Пояснения к технологической карте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пояснения к технологической карте



1. "Взаимосвязь процессов социализации, адаптации и дезадаптации" - повторение дисциплин по общей психологии, социологии и социальной психологии по темам «Личность», "Социализация", "Психологическая и социальная адаптация". В частности должны быть рассмотрены процессы социализации личности, социальной и психологической адаптации, асоциализация, десоциализация, ресоциализация, а также сферы, стадии и факторы социализации. Самостоятельная работа является подготовкой к семинарскому занятию.

2. "Психологическая адаптация детей, подростков и молодежи" - чтение лекций и рекомендуемой преподавателем литературы для подготовки к семинарскому занятию. Подготовка докладов на следующие темы "Социально-психологическая дезадаптация детей при поступление в ДОУ", "Социально-психологическая дезадаптация детей при поступление в СОШ", "Социально-психологическая дезадаптация подростков", "Социально-психологическая дезадаптация студентов первокурсников", "Социально-психологическая дезадаптация больных с невротическими, соматоформными и психосоматическими расстройствами", "Социально-психологическая дезадаптация больных с расстройствами личности".

3. "Способы диагностики уровня адаптации" - опережающее домашнее задание по теме. Чтение литературы о способах, методах и методиках диагностики уровня дезадаптации для принятия участия в беседе и обсуждении на лекционном занятии.

4. "Способы диагностики уровня адаптации" - выполнение психологической методики "Диагностика социально-психологической адаптации" (К. Роджерс, Р, Даймонд). Обработка данных, интерпретация результатов. Сдача психологического заключения.

5. "Способы диагностики уровня адаптации" - выполнение психологической методики "Многоуровневый личностной опросник (МЛО) «Адаптивность»" (А. Г. Маклаковым, С. В. Чермяниным). Обработка данных, интерпретация результатов. Сдача психологического заключения.

6. "Индивидуальная беседа с родителями о развитии ребенка до поступления в школу" - разработка интервью о развитии ребенка до поступления в школу на основе следующей схемы: 1) анкетные данные ребенка и основные сведения о семье; 2) особенности перинатального развития; 3) состояние здоровья ребенка; 4) воспитание ребенка; 5) развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве; 6) развитие ребенка в дошкольном детстве. Студенты делятся на микрогруппы по 5-6 человек и после представляют разработанные интервью.

7. "Социально-психологическая дезадаптация. Этапы проведения профилактических мероприятий" - актуализация знаний по пройденным темам с целью подготовки к тестовому контролю.

8. "Формы проведения профилактических мероприятий" - подготовка сообщений о примерах четырех формах проведения профилактики дезадаптации: организационная работа, лечебно-оздоровительная, психологическое обеспечение адаптационного периода, социально-педагогическая деятельность. Сообщения готовятся в четырех микрогруппах в соответствии четырем формам проведения профилактических мероприятий.

9. "Организация различных форм проведения профилактики дезадаптации" - разработка плана каждой из четырех форм проведения профилактических мероприятий: организационная работа, лечебно-оздоровительная, психологическое обеспечение адаптационного периода, социально-педагогическая деятельность, в соответствии конкретной ситуации - переход школьников в пятые классы средней школы.

10. "Роль психолога, педагога и медицинского работника в проведении профилактических работ" - заполнение следующей таблицы:

Профессиональная деятельность специалиста в проведении профилактических мероприятий

Формы проведения профилактических мероприятий Деятельность специалиста
Психолог Педагог Медицинский работник
Организационная работа      
Лечебно-оздоровительная,      
Психологическое обеспечение адаптационного периода      
Социально-педагогическая деятельность      
         

 

11. "Методы проведения профилактических мероприятий" - подготовка докладов о методах проведения профилактических мероприятий: ролевые игры, рисуночные методы, тренинги общения и знакомств, внеучебные мероприятия, беседы с родителями и педагогами, упражнения-разминки и т.д.

