V.Словарно-орфографическая работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V.Словарно-орфографическая работа



— Запишите слово акваланг.

Оно содержит два корня: латинский аква — вода и английский ланг — легкие. Слово акварель образовано от латинского аква — вода. От этого же корня образовано и слово аквариум. Это слово в латинском языке содержит суффикс -ариум-, означающий «вместилище», «хранилище».

VII. Продолжение работы по теме урока

(Упр. 22.)

— Прочитайте текст. Что нового вы узнали? На чем писали в Древней Руси?

(Выясняется, какая речь появилась раньше: письменная или устная.)

Материал для учителя

Кто изобрел бумагу?

Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма. Но это еще была не бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году человек по имени Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разо­шлось по всему миру, достигло Европы и пришло в Англию.

Кто изобрел перо?

До появления пера человек пользовался различными приспособления­ми для написания букв. Например, в древности использовали заточенный камень, чтобы нацарапать изображение на стенах пещеры. Приходилось обмакивать пальцы рук в сок растений и даже в кровь животных, чтобы изобразить что-либо на стене. Позднее стали использовать мел или куски глины. В Китае для изображения иероглифов использовали тонкие кисти из шерсти верблюдов. Возможно, первые перья были изобретены в Египте. Египтяне присоединили к полому тростнику кусочек меди. В качестве пера использовали кусочки металла, слоновой кости, а писали на таблич­ках, покрытых воском. С появлением в Средние века бумаги для письма стали использовать перья гусей, ворон, лебедей. Кончик пера заостряли и надрезали, и чернила стекали по перу вниз. Стальные перья появились в Англии в 1780 году. Шариковая ручка — изобретение XX века.

VIII. Итог урока

— Отгадайте загадки. О какой форме речи они напоминают?

Поверчу волшебный круг—

И меня услышат вдруг. (Телефон.)

Стальной конек по белому полю бегает, За собой черные следы оставляет. (Ручка.)

Стоит красивый сундучок. Его не тронешь — он молчок, А стоит ручки повертеть,

Он будет говорить и петь. (Телевизор, радиоприемник.)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета.)

— Итак, какая же бывает речь? (Устная и письменная.)

Какая речь называется устной, а какая письменной? (То, что мы говорим и слышим — это устная речь. То, что мы пи­шем и читаем — это письменная речь.)

— Приведите примеры устной и письменной речи.

— Как вы думаете, какая речь важна для человека? (Устная и письменная речь очень тесно связаны друг с другом. Для че­ловека важна и та и другая речь.)

Домашнее задание Упр. 23.

Урок 10. Выделение предложений в устной и письменной речи

Цели: формировать умение выделять предложение в уст­ной речи; развивать умение правильно оформлять предложение в письменной речи.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

II. Проверка домашнего задания

— Сколько в тексте предложений? (Четыре.)

— Как вы разделили текст на предложения? (В предложении о ком-либо или о чем-либо говорится; оно выражает закон­ченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.)

— Как отделяются предложения одно от другого в письмен­ной речи?

III. Актуализация знаний

IV. Чистописание

V. Работа по теме урока

1. Работа с текстом.

Осень птицы летят на юг журавли летят клином ласточки летят стайкой ребята вышли проводить пернатых друзей дети машут платка­ми в добрый путь!

— Что вы заметили? (Текст не разделен на предложения.) — Прочитайте текст еще раз, определите границы предложе­ний, посчитайте, сколько в тексте предложений. (Семь.) (Предложения зачитываются вслух.)

— О чем этот текст? (Об осени, об отлете птиц на зиму в теплые края.)

— Все ли птицы улетают осенью? (Нет, есть зимующие птицы.)

— Одинаково ли улетают птицы? Что говорит автор?

— Прочитайте предложение, которое состоит из одного слова. (Осень.)

Почему мы можем сказать, что в данном случае это отдель­ное предложение, а не отдельное слово? (Хоть это предло­жение и состоит из одного слова, но в нем заключена мысль о том, что осень наступила.)

— Прочитайте еще раз предложения и найдите, о ком или о чем говорится в каждом из них.

— С каким предложением возникли затруднения? (С последним.) Хотя предложение состоит из трех слов, нельзя определить, о ком или о чем в нем говорится. В этом предложении заключена следующая мысль: провожая птиц в дальние края, дети желают им доброго пути, потому что впереди их ждет множество преград, по­этому не все птицы благополучно добираются до места зимовки, очень многие гибнут.

