассамблея совета Европы;
-Европейский центральный банк;
-Европ. банк реконструкции и развития;
-Африканские гос-ва образов.(ОАЕ – орг.африканского единства);
-Интересы гос-в экспортеров нефти объединят орг-ция ОПЕК;
-Исламские страны участвуют в работе организац. исламской конференции (ОИК);
Большую роль на международ. арене играют непровительств. организац.:
-католическая церковь;
-межнар. конференция свободных профсоюзов;-либеральный интернационал.;
-межпарламентский союз;
-римский клуб и др.

25. Международные отношения и их виды.
М.о. этосовокупность политич., экономич., идеолог., правовых,дипломатических, военных,культурных и др. связей между государствами, организациями, народами, и отдельными личностями.
Сегодня в мире действуют около 200 гос-в, которые находятся на разных этапах исторического, экономич., политич. и культурного развития и отношения между ними составляют особую череду политики.
М.о. обладают своей спецификой
- стихийность международ. полит. процесса. Потому что в нём участвуют множество субъектов м.о. отсюда множество тенденций и мнений;
- усиление роли субъектного фактора т.е. выдающихся политических лиц;
-охват всех сфер жизнедеятельности общества;
-отсутствие единого властного центра и наличие множества рвноправных и суверенных центров принятие политич. решения;
- регулирование международ. отношений не законными, а соглашениями и договорами о сотрудничестве.
В качестве субъекта м.о. выступают го-во, полит.партии, неправительственные организации, экономич. и военно-политич. союзы, региональные, демографические группы, туристические фирмы,средства массовой информации и др.
гл.субъект – государство, т.к. оно обладает всей полнотой и универсальностью политич. власти,экономич.,научно- техническими, а др. субъекты игр. второстепенную роль.
М.о. проявляют себя по вертикали на различных масштабных уровнях:
-глобальные м.о., т.е. отнош. между сист.гос-в, крупными державами и отражающие мировой полит. процесс в целом.
-региональные, т.е. отнош. между гос-ми определённого полит. региона отношение конкретной международ. полит. ситуации,которая втягивает в свою в том или ином разрешении сложивш. ситуации.
По горизонтали выдел. групповым уровни:
1. Коалиционные и межкоалиционные форму через взаимотн. групп гос-в., межнарод. организаций;
2.двухсторонние отношения;
М.о. имеет объективный характер и в соотв. с этим след. виды:
- политические (оределяют все др. виды);
-экономические и научно- технические;
-идеологические;
- международно – правовые;
- военно - стратегические;
-культурные.

Политическая мысль Античности

Мировая политическая мысль стала развиваться с пе­реходом человечества от первобытнообщинного к рабов­ладельческому обществу с его антагонистическими класса­ми и государством. Древнейшие политические учения возникли в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае, Палестине и др. Наивысшего же развития полити­ческая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в ан­тичных государствах, особенно в Древней Греции. Убеди­тельным примером тому являются труды древнегреческих мыслителей — Платона и Аристотеля.

А) Платон ( 427 — 347 гг. до н.э.) — идеолог афинской аристократии. Свои политические взгляды изложил в диа­логах "Государство" и "Законы". Исходя из позиций иде­ализма, Платон делил людей на три сословия. Каждое из них соответствовало выделенным им трем началам, преоб­ладающим в душе человека: разумному, аффективному (эмоциональному) и вожделеющему (чувственному, жаж­дущему богатства). Разумное начало присуще филосо­фам-мудрецам; аффективное — воинам, вожделеющее — земледельцам и ремесленникам. Высшей добродетелью, которая должна быть свойственна всем сословиям, он счи­тал умеренность, меру. Управлять государством должны философы-мудрецы. Воины, будучи эмоциональными, яростными, должны заботиться о безопасности государ­ства, защищать его, вожделеющие ремесленники и земле­дельцы обязаны трудиться. Для того, чтобы философы и воины не подвергались страстям, связанным с семьей и частной собственностью, жены у них должны быть общими, а воспитывать детей надлежит государству. Обеспечи­вать материально эти сословия вменялось в обязанность трудящимся.

Этические воззрения Платона были ориентированы не на индивида, а на общество, и поэтому предназначение че­ловека — служить государству, а не наоборот.

Политика - царское искус­ство, требующее знаний по управлению людьми. В сочинении "Законы" он отдавал предпочтение демократии и монархии.

Б) Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — идеолог земле­дельческой аристократии, ученик Платона и учитель вели­кого полководца Древнего мира А.Македонского. Он внес большой вклад в философию, природоведение, историю, политику, этику, литературу и эстетику. Его политические взгляды изложены в трактатах "Политика" и "Никомахова этика". В отличие от идеализма Платона Аристотель склонялся к диалектическому материализму. Он защищал необходимость частной собственности, рабов­ладения, моногамной семьи. Политика, по Аристотелю, — управление обществом через государство (особый аппа­рат), а также управление самим государством. Государ­ство он определял как общение подобных друг другу лю­дей ради достижения лучшей жизни.

· К правильным формам он отно­сил монархию (политическую власть одного), аристокра­тию (правление немногих), политию (правление многих);

· к Неправильнымтира­нию (деспотическую власть одного), олигархию (власть богатых) и демократию (власть большинства).

Аристотель в отличие от Платона ставил на первое мес­то человека, а не государство, и утверждал, что человек есть существо общественное.

Труды Аристотеля являлись настольными книгами для многих политических мыслителей последующих поко­лений.Аристотель был очень почитаем в Беларуси. Большое внимание его социально-политическому и этическому уче­нию уделяли Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий. В учебных заведениях Беларуси философия Аристотеля в интерпретации Ф.Аквинского изучалась до конца XVIII в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.016 с.)