ЗП как отрасль российского права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЗП как отрасль российского права.



Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России. Земля включает всю территорию, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный порядок – поверхностный слой земной коры в пределах территории ее субъектов, внутренних вод и территориального моря.

ЗП – комплексная отрасль права, предметом регулирования которой являются земельные отношения, регулируемые комплексным правовым методом. Основа ЗП – нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права. ЗП – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

1) собственный предмет правового регулирования;

2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Предмет ЗП – это:

1. отношенияпо использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п.1 ст.3 ЗК).

2. Земельное законодательство регулирует не только собственно земельные отношения, но и отношения по охране иных природных объектов и ресурсов, в свою очередь, земельные отношения могут регулироваться специальным законодательством об охране окружающей природной среды (например, ЛК РФ).

3. общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

4. имущественныеотношения по владению, пользованию, распоряжению, отчуждению земельных участков которые регулируются так же гражданским законодательством, в том числе Гражданским кодексом РФ.

Метод правового регулирования ЗП носит комплексный характер, сочетает диспозитивные и императивные начала, при первенстве последних. Это связано с тем, что в центр внимания законодателя при регулировании использования и охраны земель ставятся интересы населения, гарантом которых выступает публичный субъект – государство. Методы правового регулирования:

1) свойственны только государству в лице его органов;

2) касаются только юридических норм;

3) обеспечиваются государственным принуждением.

ЗП как комплексная отрасль права и законодательства Конституцией РФ отнесено к предметам совместного ведения РФ и S РФ.

ЗП – научная и учебная дисциплина, отраслевая юридическая наука, то есть научная система взглядов, мнений, концепций, научных учений, основанных на толковании норм земельного права, их взаимозависимости.

 

2. Предмет ЗП. Предмет ЗП – это:

1. отношенияпо использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п.1 ст.3 ЗК).

2. Земельное законодательство регулирует не только собственно земельные отношения, но и отношения по охране иных природных объектов и ресурсов, в свою очередь, земельные отношения могут регулироваться специальным законодательством об охране окружающей природной среды (например, ЛК РФ).

3. общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

4. имущественныеотношения по владению, пользованию, распоряжению, отчуждению земельных участков которые регулируются так же гражданским законодательством, в том числе Гражданским кодексом РФ.

Предметом земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс общественных, имущественных и управленческих отношений.

Особенность предмета ЗП состоит в том, что, с одной стороны, земельные имущественные отношения могут в определенной части регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства, с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяется метод административного права с его властными предписаниями о порядке ведения земельного кадастра, госрегистрации земельных участков, об особом режиме их использования и т.д.

Методы правового регулирования земельного права.

Метод правового регулирования – это специфический способ воздействия на участников земельных отношений. Задача правового регулирования состоит в том, чтобы обеспечить соответствующее поведение участников земельных отношений в нужном для государства и общества направлении. Метод правового регулирования проявляется:

1. в характере возникновения земельно-правовых норм,

2. установлении прав и обязанностей участников земельно-правовых отношений,

3. мер воздействия в отношении этих участников.

Метод правового регулирования ЗП носит комплексный характер, сочетает диспозитивные и императивные начала, при первенстве последних. В ЗП применяется метод, свойственный административному праву, т.е. власти и подчинения, и метод, свойственный гражданскому праву, - равенства участников земельно-правовых отношений. В первом случае используются императивные предписания, обязательные правила поведения. Во втором – диспозитивные нормы, позволяющие участникам принимать решения по своему усмотрению. В ЗП используется как административно-правовой, так и гражданско-правовой методы правового регулирования. Это связано с тем, что в центр внимания законодателя при регулировании использования и охраны земель ставятся интересы населения, гарантом которых выступает публичный субъект – государство. Методы правового регулирования:

1. свойственны только государству в лице его органов;

2. касаются только юридических норм;

3. обеспечиваются государственным принуждением.

Принципы земельного права.

Система принципов земельного права нашла свое отражение в ст.1 ЗК РФ:

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, природный объект, природный ресурс, недвижимое имущество; (Отражает многоаспектность земли как объекта правовых отношений. Конституция ст. 9 )

2) Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, (каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по охране земли.)