— Запишите пятое предложение в тетрадь. Что надо знать, что­бы правильно оформить предложение на письме? (Первое слово напишем с заглавной буквы, в конце поставим точку.)

— Всегда ли в конце предложения ставится точка? (Не всегда.)

— Найдите в тексте предложение с другим знаком препина­ния, запишите его. (В добрый путь!)

— Как вы думаете, почему в конце этого предложения стоит восклицательный знак? (Это предложение произносится с особым чувством.)

— Какие знаки препинания вы встречали еще в конце пред­ложений? (Вопросительный знак.)

Как вы думаете, когда в предложении ставится вопроситель­ный знак? (Когда в предложении о чем-либо спрашивается.)

— Составьте предложение, в конце которого нужно поставить вопросительный знак.

— Составьте предложение, которое произнесете с особым чув­ством.

— Какой знак поставите в конце такого предложения? 2. Самостоятельная работа.

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в теплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

Определите, сколько предложений в тексте. Перепишите его, правильно обозначая начало и конец предложений. Подберите название к тексту.

VI. Физкультминутка

VII. Словарно-орфографическая работа

(Учитель знакомит детей со словарным словом вдруг.)

— Произнесите слово так, чтобы отчетливо слышался послед­ний согласный.

— Сравните написание этого слова с произношением. Что можете сказать? (В конце слова пишется буква Г, а слышится звук [К].)

— Чтобы объяснить лексическое значение слова, давайте подберем к нему синонимы (слова, близкие по значению). Выберите из данных слов слова-синонимы.

Одновременно, неожиданно, сразу, внезапно. (Неожиданно, вне­запно.)

— Найдите слово вдруг в орфографическом словаре. Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложения с этим словом.

(Самое удачное предложение дети комментируют и записы-щют в тетрадь.)

VIII. Повторение

— Запишите слова.

Лёва, йод, ключи, тетрадь, ребята, вещи, утята.

— Подчеркните согласные буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

— Запишите слова.

Петя, Люба, зверь, учительница, люстра, песня.

— Подчеркните буквы, которые обозначают на письме мяг­кость предыдущего согласного.

Ответы на вопросы запишите законченными предложе­ниями.

• Кто собирает яблоки спиной? (Еж собирает яблоки спиной.)

• У кого на сучке кладовая? (У белки на сучке кладовая.)

• Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц бежит задними ногами вперед.)

• Кто полгода живет без обеда? (Медведь полгода живет без обеда.)

• Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц меняет шубу два раза в год.)

IX. Итог урока

— Как в письменной речи одно предложение отделяется от другого? (Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения может стоять точка, вопросительный или восклицательный знак.)

От чего это зависит? (Примерный ответ. От цели произ­несенного предложения. Если предложение произносится с целью сообщения чего-либо, то в конце такого предло­жения ставится точка. Если в предложении содержится вопрос, то одобрение, неудовольствие и т. д.), ставится восклицатель­ный знак.)

Приведите примеры этих видов предложений.

— А как в устной речи одно предложение отделяется от дру­гого? (Паузой.)

Домашнее задание Упр. 24.

 

 

Урок 11. Звуки и буквы

Цели: формировать умение четко различать буквы и звуки; учить сравнивать слова, похожие по звучанию.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

Внимание! Нам прислали телеграмму.

«Всем второклассникам! Югославский писатель Душан Радович ищет матросов для корабля "Санглбанглтинглтаг"».

(Учитель пишет на доске название корабля.)

Что это за корабль, мы узнаем, когда прочитаем стихотворение этого писателя.

(Зачитывается стихотворение. Название корабля ученики чи­тают хором.)

Дети, вы слышали о корабле, Самом прекрасном на всей земле? Этот корабль называется так: «Сангл-бангл-тингл-таг». Спешите, спешите узнать поскорей

Строгий приказ министерства морей:

«Матросом на борт поднимается тот,

Кто быстро название произнесет».

Ребята! Внимание! Каждый из вас

Может попробовать хоть сейчас.

Только учтите: совсем не пустяк

Сказать без запинки «Санглбанглтинглтаг».

Кто может сказать «Санглбанглтинглтаг»,

Тот может поднять корабельный флаг,

Может прямо в Африку плыть,

Может даже трубку курить

И важничать, как заправский моряк,

На корабле «Санглбанглтинглтаг».

