Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фаза (от греч. phasis — появление) период, ступень в развитии какого-либо явления, этап.
Ста́дия — этап развития чего-либо, отличающийся специфическими особенностями. 5. Какие принципы для построения периодизации выделял Л.С. Выготский? Ответ: · принцип историзма – развитие ребенка происходит в конкретно-историческом периоде и обусловлено этим периодом. · обязательно учитывать роль каждого возрастного этапа в общем развитии ребенка; · диалектический подход к пониманию развития; · необходимо выделять критические периоды развития; · выделять эпохи, стадии и фазы. 6. Почему по мнению Д.Б. Эльконина подходы к проблеме периодизации, намеченные П.П. Блонским и Л.С. Выготским, должны быть сохранены и вместе с тем развиты в соответствии с современными знаниями? Ответ: По мнению Д.Б. Эльконина подходы к проблеме периодизации, намеченные П.П. Блонским и Л.С. Выготским, должны быть сохранены и вместе с тем развиты в соответствии с современными знаниями, потому что: · исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества. · подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка. · представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающем не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований. · выделение как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому. · выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз. 7. Как предлагал рассматривать деятельность А.Н. Леонтьев, в изучении развития психики ребенка? И что, по его мнению, может служить признаком перехода от одной стадии к другой? Ответ: 8. В чем выражается проблема рассмотрения аффекта и интеллекта, и что есть «динамическое единство аффекта и интеллекта» по мнению Д.Б. Эльконина? Ответ: По мнению Д.Б. Эльконина, проблема рассмотрения аффекта и интеллекта, и что есть «динамическое единство аффекта и интеллекта» выражается в следующем: Д.Б. Эльконин делает попытку преодолеть раскол психологии и осуществить провозглашенный его учителем принцип единства аффекта и интеллекта за счет введения диалектической взаимосвязи ориентации ребенка на мир людей и на мир вещей, причем с попеременным доминированием на разных этапах онтогенеза то социальной направленности, то преимущественной ориентации ребенка на предметный мир.
9. В чем сходство теорий интеллектуального развития Ж. Пиаже и аффективно-потребностной сферы и ее развития 3. Фрейда? Ответ: эти концепции глубоко родственны по принципиальному истолкованию психического развития как развития адаптационных механизмов поведения. Для Ж. Пиаже интеллект есть механизм адаптации, а его развитие есть развитие форм адаптации ребенка к миру вещей». Для З. Фрейда и неофрейдистов механизмы вытеснения, цензуры, замещения и т.п. выступают как механизмы адаптации ребенка к «миру людей». 10.Что нового вносит Д.Б. Эльконин в понимание ролевой игры детей, и как при этом меняется характер связи систем «ребенок — вещь» и «ребенок — отдельный взрослый»? Ответ: Д. Б. Эльконин показывает, что система «ребенок—вещь» по сути есть система «ребенок—общественный предмет», так как на первый план для ребенка выступают в предмете общественно выработанные действия с ним, а не физические и пространственные свойства его как объекта; последние служат лишь ориентирами для действий с ним. Система «ребенок—взрослый» превращается, по Д. Б. Эльконину, в систему «ребенок—общественный взрослый». Это происходит потому, что для ребенка взрослый — носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности. Взрослый осуществляет в деятельности определенные задачи, вступает при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняется определенным нормам. Эти задачи, мотивы и нормы отношений, существующие в деятельности взрослых, дети усваивают через воспроизведение или моделирование их в собственной деятельности. 11.Какие положения об основных типах деятельности детей Д.Б. Эльконин считает главными? Какие типы В.Д. он выделяет: – в младенческом возрасте, – в раннем детстве, – в дошкольном возрасте, – в младшем школьном возраст, – в подростковом возрасте?
Ответ: Главными типами деятельности детей Д.Б. Эльконин считает мотивационная и операционная. Согласно гипотезе, все детские возрасты могут быть разделены на два типа: · в возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий; · в возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности. 12.На какие группы Д.Б. Эльконин предлагает разделить ведущие типы деятельности и как он их характеризует? Ответ: В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений "ребенок -общественный взрослый" или, шире, "человек -человек". Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста - математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но по существу и то и другое - освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений "ребенок -общественный предмет" или "человек-вещь". 13.В чем теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития и построенной на ее основе схемы периодизации? Ответ: Во-первых, ее основное теоретическое значение заключается в том, что она позволяет преодолеть существующий в детской психологии разрыв между развитием мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности, позволяет показать противоречивое единство этих сторон развития личности. Во-вторых, эта гипотеза дает возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как восходящий по спирали. В-третьих, она открывает путь к изучению связей, существующих между отдельными периодами, к установлению функционального значения всякого предшествующего периода для наступления последующего. В-четвертых, наша гипотеза направлена на такое расчленение психического развития на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам этого развития, а не каким-либо внешним по отношению к нему факторам. Практическое значение гипотезы состоит в том, что она помогает приблизиться к решению вопроса о сензитивности отдельных периодов детского развития к определенному типу воздействий, помогает по-новому подойти к проблеме связи между звеньями существующей системы образовательных учреждений. Согласно требованиям, вытекающим из этой гипотезы, там, где в системе наблюдается разрыв (дошкольные учреждения – школа), должна существовать более органичная связь. Наоборот, там, где ныне существует непрерывность (начальные классы – средние классы), должен быть переход к новой воспитательно-образовательной системе (по материалам Д. Б. Эльконина).
Статья 2. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Собрание сочинений. Т. 4, ч. 2. Проверочные вопросы на понимание и усвоение материала статьи:
Ответ: Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.007 с.) |