Лонн Фуллер «Моральное основание права». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лонн Фуллер «Моральное основание права».



В советский период классическая модель была предложена на первом всесоюзном совещании юристов при приоритете государства Андреем Януарович Вышинский ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВА (узнать про него – 1938 г. Ген прокурор СССР). Теория доказательств была разработана – признание обвиняемого. 1917 г. помощник прокурора – ордер на арест Ленина.

Первый учебник 1924 г. Петр Стучка Евгений Пошуканиц. «Теория права и государства».

Раянов – юриспруденция

Перевалов

1930 года Ганс Кельзен (позитивист) конгресс представителей сторонников естественного права. «И мы позитивизмы и вы – естественники, все ходим по одному лесу, только входим мы в него с разных опушек».

Рассмотреть сравнение позитивизма и естественного времени.

__________________________________________________________

Определение – дефиниция. Дать определение понятия. Ни одно определение не может отразить специфику понятия. Формируется.

 

Тема 2 «Понятие и сущность государства».

Понятие государства.

Государство – политико-правовая территориальная организация суверенной публичной власти, способная делать свою волю общеобязательной и способной принуждать к исполнению этой воли.

Признаки:

· Первая позиция С.С.Алексеев

1) территория

2) власть

3) население.

Можно охарактеризовать по отдельности государство каждым признаком в отдельности. Это не признаки, а образы, ипостаси.

· Вторая позиция Баранов

Признаками будут выступать те образы, которые характеризуют и связывают их друг с другом. Если берем власть – то публично-политическая власть, будем говорить о суверенном характере этой власти, о правовом характере. Если берем государство – структурированность, ограниченность.

Территория, население – как образы, а не признаки

Если говорить о населении – особые политико-правовые связи, которые существуют в этом обществе, о гражданстве.

1) публично-полический характер власти

Власть и общество не совпадают, что власть выделилась, но взаимосвязаны и функционируют в идеях общества. Структурно включает в себя: аппарат управления – сами ОГВ и аппарат принуждения – гос. структуры, которые обеспечивают осуществление власти. Оболенский «Государство и бюрократия»

2) государственный бюджет

Бюджет – свод доходов и расходов государства. Он формируется за счет налогов, которые необходимы доля содержания гос.аппарата. Так же нужны для поддрежания и развития непроизводственных сфер общества (социальная поддержка, образование, наука, культура, здравоохранение).

3) суверенитет государства

Речь идет о государственном суверенитете. Термин был введен Жаном Баденом.

Суверенитет - как самостоятельность, верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и в международных отношениях.

Внутренний – самостоятельность и верховенство

Внешний – самостоятельность и независимость

Некоторые говорят о частичности или ограниченности субъектов. Добровольное – союзы, межд договоры. НО НЕЛЬЗЯ ОГРАНИЧИТЬ ЕГО!!!!!!!!!!!!!!!! САМО понятие об этом говорит. Не может быть часть суверенной по отношению к целому. Вступление в союзы – добровольное, для определенных целей – это и есть и проявление суверенитета.

Другое дела дело, когда мы говорим об абсолютном суверенитете, он всегда относителен. Оно существует в обществе и вне его существовать не может. И всегда ощущает на себе воздействие определенных сил – СМИ, партий, религиозных образований. Тем самым оказывая влияние на осуществление власти, но по тем правилам/законам, изданными самим государством.

Тоже самое, о внешнем суверенитете – взаимное влияние, но на основании норм международного права, либо выработанными с участием государства, либо теми, к которому оно присоединилось.

4) территориальное деление населения по территориальному принципу

позволяет отграничить от до государственных форм общества (раньше по принципу кровного родства), вне государственные (по принципу общного социального интереса). Между индивидами возникает особого рода связь, которая косит устойчиво политико - правовой характер, выраженной во взаимных правах обязанностях – гражданство/подданство

5) неразрывная связь государства и позитивного права

Оба составляющих не могут существовать друг без друга. Такое право- единственный канал, через которое государство выражает свою волю и требует исполнения.