Вот вы уже и научились произносить трудное название этого корабля. Значит, мы тоже попытаемся попасть матросами на этот корабль. Однако это не так просто сделать. Вслед за телеграммой прибыл пакет, в котором оказались задания для проверки тех, кто пожелает служить на корабле. Надо пройти следующие испытания.

— Отгадайте загадки и четко произнесите отгадки.

Носит хобот, а не слон.

Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет.

Без лопаты, а копает. (Экскаватор.)

Сам вагон открыл нам двери,

В город лестница ведет.

Мы своим глазам не верим: Все стоит — она идет! (Эскалатор.)

Из края города

В другой

Ходит домик

Под дугой. (Трамвай.)

Сам не едет, не идет,

Не поддержишь — упадет.

А педали пустишь в ход —

Он помчит тебя вперед. (Велосипед.)

— Повторите загадку и назовите отгадку.

Телятки гладки

Привязаны к грядке. (Огурцы.)

Две сестрицы-мастерицы,

Друг дружке — помощницы. (Руки.)

— Выполните самое трудное задание. Скороговорки, которые вы услышите, надо повторить три раза: первый раз медлен­но, второй — быстрее, третий — очень быстро.

• Жутко жуку жить на суку.

Свинья тупорыла весь двор перерыла.

Ну что ж, вы выполнили все задания. Проходите на корабль. Нас ожидает увлекательное путешествие на остров звуков и букв, где мы будем находиться несколько дней. За это время мы должны будем понаблюдать за ними, определить их признаки, увидеть различия между ними. А сначала проверим, готов ли наш корабль к плаванию и как матросы подготовили домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания

— Сколько предложений в домашнем упражнении? (Два.)

— Какие знаки препинания стоят в конце предложений?

— Почему во втором предложении поставили восклицатель­ный знак?

О каком знаке препинания мы еще не сказали? Когда он нам необходим?

— Что еще мы должны знать, чтобы правильно оформить предложение на письме? (Предложение начинается с за­главной буквы.)

III. Чистописание

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

— Закончите пословицу подходящим по смыслу словом. Без труда не вытащишь и рыбку из... (пруда).

—Произнесите еще раз это слово. Из чего оно состоит, когда мы его слышим или произносим? (Из звуков.)

—Назовите по порядку звуки в слове пруда.

—Как называется значок, которым мы на письме обозначаем звук? (Буква.)

—Запишите пословицу. Сравните звук и букву. (Звук мы слы­шим и произносим, а букву видим и пишем. Буква — обозначе­ние звука на письме.)

(На доске записаны слова.) Мир, Родина, мама.

—Из чего состоит каждое написанное слово? (Из букв.)

—А теперь произнесите слова с той интонацией, с которой вам бы хотелось это сделать.

(Учащиеся произносят по очереди.)

—Из чего состоит слово, которое мы произносим и слышим? (Из звуков.)

—С какой интонацией вам хотелось прочитать эти слова и по­чему? (Примерный ответ. Мама — с любовью и нежностью, потому что это самый близкий и дорогой нам человек. Ро­дина — с теплотой и гордостью, потому что это то место, где ты родился и растешь. Мир — торжественно, требователь­но, потому что он нам всем очень нужен для того, чтобы дети росли счастливыми, умными, добрыми, здоровыми.)

—Запишите эти слова в тетрадь.

(Учитель показывает рисунки предметов парами, дети назы­вают предметы и записывают в тетрадь.) Коза — коса, рак — мак, рама — рана.

—Произнесите слова парами. Чем они отличаются?

—Подчеркните в словах буквы, которыми они отличаются.

—Посмотрите на рисунки, которые обозначают эти предметы.

—Важно ли знать, как правильно писать слова? (Очень важно. Стоит заменить хотя бы один звук в слове — изменится его смысл.)

(Упр. 27.)

— Прочитайте слова.

(Дети произносят слова парами, выполняют их звуковой ана­лиз, затем записывают.)

— Чем отличаются эти слова, когда мы их произносим? (Зву­ками.)

— Чем отличаются эти слова на письме? (Буквами.)

— Подчеркните их.

(Далее дети читают правило на с. 16: сначала про себя, затем хором.)

— Подберите слова, которые на письме отличаются от слова сом только одной буквой. (Сор, сок, сон.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.048 с.)