3) Приоритет охраны жизни и здоровья человека, (Вытекает из конституционного принципа признания человека высшей ценностью. К РФ Ст. 2)

4) Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю; (Учет мнения населения обязателен при выборе земельного участка для размещения объектов, при определении возможности предоставления земельных участков под застройку проводятся общественные слушания.) ЗК предоставляет право гражданам и общественным организациям (объединениям) принимать участие в подготовке решений экологического содержания. При этом органы государственной власти и местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить такое участие. Этот принцип, по сути, воспроизводит положения ФЗ от 19.05.95 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», который определяет права общественных объединений участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и способы их реализации (ст.17 и 27).

5) Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, «принадлежность следует судьбе главной вещи». (В данном случае земельный участок часто рассматривается как «главная вещь», а все, что прочно связано с ним (здания, сооружения и т.д.), является его принадлежностью. Однако ст. 35 ЗК РФ имеет в виду противоположную ситуацию, когда приобретение здания или сооружения влечет за собой право на соответствующий земельный участок.)

6) Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий; (Реализация принципа сохранения особо ценных земель и территорий обеспечивается не только ЗК РФ, но и ФЗ от 12.03.95 «Об особо охраняемых природных территориях».)

7) Платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; (Исключения устанавливаются федеральными законами или законами субъектов РФ, в частности, если лицо освобождено от уплаты земельного налога, если земельный участок принадлежит лицу на праве срочного безвозмездного пользования, если земля используется в порядке общего доступа.) (ЗК в ст. 65 под одним общим названием «Платность использования земли» понимает земельный налог и арендную плату за землю. Земельный налог есть властное предписание государства. От налога может освободить землепользователя только компетентный государственный орган, и то лишь на основании закона. Арендная плата – предмет свободной договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка).

8) Деление земель по целевому назначению на категории; (Принадлежность земель к той или иной категории (их по ЗК семь – ст. 7) предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования разрешенного использования).

9) Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; (необходимое условие земельного строя страны).

10) Дифференцированный подход к установлению правового режима земель. (Учитываются природные, социальные, экономические и иные факторы.)

11) Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, (ст. 36 ч. 2 Конституции РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем в общественных интересах ст. 36 вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы ими не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц. Кроме того, ЗК РФ в ряде статей обеспечивает сочетание интересов общества и законных интересов граждан: при изъятии земель государственных и муниципальных нужд, с одной стороны, удовлетворяются потребности государства и муниципальных образований в земле, с другой стороны – гарантируется защита имущественных прав граждан в форме денежных компенсаций ил предоставления другого равноценного земельного участка взамен изъятого (ст. 60-63).

12) Принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, Субсидиарное применение норм гражданского законодательства к регулированию имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также совершению сделок с ними (п.3 ст.3 ЗК).) Гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство устанавливает специальные нормы регулирования земельных отношений. Поэтому если есть специальная норма, содержащаяся в ЗК или в каком-либо другом нормативно правовом акте, решающая какой-то вопрос земельного права, то общая норма гражданского законодательства не может применяться.

13) Принцип государственного регулирования приватизации земли.

Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Перечень всех этих принципов не является исчерпывающим, как отмечено в п.2 ст. 1 ЗК. Сравнительный анализ содержания других статей ЗК позволяет сформулировать ряд принципов земельного права. Так, независимо от своих прав на землю в качестве собственника государство как суверен проводит и ряд принципов земельной политики, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель.

1. принятие на государственный счет и осуществление работ по изучению и картографированию земель, их госрегистрации, земле- и лесоустройству;

2. ведение государственного земельного кадастра;

3. создание служб со специальными функциями по оперативному управлению в области рационального использования и охраны земель (почв) и надзору за всеми пользователями земли;

4. плановость в использовании земель.

Система земельного права

Система земельного права - совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы отдельных разделов земельного права. Институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть – специальными (особенными).

К правовым институтам, составляющим общую часть земельного права, относятся:

1. право собственности на землю,

2. иные вещные права на землю

3. управление земельным фондом

4. охрана земель

5. ответственность за нарушение земельного законодательства

Правовыми институтами особенной части являются институты определяющие специфику правового режима отдельных категорий земель:

1. земель сельскохозяйственного назначения

2. земель населенных пунктов

3. земель промышленности, транспорта и иного (специального) назначения

4. земель особо охраняемых территорий и объектов

5. земель лесного фонда

6. земель водного фонда

7. земель запаса.

Общая часть учебной дисциплины – предмет, метод, система ЗП, понятие и характеристика земельных правоотношений, источники земельного права и его развитие, регулирование земельных отношений в зарубежных странах.

Особенная часть – основные аспекты пользования лесами, недрами, водами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.032 с.)