Все эти признаки характеризует государство как особый уникальный социальный институт. Иногда выделяют следующие признаки:

· Наличие вооруженных сил

· Монополия на правотворчество

· Государственный язык, государственную символику. Как внешний признак государства, которое позволяет отграничить одно государство от другого.

На разных этапах существования государство может не иметь этих трех составляющих.

 

Государственная власть как особая разновидность социальной власти и методы её осуществления.

Власть – способности и возможность одних лиц подчинять своей воле других лиц.

Это явление социальное, может существовать только в организованном обществе. Потому прилагательное «социальная» уже лишнее, мы уже понимаем, что оно существует в обществе. Власть представляет собой определенного рода общественные отношения. Должны быть 2 субъекта – управляющий и управляемый.

Власть всегда носит субъективно-объективный характер (т.к. власть и способность и возможность управлять). Способность – субъективные качества властвующего, а возможность – объективная характеристика власти.

Основными элементами власти выступают такие категории как воля и сила. Любая власть всегда носит принудительный характер. Форма, характер принуждения могут быть различными.

В обществе существуют различные виды власти:

· Муниципальная

· Корпоративная

· Религиозная

· Семейная

· Государственная

Несмотря на универсальность, государственная власть – одна из видов, которая существует в обществе. Но при этом она обладает такими чертами, которые позволяют её быть уникальной.

Государственная власть – способность и возможность государства, в лице его спец уполномоченных органы и лиц, подчинять общество своей воле и делать её обязательной.

1) публичный характер государственной власти – предполагается обособленность

2) политический характер. Соотношение государственная власть не может быть не политической! Государственная власть уже, чем политическая власть с точки зрения субъектного состава. Политическая власть может осуществляться не только государством.

3) суверенность

4) универсальность – на всей территории государства действует, обязательна для всех лиц, находящихся на этой территории; постоянство и непрерывность осуществления государственной власти.

_______________________________________________________________________

Функции государства.

Традиционно определяют как основные направления деятельности государства по достижению стоящих перед государством целей и решение стоящих перед ним задач и целей, выражающих сущность и его социальное назначение.

Не все авторы определяют функции - как направление деятельности:

- сама по себе деятельность

- это и есть задачи, которое государство должно решать

- формы деятельности механизма гос власти

- в зарубежной юридической и политической науки понятие функции не используются.

Функции определяют приоритетные векторы деятельности государства. Что бы она предметной, целевой, необходимо выделение категорий деятельности. Они определяют пути, по которым государство будет идти.

Задачи – определенные этапы на пути достижения цели. Должны решаться последовательно.

Функции будут выступать средством по отношениям к целям и задачам. Они задаются сущностью, социальным назначением. Для государства объективным является цель. Назначение определяет, формирует цель. В процессе достижения целей государство выполняет ряд задач. Но выполнение целей может стать ступенью для новой цели.

· Функции государства всегда носят объективный характер потому что задаются назначениями обуславливаются реальной обстановкой, которая в обществе существует.

· Они всегда нормативны – поскольку заданы в законах этого государства. Если направление деятельности формально не закреплено, мы не можем говорить, что такая функция есть.

Необходимо разграничивать функции государства и функции отдельных органов государства. Функции государства шире и многообразнее функций органов. Орган осуществляет только часть государственных функций, только определенную часть. Все всеемте ОГВ, завязанные в единую систему выполняют функции государства в полном объеме.

Классификация функций государства.

Существуют различные подходы, следовательно, выделяются различные функции.

В большинстве современных учебников выделяют правотворческую / законодательную функции, но это формы регулирования. Правотворческая деятельность необходима для определения и реализации всех функций государства. Все функции нормативны, а для этого их нужно закрепить, которые будут определять содержание.

Функции достаточно стандартны, нельзя противопоставлять разные классификационные ряды.

1. В зависимости от направления государственной деятельности:

· Внутренние

· Внешние

Приоритетными будут являться внутренние, которые будут определять направление внешних. Любая классификация является достаточно условной, поскольку за основу берется одна грань этих явлений. Есть такие, которые мы не можем однозначно отнести к одной из классификаций, например, экологическая безопасность, терроризм.