12. "Разработка памятки по предупреждении дезадаптации" - составление памятки для родителей и педагогов, которая представляет собой свод правил и этических принципов обеспечивающие эффективность адаптации в образовательном учреждении. Например, " Нельзя говорить ребенку, что он хуже других", " Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми", " Признавайте права ребенка на ошибки", " Давать возможность ребенку гулять, отдыхать, делать уроки без спешки" и т.д.

13. "Этнический кодекс" - конспектирование принципов из этнических кодексов психолога и социолога по работе с детьми.

14. "Методологические принципы проведения профилактики дезадаптации" - актуализация знаний для подготовки к семинарскому занятию.

15. "Критерии эффективности адаптации" - актуализация знаний для подготовки к семинарскому занятию.

16. "Критерии дезадаптации" - составление субъективных и объективных критерий дезадаптации на подобие таблицы "Критерии адаптации".

17. "Сравнительный анализ адаптированного и дезадаптированного ребенка, подростка, молодого человека" - заполнение таблицы следующей формы:

Сравнительный анализ адаптированного и дезадаптированного ребенка, подростка, молодого человека

Критерии Адаптированный индивид Дезадапированный индивид
     
     
     

18. "Профилактика дезадаптации" - чтение лекций и рекомендованной литературы для подготовки к прохождению итогового тестового контроля.

19. Написание реферата на следующие темы: ".Социализация. Сущность, стадии, институты, фазы, факторы, механизмы", " Социально-психологическая дезадаптация. Понятие. Причины", " Диагностика социально-психологической адаптированности", " Зависимые формы поведения как проявление социально-психологической дезадаптации", " Уровни психологической адаптации ребенка в школе по Л.А.Венгеру", ". Причины школьной дезадаптации: социальный, физиологический, медицинский, психологический, педагогический аспекты", " Роль семьи в возникновении и предупреждении социально-психологической (в т.ч. школьной) дезадаптации" и др.

 

Раздел IV

Дидактический тест

Аннотация. Дидактический тест составлен для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине "Профилактика дезадаптации в образовательном учреждении" специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000). Дидактический тест содержит 15 тестовых заданий. Время, отводимое для выполнения - 25 мин. Проверка тестового задания осуществляется с помощью утвержденного ключа.

Оценка тестовых заданий производится в соответствии с утвержденными критериями:

Процент правильных ответов Оценка по общепринятой шкале
90-100% Отлично
60-89% Хорошо
30-59% Удовлетворительно
0-29% Неудовлетворительно

 

Инструкция. Уважаемые студенты! Вашему вниманию представляется дидактический тест для проведения контрольного опроса по дисциплине "Профилактика дезадаптации в образовательном учреждении" специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000).

 

1. Выберите номер правильного ответа

Двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, путем вхождения в социальную среду, с другой стороны – процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, называется:

1) воспитанием;

2) социализацией;

3) развитием.

 

2. Выберите номера правильных ответов

К фазам социализации относится:

1) идентификация;

2) индивидуализация;

3) интериоризация;

4) адаптация.

3. Выберите номер правильного ответа

Семья, школа, ВУЗ, неформальные объединения являются:

1) институтами социализации;

2) сторонами социализации;

3) факторами социализации.

 

4. Выберите номера правильных ответов

Задачи адаптационных занятий:

1) Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности;

2) формирование научного мировоззрения;

3) развитие умственных сил, способностей и дарований;

4) Создание условий для проявления индивидуальных особенностей детей;

5) Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу;

6) развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

 

5. Дополните

Дезадаптация - это частичная или полная утрата способности __________________ к условиям социальной среды.

 

6. Выберите номер правильного ответа

Состояние, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях, хотя предпринимает такие попытки, такой ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению называется:

1) фрустрацией;

2) патологической адаптацией;

3) дезадаптированностью;

4) вытеснение.

