Концентрация и диверсификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концентрация и диверсификация



Диверсификация производства – одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.

В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного характера и назначения. Например, Лебединский горно-обогатительный комбинат на основе диверсификации производства стал кроме железорудного сырья производить щебень, колбасные и хлебобулочные изделия, чипсы, пиво и др. продукцию, не свойственную для данного предприятия. Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30% общего объёма продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.

В современных условиях актуальность диверсификации производства на предприятиях значительно возрастает, что связано со стремлением хозяйствующих субъектов обезопасить себя от банкротства и получить максимальную прибыль.

Диверсификация производства способствует:

1. большей выживаемости любого хозяйствующего субъекта в условиях рынка;

2. более полному использованию ресурсов предприятия;

3. наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами;

4. проведению антимонопольной политики.

Диверсификация производства зависит от многих факторов и, прежде всего от типа производства. В наших условиях диверсификация наиболее эффективна, если она осуществляется на основе комбинирования производства.

Однако непродуманная и экономически необоснованная диверсификация может усугубить финансовое состояние любого промышленного предприятия.

 

Специализация и кооперирование производства

 

В промышленности существует частное и единичное разделение труда. На основе частного разделения труда формируются отдельные отрасли, например, чёрная металлургия, угольная промышленность, машиностроение и подотрасли, например, станкостроение, автомобилестроение. Внутри подотраслей – производства (например, в станкостроении - инструментальное, кузнечно-прессовое и др.).

Разделение труда ведет к дифференциации его отдельных видов, а их концентрация на основе увеличения объёмов каждой разновидности труда до экономически рациональных размеров обеспечивает массовое повторение операций и процессов, т.е. массовое или специализированное производство. Таким образом, специализация с одной стороны, является следствием общественного разделения труда, а с другой, – результатом концентрации однородного производства.

Итак, специализация – это процесс сосредоточения выпуска определённых видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнение отдельных технологических операций.

В промышленности различают следующие виды специализации:

1. предметная специализация – предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (тракторов, автомобилей, самолётов и т.п.);

2. подетальная специализация – предприятия специализируются на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов (подшипниковый, карбюраторный и др. заводы);

3. технологическая специализация – предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса (прядильные фабрики, изготавливающие пряжу для ткацких предприятий, литейные, кузнечно-прессовые и сборочные производства в машиностроении);

4. специализация вспомогательных производств – к такой форме специализации можно отнести предприятия, которые заняты выпуском тары и упаковки, инструментов и оснастки, а также выполняющие ремонтные работы.

В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализацию.

Высшей ступенью является межгосударственная специализация, т.е. специализация в рамках ближнего и дальнего зарубежья. Особенно актуально для России развитие специализации в рамках дальнего зарубежья, так как она слабо развита и на данном этапе наиболее эффективна для нашего государства.

Специализация производства связана со стандартизацией и унификацией продукции. Чем больше промышленных изделий охвачено унификацией и стандартизацией, тем легче организовать специализированные производства по изготовлению конструктивно и технологически однородной продукции.

Основная цель унификации – устранение неоправданного многообразия изделий одинакового назначения и привести их к возможному единообразию способов их изготовления. При унификации соблюдается принцип конструктивной преемственности. В изделии новой продукции в максимальной степени вводятся детали и узлы, уже применяющиеся в других конструкциях. Это обеспечивает использование одинаковых полуфабрикатов, деталей и узлов для производства готовых изделий разного назначения.

Стандартизация предполагает единые требования к конечной продукции, материалам, полуфабрикатам, комплектующим изделиям, условиям их транспортировки, хранения и потребления.

Стандартизация основывается на принципах опережения и комплексности. Принцип опережения заключается в установлении повышенных норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующем. Принцип комплексности заключается в согласовании показателей взаимосвязанных компонентов, входящих в объект стандартизации.

На основе стандартизации и унификации достигается концентрация производства однородных изделий на более крупных предприятиях оптимальных размеров, что обеспечивает рост производства и производительности труда, лучшее использование производственных фондов, сырьевых и трудовых ресурсов, повышение качества продукции и т.д.

Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей:

· коэффициент охвата производства – характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида;

· коэффициент специализации – характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции данного вида;

· коэффициент подетальной специализации – характеризует долю продукции технологически специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;

· широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации.

Специализация тесно связана с кооперированием производства. По сути, это две стороны одного процесса, поэтому в экономическом плане их следует рассматривать в единстве.

 

Кооперирование производства

Под кооперированием понимают производственные связи предприятий по совместному производству конечной продукции. Производственное кооперирование непосредственно вытекает из специализации отраслей и предприятий на изготовление отдельных заготовок, деталей и агрегатов для машин.

Различают три формы кооперирования:

1. предметное (агрегатное) кооперирование – ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводом, выпускающим машины и оборудование;

2. подетальное кооперирование – ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т.д.);

3. технологическое (стадийное) кооперирование – выражается в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам.

С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между собой заводов различают следующие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями:

1. внутрирайонное кооперирование – когда кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;

2. межрайонное кооперирование – когда кооперируются предприятия, расположенные в разных экономических районах;

3. внутриотраслевое кооперирование – когда кооперируются предприятия одной отрасли;

4. межотраслевое кооперирование – при кооперировании заводов разных отраслей.

Наиболее широко распространено кооперирование в машиностроении, пищевой, лёгкой, деревообрабатывающей промышленности.

Уровень кооперирования определяется следующими основными показателями:

1. удельный вес себестоимости выпускаемой предприятием продукции, комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперированию;

2. удельный вес полуфабрикатов изготавливаемых предприятием на сторону, в общем их выпуске и выпуске всей продукции;

3. количество предприятий кооперирующихся с данным предприятием.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.029 с.)