Организация службы маркетинга и ее структура на предприятии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация службы маркетинга и ее структура на предприятии.



Реализация функции маркетинга на предприятии требует создания соответствующих маркетинговых служб. Организационная структура маркетинговой службы – это совокупность отделов и подразделений, занимающихся маркетинговой деятельностью.

Можно выделить следующие: функциональная, товарная, рыночная и смешанная (товарно-рыночная). Рассмотрим основные условия их применения.

Функциональная организация маркетинга предполагает, что каждый отдел или сектор разрабатывает и осуществляет одну или ряд определенных функций маркетинговой деятельности. Такую структуру имеют в основном сравнительно небольшие фирмы, работающие с узким ассортиментом товаров и на ограниченном числе рынков или их сегментов. Главными недостатками такого типа маркетинговой структуры являются замедленная реакция фирмы на изменение рыночных условий и требований покупателей, затруднительное решение вопросов финансирования маркетинговых мероприятий и др.

Товарная организация маркетинговых служб получила наибольшее распространение в практике зарубежных фирм, особенно тех, которые заняты производством и реализацией широкого спектра товаров (услуг). Такая структура маркетинговых служб позволяет фирмам лучше приспосабливаться к рыночным требованиям, предъявляемым к каждому товару, выпускать товары с различной технологией производства, коротким жизненным циклом, высоким уровнем инноваций.

    Директор по маркетингу        
               
Исследование рынка     Планирование ассортимента продукции     Сбыт   Реклама и стимулирование сбыта   Сервисное обслуживание
                                   

Рис.10.1. Функциональная организация службы маркетинга.

Недостатки структуры, ориентированной на товар, - сложность поиска новых рынков сбыта и новых сфер применения товаров; недостаточный учет специфики отдельных рынков, особенно при значительной доле экспортной деятельности; ослабление координационных связей по отдельным маркетинговым функциям; усложнение стратегического руководства и реализации единой маркетинговой программы.

Рыночная (региональная) организация маркетинговых служб характерна для фирм, работающих на многочисленных и неоднородных рынках, имеющих четко очерченные границы.

  Директор по маркетингу      
       
           
Управляющий маркетингом товара А   Управляющий маркетингом товара Б   Управляющий маркетингом товара В   Управляющий маркетингом товара Г
                               

 

Рис. 10.2. Товарная организация службы маркетинга.

Рыночный тип структуры распространен среди фирм, осуществляющих широкую сбытовую и производственную деятельность за рубежом. Однако этот тип структуры предъявляет особые требования к характеру производимых фирмой товаров. Товары должны быть однородны и удовлетворять однородным требованиям потребителей различных сегментов в регионе (часы, автомобили, сельхозтехника, универсальные станки и пр.). Товары не должны подвергаться резким изменениям конъюнктуры и сезонности или отличаться значительной инновационностью. Недостатки данной структуры: децентрализация и дублирование некоторых функций маркетинга; ее низкая эффективность для фирм с широкой номенклатурой продукции.

Для преодоления ограниченности товарной и рыночной организации крупные фирмы применяют товарно-рыночную организацию службы маркетинга. Она предполагает сочетание товарного и рыночного подходов с использованием принципа матрицы: управляющие по товарам отвечают за сбыт и прибыль от продажи своих товаров, а управляющие по рынкам – за развитие выгодных рынков для существующих товаров и потенциально-возможных.

  Директор по маркетингу  
 
           
Управляющий маркетингом по рынку А   Управляющий маркетингом по рынку Б   Управляющий маркетингом по рынку В   Управляющий маркетингом по рынку Г
                           

Рис.10.3. Рыночная организация службы маркетинга.

Распространенным и эффективным дополнением к маркетинговым организационным структурам являются временные организационные подразделения - хозяйственные стратегические подразделения. Они дают возможность гибко и оперативно решать неординарные задачи и задачи с высокой степенью новизны.

 

 

 

 


Рис. 10.4. Товарно-рыночная организация службы маркетинга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.007 с.)