 

7. Выберите номера правильных ответов

Факторами дезадапатации учащихся являются:

1) индивидуальные и личностные особенности, социально-психологические условия, психолого-педагогические ситуации;

2) педагогическая запущенность, стиль педагогического взаимодействия;

3) хронические соматические заболевания, врожденные уродства, эндогенные психические заболевания.

 

8. Выберите номер правильного ответа

Дезадаптация включает:

1) 5 уровней;

2) 4 уровня;

3) 3 уровня;

4) 2 уровня.

 

9. Установите соответствие:

Этапы проведения профилактики дезадаптации Характеристики этапов
1) диагностический А) происходит анализ полученной информации
2) аналитический Б) происходит осуществление запланированных профилактических мероприятий
3) этап планирования В) осуществляется сбор информации об условий и возможностей проведения профилактических мероприятий, а также индивидуально-личностных характеристик индивидов
4) реализационный Г) происходит определение результативности профилактической деятельности
5) оценочный Д) происходит разработка алгоритма проведения профилактических мероприятий

 

10. Выберите номера правильных ответов

Профилактика дезадаптации может проводиться посредством:

1) тренингов общения, упражнений-разминок;

2) беседы с родителями;

3) внеучебных мероприятий;

4) медикаментозной профилактики.

 

11. Установите соответствие:

Формы профилактических мероприятий Характеристика пформ профилактических мероприятий
1) организационная работа А) деятельность, направленная на оказание помощи учащемуся в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
2) лечебно-оздоровительная работа Б) система организационных и практических мероприятий, направленных на приспособление к новой социальной ситуации на основе применения психологических технологий, а также мобилизации психологического потенциала индивида и группы
3) психологическое обеспечение адаптационного периода В) деятельность, направленная на проведение лечебной, профилактической, оздоровительной работы среди учащихся без отрыва от учебного процесса
4) социально-педагогическая деятельность Г) деятельность, направленная на обеспечение благоприятных условий для адаптации индивидов к условиям образовательного учреждения

 

12. Дополните

Существуют ряд критериев эффективности адаптации, которые подразделяются на ______________ и _______________.

 

13. Выберите номера правильных ответов

К критериям адаптивности относят:

1) Низкая степень интеграции (вплоть до дезинтеграции) индивида со средой;

2) Зависимость, конформность;

3) Интернальный локус контроля;

4) Быстрая смена настроения, эмоциональная неустойчивость, неадекватность аффективных реакций;

5) Социальная активность.

 

14. Выберите номер правильного ответа

К дезадаптационным нарушениям относится:

1) педагагическая запущенность;

2) синдром тревожного ожидания;

3) трудновоспитуемость.

 

15. Дополните

При профилактике отколняющегося поведения членов неформальных групп в большинстве случаев рекомендуется основной упор делать не на _________________________________ действия, а на ______________, гласное, ____________________________ интересующих молодых людей проблем. Безусловно, что в ряде случаев следует решительно применять запрет.

 

 

Ключ для обработки

Номер задания Правильные ответы
  2)
  3), 4)
  1)
  1), 4), 5)
  приспосабливаться
  3)
  1), 2), 3)
  2)
  1)-В); 2)-А); 3)-Д); 4)-Б); 5)-Г)
  1), 2), 3), 4)
  1)-Г); 2)-В); 3)-Б); 4)-А)
  субъективные; объективные
  3), 5)
  2)
  запретительно-административные; открытое; демократическое обсуждения

 

 

Раздел V

Глоссарий

по дисциплине «Профилактика дезадаптации в образовательном учреждении»

1. Адаптированность –это уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения - удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

2. Дезадаптация -это частичная или полная утрата способности приспосабливаться к условиям социальной среды.

3. Дезадаптированность – это состояние, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях, хотя предпринимает такие попытки, такой ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению.

4. Институты социализации -это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

5. Методология -(от греч. «учение о способах»; от др. -греч. «путь вслед за чем-либо» и «мысль, причина») учение о методах, методиках, способах и средствах познания.

6. Обучение -это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаний, умений, навыков, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.054 с.)