2. В зависимости от степени выражения социальных элементов:

· Узкогрупповые

· Узкосоциальные – защита

3. От промежутка времени

· Временные – например, выхода из кризиса (экономическая), приватизационная

· Постоянные – которые с момента появления будут осуществляться непрерывно (экологические, борьба с терроризмом)

4. От сфер общественной жизни:

· Политическое (проф.Морозова не выделяет, потому что любое направление уже связано с политической деятельностью). Но существует же сфера администрирования, например, функция обеспечения народовластия. Обеспечение политического дуализма.

· Социальные

· Духовно – культурные

· Идеологические

· Экономические

5. По степени значимости

· Главные (основные) - имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции). Которые обеспечивают само существование государства и общества в целом, без реализации которых ни государство, ни общество существовать не могут. + финн контроль, + обеспечение прав и свобод.

· Производные (факультативные) - это функции сопутствующего или обслуживающего характера, например функция финансового контроля, которая имеет вспомогательную, конкретизирующие природу по отношению к экономической, социальной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка. Такой точки зрения придерживается проф. Морозова. НО! Без налогообложения, гос. контроля она существовать не может.

Их нужно называть обеспечивающими. вспомогательными! Развитие транспортной инфраструктуры, функции религиозного воспитания (вспомнить ст.13 К РФ).

Формы реализации функций государства.

Поскольку они всегда нормативны, то под формами следует понимать – способы проявления, отражения в реальной социальной действительности.

· Правовые – напрямую опосредуются правом. Существует два подхода.

1. Поход 3 правые формы:

а) правотворческая – закрепить законодательно.

б) правоиспольнительная – необходимо организовать исполнение. Создать соответствующую систему органов, которые будут заниматься реализацией этой функции, наполнить органы штатной структурой, наделить их властными полномочиями.

в) правоохранительная – обеспечит надлежащую реализацию этих функций, что исключить возможность отклонения или привлечь к ответственности.

2. Подход 2 правые формы:

а) правотворческая

б) правоприменительная

- оперативно - исполнительную

- правоохранительную

· Внеправовые – правом напрямую не опосредуются, но в отрыве от правовой формы существовать не могут. В юридической литературе эти формы иногда называют организационные.

1) организационно – регламентационные формы, которые регламентируют реализацию (дача руководящих указаний, директив, оперативные совещания)

2) организационно – информационная форма, которые формируют информационное поле, обеспечивающие реализацию функций государства (деятельность гос. СМИ, которые освещают деятельности государства).

3) организационно – обеспечительные (материальное обеспечение функций государства – средства, ресурсов; кадровое обеспечение – подготовка подбор расстановка кадров)

· Анатолий Борисович Венгеров – антиправовые – противоположные праву (судебное разбирательство над гос служащим. Если он действовал правомерно, а суд неправомерное решение применяет его. Когда вопреки праву функции начинаются реализовываться)

 

Проблемы формы государства.

 

Проблемы определения формы государства. Факторы, влияющие на устройство.

Форма государства - внешняя организация устройства государственной власти.

Ø Правления

Ø Государственного устройства

Ø Политико-правовой режим

Лазарев и кто ещё? добавляют динамику

Монократическое, поликратические и сегментарное (Россия – потому что идеологический, политический плюрализм) – классификация по концентрации власти.

Критерии: наличие/отсутствие разделения властей, степень реальности системы сдержек и противовесов, наличие/отсутствие ОМСУ, степень развитости МСО, степень обеспеченности П и С личности. Наличие/отсутствие политического плюрализма.

С использованием системного подхода, получается, что форма государства – совокупность способов организации распределения и осуществления государственной власти, определяющих степень участия населения в формировании и реализации этой власти.

Государство – категория постоянно развивающаяся. В античное время форма государства сводилась исключительно к форме правления. На рубеже нового времени появилась необходимость характеризовать форму и через государственное устройство.

Правовой режим появился в середине 20-го века, после окончания 2 мировой войны. Разные механизмы осуществления власти, например республики Франция и Германия + массовое нарушение прав человека. Появилось мнение, что форма государство должно дополниться 4 – политической динамикой – характер, перспективы и направление государства. НО это же и есть режим)

Самостоятельно – внешняя () форма государства и внутренняя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.051 с.)